Профессионально-трудовое обучение как важный и социально значимый предмет для учащихся с ОВЗ
статья по технологии
Актуальной проблемой нашего времени является проблема адаптации обучающихся с ОВЗ к трудовой деятельности. Большинству выпускников только трудовое обучение, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства. Но на рынке труда большинство выпускников не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Профессионально-трудовое обучение как важный и социально значимый предмет для учащихся с ОВЗ
Клонина Татьяна Владимировна
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области “Школа-интернат №3 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Тольятти”
Актуальной проблемой нашего времени является проблема адаптации обучающихся с ОВЗ к трудовой деятельности. Большинству выпускников только трудовое обучение, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства. Но на рынке труда большинство выпускников не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками.
Правильная коррекция недостатков, связанных с особенностями развития детей, а также создание специальных условий для осуществления образовательного процесса, даёт возможность на базе общеобразовательного учреждения сформировать у учащихся с ОВЗ багаж социально-трудовых навыков, необходимых для успешной адаптации к трудовой деятельности. Педагогический оптимизм, коррекционно-компенсирующая направленность, деятельностный подход в обучении и воспитании учащихся с ОВЗ, а также реализация дифференцированного и индивидуального подхода в обучении помогут достичь желаемых результатов социально-трудовой адаптации умственно отсталых школьников и решить задачи:
- воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности);
- коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития;
- профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве.
Эффективность профессионально-трудового обучения должна обеспечивать общее развитие личности. Развитие социальных навыков положительного отношения к труду должно составлять значительную часть профессионального обучения. Индивидуально ориентированное профессиональное обучение увеличивает шансы найти работу людям с ограниченными возможностями здоровья и способствует их интеграции в общество. Эту задачу можно осуществить путем теоретического и практического обучения с выраженной направленностью на профессию и рабочее место. Индивидуальная мотивация является важной составляющей профессионального обучения людей с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное образование, помимо выполнения важной задачи развития учащихся, должно быть согласовано с изменяющимися потребностями рынка труда, представлять собой динамический процесс, а не систему, связанную неповоротливыми и порой устаревшими технологиями. Соотношение профессионального обучения с индивидуальными возможностями школьников – важное условие обучения на всех уровнях. Учебный процесс должен быть организован в соответствии с современными дидактическими принципами, специальными методами обучения, педагогическими технологиями мониторинга качества подготовки.
Профессионально-трудовое обучение, как важный и социально значимый предмет, направлен на адаптацию к трудовой деятельности школьников с ОВЗ. Это предполагает совершенствование организации учебного процесса, уровня его методического обеспечения:
- при создании соответствующих условий материально-технической базы оборудования мастерских и методологических подходов к системе коррекционно-развивающего обучения в профессионально-трудовом обучении умственно отсталых учащихся максимально подготовить их к профессионально-трудовой деятельности;
- на основе индивидуального и дифференцированного подхода разрабатывать эффективные технологии коррекционно-развивающего обучения на основе известных в специальной педагогике и психологии методов и форм обучения;
- осуществлять разработку по типологизации учащихся в трудовом обучении и формам критериев оценки их развития в профессионально-трудовой деятельности;
- осуществлять и постоянно совершенствовать профориентационную работу на основе тесной связи с базовыми предприятиями и службами на рынке труда;
- готовить кадровых специалистов, способных осуществлять в процессе обучения психолого-педагогическую поддержку учащихся в ходе их профессионально-трудовой деятельности и на основе инновационных подходов при коррекционно-развивающем обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/31/picture-89287.jpg)
«Формирование социальных компетенций на уроках профессионального трудового обучения».
Социальная компетенция – это способности и умения, обеспечивающие человеку эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами и средствами социального взаимодейс...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/23/picture-164356-1356274274.jpg)
Проект урока. Учитель: Решетникова О.Р. Предмет: Профессионально-трудовое обучение (швейное дело). 7 класс. Тема урока: Обработка выреза пододеяльника подкройной обтачкой.
Тема урока: Обработка выреза пододеяльника подкройной обтачкой.Цели урока: Образовательная:- совершенствовать знания, умения и навыки по технологии обработки выреза пододеяльни...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/06/picture-913915-1491492970.jpg)
«Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках профессионально-трудового обучения».
Использование личностно-ориентированного обучения на уроках в коррекционной школе приемлем в коррекционной школе и способствует адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья в современно...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/27/picture-1072117-1674847444.jpg)
Рабочая программа по предмету " Профессионально-трудовое обучение " (надомное обучение) в 6 классе
Рабочая программа по по предмету " Профессионально-трудовое обучение " составлена для надомного обучения в 6 классе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Социально – бытовая ориентировка» группа профессионально - трудового обучения 1.1
Данный материал будет полезен для учителей СБО. Рабочая программа структурирована, содержит описание учебного предмета по темам, показатели личностных и предметных результатов....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/05/picture-1447311-1672921708.jpg)
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
Социальная адаптация - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной ос...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/25/picture-136541-1695613196.jpg)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ» (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО), для учащихся 7 коррекционного класса, VIII вида (девочки)
Рабочая программа по швейному делу для 7 класса составлена на основании:- учебного плана на 2022-2023 учебный год;- программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежд...