Формирование исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по предмету технология
статья по технологии

Формирование исследовательской компетенции учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по предмету технология на основе технологии развивающего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_gorodskom_pedagogicheskom_forume.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование исследовательской компетенции учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по предмету на основе технологии развивающего обучения.

В настоящее время меняются государства, технологии, уклад жизни, появляются новые продукты и потребности, меняются формы работы. Наиболее успешными становятся люди, которые могут за ограниченное время создать уникальный продукт или услугу, перестроиться и овладеть новыми методами работы, предложить неординарный выход из проблемной ситуации, то есть реализовать определённые компетенции. Понятно, что успешных и компетентных специалистов можно получить, только если формировать их со школьной скамьи.

Что же такое компетенция?

Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.

Компетенция – это готовность действовать в ситуации неопределённости.

Компетенции подразделяют на ключевые и профессиональные.

Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Ключевыми компетенциями должен обладать каждый член общества. Термин ключевые подчёркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе. Все ключевые компетенции по своей сути социальны, они представляют собой универсальные способы социальной деятельности.

Ключевых компетенций не так уж мало, но все они складываются из четырёх элементарных ключевых компетенций:

  • Информационная компетенция – готовность к работе с информацией;
  • Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;
  • Кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;
  • Проблемная компетенция – готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.

Из этих «кирпичиков» сложены составные ключевые компетенции, а именно: самообразовательная, исследовательская, методологическая, организационная, прогностическая и др.

Каждый учёный знает, что настоящее исследование – это сложный, многогранный, творческий процесс, а самое важное в этом процессе – самостоятельное приобретение нового знания. В таинство этого процесса посвящены и сам исследователь (ученик), и его научный руководитель (учитель). От того, как будет выстроено их взаимодействие, зависит результат.

Работа по формированию исследовательской компетенции у школьников невозможна без качественной подготовки педагогических кадров. Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся должно осуществляться специально подготовленным учителем. Подготовка учителя к работе в современной школе предполагает развитие у него в первую очередь исследовательских способностей. Обучение его специальным знаниям, умениям и навыкам ведения научных исследований. Современный педагог должен уметь не только сам вести научный поиск, но и быть способным обучать этому своих учеников. Подобная подготовка педагогических кадров может осуществляться через курсы повышения квалификации, посещения семинаров, изучение специальной литературы, обмен опытом.

Исследовательская деятельность в школах существенно отличается от работы учёного не только по целям и задачам, но и по объёму и содержанию. Её цель – не столько добиться собственных научных результатов, сколько получить основные знания, умения, навыки в области методики и методов научного исследования (как формировать, или выявлять проблему исследования, как правильно поставить и описать эксперимент, как обеспечить получение надёжных результатов, подвести итоги исследовательской работы, оформить реферат, написать статью и т.д.).

Исследовательскую и проектную формы обучения я применяю н роках технологии с 5 класса с переходом детей в среднее звено школы, .Обычно предлагаю учащимся, проявляющим повышенный интерес к предмету, создать проект по выбору, как итоговую работу по той или иной учебной теме или по теме, которая вызывает интерес, а остальным детям предлагаю темы проекта по кулинарии и  технологии шейного производства. Иногда сами дети задают вопросы, которые затем и ложатся в основу исследовательской работы. Так как временные рамки урока строго ограничены, то данные формы деятельности я применяю и во внеурочное время.  Я веду кружок «Рукоделие», который посещают учащиеся 5-8 классов.

Овладевая исследовательским методом и методом проектов, дети учатся планировать свою работу. Для достижения поставленной цели они просматривают научно-популярную литературу, сайты Интернета, проводят самостоятельные исследования, как в школьной мастерской, так и дома, ставят эксперименты, выполняют практическую часть проекта. Свои результаты ученики оформляют в виде мультимедийных презентаций или макетов, образцов изделия. В каждом классе ученики в течении года выполняют мини-проекты: «Доходы семьи», «Бюждет семьи», «Праздничная открытка»; групповые проекты: «Оформление класса к Новому году», «Подарок любимому учителю»  др.

 Ежегодно мои ученики выступают с работами на научно-практических конференциях школьного и муниципального уровня, Представляют свои работы на олимпиадах по технологии различного уровня.

20 – Проектная работа «Носки для всей семьи» . ВСОШ по технологии (муниципальный уровень) Тихонова Ю., 10 кл.

20 – Проектная работа «Носки для всей семьи» . ВСОШ по технологии (муниципальный уровень) Тихонова Ю., 10 кл.

2020– Проектная работа «Объемная цифра» . ВСОШ по технологии  (муниципальный уровень) Харина М., 9 кл.

202 – Исследовательская работа «Прямые налоги уплачиваемые моей семьей», Районная научно- практическая конференция «Шаг в будущее», 2 место, Шевелева Е., 10 кл.

202 - Исследовательская работа «Налоги в  моей семьей» Районная научно- практическая конференция «Первые шаги в науку», 2 место, Макарова А. 7 кл.

Так же в 2020 г. учениками 9 класса был выполнен проект «Объемные цифры 5 и 2», который используют при проведении различных внеклассных мероприятий.

В заключении хотелось бы отметить, что использование проектного метода предоставляет учителю возможность активировать скрытые резервы для профессионального роста и вывести свою работу на качественно новый уровень, а в своих учениках открыть активных и заинтересованных партнёров. Да, несомненно, данная деятельность занимает много времени, но вместе с тем, приносит колоссальное удовольствие и удовлетворение от проделанной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательской компетенции учащихся на уроках технологии.

В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, форми...

Формирование исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по предмету на основе технологии развивающего обучения.

Сегодня в сфере образования набирают силу новые критерии оценки качества обучения, учитывающие динамику развития каждого учащегося. Это связано с нарастающей скоростью перемен в обществе: меняются гос...

Выступление на августовской конференции "Формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности по предмету"

Выступление на августовской конференции, секция учителей математики. "Формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности по предмету". В ходе данного выступления рассмо...

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

Управление процессом формирования исследовательских компетенций учащихся: от учебного проекта к исследовательской деятельности

В основе данной статьи материалы последних исследований и личный опыт руководства научной работой учащихся...