Общие основы технологий развивающего обучения на основе введения ФГОС второго поколения
статья по технологии

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_gorodskom_pedagogicheskom_forume.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование исследовательской компетенции учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по предмету на основе технологии развивающего обучения.

В настоящее время меняются государства, технологии, уклад жизни, появляются новые продукты и потребности, меняются формы работы. Наиболее успешными становятся люди, которые могут за ограниченное время создать уникальный продукт или услугу, перестроиться и овладеть новыми методами работы, предложить неординарный выход из проблемной ситуации, то есть реализовать определённые компетенции. Понятно, что успешных и компетентных специалистов можно получить, только если формировать их со школьной скамьи.

Что же такое компетенция?

Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.

Компетенция – это готовность действовать в ситуации неопределённости.

Компетенции подразделяют на ключевые и профессиональные.

Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Ключевыми компетенциями должен обладать каждый член общества. Термин ключевые подчёркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе. Все ключевые компетенции по своей сути социальны, они представляют собой универсальные способы социальной деятельности.

Ключевых компетенций не так уж мало, но все они складываются из четырёх элементарных ключевых компетенций:

  • Информационная компетенция – готовность к работе с информацией;
  • Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;
  • Кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;
  • Проблемная компетенция – готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.

Из этих «кирпичиков» сложены составные ключевые компетенции, а именно: самообразовательная, исследовательская, методологическая, организационная, прогностическая и др.

Каждый учёный знает, что настоящее исследование – это сложный, многогранный, творческий процесс, а самое важное в этом процессе – самостоятельное приобретение нового знания. В таинство этого процесса посвящены и сам исследователь (ученик), и его научный руководитель (учитель). От того, как будет выстроено их взаимодействие, зависит результат.

Работа по формированию исследовательской компетенции у школьников невозможна без качественной подготовки педагогических кадров. Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся должно осуществляться специально подготовленным учителем. Подготовка учителя к работе в современной школе предполагает развитие у него в первую очередь исследовательских способностей. Обучение его специальным знаниям, умениям и навыкам ведения научных исследований. Современный педагог должен уметь не только сам вести научный поиск, но и быть способным обучать этому своих учеников. Подобная подготовка педагогических кадров может осуществляться через курсы повышения квалификации, посещения семинаров, изучение специальной литературы, обмен опытом.

Исследовательская деятельность в школах существенно отличается от работы учёного не только по целям и задачам, но и по объёму и содержанию. Её цель – не столько добиться собственных научных результатов, сколько получить основные знания, умения, навыки в области методики и методов научного исследования (как формировать, или выявлять проблему исследования, как правильно поставить и описать эксперимент, как обеспечить получение надёжных результатов, подвести итоги исследовательской работы, оформить реферат, написать статью и т.д.).

Исследовательскую и проектную формы обучения я применяю н роках технологии с 5 класса с переходом детей в среднее звено школы, .Обычно предлагаю учащимся, проявляющим повышенный интерес к предмету, создать проект по выбору, как итоговую работу по той или иной учебной теме или по теме, которая вызывает интерес, а остальным детям предлагаю темы проекта по кулинарии и  технологии шейного производства. Иногда сами дети задают вопросы, которые затем и ложатся в основу исследовательской работы. Так как временные рамки урока строго ограничены, то данные формы деятельности я применяю и во внеурочное время.  Я веду кружок «Рукоделие», который посещают учащиеся 5-8 классов.

Овладевая исследовательским методом и методом проектов, дети учатся планировать свою работу. Для достижения поставленной цели они просматривают научно-популярную литературу, сайты Интернета, проводят самостоятельные исследования, как в школьной мастерской, так и дома, ставят эксперименты, выполняют практическую часть проекта. Свои результаты ученики оформляют в виде мультимедийных презентаций или макетов, образцов изделия. В каждом классе ученики в течении года выполняют мини-проекты: «Доходы семьи», «Бюждет семьи», «Праздничная открытка»; групповые проекты: «Оформление класса к Новому году», «Подарок любимому учителю»  др.

 Ежегодно мои ученики выступают с работами на научно-практических конференциях школьного и муниципального уровня, Представляют свои работы на олимпиадах по технологии различного уровня.

20 – Проектная работа «Носки для всей семьи» . ВСОШ по технологии (муниципальный уровень) Тихонова Ю., 10 кл.

20 – Проектная работа «Носки для всей семьи» . ВСОШ по технологии (муниципальный уровень) Тихонова Ю., 10 кл.

2020– Проектная работа «Объемная цифра» . ВСОШ по технологии  (муниципальный уровень) Харина М., 9 кл.

202 – Исследовательская работа «Прямые налоги уплачиваемые моей семьей», Районная научно- практическая конференция «Шаг в будущее», 2 место, Шевелева Е., 10 кл.

202 - Исследовательская работа «Налоги в  моей семьей» Районная научно- практическая конференция «Первые шаги в науку», 2 место, Макарова А. 7 кл.

Так же в 2020 г. учениками 9 класса был выполнен проект «Объемные цифры 5 и 2», который используют при проведении различных внеклассных мероприятий.

В заключении хотелось бы отметить, что использование проектного метода предоставляет учителю возможность активировать скрытые резервы для профессионального роста и вывести свою работу на качественно новый уровень, а в своих учениках открыть активных и заинтересованных партнёров. Да, несомненно, данная деятельность занимает много времени, но вместе с тем, приносит колоссальное удовольствие и удовлетворение от проделанной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педсовет"Современные технологии обучения в рамках подготовки ФГОС второго поколения"

В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать так...

Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС второго поколения

Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС втьорого поколенияПереход на  новые образовательные стандарта является событием, определяющим в ближайшей пе...

Управление качеством образования на основе компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС второго поколения (из опыта работы)

Мир вокруг школьника меняется с огромной скоростью, любая информация быстро устаревает, большой объём знаний в изменяющемся мире потерял свою актуальность,Необходимой становится не сумма каких-т...

Общие основы технологий развивающего обучения

Самостоятельная работа по теме педагогические технологии....

Доклад "Технология коммуникативного обучения в условиях реализации ФГОС второго поколения"

Доклад содержит информацию о сущности и основных принципах коммуникативного метода обучения. Приведены примеры коммуникативных упражнений....

Сформированность мотивации обучения как показатель результативности введения ФГОС второго поколения.

О положительной практике повышения мотивации при  введении ФГОС ООО....