Урок-викторина
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Щеколдина Нина Александровна

                                   Аннотация методической разработки

 

Раздел: Повторение пройденного материала

Тема занятия (1 урок)  «Урок - викторина»

Предмет: Технология

Класс: 6

Автор: Щеколдина Нина Александровна – учитель высшей категории

Муниципальное образовательное учреждение «Муниципальная средняя общеобразовательная школа №2 п. Белоусово»

Жуковского района Калужской области

Краткое описание:

      Урок в 6 классе возник спонтанно, так как девочки и мальчики занимаются отдельно, но  в связи с отсутствием учителя, урок объединили и возник вопрос как его провести. Появилась идея проведения урока-викторины.  Мультимедийное оборудование не требуется, что хорошо,  если его нет. Вопросы составлены с учетом пройденного материала, как для девочек, так и для мальчиков. В уроки используются пословицы и загадки по темам курса «технология».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Аннотация методической разработки

Раздел: Повторение пройденного материала

Тема занятия (1 урок)  «Урок - викторина»

Предмет: Технология

Класс: 6

Автор: Щеколдина Нина Александровна – учитель высшей категории

Муниципальное образовательное учреждение «Муниципальная средняя общеобразовательная школа №2 п. Белоусово»

Жуковского района Калужской области

Краткое описание:

      Урок в 6 классе возник спонтанно, так как девочки и мальчики занимаются отдельно, но  в связи с отсутствием учителя, урок объединили и возник вопрос как его провести. Появилась идея проведения урока-викторины.  Мультимедийное оборудование не требуется, что хорошо,  если его нет. Вопросы составлены с учетом пройденного материала, как для девочек, так и для мальчиков. В уроки используются пословицы и загадки по темам курса «технология».

                                   


      Урок-викторина

6 класс  -  урок 40 минут

Цели викторины:

Образовательные: 

  • закрепление  теоретических знаний, умений и навыков по пройденным темам;
  • закрепление навыков групповой работы.

Воспитательные: 

  • повышение мотивации учащихся на уроке за счет игровой формы работы;
  • выявление индивидуальных особенностей учащихся в процессе работы;
  • способствование формированию чувства коллективизма и здорового соперничества, умения отстаивать свои взгляды.

Развивающие: 

  • развитие творческих способностей обучающихся;
  • развитие чувства ответственности за результат общего труда всех членов команды.

Тип урока –  урок закрепления пройденного материала.

Используемые методы: игровой метод.

Ход урока:

I. Организационный момент 

  • Проверка присутствующих, внешний вид, готовность к работе.

II. Вводный этап 

  • Сообщение темы и цели урока;
  • Ознакомление с условиями урока-викторины.

III. Основной этап.

        Я рада приветствовать Вас на нашей викторине «Знатоки «технологии».     В викторине принимают участие две команды 6-го класса.

 (Первый ряд – 1 команда, второй ряд – 2 команда. Ребята садятся в начале урока как захотят, класс смешанный -  мальчики и  девочки).

     Сегодня Вам представится возможность блеснуть своими знаниями,  умения, которые вы получили на уроках технологии, а также проявить находчивость и чувство юмора.

За каждый правильный ответ команда получит по одному баллу, а в конце викторины мы с вами посчитаем число баллов и команда, которая наберет больше всего баллов получит оценки «5» в журнал, а так же два участника из проигравшей команды, тоже имеют шанс получить «5» в журнал за активность на уроке.

Но сначала давайте придумает название ваших команд.

(Ребята совещаются и предлагают название своих команд. У меня на уроке были команды под названием  «Утята» и «Гусята»)

1.Конкурс «Эрудит»

     Задаются  10 вопросов, кто знает подымает руку, за каждый правильно угаданный вопрос команда получает 1 бал, если будут выкрики с места, бал снимается со всей команды.

Вопросы:

  1. Что образуется по краям ткани в процессе ткачества? (кромка).
  2. Назовите волокна животного происхождения? (шерсть, шелк)
  3. Что является основным компонентом для приготовления желе? (желатин)
  4. Каким маслом производится смазка швейной машины? (машинным)
  5. Какой процесс происходит при замесе теста на дрожжах? (брожения)
  6. С какой стороны кладут нож при сервировки стола? (справа)
  7. Какое приспособление защищает пальцы от прокола иглой при выполнении ручных работ? (наперсток)
  8. Наука о приготовлении вкусной и здоровой пищи? (кулинария)
  9. Вид макаронных изделий, имеющих плоскую, удлиненную форму? (лапша)
  10.  Как называется изменение деталей одежды и их художественное оформление? (моделирование)

2. Конкурс по кулинарии

Вопросы:

  1. Как отличить варёное яйцо от сырого яйца? (Варёное яйцо легко вращается на поверхности стола).
  2. Каким молоком: горячим или холодным разбавляют картофельное пюре и почему? (Горячим, от холодного оно темнеет).
  3. Как ускорить варку гороха и фасоли? (Предварительно несколько часов подержать в воде).
  4. Назовите овощи и растения, у которых едят листья. (Капуста, свекла, салат, зелёный лук, петрушка,  укроп, сельдерей, щавель и др.).
  5. Какие вещества, необходимые для жизнедеятельности, человек получает вместе с пищей? (белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины).
  6. Сколько минут варится яйцо «в мешочек»? (4 минуты).
  7. Чем отличается пресное тесто от дрожжевого? Что добавляется в пресное тесто в качестве разрыхлителя? (содержанием дрожжей в тесте, сода).
  8. Что нужно предпринять, чтобы содержимое яйца не вытекло при варке? (по - солить).
  9. Какую роль выполняют витамины в жизни человека? На какие виды они делятся по признаку растворимости? (пищеварительную, нормализуют обмен веществ. Делятся на водо- и жирорастворимые).
  10.  Какие морепродукты вы знаете? (кальмары, креветки, миди, осьминоги, ламинария).

3. Конкурс «С миру по нитке»  

Зачитывается информация с пропущенным ключевым словом

 для 1 команды.

        Знаменитый итальянский путешественник 13 века Марко Поло рассказывал о том, что в Китае изготавливали деньги из продукта первой необходимости. Для этого, - писал Марко Поло, - рассол кипятили в небольших котлах. Через час соль принимает вид теста, из него делают нечто вроде пирожков. После того, как на “пирожки” накладывают клеймо императора, чтобы они уподобились настоящим металлическим монетам, их зажаривают на горячих черепцах”. С древних времён этот продукт ценился очень высоко. А в Москве в 1648 году даже было восстание из- за этого продукта. Как называется этот продукт? (Соль) С незапамятных времён существует на Руси обычай встречать гостя “хлебом – солью”, а радушного хозяина называют “хлебосол”.

Зачитывается  информация с пропущенным ключевым словом

для 2 команды.

         Древнегреческий историк Геродот сообщал в своих трудах, что один египетский фараон подарил македонянам латы, расшитые золотом и (хлопком). В Африке он (хлопок) был известен задолго до н. э., а в Средней Азии его разводили ещё в 1 веке до н. э. За 200 лет до н. э. греки покупали такие (хлопчатобумажные) ткани у индийских торговцев. Ткани эти считались очень дорогими и редкими. О происхождении его (хлопка) в Европе ходили самые фантастические рассказы. В 15 веке создаётся Русское централизованное государство, развивается торговля и ремесло. Благодаря торговым связям с Самаркандом, Бухарой и др. городами, русские впервые знакомятся с ним (хлопком), который вызвал большое восхищение жителей России. В конце 80-х годов 18 века зарождается это (х/б) производство в Ивановской области. К концу 50-х годов 19 века по прядению этого (хлопка) Россия вышла на 5 место в мире.

4. Конкурс по материаловедению

           Вопросы:

  1. Какое волокно из растительных волокон самое тонкое и пушистое? (Хлопок)
  2. Как называется тонкая плотная хлопчатобумажная ткань? (Сатин)
  3. Что спрятано в бабушкином сундучке? Характеристика ткани: хорошо стирается, гладится, очень прочная, в жару создаёт ощущение прохлады. Недостатком этой ткани является большая сминаемость. (Лён)
  4. Назовите 4 способа определения нити основы в ткани. (По кромке, по звуку, по характеру нитей, по растяжению).
  5. Конкурс по деревообработке

Вопросы:

  1. Рубанок большого размера с двойным ножом, предназначенный для   точного строгания больших поверхностей и длинных кромок. (фуганок)

       2. Почему следует класть режущие инструменты на верстак остриями от себя? (можно пораниться)

 3. Чем отличается брус от бруска? (размерами)

 4.Что такое ДВП и ДСП? (древесностружечная плита, древесноволокнистая плита).

6. Конкурс «Пословицы запутались»

Необходимо продолжить пословицы:

Много снега – … (много хлеба).

Кашу маслом … (не испортишь).

Щи да каша … (пища наша).

Умелые руки – … (не знают скуки).

Славен человек не словами - … (славен делами).

Делу время – … (потехе час).

Делано наспех – … (сделано на смех).

По одежке встречают, … (по уму провожают).

Глаза страшатся, … (а руки делают).

Семь раз отмерь – … ((один раз отрежь).

7. Конкурс «Подбери слова»

      Я буду называть продукты, а ваша задача указать, что это. Например: карась (рыба), молоко (напиток) и т.д.

Кефаль – рыба             Корица – пряность         Петрушка – овощ

Бычки – рыба         Виноград – ягода           Топинамбур – овощ

Изюм – ягода         Кефир – напиток                     Профитроли – пирожное

Боровик – гриб         Индейка – птица                    Фисташки – орехи

Баклажан – овощ   Сморчок – гриб             Гвоздика – пряность

Шпик – сало         Вобла – рыба                    Кокос – орех

Канапе – бутерброд         Манка – крупа         Кулебяка – пирог

8. Конкурс «Детские загадки»

1. Принялась она за дело, Завизжала и запела.
Ела, ела, дуб, дуб, Поломала зуб, зуб.

Ответ (Пила)

2. Сам худ - голова с пуд. На работу вышел - каждый услышал.

Ответ (Молоток)

3. Бьют Ермилку по затылку, Он не плачет, только носик прячет.

Ответ (Гвоздь)

4. Зубы имеют, А зубной боли не знают

Ответ (Грабли)

5. Огородник тот С длинным носом живёт.
Где носом качнёт, Там вода потечёт.

Ответ (Лейка)

6. В лесу родился, а дома хозяйничает.

Ответ (Веник)

7. Кто приходит, кто уходит, Все ее за ручку водят.
(Дверь)


8. Много рук, а нога одна.
(Дерево)

9. Маленького роста я, Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу.
(Иголка с ниткой)

10. Кланяется, кланяется, Придет домой - растянется.
(Топор)

11. По Полотняной стране, по реке Простыне
Плывет пароход то назад, то вперед,
А за ним такая гладь - Ни морщинки не видать.
(Утюг)

12. Наша тетушка игла Строчку по полю вела.
Строчка в строчку, строчка в строчку,
Будет платье вашей дочке.
(Швейная машинка)

IV. Заключительная часть:

  • подведение итогов;
  • анализ урока;
  • оценка работы учащихся.

Рекомендую провести этот урок. Результат поразительный. Ребята в ходе урока были активные, веселые, дружные. С места никто не выкрикивал. Проблема дисциплины не возникала. Если чувствуете, что время не хватает, можно количество вопросов уменьшить, хотя у меня все получилось. Урок всем очень понравился.

 Желаю успехов в работе, уважаемые коллеги.

Список литературы

1. Крупская Ю.В., Кизеева Н.И., Сазонова Л.В., Симоненко В.Д.Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы  / Под редакцией В.Д.Симоненко – М.: Вентана-графф, 2008. - 256 с.

2. В.Д.Симоненко, О.В.Табурчак, Н.В.Синица и др. Технология: учебник для учащихся 6-9 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) / Под редакцией В.Д.Симоненко – М.: Вентана-графф, 2007. - 240 с.

3. Трудовое обучение: Пробное учебное пособие для 4 класс/ А.К.Бешенков, Е.В. Васильченко, А.И. Иванова  - М.: Просвещение, 1988. – 191с.

4. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по сказкам А.С. Пушкина 5 класс (урок-викторина)

Методическая разработка по сказкам А.С.Пушкина для 5 класса. Урок разработан с учётом возрастных особенностей детей....

"Штат за Штатом" материал к уроку обобщения по теме "География С.Америки"11 класс. Урок-викторина.

"Штат за Штатом" - материал к уроку географии в 11 классе. Цель: посредством игры закрепить знания интересных фактов о природе, населении, истории, особенностях США....

План-конспект урока-викторины по теме: Starlight of English Викторина среди 6-х классов “BRAIN RING”

Итоговое внеклассное мероприятие по английскому языку среди 6-х классов за I и  II четверть по учебнику Starlight 6 (Звездный английский)., под редакцией : Баранова...

План-конспект урока-викторины по теме: Starlight of English Викторина среди 6-х классов

План-конспект урока-викторины по теме:Starlight of English Викторина среди 6-х классов...

Урок-викторина "Интеллектуальная викторина «СВОЯ ИГРА» по творчеству Н.А.Некрасова"

    Предлагаю вам литературную викторину по творчеству Н.А. Некрасова. Материалом для составления литературной викторины послужили произведения русской классической литературы, ...

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» Итоговый урок-викторина

Книга Б.Полевого: «Повесть о настоящем человеке»,которую необходимо обучающимся прочитать до проведения данного урока....