Доклад на РМО. Из опыта работы. Технология развития критического мышления в преподавании истории и обществознания
статья

Иванова Инна Константиновна

Доклад Технология развития критического мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МКУ «Хоринское управление образования»

МБОУ «Удинская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на семинар учителей истории и обществознания Хоринского РМО

Технология развития критического мышления

 в преподавании истории и обществознания

в МБОУ «Удинская СОШ» (из опыта работы)

 

ФИО     _                       Иванова Инна Константиновна_____                ____

Должность               учитель истории и обществознания ____           _

2021 г.

         Актуальность опыта

В настоящее время отечественное образование находится в стадии реформирования. Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у школьников навыки деятельности в конкретных ситуациях. 

Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребёнком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни». 

В настоящее время в образовательную практику общего образования активно внедряется технология развития критического мышления  (РКМ). 

Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия учащихся). Применение технологии критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способности школьников. 

Критическое мышление как образовательная технология 
     Технология развития критического мышления разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. 

С точки зрения психологии, критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать (Д. Браус, Д. Вуд). В своей статье «Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма» И.О.Загашев пишет: «Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей». 
В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?

Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. 

Цели и задачи данной технологии 

1) Формирование стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. 

2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. 

3) Развитие аналитического, критического мышления. 

Задачи

 научить школьников: 

- выделять причинно-следственные связи; 

- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; 

- отвергать ненужную или неверную информацию; 

- понимать, как различные части информации связаны между собой; 

- выделять ошибки в рассуждениях; 

- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек; 

- избегать категоричности в утверждениях; 

- быть честным в своих рассуждениях; 

- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; 

- выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение; 

- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; 

- подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; 

- отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом. 

4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. 

5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. 

Организация учебного процесса

 Главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, сочиняют. Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. 
Роль учителя – в основном координирующая. 

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение (приложение № 1).

Рассмотрим фазы технологии критического мышления. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В данной технологии выделяют три основных этапа: 
Первый этап работы называется стадия вызова – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. Другими словами «создание мотива к обучению». На этой стадии у ребёнка возникают собственные цели и мотивы для изучения нового. 

Вторая стадия - осмысление содержания (получение новой информации). Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации. А школьники со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы. Задачи стадии реализации смысла: 

- помочь активно воспринимать изучаемый материал, 

- помочь соотнести старые знания с новыми. 

Третья стадия - стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы. Задачи стадии рефлексии: 

- помочь обучающимся самостоятельно обобщить изученный материал, 
- помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала. «По своей сути рефлексия представляет собой обращённость познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, своё психологическое состояние. Именно во время рефлексии мы можем сомневаться, делать выводы, осознавать новое». На разных стадиях используются приёмы и методы, о которых и пойдёт в дальнейшем речь. 

- Инсерт (активное чтение с маркировкой) 

-Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди. 

- Синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический прием на этапе рефлексии. 

- Фишбоун (рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. 

2. Опыт использования приёмов и методов технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

На уроках при работе с текстом целесообразно применять такую модель.

Модельное занятие 1.

Этапы урока

Цели этапа

Приемы и методы

Вызов

Активизация каждого ученика. Актуализация знаний. Развитие связной речи. Развитие логического мышления.

Анализ по особым  вопросам.

Рассказ – предположение по ключевым словам.

Осмысление

Организация активного восприятия текста. Направление усилий на степень понимания текста.

Чтение с остановками.

Заполнение двухчастного дневника

(трехчастного дневника)

Постановка вопросов разного типа.

Открытый финал.

Рефлексия

Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта. Обобщение на уровне личностных впечатлений.

Написание синквейна.

Разработка системы вопросов и ответов к тексту.

Приемы, используемые на первой стадии, позволяют задействовать каждого ученика, при составлении рассказа-предположения, во-первых, пробуждается  познавательный интерес к теме, во-вторых, каждый, работая индивидуально, создает собственное творение, которое на протяжении последующей работы сопоставляется с оригиналом, таким образом, все находятся в активной позиции.

Чтение с остановками  и заполнение двухчастного дневника – это основополагающие приемы стадии осмысления, они позволяют сделать процесс чтения интерактивным, учащиеся сравнивают свои версии с оригиналом, прогнозируют, выделяют важные для понимания слова и выражения, дают им толкование.

При обобщении и систематизации и своего впечатления, и своего отношения к поставленным проблемам учащиеся на стадии рефлексии создают синквейны.

    Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса. Синквейн  – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Правила написания синквейна таковы:

1.Одно ключевое слово

2. Два определения, характеризующих данное слово

3. Три глагола, показывающие действие

4. Четыре слова – предложение, в котором содержится идея

5. Одно слово – метафора, слово – ассоциация.

 Обычно рекомендуется использовать синквейн на стадии рефлексии. Этот прием можно использовать и  на стадии Вызова. В начале урока, перед объяснением новой темы, учащимся предлагается определить тему следующего синквейна, то есть подобрать слово, стоящее в первой строке. Кроме того, можно использовать Синквейн  в различных учебных ситуациях. Например, как обобщение личностного восприятия от экскурсии. Ребята выделяют ключевые слова, связанные с темой поездки, и создают свои синквейны.  

На стадии Вызова учащиеся заполняют «Дерево предсказаний» записывается тема, которая содержит вопрос, адресованный в будущее.          «Листочки» - это прогнозы, а «веточки» - аргументы, обоснование прогнозов-листочков.

 Учеником всех возрастов нравится составлять «Дерево предсказаний». В любом прогнозе присутствует элемент игры, неопределенности. Использую этот прием только в начале для развития мышления.

На стадии Осмысления также используется прием чтение с остановками, но между паузами учащиеся вырабатывают умения формулировать вопросы к тексту.

        Систематизировать и обобщить приобретенный опыт помогает кластер, который ученики заполняют на стадии Рефлексии.

Кластеры можно считать одним из ведущих приемов данной технологии. Такая работа помогает развивать логическое мышление, отбирать главное, выстраивать свои ответы по данной схеме. Учащиеся с большим удовольствием выполняют эту работу, а после защиты у некоторых появляется желание  переделать, дополнить свою схему. В следующий раз более  ответственно подходят к выполнению заданий, так как не очень хочется показывать работу неаккуратной, некачественно оформленной.                      

Кроме того, можно использовать кластер, как вариант проверочной работы по теме. Например, по теме «Древняя Греция» в 5 классе на стадии рефлексии учащиеся  оформляют кластеры. После  защиты работ отбираются лучшие, которые оформляются ребятами в компьютерной графике (это позволяет развивать навыки работы с компьютером), затем  некоторые составные кластера удаляются, и для проверочной работы предлагается такой вариант, в котором ребята должны  заполнить недостающую информацию.

        На уроках предстоит работа с информационными текстами, причем, начиная с 5 класса, мы углубляем уже имеющиеся знания, поэтому в рамках технологии целесообразно применять следующую модель:

Этапы урока

Цели этапа

Приемы и методы

Вызов

Активизация учащихся

Актуализация знаний по теме

Систематизация материала

Рассыпанные предложения

Работа в группах (командах)

Составление кластера

Осмысление

Активизация чтения

Развитие умения сортировать информацию

Маркировочная       таблица «Знаю, новое, вызывает сомнение, вопросы»                «Толстые и тонкие» вопросы  

Рефлексия

Вернуться  к первоначальным знаниям

Установление связи и причинно следственных отношений в новой информации

Возвращение  к кластеру, дополнение новой информацией

Выполнение аналитико-синтетических задач

Сделать процесс чтения индивидуальным помогает прием «ИНСЕРТ».  Во время ознакомления с текстом учащиеся делаются на полях пометки:    «v» - знаю,  «+» - новое,  «-» -думал иначе, «?» - есть вопросы. Такая работа активизирует деятельность учащихся, они сами, формулируя вопросы, ставят перед собой задачи, которые им предстоит решить. Затем они заполняют графы таблицы, и последовательно обсуждаются. Эта работа позволяет формировать навыки развития речи, умения сортировать информацию, умения задавать вопросы. При обсуждении сначала отвечают на них сами же ученики, если не могут ответить, то предлагает учитель поискать ответы в различных информационных источниках. Данный прием достаточно трудоемкий, порой вызывает затруднения, но его применение дает возможность обучать вдумчивому чтению.

При изучении объемных текстов применяется

                 Модельное занятие 4

Этапы урока

Цели этапа

Методы и приемы

Вызов

Активизация каждого ученика. Актуализация знаний.

 Развитие логического мышления.

Мозговая атака

Осмысления

Организация активного восприятия текста.

Направление усилий на степень понимания текста.

Заполнение трехчастного дневника

Рефлексия

Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта.

Синквейн (на уроке)

Органайзер (дом.зад)

На стадии Вызова основной прием – «Мозговая атака». Лайнус Полинг  сказал: «Единственный способ обрести идею – это иметь много идей». Мозговая атака используется, чтобы собрать банк идей (порой даже нелепых).

 Популярные методы технологии – это графическая организация материала, которая служит инструментом формирования навыков мышления.

Схемы, таблицы, графики, рисунки-схемы систематизируют мысль, делают сложные конструкции более наглядными и понятными. Представление материала в графической форме позволяет обучающимся лучше классифицировать представленную информацию. Сам процесс построения схем, таблиц формирует умения анализировать материал.

При изучении тем, связанных со сравнительной характеристикой образов, героев, произведений, уместно применение такой модели:

Модельное занятие 5

    Вызов

Мозговая атака «Мысли по кругу»

     

 Осмысление

 Заполнение  сводной таблицы

Объект сравнения

Линии сравнения

Объект сравнения

  Рефлексия

Диаманта (на уроке)  Эссе (дом.зад.)

 При выявлении линий сравнения используется мозговая атака «Мысли по кругу». Учащиеся определяют критерии для сравнительного анализа, высказывают их по очереди. Кто не готов, может пропустить. Этот прием способствует развитию  умения слушать другого человека. Затем идеи систематизируются  коллективно и заносится в графу «Линии сравнения»

Прием «сводная таблица» помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями. Данная работа помогает подготовить обучающихся к сравнительной характеристике.

На стадии Рефлексии ребята систематизируют и обобщают информацию.

В старших классах на уроках, в основном, изучаются тексты очень объемные. Поэтому, необходимо по мере чтения вести различные дневники, в которых  будет накапливаться важная информация, целесообразно использовать следующую модель:

Модельное занятие 6

     1 фаза

   Вызов

Кластер

     2 фаза

Осмысление

Заполнение

 бортового журнала

     3 фаза

Рефлексия

  • Кластер
  • Органайзер по группам

Например, при подготовке учащихся к уроку по теме «Двуречье» пишем историческое сочинение «Путешествие в Междуречье»

Модельное занятие 7

Стратегия РАФТ позволяет подойти к этой работе с иной позиции. После изучения параграфа, на уроке на стадии Вызова применяется прием инвентаризации. Нужно все мысли, чувства, ассоциации, эпизоды – все записать. В результате получаем материал для дальнейшей работы. Далее применяется стратегия РАФТ.

На этапе Рефлексии создается текст в выбранной форме. Данная стратегия обеспечивает эмоциональное, познавательное, аналитическое восприятие текста.

Одна из главных особенностей данной технологии  - использование стратегий, направленных на групповую, парную работу. Групповые и парные формы работы – один из самых сложных в образовательном процессе. Это связано с тем, что не всегда просто действовать с другим человеком, сложно прислушиваться к чьему-либо мнению, планировать совместную работу. ТРКМЧП позволяют развивать навыки самостоятельной работы. Кроме того групповые формы работы позволяют создать атмосферу обучения, при которой не остается безучастных учеников, учащиеся свободно обмениваются мнениями, аргументируют их, легко вступают в диалог, не боятся высказывать мнения, расходящиеся с общим представлением.

  Построить урок  по уже отработанным стратегиям не представляет большого труда, а вот  провести цикл уроков, используя технологию РКМЧП, достаточно сложно, так как нужно и урок спланировать, исходя из модели технологии, чтобы на уроке присутствовали  все три стадии, и в системе уроков сохранилась эта структура, т.е на первом уроке в фазе вызова были поставлены проблемы, реализованные на последующих уроках, а фаза рефлексии на последнем уроке являлась бы общей для всех уроков по данной теме.

На защите творческих работ полезно выстраивать работу по стратегии «Шесть шляп». Данная стратегия позволяет группам выделить как положительные стороны, так и отрицательные, выразить свои чувства, дать советы, обобщить сказанное. Благодаря портфолио формируются такие качества критического мыслителя, как рефлексивность, умение обосновать свой выбор и умению пробуктивно работать с информацией.

На своих уроках я часто применяю такой приём ТРКМ как составление КЛАСТЕРА.  Это способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. 

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий проста и логична: 

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. 

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: 

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. 
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану. 

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Для формирования навыков работы с источниками я часто использую приём ЗХУ. 

Другим приемом, используемым для систематизации материала, является прем ИНСЕРТ - маркировка текста значками по мере его чтения. Название приёма складывается из первых букв его назначения: interactive (интерактивная) noting (размечающая) system (система) effective (для эффективного) reading and (чтения и) thinking (размышления). В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях: «V» - уже знал, «+»- новое, «-» - думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы. Этот приём можно использовать при работе с текстом исторического источника. В пояснительной записке к программе по истории России говорится, что школьники «…должны уметь вести поиск информации в исторических источниках, анализировать их…». Приём ИНСЕРТ помогает ученикам читать текст источника более внимательно, способствует лучшему запоминанию материала. Этот приём осуществляется в несколько этапов. 
1 э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию. 

2 э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. 

3 э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу: 
«V» (то, что уже известно) знак «-» (то, что противоречит представлению) знак «+» (то, что является интересным и неожиданным) «?» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше) 
4 э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. Работая над заполнением таблицы, ученики выявляют свои представления или более конкретные знания по изучаемой теме и это помогает им придти к новому знанию. Учителю необходимо уметь принимать все варианты, правильные и не правильные. Часто возникающие варианты противоречат друг другу, и это подталкивает ребят преодолеть противоречия, собрать больше информации, найти аргументы в доказательство своей точки зрения. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия. 

Для формирования навыков работы с источниками я часто использую приём ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения, как автора документа, так и самого ученика. Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль, начиная её словами «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: « Потому что…». Подтверждается эта мысль словами из текста: «Я могу это подтвердить…». И, делается вывод: «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить. Анализ доклада министра финансов С. Ю. Витте (1899г.) может выглядеть так: 

Позиция: С.Ю. Витте считает, что правительству России сейчас необходимо проводить политику протекционизма, развивать свою промышленность. 
Обоснование: Потому что, Россия свои потребности в промышленных товарах удовлетворяет за счёт импорта из-за границы, расплачиваясь сырьём. 
Подтверждение: Я могу подтвердить это словами из доклада С.Ю.Витте: «Россия и по настоящее время остаётся ещё страной существенно земледельческой. За все свои обязательства перед иностранцами она расплачивается вывозом сырья, преимущественно хлеба». 

Следствие: Следовательно, экономическая и политическая задача – создание своей собственной промышленности. 

Как мы видим, всякая аргументация содержит в себе четыре основных элемента. Центром аргументации, главным ее содержанием является утверждение. Утверждение поддерживается рядом доводов. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще всё, что говорит в пользу данной аргументации. Аргументация выигрывает, если учитывает существование возможных - контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми. Признание иных точек зрения только усиливает аргументацию. Девид Клустер (США), доброволец программы РКМЧП, профессор, преподаватель американской литературы считает, что: «критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той или иной проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих». 
Предлагаю познакомиться с опытом применения СИНКВЕЙНА.  Название приёма происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. Как показывает опыт, синквейны могут применяться в качестве: 

1) инструмента для понимания сложной информации; 

2) способа оценки понятийного багажа учащихся; 

3) средства развития творческой выразительности; 

4) способа выражения своего отношения к событию или исторической личности 

Существуют определённые правила написания синквейна: 

1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным; 

2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными; 

3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами; 

4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме; 

5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы. 

Процесс написание синквейна очень нравиться моим ученикам. Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся понять самое важное. Когда зачитываются работы, повышается самооценка. 

Современный мир – мир компьютерных  технологий. Задача школы воспитать адаптированного к этому миру человека, то есть человека, владеющего компьютерными технологиями, способного ориентироваться в огромном потоке информации.

Технология критического мышления подводит учащихся к ИТ, способствует развитию умений, связанных с применением ИТ.

В сентябре, спланировав свою работу по внедрению технологии РКМ, провожу диагностическую входную работу по выявлению основных умений критически мыслить.

Цель данной работы: выявить сформированность мыслительных навыков. В конце учебного года провожу аналогичную работу.

Одним из важных качеств критически мыслящего человека является умение вести дискуссию, обсуждать спорные вопросы, высказывать точку зрения критиков по данному вопросу, сообщать свою точку зрению, аргументировано ее доказывать, умение спланировать исследовательскую деятельность.

     Поэтому в начале и в конце учебного года  в классах, где преподаю, провожу  небольшое анкетирование, в котором учащимся предлагается ответить на ряд заданий: 

При подготовке к сообщению ты пользуешься:

а) учебником;

б) справочником, энциклопедией;

в) биографическим материалом;

г) вступительной статьей;

д) информационными ресурсами;

е) Интернетом;

ж) другим.

2. При анализе текста высказываю точку зрения

а) общепринятую;

б) нахожу высказывания близкие моей точке зрения;

в) свою собственную.

3.При анализе текста высказываю свое мнение

 а) бездоказательно;

 б) нахожу доказательства в тексте и аргументирую свое высказывание.

в) цитирую высказывания критиков

4. На основании текста составляю 1) план 2) тезисный план  3) кластер

      а) легко;

      б) затрудняюсь;

      в) трудно.

5. Выстраиваю свой ответ по кластеру (органайзеру)

    а) легко;

     б) затрудняюсь;

     в) трудно.

  

В результате оказалось, что при подготовке  к устному сообщению большая часть учащихся в основном пользовалась только учебником, иногда энциклопедиями и справочной литературой, дети высказывали точку зрения, которая содержится в пособии, а составление плана, кластера, органайзера вызывало большие затруднения.  После применения в течение года на уроках стратегий и приемов ТРКМЧП ответы ребят сильно изменились. Например, на первый вопрос в ответах появились дополнительно графы: пользуюсь Интернетом, биографическим материалом, информационными ресурсами, читаю воспоминания. Учащиеся чаще стали высказывать свою точку зрения, порой абсолютно расхожую с общепринятой, аргументируют ее, приводят доказательства из текста. Свободней начали пользоваться различными графическими формами, выстраивая свои ответы, устанавливая причинно-следственные отношения. Все это позволяет сделать вывод, что технология развития критического мышления способствует развитию коммуникативных качеств учащихся.

Заключение


       В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и ёмкими в плане содержания. Изучив специальную литературу по данной технологии, я пришла к выводу, что на предметах гуманитарного характера, таких, как история, обществознание, где приходится часто работать с «сухими» и неинтересными текстами, очень актуальна технология критического мышления. Некоторые приёмы позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками. Подводя итоги всему выше сказанному, остановимся на главных выводах:

Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Алгоритм урока в режиме данной технологии состоит из трёх основных этапов: вызов, осмысление и рефлексия. 

Главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. 
Тексты бывают трёх типов - повествование, описание, рассуждение. И подразделяются на следующие стили: разговорный, научный, деловой, публицистический и художественный. Приёмы ТРКМ применимы ко всем типам и стилям. 

Для работы с текстом применяют разнообразные приёмы. Среди них: инсерт, кластер, синквейн, фишбоун, сводные таблицы, и т.д. 

Приём инсерт помогает ученикам читать текст более внимательно, способствует лучшему запоминанию материала. 

Кластер - способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. 

Для формирования навыков работы с источниками используется приём ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения. 
Синквейн часто используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. 

Список литературы

1. Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории. – СПб., 2001.Валеева Н.Г. Жанрово – стилистические характеристики научных текстов //www.trpub.ru/valeeva-har-text.html. 
2. Дулама Мария Элиза. Кластеры как форма организации мышления. //lib. 1september/ru htm 
3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003. 
4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Издательство «Скифия», «Альянс – Дельта». СПб. 2003г. 
5. Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма // lib. 1september/ru. 2004/17/15. htm-35к. 
6. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004 г. 
7. Клустер Д Статья «Что такое критическое мышление?» газета «Русский язык» №29, 2002 г //www pedagogical.freenet.kz/technology/krit1/htm 
8. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Издательство «Каро» СПб.2006 г. 
9. Муштавинская И.В. ТРКМ: научно – методическое осмысление.// Методист. 2002, №2 
10. Муштавинская И.В. Школа с видом на город.// Преподавание истории в школе.2003, №4 
11. Низовская И. Критическое мышление это…Газета «Библиотека в школе» №16, 2003г. //lib. 1september/ru htm 
12. Нетрадиционные уроки по истории России 20 века. Автор - составитель Корнева Т.А. Издательство «Учитель». Волгоград. 2009г. 
13. Осовецкая Н. Новый образовательный стандарт. //Журнал народное образование №7. 2008г. 
14. Плигин А. Чему и как учить – классика и современность. // Журнал народное образование №8. 2008 г. 
15. Программы общеобразовательных учреждений. История, обществознание. 10-11 классы, Москва, Просвещение, 2007 год
16. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб, Издательство «Питер», 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Методическая разработка касается особенностей и принципов развития критического мышления с использованием метода кластера. Проиллюстрировано яркими примерами из практики преподавания в 5 - 11 классах....

Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Одной из важных современных образовательных технологий, применяемых в школе, на мой взгляд, является технология развития критического мышления. Мышления, опровергающего устоявшиеся представления...

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задача школы и каждого педагога создать...

"Приёмы технологии: «Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания».

Приёмы технологии: «Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания». Презентация по приемам работы над развитием критического мышления....

Мастер – класс «Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»

Мастер – класс«Технология развитиякритического мышленияна уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»...

Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

В современном обществе цель учителя  выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...