Выступление на педсовете
методическая разработка по технологии

О КАЧЕСТВЕННОМ УРОВНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ТРЕБОВАНИЙ ГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentnost_-_pedsovet.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

О КАЧЕСТВЕННОМ УРОВНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ТРЕБОВАНИЙ ГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Выступление на педагогическом совете учителя технологии  

Купальцева Николая Ивановича

с.Дивное

О КАЧЕСТВЕННОМ УРОВНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ТРЕБОВАНИЙ ГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

"Не дай Вам Бог жить во время перемен", - гласит китайская мудрость.

Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но может, стоит не согласиться с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит быть современным, быть со временем, "оказаться во времени".

Педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, т.к.  формирование личности ученика, признание ее важности, ценности и необходимости происходит под влиянием личности педагога. Для успешной реализации поставленных перед нами задач необходимо обладать соответствующим уровнем профессиональной компетентности, т.е. с учетом меняющихся социально-экономических условий и общей ситуацией в системе образования уметь:

  • выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса;
  • прогнозировать результаты;
  • создавать собственную концепцию, основу которой составляет вера в себя, в реальную возможность развития личности каждого школьника.

В современных условиях реформирования образования радикально меняются образовательные функции педагога, соответственно меняются требования к профессионально-педагогической компетентности, к уровню профессионализма, личностного роста.

В профессиональном смысле личностный рост педагога как цель и результат педагогического процесса предполагает овладение в полном объеме профессиональными компетентностями. Это и специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины, и методическая, и психолого-педагогическая, информационная, коммуникативная компетентность.

Важнейшим показателем деятельности учителя является его профессиональная компетентность. А что лежит в её основе? Ведь решение поставленных сегодня задач зависит от педагогической компетентности каждого из нас. Что же такое компетентность педагога?

Можно сказать так - это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.

          В «Профессиональном стандарте педагога» сказано так: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться».

Следовательно, важным условием введения ГОС в общеобразовательную школу является подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения.

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА:

Общекультурная компетенция:

  • знания в области национальной, общечеловеческой культуры;
  • умение рефлектировать личностную систему;
  • толерантность к разным этнокультурам.

Компетенция личностного самосовершенствования:

  • потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала;
  • способность к саморазвитию.

Познавательно-творческая компетенция:

  • умения целеполагания, планирования, рефлексии учебно-познавательной деятельности;
  • развитость творческих способностей;
  • способность самостоятельно приобретать новые знания.

Слайд №2.

Ценностно-смысловая ориентация личности:

  • осознание своей роли и предназначения;
  • потребность и способность самореализации;
  • увлеченное построение жизни и профессиональной деятельности.

Коммуникативная компетенция:

  • владение технологиями устного и письменного общения;  
  • включая общение через Интернет.

Информационная компетенция:

  • умение самостоятельно искать, анализировать и   отбирать   необходимую информацию;
  • нормативно-правовое обеспечение педагогической деятельности;
  • владение информационными технологиями.  

Слайд №3.

Социально-трудовая компетенция:

  • способность взять на себя ответственность;
  • проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества;
  • подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий.

Профессиональная компетенция педагога:

  • активная жизненная позиция;
  • профессиональные знания и умения;
  • профессиональные личностные качества;
  • творческие умения.

Слайд №4.

Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Слайд №5.

Поэтому понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • система повышения квалификации;  
  • аттестация педагогических работников;
  • самообразование педагогов;
  • активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов;  
  • владение современными образовательными технологиями и методическими приемами;
  • владение педагогическими средствами и их постоянное совершенствование;
  • овладение информационно-коммуникационными технологиями.
  • участие в различных конкурсах, исследовательских работах.
  • обобщение и распространение собственного педагогического опыта, наличие публикаций.

Слайд №6.

Активно проходит обучение учителей на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки по актуальным проблемам образования педагогов. Ожидаемый результат повышения квалификации – профессиональная готовность педагогов к реализации ГОС.

Одним из средств реализации новых направлений в образовании является аттестация педагогических кадров, задача которой – стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда. Аттестация – это только вершина айсберга, подводной частью которого является межаттестационный период. Вот где поле деятельности для совершенствования уровня педагогической компетентности.  

А процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий.  Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.

Свое самообразование можно осуществлять посредством следующих видов деятельности:

  • через систематическое повышение квалификации;
  • изучение современных психологических и педагогических методик;
  • участвуя в семинарах, мастер-классах, конференциях, посещая уроки коллег;
  • осуществляя просмотр телепередач, чтение прессы;
  • знакомясь с педагогической и методической литературой;
  • используя интернет – ресурсы;
  • демонстрируя собственный педагогический опыт.

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. 

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.

Инновационная деятельность  педагогов в школе представлена следующими направлениями:  апробация учебников нового поколения, освоение современных   педагогических технологий, социальное проектирование,  создание индивидуальных педагогических проектов.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если каждый из вас сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Таким образом, мы видим, что цель методической работы в школе в условиях внедрения ГОС – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога.

Давно известна истина, что получение диплома – не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути мы не находились, нельзя считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной.

Урок технологии – это решение задач  предстоящей трудовой деятельности:

  • выявление «проблемы».
  • установление цели.
  • планирование деятельности.
  • выполнение ее.
  • оценка результатов.
  • «презентация».

Слайд №7.

Одухотворенность личности учителя побуждает детей к творчеству:

Слайд №8.

Состояние творчества учителя отражается в самостоятельности и творчестве детей:

Слайд №9.

Стремление к овладению современными технологиями в образовании
(Творческие проекты детей):

Слайд №10.

Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей. Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников.  

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

  • использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
  • самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
  • освоение информационных концепций, знаний и навыков;
  • наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Слайд №11.

Главные преимущества этой формы самообразования:

  • обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;
  • методическая помощь является персональной и адресной;
  • попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

Организация методического сопровождения в условиях сетевого взаимодействия осуществляется через участие педагогов в различных дистанционных мероприятиях: конкурсах, семинарах, творческих группах.

Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Слайд 12.

В современных условиях требования к нашей профессиональной компетентности предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. Перед каждым из нас поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Нельзя жить по старинке, нельзя мыслить и поступать как все.

Жизнь – это вечное движение вперёд! И Учитель XXI века – это высококвалифицированный специалист, всегда готовый к любым жизненным переменам, в совершенстве владеющий разнообразными педагогическими технологиями, ну и, конечно, Человек с большой буквы!

Есть удивительные слова Галилео Галилея:

«Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе». А помогаем делать эти открытия мы, учителя. Хочется в завершение пожелать всем здоровья и счастья, которое не покидало бы вас никогда и бежало за вами следом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете " Формы работы с родителями"...

Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.

Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...

Выступление на педсовете

Использование презентаций при подготовке учащихся к ЕГЭ....

Школа и родители: социальное партнерство.Выступление на педсовете.

           Воспитание учащихся осуществляется в семье, в школе, в системе дополнительного образования, по месту жительства, там, где учащиеся ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...