Конспект открытого урока на тему:«Физиология питания. Составление меню к завтраку».
материал по технологии (5 класс)

Федотова Оксана Викторовна

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с принципами здорового питания, научить составлять меню завтрака с учетом требований к здоровому питанию.

Задачи:

  1. закрепить представления о составе пищевых продуктов, их энергетической ценности, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей;
  2. научить учениц, пользуясь полученными сведениями составлять меню с учетом своевременного и сбалансированного приема пищи;
  3. воспитывать культуру питания с соблюдением основных гигиенических требований.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_5_klass_16.02.22.docx37.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока учителя технологии                                                                                                                                                                                                                            Федотовой Оксаны Викторовны                                                                                                                                                                           Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения                                                                                                                       Средней общеобразовательной школы № 492                                                                                                                                                                                  Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

Технологическая карта урока.  5б класс

Раздел: Кулинария

Тема урока: «Физиология питания. Составление меню к завтраку».

Дата проведения: 16.02.22г.

Возраст учащихся: 11 - 12 лет

Тип урока: получение новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Форма урока: технология развития критического мышления, игровая.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Мотивация учащихся: в ходе урока развиваются ключевые компетентности учащихся: познавательные, социальные, коммуникативные

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с принципами здорового питания, научить составлять меню завтрака с учетом требований к здоровому питанию.

Задачи:

  • закрепить представления о составе пищевых продуктов, их энергетической ценности, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей;
  • научить учениц, пользуясь полученными сведениями составлять меню с учетом своевременного и сбалансированного приема пищи;
  • воспитывать культуру питания с соблюдением основных гигиенических требований.

Планируемые результаты

  • Предметные – освоение новых знаний о физиологии питании, выявление характерных особенностей пищевых продуктов, рационального питания. Приобретение умения - ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные.
  • Метапредметные (УУД): регулятивные – умение планировать промежуточное действие, чтобы достигнуть полученный результат, коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, познавательные - выполнение работы по выявлению наиболее ценных в пищевом отношении пищевых продуктов.
  • Личностные – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; умение конкретизировать и анализировать полученную информацию. Применять полученные знания в жизни, формируя здоровый образ жизни в области питания
  • познавательные: понимать информацию, представленную различными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Межпредметные связи: биология, ОБЖ, русский язык, окружающий мир, химия, искусство и т.д.    

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА

1.Материально-техническая база: кабинет (мастерская) трудового обучения

2.Дидактическое обеспечение:

  • учебник «Технология»;
  • рабочая тетрадь;
  • таблица «Пищевые вещества»;
  • информационные карты;

3.ТСО: проектор, компьютер (показ презентации)

Ресурсы урока:

Для учителя

Для ученика

Метод литература, сайты интернета-

http://festival.1september.ru

http://www.bibliofond.ru/view.aspx

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7575/conspect/256433/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/937/

https://static.my-shop.ru/product/f16/296/2955301.pdf

https://infourok.ru/uchebnoe-posobie-fiziologiya-pitaniya-3559609.html

https://multiurok.ru/files/fiziologhiia-pitaniia-6-klass.html

https://zhannet.jimdofree.com/учащимся/обслуживающий-труд/физиология-питания/

учебник – Технология. 5 класс: учебник ФП ФГОС / Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю. и др./ М.: Просвещение,2019г.                   Учебно-методическое пособие- Иваньшина Е.В.-СПб. АППО.- 2013

Громова О.К. «Критическое мышление- как это по-русски? Технология творчества. //БШ № 12, 2001.

Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии», 2002

учебник – Технология. 5 класс: учебник ФП ФГОС / Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю. и др./ М.: Просвещение,2019г.

ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент – 2 мин.

  • приветствие, проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку, настрой учащихся на работу, доведение до учащихся плана урока

Дежурный по классу докладывает учителю об отсутствующих в классе и готовности учащихся к уроку

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ – 3 мин.

Учитель: В начале нашего урока я хочу вам предложить видеосюжет, посмотрев который вы легко поймете о чем идет речь.

Учитель задает вопрос учащимся.

Учитель: О чем он? Что вы увидели?

Ответ учащихся.

Учитель:

Правильно, сегодня на уроке разговор пойдет о питании. Вернее сказать: о правильном, здоровом и рациональном питании.

Учащиеся смотрят видеосюжет

Учащиеся отвечают на заданный вопрос

См. видеосюжет

3.ИЗЛОЖЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ НОВОГО МАТЕРИАЛА – 25 мин.

Учитель.

Сообщение темы урока: «Физиология питания. Составление меню к завтраку».

Учитель: Сегодня на уроке.

  • Рассмотрим основные составляющие пищи человека
  • Определим значение рационального питания
  • Познакомимся с основными принципами здорового питания
  • Узнаем о правилах составления меню к завтраку.

Учитель сообщает цели и задачи урока.

Учитель. Как говорил Сократ: «Мы живем для того, чтобы есть и едим для того, чтобы жить».                                              

Учитель задает вопрос учащимся.                                      Кто согласен с этим высказыванием?

Учитель задает вопрос учащимся.                                       Зачем человеку пища?

Учитель. Все мы знаем, что еда – это своего рода топливо, на котором работает наш организм и для того, чтобы человек был здоровым и надолго сохранил работоспособность, пища должна дать ему все необходимые вещества в определенном количестве.

Изучением этих проблем и занимается наука ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ.

ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ – наука, занимающаяся изучением различных проблем питания.

Учитель.   В состав пищи входят различные питательные вещества растительного и животного происхождения. К их числу относятся белки, жиры, углеводы минеральные вещества, витамины. Все они в нашем организме подвергаются сложным изменениям, т.е. усваиваются им.

Вопрос: В каких продуктах содержатся питательные вещества: белки, жиры, углеводы и витамины?

Учитель. Сейчас более подробно рассмотрим каждый вид.                                                                              Белки активно участвуют в обмене веществ, необходимы для построения клеток и тканей.

Это очень важно для молодого и растущего организма, поэтому в вашем возрасте обязательно нужно включать в свой дневной рацион белковые продукты. Такие как: рыба, мясо, молочные продукты. Достаточно много белка содержат бобовые продукты, в частности – соя.

Жиры – это резервы энергии нашего организма и регулятор проникновения в клетки воды, солей и других важных веществ.

Продукты животного происхождения: сметана, сливки, масло, яйца, сало. Продукты растительного происхождения: различные масла, орехи.

Углеводы - главный источник энергии для организма. Помогают организму лучше усваивать жиры. Являются основным компонентом пищи человека.

Действительно наша еда состоит практически из углеводов. Это фрукты, ягоды, овощи и т.д.

Кроме питательных веществ наша пища обязательно должна содержать витамины.

 Витамины – основные вещества, отсутствие которых в пище вызывает заболевание человека. Они усиливают сопротивляемость организма болезням и повышают его тонус. Витамины влияют на усвоение питательных веществ, способствуют нормальному росту клеток и развитию всего организма.

В свою очередь они делятся на: жирорастворимые и водорастворимые.

Также наша пища должна содержать минеральные вещества, которые обеспечивают обмен веществ в организме человека и содержатся практически во всех продуктах питания.

Учитель.  Более подробно о витаминах и минеральных веществах мы с вами поговорим в 6 классе.

Учитель задает вопрос учащимся.

Как вы думаете. Что еще необходимо и очень важно для человека?

Учитель. Необходимо определить еще очень важный компонент, который также входит в состав пищи – вода.

Мы с вами на 80% состоим из воды. Вода входит в состав клеток нашего тела и участвует в процессах обмена, поэтому очень важно соблюдать питьевой режим. Человек должен каждый день выпивать примерно до 2 литров воды, а если вы ведете активный образ жизни, тогда до 3,5-4 литров.

Учитель. Как сказал Сервантес: «Здоровье нашего тела куется в желудке».

И действительно, чтобы на долго сохранить здоровье, нам необходимо придерживаться правильного, здорового и рационального питания, которое Заключается в полноценном питании здоровых людей с учетом возраста, характера труда, пола. Рациональное питание помогает сохранить здоровье, поддерживает высокую умственную и физическую работоспособность, повышает сопротивляемость вредным факторам окружающей среды.

Разберем три основных принципа рационального питания.

  1. Энергетическая ценность должна соответствовать энергетическим затратам организма и определяет, сколько надо есть.

  1. Химический состав пищевых продуктов должен соответствовать физическим потребностям организма – определяет, что надо есть.
  2.  Пища должна поступать в организм регулярно, в определенном режиме – определяет, как надо есть.

Учитель. Теперь мы знаем, какая пища необходима человеку для его жизнедеятельности.

Вопрос: А сколько ее нужно?

Столько, сколько он расходует энергии. Не больше и не меньше, потому что всякое отклонение в ту или иную сторону вредит здоровью.

 Рациональное питание – питание с наибольшей пользой для здоровья и жизнедеятельности человека.

Оно включает в себя такие понятия как «пищевой рацион», «условия приема пищи», «режим питания».

РЕЖИМ ПИТАНИЯ – это время и число приемов пищи.

Между приемами пищи соблюдаются определенные интервалы времени. Наиболее рациональным является трехразовый и четырех разовый режим питания.

Учитель задает вопрос учащимся.

Как вы думаете, что имеет большое значение в рационе здорового питания?

Учитель. Важно! Чтобы семья собиралась за столом с красивой сервировкой, спокойной, доброжелательной атмосфере. Это все способствует не только хорошему аппетиту, но и повышает настроение и развивает навыки общения.

Можно сделать следующий вывод: 

Только правильно организованное и своевременное снабжение человеческого организма сбалансированным и питательными веществами можно назвать рациональным питанием.

Учитель. Сейчас мы поговорим о ЗАВТРАКЕ.

Вопрос: Что такое завтрак?

Учитель. Существует во всех языках мира. В русском языке слово завтрак образовалось от слияния предлога «ЗА» и существительного «ЗАВТРА» за утра – «на другое утро», «на другой день» и означает «ОСТАВЛЕННОЕ НА ЗАВТРА», то есть оставлено с вечера на завтра.  

Вопрос. Почему же так необходимо завтракать?!

Учитель.

  1. Завтрак – источник энергии на весь день.
  2. Завтрак поможет вам оставаться здоровым!
  3. На 30% повышает работоспособность!
  4. Завтракающий, регулярно, человек уберегает себя от лишнего веса!
  5. Полноценный завтрак имеет способность контролировать чувство голода в течение дня.
  6. После завтрака у человека улучшается память и концентрация внимания. Лучше запоминается информация.

Вопрос. 1. Что такое меню?

2. Как составить меню полноценного завтрака?

Учитель.

1. Меню – перечень блюд, которые будут предложены за столом. 

2. 

  • Необходимо учесть принципы рационального питания
  • Необходимо включить в меню рекомендуемые продукты для завтрака
  • Необходимо учесть калорийность завтрака.

Учитель. Запишите 10 «лучших» продуктов для завтрака

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь

Учащиеся отвечают на заданный вопрос

Учащиеся отвечают на заданный вопрос

Учащиеся записывают определение в тетрадь

Учащиеся делают записи в тетрадях

Учащиеся отвечают на заданный вопрос.

Учащиеся делают записи в тетрадях

Учащиеся отвечают на заданный вопрос.

Учащиеся делают записи в тетрадях

Учащиеся отвечают на заданный вопрос

Учащиеся записывают определение в тетрадь

Учащиеся отвечают на заданный вопрос

Учащиеся делают записи в тетрадях

Учащиеся отвечают на заданный вопрос

Учащиеся делают записи в тетрадях

Учащиеся отвечают на заданный вопрос

Учащиеся делают записи в тетрадях

Учащиеся отвечают на заданный вопрос

Учащиеся делают записи в тетрадях

Учащиеся отвечают на заданный вопрос

Учащиеся записывают определение в тетрадь

Учащиеся делают записи в тетрадях

Запись на доске.

Слайд №1

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7, №8, №9, №10, №11

Слайд №12, №13, №14, №15, №16, №17

Слайд №18

Слайд №19

Слайд №20, №21, №22, №23, №24, №25

Слайд №26

Слайд №27

Слайд №28

Слайд №29

Слайд №30, №31

Слайд №32

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА   – 10 мин.

Учитель. Сейчас вам необходимо составить меню к завтраку, где должны быть указаны:

  • Основное блюдо (горячее овощное, рыбное, каша, блюдо из творога, блюдо из яиц и т.д.)
  • Дополнительное блюдо (салат из овощей, фруктов, бутерброд)
  • Напиток (чай, какао, молоко, сок)

Учащиеся выполняют практическую работу.

Слайд №33

См. Приложение №1

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА – 3 мин.

Учитель подводит итоги урока, делает необходимые замечания, оценивает работу учащихся

Учащиеся высказывают свое мнение по уроку

См. Приложение №2

УБОРКА РАБОЧИХ МЕСТ – 2 мин

Учащиеся убирают свое рабочее место, дежурные класс

 Приложение № 1

Меню полноценного завтрака школьника

Например:

ПОНЕДЕЛЬНИК

Выход, гр.

Яблоко свежее

100

Курица запеченная "Золотая курочка"

100

Каша гречневая рассыпчатая "Спортивная"

180

Кисель витаминизированный

200

Хлеб пшеничный / ржаной

30/50

ВТОРНИК

Салат "Русалка" (морская капуста, яйцо отварное, лук репчатый, масло подсолнечное)

95/5

Сарделька в/с отварная

100

Овощное рагу

180

Сок фруктовый

200

Хлеб пшеничный / ржаной

30/50

СРЕДА

Термизированный йогуртный продукт

100

Фрикадельки "По-ученически" с красным соусом

100/50

Спагетти отварные

180

Компот из смородины

200

Хлеб пшеничный / ржаной

30/50

ЧЕТВЕРГ

Яйцо отварное с зеленым горошком

50/50

Рыба с овощами

100/50

Рис отварной "Пекин"

180

Кофейный напиток с молоком

200

Хлеб пшеничный / ржаной

30/50

ПЯТНИЦА

Закуска "Светофор" (капуста брокколи, помидоры, кукуруза, оливковое масло)

100

Азу с говядиной «Последний звонок»

200

Отвар из шиповника

200

Хлеб пшеничный / ржаной

30/50

Как составить меню полноценного завтрака?

  1. Необходимо включить в меню рекомендуемые продукты для завтрака.
  2. Необходимо учесть калорийность завтрака.
  3. Необходимо учесть принципы рационального питания.

Рекомендации

Наиболее подходящие продукты для завтрака: куриное мясо, апельсиновый сок, мёд, кофе, чай, яйца, каша, кефир или йогурт, ржаной и белый хлеб, сыр.

Школьнику 11-14 лет необходимо в день примерно 2850 ккал. По энергетической ценности завтрак составляет 30% рациона питания, для школьника это составляет приблизительно 850ккал.

Продукт

Ккал на 100гр

Продукт

Ккал на 100гр

Куриное мясо

Приблизительно 160

Хлеб белый

Приблизительно 250

Апельсиновый сок или апельсин

Приблизительно 50

Йогурт

Приблизительно 50

Мёд

Приблизительно 300

Кефир нежирный

Приблизительно 30

Чай с сахаром

Приблизительно 30

Хлеб черный

Приблизительно 210

Кофе растворимый

Приблизительно 100

Каши

Приблизительно 300

Сыр

Приблизительно 400

Капуста, зелень

Приблизительно 25

Творог полужирный

Приблизительно 150

Яблоки

Приблизительно 50

Сметана 20%

Приблизительно 200

Сосиски

Приблизительно 300

Молоко

Приблизительно 60

Яйца

Приблизительно 150

Таблица калорийности продуктов

Приложение 2

Критерии оценки лучшего меню

  1. Меню включает наиболее подходящие продукты для завтрака.
  2. Энергетическая ценность завтрака составляет примерно 750 ккал.
  3. Перечень блюд разнообразный.
  4. Блюда выбраны с учетом того, что школьник будет заниматься умственным трудом, т.е. углеводы в достаточном количестве.
  5. Завтрак вкусный (например, в кашу добавлены фрукты).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 5 Б классе (составлен и проведён учителем русского языка и литературы Басюк Н.С.)

Конспект открытого урока в 5 Б классе (составлен и проведён учителем русского языка и литературы Басюк Н.С.)Тема урока: Вид глагола.Цель:1.    дать понятие видов глагола; знать, на каки...

Урок по теме "Физиология питания"

План-конспект урока по теме "Физиология питания" в 5 классе....

Конспект открытого урока по географии «Африка, для меня она стало родною»

Повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Африка» ...

Конспект открытого урока биологии в 10 классе. Тема: Составление родословных.

Конспект открытого урока биологии в 10 классе. Тема: Составление родословных....

Урок по теме "Физиология питания"

1) Усвоение знаний о техники безопасности на уроке.2) Формирование понимания роли и свойств минеральных веществ.3) Усвоение норм употребления минеральных солей и микроэлементов....

Starlight 5. Module 4. Come rain or shine. Конспект открытого урока на тему «Завтрак в разных странах»

Практическая цель: совершенствование навыков устной речи по теме «Еда и напитки. Завтрак». Задачи: 1) научить употреблять слова, выражающие количество в устной речи; 2) научить понимать и употребля...

Конспект открытого урока на тему: «Физиология питания» 5 класс

Физиология питания - это наука о превращении пищи в организме человека. Поступающая в оранизм пища превращается в энергию и "кирпичики" для построения человеческого тела. Потребность ор...