Статья "Формирование практических умений и навыков на уроках технологии для детей с ОВЗ"
статья по технологии

В статье рассматриваются этапы формирования умений и навыков на уроках технологии для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование практических умений и навыков на уроках технологии для детей с ОВЗ

Обучение на уроках технологии – одно из главных условий подготовки детей с ОВЗ к самостоятельной жизни и занимает ведущее место в коррекционно-образовательном пространстве.Основная задача трудового обучения — дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.

Коррекционное значение занятия трудом обучающимися с ОВЗ заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что такие дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации.

Наибольшая сложность трудового обучения в школе, реализующей коррекционные программы, состоит в формировании обобщенных умений и навыков — способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении условий. В психолого-педагогической литературе до сих пор не уточнены соотношения между понятиями "умения" и "навыки". Большинство психологов и педагогов считают, что умение - более высокая психологическая категория, чем навыки. Педагоги-практики придерживаются обратной точки зрения: навыки представляют более высокую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми действиями, чем умения.

Умение и навык - это способность совершать то или иное действие, а различаются они по степени (уровню) овладения данным действием.

Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно, определенным способом и с определенным качеством.

Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности. Он возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения, без осознания промежуточных шагов. То, что данное действие стало навыком, означает, что обучающийся в результате упражнений приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.

Это значит, что когда мы формируем в процессе обучения способность совершать какое-то действие, то способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью автоматизировано - у ученика образуется навык в выполнении этого действия, т.е. умение переходит в навык.

Но в ряде случаев, когда действие сложное, и его выполнение состоит из многих шагов, при любом совершенствовании действия оно остается умением, не превращаясь в навык. Поэтому умения и навыки различаются еще в зависимости от характера соответствующих действий. Если же действие сложное, то выполнение этого действия, как правило, формируется как умение, в состав которого, входит один или несколько навыков.

Процесс формирования учебных умений и навыков  является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Формирование умений и навыков – специальная педагогическая задача.

Что же должен делать учитель, для того чтобы у учащихся формировались необходимые умения?

  1. Организация деятельности.

Действие, прежде чем стать умственным, обобщенным, сокращенным и освоенным, проходит через переходные состояния. Основные из них и составляют этапы усвоения действия, каждый из которых характеризуется совокупностью изменения основных свойств (параметров) действия.

Этап составления схемы ориентировочной основы действия.

На этом этапе учащиеся получают необходимые разъяснения о цели действия, его объекте, системе ориентиров. Им показывают, как и в каком порядке выполняются все три вида операций, входящих в действие: ориентировочные, исполнительные и контрольные. Это еще не действие, а только знакомство с ним и условиями его успешного выполнения, обеспечивающими понимание логики этого действия, возможность осуществления его. Фактически усвоение действия происходит только через выполнение этого действия самим учеником, а не путем одного лишь наблюдения за действиями других людей.

Этап формирования действия в материальном (или материализованном) виде.

Учащиеся выполняют действие с развертыванием всех входящих в него операций. В таком виде

  1.  Постановка цели.

Прежде всего, перед детьми ставится особая цель – овладеть определенным умением. Когда учитель сталкивается с отсутствием у учеников конкретного умения, ему нужно вначале спросить себя, а была ли перед ним поставлена такая цель? Осознают ли они ее?

Очень распространенный недостаток организации учебной работы учащихся – то, что они не видят за выполняемой ими работой учебной задачи, учебной цели. Учитель, давая то или иное задание, сам указывает ту учебную задачу, которую должен решить ученик, выполняя это задание. Но постепенно ученики приобретают умение, способность и привычку видеть за любой выполняемой работой те знания, умения и навыки, которые они должны приобрести в результате данной работы.

Помимо осознания цели, ученику нужно осознание ее отношения к мотиву своей деятельности.

Учебная мотивация всегда индивидуальна: ребенок или имеет свою систему мотивов, побуждающих его учиться, или его мотивация нейтральна, или ее нет вообще. Тем не менее, даже при преобладании познавательной мотивации у ребенка все равно будут присутствовать и другие мотивы – достижения успеха, избегания наказания и др. Учителю приходится ориентироваться на весь этот широкий спектр мотивов. Ставя цель формирования данного умения, он должен дать возможность каждому ученику понять, какой личностный смысл будет заключен в этой работе, зачем ему нужно это умение (овладев им, он сможет выполнять более сложные изделия, сможет получать при этом высокие оценки и т. д.).

После мотивационного формирования умения следует этап организации совместной с учителем деятельности.

В этой совместной деятельности ученик должен, прежде всего, получить образец, правило, алгоритм работы. Желательно, чтобы, получая готовый образец, дети сами разрабатывали систему правил, по которой они будут действовать. Этого можно добиться, сравнивая выполняемое задание с данным образцом.

После осознания школьниками правил, по которым нужно действовать, необходимы упражнения в использовании полученного умения.

Ученику недостаточно знать рациональные правила учебной работы, он должен еще научиться применять их в собственной практике. Упражнения, в ходе выполнения которых отрабатывается умение, должны быть разнообразны. Большое значение в формировании всех типов умений и навыков придается упражнениям. Благодаря упражнениям происходит совершенствование умений, автоматизация навыков, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

В практике собственной педагогической деятельности в процессе трудового обучения в каждом классе периодически провожу диагностику овладения учащимися общеучебными и специальными умениями и навыками, что помогает своевременно принимать меры по предупреждению и преодолению ошибок и как следствие, неуспеваемости.
Зная особенности развития детей с ограниченными возможностями психического здоровья, опираюсь на более сохранные функции и анализаторы ребенка. Поэтому в моей практике учителя технологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы обучения.

  1. Демонстрация (показ) 

способна формировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия.

Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа. Для этого необходимо провести работу6

  • информирую детей о том, что они будут наблюдать и с какой целью;
  • организую наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет;
  • позволяю учащимся по возможности воспринимать предмет разными органами чувств, а не только посредством зрения;
  • стараюсь, чтобы важнейшие особенности предметов производили на учащихся наиболее сильное впечатление;
  • позволяю учащимся увидеть предметы в присущих им движениях и изменениях.

Что же касается демонстрации трудовых приемов, то можно применить следующие методы:

  • показ трудового процесса;
  • показ его в замедленном темпе;
  • показ в замедленном темпе с остановками и разъяснениями после каждого приема;
  • при необходимости – повторный показ отдельных сложных движений;
  • заключительный показ трудового процесса провожу в рабочем ритме;
  • проверка (пробное выполнение) уяснения учащимися показанного трудового процесса.

Эти методы могут варьироваться в применении в зависимости от периода обучения и, в значительной степени, от возраста обучаемых.

Методы практических занятий охватывают достаточно широкую область действия учащихся, но общее в них то, что преобладает применение знаний в решении практических задач.

Для успешного овладения обучающимися с ОВЗ трудовыми навыками применяются  разнообразные методы обучения:

  1. Словесные – рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа с книгой.
  2. Наглядные – показ изучаемых объектов, приемов работы, организация наблюдения, демонстрация учебных презентаций.
  3. Практические – упражнения, выполнение практических заданий.

Особо важную роль при обучении детей с ОВЗ играют наглядные и практические методы, но более прочное усвоение происходит при сочетании этих методов со словесными.

Большое значение в усвоении учащимися знаний и формировании у них понятий играет метод сравнения.

Он помогает выявлять общие и различные признаки предметов. Учащиеся начинают быстрее ориентироваться в задании, точнее дифференцировать отдельные признаки, повышается активность. Для этого разрабатываю предметно-технологические карты, состоящие из образца обработки отдельного узла детали изделия и текстовой карточки.

Для активизации учебной деятельности, а также для повышения мотивации использую различные игровые приемы при работе.

Например, «Найди пару», «Установи соответствие». В основном, использую эту игру при отработке умения планировать несложную работу и как образец для первоначального закрепления какого-либо практического умения. Проверка и оценивание производятся в форме взаимоконтроля.

Эта работа требует от учителя значительной затраты времени на подготовку к занятию, но если она не будет проводиться систематически, то утратятся уже достигнутые результаты.

Считаю, что трудовые умения и навыки сформированные на начальном этапе трудового обучения, являются основой для будущего продолжения профессионального обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Формирование практических умений и навыков на уроках технологии в условиях школьной мастерской".

В работе описаны  методические приемы организации практической деятельности по формированию умений и навыков учащихся в условиях недостаточной материальной базы мастерских на примере изучен...

Развитие практических умений и навыков на уроке английского языка в коррекционной школе VII вида

Английский язык сегодня – очень популярная и востребованная область знаний. Людям, его изучающим, он необходим по разным причинам: учёба и работа за границей, продвижение по карьерной лестнице, общени...

формирование метапредметных умений и навыков на уроках технологии

Формирование метапредметных умений и навыков  школьников в процессе проведения проектной деятельности на уроках технологии...

Возможности оценивания практических умений и навыков на уроках химии.

В системе методов обучения важное место отводится практическим, среди которых в преподавании химии особо выделяется химический эксперимент, определяющий эффективность естественнонаучной подготовки уча...

«Привитие практических умений и навыков на уроках столярного дела в коррекционной школе»

             У моих учеников, особенно в 8 классе умственное развитие детей весьма разнообразно, поэтому для меня основополагающим стал принцип – индиви...

«Формирование общетрудовых умений и навыков на уроках технологии- слесарное дело»

Трудовое обучение в коррекционной школе ставит своей целью подготовки работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять не сложные виды работ на массовых пр...