Современные приемы и методы, способствующие успешной социализации учащихся на уроках
методическая разработка по технологии

Современные приемы и методы, способствующие успешной социализации учащихся на уроках 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные приемы и методы, способствующие успешной социализации учащихся на уроках технологии

Лебедева Т.В,, учитель технологии

МАОУ СОШ№19 г.Балаково

Добрая школа – это хорошо, умная школа – это великолепно,

но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни.

Джон  Дьюи

          Что же такое социализация?

Социализация – это процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знанийнавыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

         Читая газеты, просматривая новости, просто, если оглянуться вокруг себя, мы увидим, что кругом идет конкурентная борьба за власть, за обладание местом в обществе, за территорию, за свободу. Кажется, так было всегда, но в период глобальной реформации общества острота этой борьбы возрастает многократно. Растут требования к выпускникам, которые должны быть подготовлены к новым рыночным отношениям.

        Сегодня выпускник должен быть социально защищенным, нравственно стойким, социально закаленным, против всякого рода соблазна, имеющего знания на уровне современной науки и техники, физически и психически здоров, а главное, иметь социальный опыт самостоятельного принятия решений, выбора поведения, профессии, партнеров, ценностей и т.д. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Целенаправленное формирование социализации возможно только при условии использования активных и интерактивных методов обучения как наиболее эффективных.

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

Задачи интерактивных методов обучения:

  1. Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
  2. Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
  3. Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.
  4. Процесс обучения и воспитания неразрывно связаны: обучая – воспитываем.

Существует большое количество интерактивных приемов и методов.

Карусель

Аквариум

Незаконченное предложение

Мозговой штурм

Дерево решений

Суд от своего имени

Гражданские слушания ролевая (деловая) игра

Займи позицию

Дискуссии

Дебаты

Сегодня я хотела бы более подробно рассказать вам о моём любимом интерактивном приёме: "Идейная карусель".

Реализация приема «идейная карусель» предполагает следующий алгоритм работы:

1. Каждому члену микрогруппы (по 4-8 человек) раздается чистый лист

бумаги и всем задается один и тот же вопрос. Без словесного обмена мнениями все участники записывают на своих листках бумаги спонтанные формулировки ответов на него.

2. Листки с записями в режиме дефицита времени передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. При получении листка с записями каждый участник должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся. Работа заканчивается, когда каждому вернется его листок. На этом этапе записи не анализируются и не оцениваются.

3. В микрогруппах происходит обсуждение сформулированных участниками ответов, предложений и выделение в итоговый список наиболее важных, актуальных из них.

4. Обмен результатами наработок микрогрупп. Все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки из итогового списка. Если формулировка не встречает возражений других групп, она включается в окончательный общий список.

           Учебный предмет «Технология», является одним из современных школьных дисциплин, которая наиболее широко знакомит обучающихся с множеством видов трудовой деятельности, экономикой и общественным производством, в том числе готовить школьников к будущей профессиональной деятельности и выбору профессии. Хорошо известно, что работа в трудовом коллективе будет осуществляться успешно если будущий специалист будет уметь находить общий язык с членами коллектива, а для этого необходимо у него развивать коммуникативные умения, начиная со школьной скамьи. Уроки технологии в основном посвящены формированию практических умений у обучающихся, как в процессе самостоятельной деятельности, так и в групповой.

Наиболее оптимальными, для реализации активности учащихся на уроке, являются групповые формы работы. Именно работа в группах, взаимодействие с другими учащимися, является первым опытом социализации. На данном этапе применяется: работа в группах, работа в парах, в последующем – работа бригадным методом. Такие нестандартные уроки технологии расширяют возможности предмета, вносят атмосферу соревновательного духа, творчества, самовыражения учащихся.

На уроках швейного дела учащиеся приобретают навыки, необходимые им в быту. Получают первоначальные навыки работы на бытовой швейной машине, приобретают первичные навыки в раскрое изделий, технологии пошива, моделировании, знакомятся с различными фасонами одежды, ее производстве, особенностях влажно-тепловой обработки ткани. Знания, полученные при изучении этих тем, пригодятся учащимся в жизни.

  Групповая работа способствует активизации процессов социализации школьников, формирует умение слушать других, высказывать своё мнение, развивает коммуникативность.

  Презентации – самый простой и доступный метод.  Демонстрация слайдов, выполненных учащимися, позволяет донести до слушателей материал. Способствует самореализации в современном обществе.

 Дидактические игры . Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН — это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.

   Интерактивный урок, мероприятие с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты и олимпиады в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами способствует раскрытию способностей личности школьника

Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные) — достаточно популярный метод . Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии (учителя, инспектора, экскурсовода).

Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

     В последнее время широкое распространение получил метод создания проектов учащимися на уроках технологии. Это специфичная форма организации учебного процесса и социализации личности, при которой учащимся необходимо самостоятельно овладевать понятиями, подходами к решению проблем, подбирать темы в соответствии со своими способностями, знаниями, потребностями, осваивать информацию, перерабатывать, ориентироваться в ней, систематизировать. Именно такой подход помогает учащимся стать участниками творческого процесса, а не потребителями готовой информации. Проектные методы обучения ориентируют учащихся на решение реальных жизненных проблем и нацеливают на усвоение системы жизненно важной деятельности, т.е. формируют условия для последующей социализации учащихся.

Метод «Синквейн»

              Хочу поделиться с коллегами своей интересной находкой, позволяющей активизировать

познавательную способность учащихся на уроке технологии. Речь пойдет о синквейне.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.

             Когда вы знакомите учащихся с синквейнами, сначала объясните им, как пишутся такие стихотворения. Затем дайте несколько примеров (ниже приводится несколько синквейнов). После этого предложите группе написать несколько синквейнов. Для некоторых людей сначала будет трудно. Эффективным средством введения синквейнов является разделение группы на пары. Назовите тему для синквейна. Каждому участнику дайте 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники с слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами.

Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех. Не будет никаких таинственных или трудно уловимых процессов, которые смогут заметить лишь те, кому повезет. Когда процессы становятся прозрачными, учащиеся не только узнают содержание, но и учатся учиться.

             Синквейн – это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций.

Приступает учитель к изучению новой темы и в начале урока дает синквейн: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете?» Проанализировав полученные результаты, можно корректировать представления ученика о данном понятии в ходе изучения темы.

…Разгар урока. Тема очень трудна для восприятия. Ученики устали. Предложите им синквейн по какому-то разделу изучаемой темы, и вы узнаете, как идет восприятие школьниками нового материала. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.

       Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний покажут опрос, итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении урока – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации учащихся. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, учитель увидит, насколько ему удалось достичь прогнозируемого ранее результата.

               Приведу пример использования синквейна на уроке знакомства с проектной деятельностью. Вначале урока предлагаю учащимся составить синквейн с темой «Проект» . Один из вариантов выглядит так.

Проект.

Архитектурный. Строительный

Отображает, знакомит, настраивает

Проект-основа строительства.

Задача.

В середине урока предлагаю синквейны на тему «Проблема», «Достижение», « Результат»

А в конце урока синквейны на тему «Проект» уже другие

Проект

Значимый Решаемый

Думаем, выбираем, действуем.

Помогает решать проблемы.

Идея

Или

Проект

Выполнимый Творческий

Конструируем, кроим, шьём.

Проект позволяет чего-то достичь.

Деятельность.

        Иногда с помощью синквейна прошу учащихся выразить какое-либо понятие или термин. Темы для синквейна в технологии могут быть разные, например строчка, моделирование, силуэт, стиль., мода, дизайн, кулинария, блюдо, меню и другие.

Скажу честно, сразу не всем это нравится, но со временем появляется интерес. Тем, кому это  особо нравится, предлагаю более сложные темы для синквейна, или прошу составить синквейн-загадку (без указания темы, но так чтобы другие догадались, о чем идет речь).

      Главная цель педагогического коллектива и каждого педагога - вывести ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать  всем  условия для саморазвития. Создание ситуации «свободного выбора», в которой только и становится реальным выявление социальной направленности личности, ценностных ориентаций подростков.

Педагог как садовник. Он не в силах изменить породу дерева, но он может и должен улучшать плоды своего сада.

     Методы и приемы организации ситуации успеха:

Доброжелательность

Снятие страха

Авансирование успешного результата

Скрытая инструкция

Внесение мотива

Персональная исключительность

Высокая оценка детали

Мобилизация активности или педагогическое внушение.

           Древнегреческая мудрость гласит: «Учитель не для школы, а для жизни». Что означает «учить для жизни»? Думается, что это учить получать наслаждение, духовное удовлетворение от того, что узнал и хочешь знать. Это чувство глубокого духовного удовлетворения от занятия любым трудом, наукой, чтением. Если мы научим детей понимать это, то он почувствует гордость за себя, за свою культуру, за свой народ, будет социально значимым для своего общества.

Литература

  1. АдольфВ.А.//Профессиональная ориентация - условие успешной социализации в информационном обществе // Воспитание школьников. - 2009. - № 9.
  2. Василькова Ю.В. //Социальная педагогика. М.: 1999.
  3. Тыртышная, М.А./ "Как стать личностью": технология поддержки социального становления школьников // Классный руководитель. - 2009. - № 4. - Тематический раздел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная методика как один из видов интерактивных технологий, способствующих успешной социализации личности учащихся и осознанию важности социального взаимодействия

Безусловно, любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, усвоили семейные роли, были законопослушными гражданам...

Условия, способы и приемы, способствующие развитию активности учащихся на уроках физики.

Аннотация: В данной статье рассматриваются условия, способы и приемы, способствующие развитию познавательной активности учащихся на уроках физики, выделяются принципы организации уроков по данно...

Тема самообразования «Приемы и методы формирования критического мышления учащихся на уроках физической культуры»

Тема самообразования  «Приемы и методы формирования критического мышления учащихся на уроках физической культуры»Проблема: Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь ...

Методы и приемы, используемые педагогом, способствующие успешной адаптации в образовательном процессе детей с множественными нарушениями развития

Используя термин "адаптация" применительно к образовательному процессу, чаще всего подразумевают временной период поступления детей в первый класс образовательного учреждения, который несомн...

Доклад «Приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

Основная задача обучения математике в школе - прочное и осознанное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену с...

Приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики....

Методическая разработка на тему: «Приемы и методы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Цель:  формирование функциональной грамотности у обучающихся  на уроках русского языка и литературы.Задачи:1.      Поделиться опытом работы  применения  ме...