Методы и приемы, используемые педагогом, способствующие успешной адаптации в образовательном процессе детей с множественными нарушениями развития
статья по теме

Гаева Елена Николаевна

Используя термин "адаптация" применительно к образовательному процессу, чаще всего подразумевают временной период поступления детей в первый класс образовательного учреждения, который несомненно является для большинства детей фактором стресса и, как правило,  сопровождается сопутствующими соответствующими изменениями в мировосприятии, поведении, ощущении и самочувствии ребенка. Но наряду с этим, есть категория детей, которые могут испытывать стресс и не в таких серьезных ситуациях и этапах жизненного пути, это дети с ограниченными возможностями здоровья, и, в частности, дети с множественными нарушениями развития. В данной статье раскрываются методы и способы, которые может и должен использовать педагог при работе с такими детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы, используемые педагогом, способствующие успешной адаптации в образовательном процессе детей с множественными нарушениями развития.

   

     Термин «адаптация» происходит от латинского слова «adapto» и переводится, как «приспособляю», то есть обозначает процесс приспособления кого-либо к изменяющимся условиям внешней среды.


      Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Школьное обучение предъявляет определенные требования к ребенку, которые объединены в понятие «готовность к школьному обучению». Наиболее значимым показателем готовности считается - адаптация, или приспособление к школе.

     Чаще говорят об адаптации первоклассников, и это, конечно, оправданно, потому как это очень ответственный период в жизни каждого ребенка, так как изменяется практически вся жизнь ребёнка: его интересы, желания, общение со сверстниками и взрослыми – все подчиняется школьным проблемам. Но есть категория детей - не первоклассников, которые переносят адаптацию не легче, а в чем-то даже и сложнее, чем дети, идущие в первый класс. Речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья, и, в частности, с множественными нарушениями развития. Такие дети могут испытывать сильный стресс как при поступлении в первый класс образовательного учреждения, так и, например, при смене непосредственно обучающего их педагога или образовательного учреждения, независимо от количественного года их обучения.

     Такие учащиеся, в силу индивидуальных психофизических особенностей, иногда с большим трудом могут адаптироваться к новым для них условиям, как к режиму работы на уроке, так и в целом к учебной программе, даже к ее адаптированному к данной категории детей варианту, или с трудом привыкают к новому педагогу. Поэтому крайне важно помнить некоторые определенные принципы и методы работы с такими детьми.

      Прежде всего, чтобы обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, необходимо помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребенку еще большего здоровья, поэтому в первую очередь необходимо неукоснительно соблюдать следующие правила:

  • обеспечить своевременную смену видов деятельности;
  •  не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
  • отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью.

     Также необходимо в дальнейшем применять дифференцированный подход в работе с детьми, то есть:

- всеми возможными способами обеспечить детям максимальное ощущение безопасности и комфорта при поступлении в образовательное учреждение или смене педагога или учреждения, используя, в том числе, поддержку родителей;

- систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими наибольшие трудности в адаптации;
- обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении;

- использовать активно-положительный стиль педагогического общения с детьми и обеспечить максимально возможную преемственность в методах работы учителя и воспитания;

- использовать активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально - психологического климата;

- помогать детям организовывать свою деятельность, повторять последовательность действий из урока в урок;

- просить повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания;

- использовать игровые приемы, специальные развивающие игры, так как для данной категории детей игра часто надолго остается ведущим видом деятельности;

бщаться с каждым учеником своего класса; быть в курсе их радостей и переживаний;

-постоянно анализировать свою деятельность, вести поиски новых эффективных методов, приемов обучения, использовать метод сотрудничества и приемы дифференцированного обучения.


      Таким образом, необходимо эффективно использовать время, необходимое для адаптации к школьному обучению или смене его условий, чтобы учащиеся успешно привыкли к новым условиям и научились соответствовать новым требованиям. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, педагогу необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния своих учеников, возникающего с началом обучения или сменой условий в школе.

      И в заключение, хотелось бы вспомнить об основополагающих принципах педагогики, соблюдение которых может помочь в успешном сотрудничестве педагога и ребенка:

     - принцип гуманизма как основополагающий. Суть его в том, чтобы не навредить ребёнку, относиться к нему как к безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребёнка в дошкольное учреждение – ситуация стрессовая, необходимо проявить к малышу максимум терпения, чуткости, доброжелательности. От взрослых требуется спокойствие, уравновешенность, непротиворечивость в своих действиях и словах, которые могут причинить ребёнку страдания, дезориентировать его, вызвать неприятные ощущения. Требования должны быть посильными и развивающими.

     - принцип природосообразности и индивидуализации предполагает учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в организации процесса адаптации; учёт их индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек, желание и т.д. Взрослые выстраивают линию своего поведения с ребёнком, двигаясь прежде всего от ребёнка.

      - принцип оздоровительной направленности означает, что посредством внимания к ведущим направлениям развития ребёнка (физическому здоровью, психологическому комфорту и социальному благополучию) достигается гармоничность его развития.

      - принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребёнком предполагает, что взрослые овладевают методами и приёмами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребёнка, ибо главная цель – его радостное, бодрое состояние и настроение, развитие его как субъекта деятельности и общения.

      - принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в развитии и воспитании ребёнка, установлении партнёрских отношений «семья – дошкольное учреждение», взаимодополнений усилий учреждения адекватными усилиями семьи, и наоборот.

      - принцип профессионального сотрудничества означает согласованность усилий, знаний, умений и навыков педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника, воспитателя в работе с детьми, группой, их функциональных прав и обязанностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приемов при формировании зрительного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями развития

Зрение – важнейшее из пяти чувств. Именно благодаря зрению, мы получаем большую часть информации об окружающем мире. Существует четкая взаимосвязь между зрением и способностью использовать окружающие ...

Особенности социальной адаптации детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Детей нужно постоянно учить всему, даже улыбаться. Ведь улыбка возникает под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения. Для «особых» детей нужно создавать ситуации, стимул...

Методы и приемы современного урока в коррекционной школе для детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в рамках освоения ФГОС.

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития об...

доклад КУКЛОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Куклотерапия – это метод комплексного воздействия на детей, предполагающий использование кукол и театрализованных приемов для профилактики и коррекции эмоционально-личностных проблем у ребенка....

Семинар-практикум «Методы и приемы работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Методы и приемы работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития...

Игровые приемы для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

В статье рассматривается специфика использования игровых приемов в обучении детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Даны рекомендации педагогам и родителям по использованию сенсорных и...