внеурочное занятие "Лоскутное шитье"
план-конспект занятия по технологии (7 класс)

Альфия Нигматовна Пупкова

Закрепление знаний, умений и навыков в подготовке  швейной  машины к работе,  общетрудовых  и специальных умений; формирование представления о лоскутном шитье как об одном из увлекательных и популярных видов  рукоделия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon loskutnoe_shite.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие

Тема занятия: Лоскутное шитье.

Тип занятия: закрепление  пройденного материала на основе

Цель:

Обучающая –  закрепление знаний, умений и навыков в подготовке  швейной  машины к работе,  общетрудовых  и специальных умений; формирование представления о лоскутном шитье как об одном из увлекательных и популярных видов  рукоделия.

 Развивающая – формирование мотивации к изучению технологии; развитие познавательного интереса, ИКТ компетентности,  творческих  способностей; развить точность  движения, моторику пальцев, самостоятельность.

Воспитывающая – воспитание трудолюбия, бережного отношения к

учебно-методическому оснащению кабинета;

Формируемые УУД:

Познавательные: развитие познавательного интереса к предмету, формирование  способностей  к поисковой деятельности; формирование знаний техники лоскутного шитья,  геометрического орнамента лоскутного шитья.

Регулятивные - планирование учебной деятельности, определение темы и цели урока.

Коммуникативные – сотрудничество с учителем и сверстниками, способ взаимодействия друг с другом.

Личностные – воспитание у учащихся культуры труда,  возбуждение интереса к работе на швейной машине; убеждение  в значимости приобретенных знаний; умение провести самооценку.

Обучающиеся будут знать:

- виды техники лоскутного шитья, геометрического орнамента лоскутного шитья;

-виды тканей пригодных для лоскутного шитья;

Обучающиеся будут уметь:

- применять навыки шитья на электрической швейной машине с электронным дисплеем;

- применять технику лоскутного шитья «Простые  квадраты»;

-определять лицевую и изнаночную сторону ткани;

- шить заготовки для текстильных изделий  в технике «Быстрые квадраты»

Методы обучения: словесный (устное изложение нового материала, беседа, объяснение), наглядный (памятка, инструкционная карта), практический (сшивание кусочков ткани на швейной машине), эвристический (продумывание будущей работы).

Оборудование и материалы: утюг, гладильная доска, ножницы, иглы, швейные нитки, линейка, простой карандаш,  хлопчатобумажные лоскутки ткани, швейная машина.

Межпредметные связи: ОБЖ, черчение, русский язык, история, ИКТ.

Время: 30 мин

Сценарий  занятия

I. Самоопределение деятельности.  Мотивация внеурочной деятельности.

Проверка  явки  и  готовности  обучающихся  к  занятию.

Педагог: Здравствуйте, девочки, садитесь!

II. Вступительная беседа

Педагог:  Я, Альфия Нигматовна и  сегодня проведу у вас занятие из раздела «Конструирование и моделирование текстильных изделий».  Мы  отправимся в сказочную волшебную мастерскую  «Лоскутной мозаики». Но прежде отгадайте загадку.

Живет в длинноногой избушке

Одна хулиганка-старушка,

У нее костяная нога,

Зовут ее -…(баба яга)

Внимание на экран! Кого вы видите?

Обучающиеся: Мы видим на экране Бабу-ягу.

Педагог: Посмотрите, что надето поверх  одежды нашей красавицы?

Обучающиеся: Поверх одежды надет фартук.

Педагог: А фартук новый или старый?

Обучающиеся: Старый .

Педагог : Почему вы так решили

Обучающиеся: Потому что на фартуке  много заплаток.

Педагог:  Согласитесь, что создается впечатление, будто фартук сшит из разных – разных  лоскутков. Как вы думаете, с  какой техникой шитья  мы познакомимся?

III. Постановка цели и задач. Открытие  новых знаний.

Обучающиеся: Я думаю, что мы познакомимся с техникой лоскутного шитья.

Педагог:  Какова тема нашего занятия?

Обучающиеся: Тема нашего занятия «Лоскутное шитье».

Педагог:  Что мы будем делать в практической части  занятия?

Обучающиеся:  Мы будем шить изделие из лоскутков.

Педагог: Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о маленьких секретах большого искусства,  основой которого  в наше  время является  бросовый текстильный материал. В Европе это искусство  называют  - пэчворк,  а в России — лоскутное шитье.  Что же такое – лоскутное шитье?

Обучающиеся: Лоскутное шитье – это  соединение небольших разноцветных кусочков ткани  в единое целое путем сшивания.

Педагог: Правильно, молодцы, это вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков).

IV. Открытие  новых знаний

Несмотря на интенсивное развитие современных технологий,  шитье из лоскутков занимает достойное место среди таких видов рукоделия, как вязание, вышивание.

Я познакомлю вас с самой  простой техникой лоскутного шитья, которая делает настоящие чудеса с кусочками тканей.  Это техника называется  быстрые квадраты.

Самые распространенные виды тканей, которые приветствуются в лоскутном шитье -  это хлопчатобумажные, такие как ситец, сатин, батист, бязь.

V. Включение в систему знаний и повторения.

Педагог: Вы уже знаете, что у ткани есть лицевая и изнаночная сторона. Как определить лицевую сторону ткани?

Обучающиеся: На лицевой стороне ткани рисунок ярче.

Педагог:  Итак, мы отправляемся  в волшебную мастерскую, где вы станете настоящими мастерицами и попробуете свои силы в лоскутном шитье.  Мы сошьем   красивую заготовку. Использовать будем  геометрический орнамент, основой которого является  квадрат.

Для изготовления заготовки нам потребуются:   квадраты 13Х13см, нитки, ножницы, булавки и игольница,  линейка, карандаш, утюг и гладильная доска.

У вас на столах лежат памятки, которые содержат в себе технику безопасности при работе на швейной машине  и при влажно-тепловой обработке изделия. Уверена, все вы знаете правила соблюдения техники безопасности, но если кто-то забыл, можете прочитать и вспомнить.

 (Обучающиеся просматривают памятки)

VI.  Практическая часть занятия. Вводный инструктаж.

Педагог:   Возле швейных машин лежат  инструкционные карты, в которых указаны этапы изготовления заготовки.

Этапы работы будут транслироваться  и  на экране.

 Мы переходим к практической части занятия.

На столе лежат детали будущих заготовок разного цвета. Предлагаю вам выбрать по две детали, которые , по –вашему мнению, будут хорошо сочетаться по цвету. Пройдите к швейным машинам.  Подготовьте машины к работе: заправьте верхнюю и нижнюю нить, выведите нижнюю нить на поверхность. Настройте машину на прямую строчку, длина стежка 3.

1 Этап:  Сложите две детали  лицевыми сторонами внутрь, уровняйте срезы, сколите булавками и обтачайте   с четырех сторон  шириной шва, равной 5-7мм.

2 Этап:  На заготовке с одной стороны прочертите  две диагональные линии из угла в угол.  

3 Этап: Разъедините детали,  одну деталь сложите по линии, и сделайте аккуратный надрез, для того, что бы вставить ножницы  и разрезать по начерченным линиям точно до уголков.

4 Этап: Разутюжьте  припуски в сторону углов и отрежьте лишние уголки.

Педагог:  Молодцы девочки, вот какой   геометрический узор у нас получился, и конечно, ваши работы достойны выставки!

Давайте оценим ваш труд.

Предлагаю каждой мастерице одним прилагательным продолжить мое предложение : Заготовки получились…

Обучающиеся: красивые, необычные, оригинальные и т.д.

XII. Рефлексия деятельности

Педагог: Спасибо, девочки. Подводя итог нашего занятия, хочу спросить

1.Какой техникой лоскутного шитья вы научились шить на занятии?

2. Какой секрет скрывала в себе техника быстрые квадраты?

3.Планируете ли вы в дальнейшем использовать лоскутное шитье в своем творчестве, и в каких изделиях?

Сегодня вы узнали, как из двух небольших квадратов можно сделать интересные заготовки для изготовления любых текстильных изделий, и сейчас на экране вы видите новые способы сшивания квадратов и получение уже более сложных и интересных рисунков. Лоскутное шитье – это настоящее искусство и волшебство. Технологии сшивания кусочков ткани доступны любой начинающей швее, главное уметь работать на швейной машине и иметь капельку старания и терпения. Проявляйте смекалку, творческие способности, и в ваших руках будут рождаться прекрасные прихватки, подставки под горячее и более сложные работы, которые могут стать произведением искусства. Я желаю вам успехов в таком интересном и оригинальном рукоделии, как лоскутное шитье!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы лоскутного шитья. Техника выполнения скоростного лоскутного шитья.

Лоскутное одеяло - это стеганное одеяло, лицевая сторона которого сщита из разноцветных и пестрых кусочков ткани....

Методика обучения лоскутному шитью и вышивке на уроках технологии и во внеурочной деятельности.

Методика обучения лоскутному шитью и вышивке на уроках технологии и во внеурочной деятельности....

МК по шитью лица куколке.Внеурочная деятельность "Мир творчества"

Шитьё лица кукле (чулочная техника).Предлагаю посмотреть пошаговое фото....

МК по шитью лица куколке.Внеурочная деятельность "Мир творчества"

Шитьё лица кукле (чулочная техника).Предлагаю посмотреть пошаговое фото....

Программа внеурочной деятельности "Азбука шитья и кроя"

Программа внеурочной деятельности "Азбука шитья и кроя" для 5-7 классов....