Психологический комфорт на уроках технологии как условие развития личности.
учебно-методический материал по технологии

Симкова  Елена Владимировна

Психологический комфорт на уроках технологии как условие развития личности.

Докладчик:   Симкова Елена Владимировна МБОУ «Гимназия №1»

 

Все уроки похожи и разны

Если к ним приглядеться с разных сторон.

Но бывают уроки как радостный праздник,

А бывают они как мучительный сон.

Учитель, наряду с родителями, передает ребенку культурно-исторический опыт, накопленный человечеством, тот опыт, без которого ребёнок не может развиваться ни интеллектуально, ни личностно. Чтобы ребёнок развивался не только интеллектуально, но и нравственно (т. е. как личность), учителю необходимо создать психологический комфорт в классе.

Оказать сильное влияние на развитие личности ребёнка может только человек, значимый для него. Именно учитель формирует нужные качества ребёнка, стимулирует тенденции его к личностному росту, создаёт условия для совершения учеником нравственных поступков. Итак, будет ли в классе психологический комфорт или дискомфорт, зависит от учителя, особенно это заметно в начальной школе.

Прежде всего учителю необходим достаточно высокий уровень профессионального мастерства. Специфическое качество учителя — педагогический такт. Без педагогического такта невозможно полноценное общение с детьми. С этим качеством связано чувство меры. Чувство меры влияет и на характер взаимодействия учителя с классом и на психологический климат в классе.

Ушинский писал, что в классе должны царствовать серьёзность, допускающая шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма.

Проявление такта учителем предполагает педагогическую интуицию, т. е. быстрое понимание главного в личности конкретного ученика и ситуации, создавшейся в классе. Обладающий интуицией учитель не выглядит слабым и наивным, его трудно обмануть, что вызывает уважение учеников.

Для детей очень важен внешний вид педагога: жесты, мимика, пантомимика. Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять перед учащимися на уроке. Движения и позы должны привлекать своим изяществом и простотой. Не должно быть плохих привычек. Дети «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот и неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач.

От того, насколько комфортно чувствует себя ребенок в школе, зависит успешность его обучения. В создании комфортных условий значительная роль принадлежит личности учителя, стилю его взаимоотношений с учащимися. Этот фактор особенно значим на начальном этапе обучения, когда состояние класса зависит, прежде всего, от учителя.

Принципы психологического комфорта следующие:

учеба должна давать детям радость;

протекать на фоне положительных эмоций;

исключать психотравмирующие ситуации.

Терпение, любовь, понимание – три основополагающих процесса воспитания и обучения. Затем нужно выбрать методы и приемы. Это важно. Применив метод и не получив ожидаемого результата, учитель часто начинает обвинять в этом ученика: не способен, не подготовлен, нет внимания и т. д. Индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка учитываются с самого начала его пребывания в школе.

Успешный урок - это урок, на котором учитель со своими учениками решил все поставленные цели и задачи. Результатами таких уроков  являются прочные знания, полученные учениками, когда  их умения и навыки совершенствовались в течение урока.

Достижение  положительных результатов невозможно без заинтересованности  и активности ребят, необходимо использование интриги.

С другой стороны, это наша учительская оценка урока - «успешный» или «неуспешный». А для учеников он – «интересный» или «неинтересный».

С точки зрения психологического аспекта заинтересовать можно тогда когда ты нравишься. Для этого я вспоминаю известные советы психолога Д.Карнеги:

-      Искренне интересуйтесь; -  Улыбайтесь; -      Помните, что имя человека – это самый сладостный и важный для него звук; -  Будьте хорошим слушателем;-      Внушайте ему сознание его значимости.

Психологический комфорт на уроке, положительная атмосфера в классе. помогают решить дидактические задачи более успешно. Это не сентиментальное отношение, не атмосфера вседозволенности, а доброжелательные отношения, основанные на уважении личности ученика и на внимании к его внутреннему миру, к его переживаниям.

Любое негативное проявление учителя угнетает, сковывает ученика. Я стараюсь сгладить, подбодрить ученика, дать время подумать.

Я считаю, что для создания психологического климата необходимы методы, которые отражают уважение человеческого достоинства ребенка, чтобы ученик чувствовал себя спокойно и уверенно. Стараюсь на уроке создать положительный эмоциональный тонуc, атмосферу доброжелательности, которая позволяет снимать невзгоды, разрушающие здоровье детей – это «эмоциональные поглаживания», одобрения, добрый, ласковый тон, похвалы. Необходимо в работе с детьми присутствие ситуации успеха, которая формирует у ребенка уверенность в себе.

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”. Поэтому можно прибегнуть к какой-нибудь «интриге». В методике это близко к понятию «проблемный вопрос» или к понятию «поисковый метод». «Интрига» может быть использована в начале урока, когда учитель формулирует цели предстоящего урока, иногда она просто необходима при изучении определенного блока урока, либо при закреплении изученной темы при рефлексии, когда нам необходимо убедиться в достижении поставленных целей. А может быть использована и для домашнего задания.

Можно предложить разные варианты для организации учащихся после предыдущих уроков и шумных перемен. Это кроссворды, занимательные вопросы, викторины.

Дифференцированный и индивидуальный подход к выставлению оценок особенно важен для учащихся, имеющих высокий или низкий уровень подготовленности, – это позволяет создать психологически комфортную обстановку на уроках. Отношение к предмету, желание у ребят заниматься, трудиться с целью самореализации - один из критериев оценки педагогической деятельности учителя.

Грамотное общение учителя с классом и такие качества, как справедливость, требовательность, педагогический оптимизм, самообладание и педагогическая интуиция способствуют созданию психологического комфорта на уроке, а значит способствует развитию личности ребенка.

Л. Н. Толстой писал: «В детях есть все величайшие возможности». И мы, педагоги, можем помочь раскрыться этим величайшим возможностям.

В своей работе я стараюсь делать комфортными не только уроки, но и внеклассные занятия. Следовательно, можно сделать следующий вывод, что благоприятная и доброжелательная обстановка, психологический комфорт на уроке – поможет ученикам в развитии и становлении себя как успешной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihkomfort.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический комфорт на уроках технологии как условие развития личности.

Докладчик:   Симкова Елена Владимировна МБОУ «Гимназия №1»

25.04.2022

Все уроки похожи и разны

Если к ним приглядеться с разных сторон.

Но бывают уроки как радостный праздник,

А бывают они как мучительный сон.

Учитель, наряду с родителями, передает ребенку культурно-исторический опыт, накопленный человечеством, тот опыт, без которого ребёнок не может развиваться ни интеллектуально, ни личностно. Чтобы ребёнок развивался не только интеллектуально, но и нравственно (т. е. как личность), учителю необходимо создать психологический комфорт в классе.

Оказать сильное влияние на развитие личности ребёнка может только человек, значимый для него. Именно учитель формирует нужные качества ребёнка, стимулирует тенденции его к личностному росту, создаёт условия для совершения учеником нравственных поступков. Итак, будет ли в классе психологический комфорт или дискомфорт, зависит от учителя, особенно это заметно в начальной школе.

Прежде всего учителю необходим достаточно высокий уровень профессионального мастерства. Специфическое качество учителя — педагогический такт. Без педагогического такта невозможно полноценное общение с детьми. С этим качеством связано чувство меры. Чувство меры влияет и на характер взаимодействия учителя с классом и на психологический климат в классе.

Ушинский писал, что в классе должны царствовать серьёзность, допускающая шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма.

Проявление такта учителем предполагает педагогическую интуицию, т. е. быстрое понимание главного в личности конкретного ученика и ситуации, создавшейся в классе. Обладающий интуицией учитель не выглядит слабым и наивным, его трудно обмануть, что вызывает уважение учеников.

Для детей очень важен внешний вид педагога: жесты, мимика, пантомимика. Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять перед учащимися на уроке. Движения и позы должны привлекать своим изяществом и простотой. Не должно быть плохих привычек. Дети «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот и неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач.

От того, насколько комфортно чувствует себя ребенок в школе, зависит успешность его обучения. В создании комфортных условий значительная роль принадлежит личности учителя, стилю его взаимоотношений с учащимися. Этот фактор особенно значим на начальном этапе обучения, когда состояние класса зависит, прежде всего, от учителя.

Принципы психологического комфорта следующие:

учеба должна давать детям радость;

протекать на фоне положительных эмоций;

исключать психотравмирующие ситуации.

Терпение, любовь, понимание – три основополагающих процесса воспитания и обучения. Затем нужно выбрать методы и приемы. Это важно. Применив метод и не получив ожидаемого результата, учитель часто начинает обвинять в этом ученика: не способен, не подготовлен, нет внимания и т. д. Индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка учитываются с самого начала его пребывания в школе.

Успешный урок - это урок, на котором учитель со своими учениками решил все поставленные цели и задачи. Результатами таких уроков  являются прочные знания, полученные учениками, когда  их умения и навыки совершенствовались в течение урока.

Достижение  положительных результатов невозможно без заинтересованности  и активности ребят, необходимо использование интриги.

С другой стороны, это наша учительская оценка урока - «успешный» или «неуспешный». А для учеников он – «интересный» или «неинтересный».

С точки зрения психологического аспекта заинтересовать можно тогда когда ты нравишься. Для этого я вспоминаю известные советы психолога Д.Карнеги:

-      Искренне интересуйтесь; -  Улыбайтесь; -      Помните, что имя человека – это самый сладостный и важный для него звук; -  Будьте хорошим слушателем;-      Внушайте ему сознание его значимости.

Психологический комфорт на уроке, положительная атмосфера в классе. помогают решить дидактические задачи более успешно. Это не сентиментальное отношение, не атмосфера вседозволенности, а доброжелательные отношения, основанные на уважении личности ученика и на внимании к его внутреннему миру, к его переживаниям.

Любое негативное проявление учителя угнетает, сковывает ученика. Я стараюсь сгладить, подбодрить ученика, дать время подумать.

Я считаю, что для создания психологического климата необходимы методы, которые отражают уважение человеческого достоинства ребенка, чтобы ученик чувствовал себя спокойно и уверенно. Стараюсь на уроке создать положительный эмоциональный тонуc, атмосферу доброжелательности, которая позволяет снимать невзгоды, разрушающие здоровье детей – это «эмоциональные поглаживания», одобрения, добрый, ласковый тон, похвалы. Необходимо в работе с детьми присутствие ситуации успеха, которая формирует у ребенка уверенность в себе.

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”. Поэтому можно прибегнуть к какой-нибудь «интриге». В методике это близко к понятию «проблемный вопрос» или к понятию «поисковый метод». «Интрига» может быть использована в начале урока, когда учитель формулирует цели предстоящего урока, иногда она просто необходима при изучении определенного блока урока, либо при закреплении изученной темы при рефлексии, когда нам необходимо убедиться в достижении поставленных целей. А может быть использована и для домашнего задания.

Можно предложить разные варианты для организации учащихся после предыдущих уроков и шумных перемен. Это кроссворды, занимательные вопросы, викторины.

Дифференцированный и индивидуальный подход к выставлению оценок особенно важен для учащихся, имеющих высокий или низкий уровень подготовленности, – это позволяет создать психологически комфортную обстановку на уроках. Отношение к предмету, желание у ребят заниматься, трудиться с целью самореализации - один из критериев оценки педагогической деятельности учителя.

Грамотное общение учителя с классом и такие качества, как справедливость, требовательность, педагогический оптимизм, самообладание и педагогическая интуиция способствуют созданию психологического комфорта на уроке, а значит способствует развитию личности ребенка.

Л. Н. Толстой писал: «В детях есть все величайшие возможности». И мы, педагоги, можем помочь раскрыться этим величайшим возможностям.

В своей работе я стараюсь делать комфортными не только уроки, но и внеклассные занятия. Следовательно, можно сделать следующий вывод, что благоприятная и доброжелательная обстановка, психологический комфорт на уроке – поможет ученикам в развитии и становлении себя как успешной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Дифференциация обучения на уроках физики как условие развития личности школьника » 16.04.14г

Цели дифференцированного обучения:для 1-й группы учащихся:Пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с е...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьников

Приоритетной целью современного российского образования в связи с введением ФГОС становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и разви...

Семинар для педагогов по теме: «Психологический комфорт на уроке, как фактор успешной самореализации личности обучающегося»

Учителя разные – ведь они вырастают из учеников. Учитель – мастер, виртуоз. Только он знает, сколько труда и сил ушло на том, чтоб урок шел как по нотам. Мастеров не так много. Но есть немало професси...

Создание психологического комфорта на уроке как необходимое условие работы учителя

Создание психологического комфорта на уроке как необходимое условие работы учителя...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьников

Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьниковПриоритетной целью современного российского образования в связи с введением ФГОС становится не реп...

Из опыта работы "Психологический комфорт во внеурочное время, как условие развития личности школьников"

Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Представлен материал из опыта работы.Приемы педагогического воздействия предложенные Э....

Выступление на педсовете "Психологический комфорт в ТО "Криничка" как условие развития личности ребенка"

Важным условием эффективного обучения и повышения качества воспитания и развития личности учащихся является формирование комфортной среды на занятиях. В руках преподавателей находит...