«Формирование компетентности поддержания дисциплины в классе у учащихся средней школы».
статья по технологии

Сознательная дисциплина предполагает, что ученику в каждой ситуации не надо то и дело напоминать о социальных целях и задачах, необходимости соответствующего  поведения. Здесь должны действовать сформированные принципы. Принципы поведения должны быть так прочно усвоены, чтобы даже не возникало желания поступать как-то по-другому. Воспитание дисциплины – это воспитание убежденности.

        Существует и такая позиция, когда учителя воспитание дисциплины рассматривают как поддержание «внешнего порядка» в классе. Это приводит к тому, что педагогические меры воздействия на учащихся осуществляются изолированно, диктуются ситуацией и чаще всего связаны с негативными проявлениями в поведении отдельных школьников. Воспитание сознательной дисциплины у всех учащихся – выдаёт, если учитель установление относительного порядка как задачу воспитания дисциплины считает выполненной. При отсутствии последовательности и систематичности в воспитании дисциплины возникает опасность излишнего административного вмешательства.               Воспитание сознательной дисциплины не должно сводиться только к сиюминутному поддержанию порядка. Воспитывать – значит целенаправленно прививать социально значимые нормы и принципы, развивать положительные привычки и формировать моральные мотивы поведения. Вот три задачи, которые определяют каждодневный процесс воспитания дисциплины, осуществляемый учителем из урока в урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Формирование  компетентности поддержания дисциплины в классе у учащихся средней  школы».

Автор: Реброва Евгения Алексеевна

Санкт-Петербург

2022

Дисциплина - обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка)

Дисциплина - определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. (Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»)

 Воспитание сознательной дисциплины Высокий уровень сознательной дисциплины характеризуется тем, что:

1. Ученики прилежно учатся и ведут себя соответственно установленным нормам.

2. Они стремятся к моральной оценке своих поступков, активно принимают участие в создании положительного мнения коллектива, осуждающего ложные позиции, отступления от морали, невыполнения обязанностей, а также участвуют в преодолении своих недостатков.

 3. У них сформирована способность и потребность контролировать своё поведение, выработана привычка давать себе отчёт в своих действиях, даже если со стороны других ни контроля, ни оценки их поведения не ожидается.

        Сознательная дисциплина предполагает, что ученику в каждой ситуации не надо то и дело напоминать о социальных целях и задачах, необходимости соответствующего  поведения. Здесь должны действовать сформированные принципы. Принципы поведения должны быть так прочно усвоены, чтобы даже не возникало желания поступать как-то по-другому. Воспитание дисциплины – это воспитание убежденности.

        Существует и такая позиция, когда учителя воспитание дисциплины рассматривают как поддержание «внешнего порядка» в классе. Это приводит к тому, что педагогические меры воздействия на учащихся осуществляются изолированно, диктуются ситуацией и чаще всего связаны с негативными проявлениями в поведении отдельных школьников. Воспитание сознательной дисциплины у всех учащихся – выдаёт, если учитель установление относительного порядка как задачу воспитания дисциплины считает выполненной. При отсутствии последовательности и систематичности в воспитании дисциплины возникает опасность излишнего административного вмешательства.               Воспитание сознательной дисциплины не должно сводиться только к сиюминутному поддержанию порядка. Воспитывать – значит целенаправленно прививать социально значимые нормы и принципы, развивать положительные привычки и формировать моральные мотивы поведения. Вот три задачи, которые определяют каждодневный процесс воспитания дисциплины, осуществляемый учителем из урока в урок.

           Речь идёт о том, что надо обязательно сформировать у каждого школьника потребность переживать за дисциплину урока и воспитать стремление самим заботиться о ней. Это требует от педагога вести урок так, чтобы постоянно соблюдалась на нём дисциплина, чтобы было успешным повседневное развитие привычек и дальнейшее усвоение норм поведения, формирование ценностных мотивов и потребностей. Осуществление этих задач предполагает соответствующую организацию учебного процесса, контроль за выполнением обязанностей, стимулирование деятельности.    Целесообразная и четкая организация деятельности всех учащихся обеспечивает состояние высокой дисциплинированности, из которого трудно выключить даже одного ученика. Хорошая организация урока и порядка производит благоприятное действие на учащихся, создают ровную и приятную атмосферу урока, которую начинают поддерживать уже сами ученики. Это помогает учащимся легко включаться в учебный процесс. Надо прочно запомнить: без разумной организации и продуманного порядка не удастся убедить учащихся в необходимости быть дисциплинированными. Основа дисциплины урока – его высокий дидактический и методический уровень.                   Последовательный контроль за исполнением обязанностей, имеет в утверждении дисциплины решающее значение. Он предупреждает поверхностность, инертность, равнодушие, требует от учащихся дисциплинированности, влияет на развитие чувства ответственности.

         Педагогически умелое стимулирование способствует успеху в воспитании дисциплины. Признание и поощрение убеждают учащихся в правильности их поведения, создают соответствующий эмоциональный настрой, повышают их готовность личностных качеств. Методы стимулирования могут быть очень разнообразными: признание и поощрение могут быть выражены не только словесно, но и с помощью жестов, мимики, через похвалу одного ученика, группы и всего класса, публичную оценку успехов или личных достоинств ученика, побуждение к выполнению личных и коллективных целевых установок, повышение задания в соответствии с возросшим уровнем отношения ученика к своим обязанностям, создание творческой атмосферы, организацию соревнования.    Учитель буквально несколькими словами (например «И дальше действуй так»), ободряющей улыбкой или взглядом, поощряющим жестом может вызвать положительные импульсы у учащихся, привыкших уже к высокой организованности и дисциплинированности.

          Моральная ответственность перед классами, перед другими общественными организациями, воспитателями, точно также как и перед родительским активом или шефами, оказывает сильное воспитательное действие на учащихся. Если к этому ещё и присоединяется действие честной и открытой критики и самокритики, метко направленной на уязвимые стороны поведения школьника, то он понимает, что ему не удастся прикрыться пустыми отговорками или формальными обещаниями исправиться. Целесообразные или ошибочные действия ученика помогает ему устранить учитель. В большинстве случаев достаточно бывает, если педагог создает условия, при которых благоприятно раскрывается положительное в ученике и закрепляется правильный образ поведения.

      В то же время это может сочетаться и с жестокими требованиями не совершать не желаемых действий.

      Первая причина любого педагогического провала – неумение справляться с плохим поведением учеников. Большинству типов поведения дети учатся незаметно, наблюдая за поведением авторитетного человека и перенимая его. Это верно для всего общества в целом. Часто ученики перенимают поведение своего учителя. У вежливых учителей ученики тоже вежливы. Учителя, которые спокойно справляются со сложными ситуациями, скорее всего, воспитают учеников, также способных на это.

      Есть мнение, что со временем школьники становятся похожими на своих классных руководителей. Учителя, даже не чувствуя этого, становятся примером поведения для своих учеников. Соответствие между образом поведения, ожидаемым от учащихся, и поведением самих учителей является мощным и важнейшим методом воспитания и обучения, которыми следует пользоваться хорошим учителям.

            Когда требования, предъявляемые к школьникам, расходятся с поведением тех, кто с ними работает, то это нередко становится причиной плохого поведения учеников.

Как установить дисциплину на уроках?

 

1.  Личный пример учителя

Дисциплина в классе начинается с самодисциплины самого учителя. Многим ученикам будет просто стыдно вести себя плохо перед честным и справедливым, пусть и строгим преподавателем.  Учитель собственным примером и внешним видом должен показывать ученику  как правильно себя вести в окружающем его обществе.

2 .Важность  речи учителя

  Учитель должен говорить спокойно, но разборчиво. Пусть ученики прислушиваются  к педагогу,  тогда  детям  будет сложнее незаметно переговариваться, а учителю– проще контролировать речь, избегая завышенных интонаций, дребезжания или срыва голоса.

3. Спокойный тон учителя. Перекричать целый класс – бесполезная затея. Но можно пойти иным путём: удивить разбушевавшийся шумный класс неожиданным шёпотом. Ученики замолкнут быстро, потому что захотят  расслышать шепот учителя.

4. Подготовка учителя к уроку. Подготовленный к уроку материал,  должен быть лаконичным и содержать минимум воды. В  речи не должно быть много вводных предложений, слов-паразитов и т. д. Чем проще речь, тем легче её контролировать, избегая оговорок или длинных пауз.

5. Сплоченный детский коллектив. Чтобы дети чувствовали, что класс – это единое целое и учитель призван им помочь, необходимо  чаще говорить не «я» и «вы», а «мы», объединяя себя со школьниками.

6. Общение учителя с учениками

Учитель это  живой человек и дети должны это видеть и чувствовать. Не  надо быть слишком строгим. Нужно, чтобы школьники понимали: дисциплина на уроке – не прихоть. Если кто-то из класса сказал смешную шутку, вызвав бурную реакцию коллектива, не надо сразу утихомиривать учеников. Вполне допустимо улыбнуться и посмеяться со всеми, а потом продолжить урок.

7.Детей нужно поощрять.  Можно благодарить учеников, демонстрирующих хорошее поведение и следование правилам  учителя на уроке. Можно придумать отдельные бонусы или вознаградить целый класс интересной игрой или совместным просмотром фильма.

8 .Установка правил поведения

Необходимо совместно с детьми определить правила поведения на уроке.  Пусть каждый ученик по очереди напишет по одному пункту, который, на его взгляд, говорит о высокой дисциплине. Таким образом, дети сами напишут все условия рабочей атмосферы в классе.  У школьников будет  четкое понимание, что они сами установили эти правила, что учитель им доверяет и нарушать  договоренные условия нельзя.

9. Мотивация. Можно проработать награды за хорошее поведение и наказания за плохое.  В начальной школе запись замечания в дневник может стать весомым последствием, а возможность первому выбрать, например, стихотворение для заучивания будет отличным поощрением. Нужно, чтобы ученики понимали последствия нарушения установленных правил: за что им сделают предупреждение, а за что – задержат после уроков.

10. Организация урока.

Обычно педагог рассаживает детей самостоятельно. На практике ученики часто садятся с друзьями, чтобы поболтать, или на заднюю парту, чтобы заняться своими делами в телефоне.  Конечно,  можно разрешить школьникам свободную рассадку в классе только в том случае, если они справятся с поставленной на уроке задачей. В противном случае, им придётся вернуться к первоначальной рассадке. Нельзя  допускать многоголосья и нельзя реагировать  на выкрики с места, давая слово лишь тем, кто спокойно поднимает руку.

11.Повышение заинтересованности детей к теме урока.

Чтобы повысить  заинтересованность школьников  к теме урока, можно использовать примеры из реальной жизни. Важно показать, что знания действительно пригодятся в будущем. Так, учителя русского языка могут попросить детей найти ошибки в журналистской статье, а учителя математики – решить задачи, основанные на суммах коммунальных платежей.

12. Интересный подход к обсуждению тем урока.

Если в рамках урока планируется обсуждение между учениками младших классов,  можно использовать метод светофора. Достаточно повесить на школьную доску круг с нужным цветом. Так, зелёный круг означает время для разговоров, жёлтый – окончание общения, а красный – необходимость тишины.

13. Задание по теме урока проговаривать понятно и конкретно.

  Детям надо давать конкретные инструкции, избегая трудных терминов и расплывчатых пояснений. Однако следить нужно не только за восприятием задачи, но и за тем, как её выполняют. Время от времени  нужно осматривать  класс с улыбкой, обращаться к конкретным ученикам, например, к задним партам или первому ряду. Это создаст впечатление, что учитель наблюдает за всем происходящим в кабинете и видит, кто чем занят.

14. Индивидуальный подход к ребенку.

Шум также возникает от того, что некоторые ученики уже справились с заданием (или сделали его дома), скучают и отвлекают других. В данном случае  детям, которые справились с заданием,  можно позволить уходить немного вперёд по программе. Или дать им небольшие дополнительные задания или разрешить разобраться в следующей теме самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДИСЦИПЛИНАМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (4 класс)

специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья...

ПРИНЦИПЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для начала я хочу подчеркнуть, что данная статья о дисциплине – это именно рекомендации общего характера, а не набор трюков, хитростей и уловок. Я не расскажу вам, где у вашего ребёнка кнопка....

«Работа с природными материалами – это ценный ресурс для сохранения и поддержания физического и психического здоровья учащихся»

   Человек  является частью природы и на протяжении всей жизни он с ней находится в тесном взаимодействии. Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, ...

Рабочая программа дисциплин начальных классов (3 класс)

Рабочая программа включает:- Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место в учебного предмета в базисном учебном плане , цели его изучения ,основные содержательные линии ; требования к у...

«Приемы поддержания дисциплины на уроках»

quot;Приемы поддержания дисциплины на уроках"- это предоставление опыта работы с разбором прием для активизации внимания, а следовательно и поддержания дисциплины на уроках....