Статья. Проблемное обучение на уроках технологии.
статья по технологии

Что  такое проблемная ситуация?Способы применения и примеры создания пробленой ситуации на уроках технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_problemnoe_obuchenie.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемное обучение  на уроках технологии.

Кутузова Анастасия Алексеевна

учитель технологии ГБОУ Школа №707

Что  такое проблемная ситуация? Это ситуация, в которой есть выбор из двух или более возможностей. Она обеспечивает постоянную активность учащихся, выражается в поиске несоответствий, в собственной постановке новых вопросов и проблем. Каждая неудача рождает познавательную проблему. Задача учителя создать такое содержание теоретических и практических занятий, которое не навязывало бы ученику чужие решения и ответы, а заставляло его размышлять и находить самому ответы на поставленные вопросы. Одним из условий эффективности современного процесса обучения является развитие активности учащихся и поддержание этой активности  в течение всего урока технологии. Решение данной задачи можно найти в области выбора оптимальных методов обучения. Среди многих форм активизации учащихся остановимся на нескольких, апробированных и хорошо зарекомендовавших себя на уроках технологии. Это — проблемное обучение, коллективные формы работы, дидактические игры. Элементы проблемного обучения можно применять на каждом уроке и на всех его этапах. Успешность использования элементов проблемного обучения зависит от желания учителя. У учителя должно быть  искреннее  желание перевести учащихся с позиций пассивного восприятия знаний на позиции активного их получения. А также, хотелось бы  подчеркнуть два очень важных аспекта. Во-первых, как мы уже сказали, от учителя, и только от него, зависит переход к проблемности как системе познания. Во-вторых, необходимо постоянное, а не эпизодическое использование элементов проблемного обучения. И здесь следует понимать, что проблемным обучение называют не потому, что весь материал учащиеся усваивают путем самостоятельного решения проблем. Нет — имеет место и объяснение учителя, и решение задач, и выполнение учащимися упражнений.

Покажем на примере, как это можно реализовать на занятиях по технологии.

Благоприятная среда для создания проблемной ситуации появляется тогда, когда ученик не может ответить на вопрос, выполнить задание или операцию. Проблемная ситуация возникает и тогда, когда ученики на разных этапах освоения программного материала, получают знания разного уровня. Возьмем раздел предмета Технология 6 класс  «Технология обработки пищевых продуктов», тема «Кондитерские изделия из кисломолочных продуктов». В процессе изучения данной темы, а именно в процессе выполнения практических работ, мы ставим главной задачей освоение приемов работы с тестом, и не заостряем внимание от чего зависит качество работы духового шкафа, время выпекания изделий. Обратимся к изучению этого же раздела и темы в 7 классе. В процессе изучении данной темы предложим ученикам углубиться. И поставим вопросы «принцип работы духовой шкаф, его основные элементы, что влияет на качество его работы». Это становится скучно и неинтересно. Применим поисково-исследовательский метод при выполнении практической работы. Перед учащимися стоит  закрепить четкий вопрос  и создать проблемную ситуацию «От чего зависит качество исполнения выпечки». Исследование можно провести, заполнив таблицу дефектов и, как следствие, что к ним приводит. По окончании работы обсудим с учащимися результат исследований. Проблемные ситуации можно ставить и при изучении других разделов предмета «Технология». Например, «Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов», поставив перед учащимися вопрос «Почему для изготовления одежды разного фасона нужно правильно подбирать ткань?».

Проблемным обучение называют не потому, что весь материал учащиеся усваивают путем самостоятельного решения проблем. В процессе изучения важную роль играют и объяснение учителя, и решение задач, и выполнение учащимися упражнений. Проблемное обучение повышает активность и интерес к предмету у учащихся, у учителя с учениками  формируются хорошие отношения, в классе складывается благоприятная атмосфера для изучения материала. Ученики замотивированы получать новые знания, искать информацию, чтобы ответить на свои вопросы и вопросы учителя, развивать свое проблемное мышление.

Материал, использующийся при публикации:

Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологи. Учебно-методическое  пособие -М. Педагогическое общество России. 2001г.

Методики активизации учебной деятельности http://m-proektov.narod.ru/data/main-2/topic-2/page05.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Проблемное обучение на уроках физики"

Постановка проблемы и пути её разрешения важные вопросы обучения физики....

статья "Проблемное обучение на уроках литературы как путь формирования «человека культуры»"

данная статья предназначена учителям, работающим по технологии проблемного обучения...

Статья "Проблемное обучение на уроках русского языка и литературы"

Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образовани...

Статья "Проблемное обучение на уроках обществознания"

Деятельностный подход обучения на уроках обществознания...

Технология проблемного обучения на уроках технологии

Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения пр...

Статья "Проблемное обучение на уроках технологии как способ активизации познавательной деятельности учащихся"

Проблемное обучение на уроках технологии как способ активизации познавательной деятельности учащихся....

Статья на тему: " Особенности применения принципа проблемного обучения на уроках технологии в средней школе."

В статье рассмотрены примеры особенностей применения принципа проблемного обучения на уроках технологии в средней школе. Рассмотрены некоторые ситуации на примере проведения уроков....