Статья "Проблемное обучение на уроках технологии как способ активизации познавательной деятельности учащихся"
статья по технологии на тему

Корецкая Наталья Сергеевна

Проблемное обучение на уроках технологии как способ активизации познавательной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья 28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Н. С. Корецкая, учитель технологии

МСОШ №40 г. Нижневартовск ХМАО Тюменская область

Проблемное обучение на уроках технологии как способ активизации познавательной деятельности учащихся.

                                                     Знания – дети удивления и любопытства.

                                                                                                    Луи де Броиль.

Современная парадигма образования принципиально отличается от традиционной технологии  всего тем, что образование рассматривается как деятельность, цель которой – развитие творческой личности посредством активизации познавательной деятельности на уроке. Технология, как средство познания действительности, развивает абстрактное мышлении и воображение. Это позволяет школьнику познать самого себя, овладеть средствами самоанализа и самовыражения.

Целью моей деятельности является не только активизация познавательной деятельности, но и её мотивация.

Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников. Он проявляется в активности и внимании обучающихся на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах учителю, в выполнении творческих работ.

Известны три вида стимулов интереса обучающихся к уроку:

  • идущие от его содержания;
  • вызываемые характером и видами деятельности на уроке;
  • вытекающие из отношений учеников с учителем и друг с                        другом на уроке.

Одним из способов активизации познавательной деятельности на уроке является проблемное обучение.

Возникновение же вопроса или проблемы у обучающихся является единственной гарантией того, что знания, которые ученицы  приобретают в процессе урока, будут ими достигнуты путём мышления, а не усвоения на уровне памяти.

Проблемная ситуация представляет собой специфический вид взаимодействия субъекта и объекта. «Она характеризует прежде всего психологическое состояние субъекта (обучающего), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытие (усвоение) новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения задания».

Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности обучающихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком лёгкая познавательная задача не создаёт проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет обучающихся на её решение, организует поиск решения. Таким образом ребёнок становится в позицию субъекта своего обучения и, как результат, у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Методические приёмы создания проблемных ситуаций:

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- определяет проблемные теоретические и практические задания;

- ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения).

Для реализации проблемной технологии необходимы:

  • - отбор самых актуальных, сущностных задач;
  • - определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
  • - построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
  • - личностный подход и мастерство учителя, способные вызывать активную познавательную деятельность ребёнка.

Учебные предметы имеют два главных компонента:  программу, которая фиксирует их содержание, и методы организации  его усвоения детьми.

Создать проблемную ситуацию – значит поставить перед учащимися задачу таким образом, чтобы они понимали познавательную или практическую полезность её решения, но в то же время испытывали некоторое интеллектуальное затруднение из-за недостатка имеющихся знаний, но такого недостатка, который можно ликвидировать ближайшим познавательным усилием.

Пути реализации проблемного подхода к обучению на уроках технологии у девочек.

На развитие учащихся влияет только их интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. Цель урока, сформированная учителем, не всегда становится целью самих учащихся. Поэтому важный момент урока – создание мотивации учения, постановка цели познавательной деятельности учеников. Только в этом есть цель, воспринимаемая как проблема, которая будучи реально объективной для ребёнка выступает как субъективная. Встречающееся на уроке незнание не расстраивает ученика, а мобилизует волю, мысли на решение учебной задачи.

Так,  при изучении темы «Приготовление салата из свежих овощей», раздел «Кулинария» 5 класс, у детей возникает вопрос о том, как нарезать овощи для салата. Учитель, организуя ход познания « от учеников» предлагает вспомнить все возможные формы нарезки и определить в зависимости с природной формой овоща и целью наибольшего сохранения полезных свойств наиболее выгодные варианты. Вспомнить формы нарезки у учащихся труда не вызывает. Это: кубики, брусочки, соломка, долька, кольца, полукольца и т. д. Затем, вспоминая свойства овощей, учитель стимулирует учащихся к высказыванию и аргументации своей точки зрения, поощряет не только конечный результат (правильно – неправильно), но и процесс деятельности ученика. Определив, что огурцы и помидоры быстро отдают свой сок, а значит и теряют вкус и внешний вид, учащиеся приходят к выводу, что данные овощи нужно нарезать крупнее и подбирают подходящий вариант – огурцы нарезать полукольцами, а помидоры дольками. Учитель спрашивает: « А как же быть с капустой? Ведь капуста плохо отдаёт свой сок, поэтому она жесткая в сыром виде». Учащиеся сравнивают, выясняют закономерности, делают выводы. Принимают решение нарезать капусту тонкой соломкой и, вспомнив свойства соли, подавить капусту с солью.  Девочки составляют план приготовления салата, учитывая выводы, определяют очерёдность нарезания продуктов:

  1. Нашинковать, посолить и подавить капусту.
  2. Нарезать огурцы полукольцами.
  3. Нарезать помидоры дольками.
  4. Нарезать зелень.
  5. Заправить маслом.
  6. Украсить салат фигурно нарезанными овощами.

 Такая деятельность захватывает всю личность, напрягаются ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства – удовлетворение от сделанной работы.

Учитель создаёт проблемные ситуации, коллизии, содержанием которых является противоречие, а признаком – эмоциональное переживание. Поиск решения проблемы представляет собой выдвижение и проверку гипотез. Данный этап завершается нахождением решения, т. е. открытием (пониманием) нового знания.

Так, изучая тему «Моделирование прямой юбки» (6 класс), анализируя механические, физические и технологические свойства тканей, зная, как можно построить чертежи различных типов юбок, учащиеся могут выбрать свой, подходящий своей фигуре, стиль юбки, подобрать ткань для своего изделия. Учитель ориентирует детей, чтобы если их больше привлекают короткие прямые юбки, их не следует путать с мини-юбкой. Мини-юбка выше коленей на 17-20 см, тогда как короткая юбка либо закрывает часть коленей, либо кончается над ними. Однако этот выбор должен быть взвешенным. Учащиеся должны помнить: все должны одеваться исходя из того, что соответствует фигуре, росту, цвету волос и глаз. Все должны выглядеть привлекательно, во всех должна быть какая-то своя изюминка. Их задача – найти её.

При изучении темы «Проведение примерки. Исправление дефектов юбки» 6 класс, учащиеся непременно сталкиваются с проблемой посадки юбки на фигуре и для того чтобы конечный результат изделия не разочаровал, необходимо научиться решать данные проблемы. Допустим, возникает такая проблема: поперечные заломы у пояса на заднее полотнище юбки. Учащиеся вынуждены найти причины возникновения данной проблемы. Это или неправильно оформлен верхний срез заднего полотнища юбки или увеличен раствор задних и боковых вытачек. Из этого вытекают следующие пути решения: верхний срез заднего полотнища юбки оформить с прогибом или уменьшить раствор задних и боковых вытачек.

Решая проблемную ситуацию (вязание по кругу квадрата, круга и шестиугольника, сравнить их и определить в чём их различие), ребята делают вывод, если провязывать в каждом круге одинаковое количество петель, получится объёмная форма в виде трубочки. Для получения плоского изделия в каждом ряду делают определённое количество прибавок. Если прибавок мало, получится объёмная форма в виде шляпки гриба. В описании к конкретному изделию указывается количество прибавок в каждом ряду. Обычно в круге они распределяются равномерно. При выполнении достаточного количества прибавок получится плоская форма. Необходимо перед девочками поставить задачу -  создать различные формы с помощью прибавления и убавления петель, познакомить, как применить данные знания при вязании игрушек и других приятных мелочей.

Преимущество данной методики в том, что в её основу в качестве системообразующего фактора положена субъективизация, под которой понимается качественно новый уровень осознанной и активной деятельности учащихся на уроках технологии, их прямое и непосредственное участие в планировании и осуществлении всех или большинства его структурных этапов. Ученицы быстро  включаются в рабочую ситуацию, что способствует осознанному усвоению знаний. Принцип обоснованности, аргументированности, доказательности ответа предполагает установку на полное, последовательное, доказательное выражение своего мнения в процессе всех или большинства выполняемых учащимися заданий по технологии. Исходным пунктом осуществления этого принципа является специальным образом организованная учебная деятельность, когда ученицы оказываются поставленными перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.

Проблемная ситуация может создаваться и во время закрепления нового материала. Например, после изучения ручных швов в 5 классе девочкам предстоит первая проектная работа – изготовление подарка для мамы.

Перед учащимися ставится первая проблема – следует решить, каким должно быть изделие. Прежде всего красивым, нужным, недорогим, и оно не должно занимать много места и самое главное, что было бы под силу сделать самостоятельно.  У девочек возникают идеи:

  • салфетка с вышивкой;
  • паспарту для фото, оформленное вышивкой и заключённое в рамку;
  • наволочка на подушку с монограммой.

Затем возникает новая проблема – подобрать рисунок, разбить его по цвету. На этом этапе понадобятся знания о цвете, сочетании различных оттенков, подбора гармонирующих цветов. Для вышитых работ немаловажным является фон, поэтому необходимо учитывать цвет не только ниток и отделочных материалов, но и основы.

Решив данную задачу, учащиеся разбивают рисунок на виды швов, т. е. какую часть рисунка каким швом необходимо вышить для максимальной выраженности рисунка. На данном этапе пригодятся навыки выполнения швов.

Например, стебельки лучше вышить стебельчатым швом, мелкие цветы и линии – тамбурным и т. д.  

      В результате решения данных проблем создаётся мотивация к обучению, формируется мнение о важности именно своего выбора для окончательного результата труда.

На каждом уроке возникают вопросы: что и как делать? Учителю надо не торопиться с навязыванием детям своего решения проблемы, своего способа действия, а стремиться к тому, чтобы ученик не только усвоил новый материал, но и овладел способом его применения, сделал самостоятельные выводы. Открытый самим учеником способ действия запоминается надолго. При  выполнении каждого задания от учащихся требуется логичный, доказательный ответ, а при формировании темы урока – построение умозаключения.

Итак, в результате применения приёмов, позволяющих активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся через создание проблемных ситуаций на уроках технологии, возрастает эффективность познавательного процесса в целом, так как каждый ученик получает возможность повысить собственный результат за счёт активных и осознанных действий, что способствует повышению интеллектуального и творческого    развития детей.

Список литературы.

  1. Булгаков В. И. « Проблемное обучение – понятие и содержание»-М, «Просвещение», 1989г.
  2. Воронов В. В. «Педагогика школы в двух словах» - М., 1999г.
  3. Колеченко А. К. «Энциклопедия педагогических технологий» - С.-П., издательство «Каро»
  4. Селевко Г. К. «Современные образовательные технологии» - М., «Народное образование», 1998г.
  5. Шумакова Н. Б. «Обучение и развитие одарённых детей» - Московский психолого-социальный институт, 2003г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-развивающее обучение на уроках физики как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Важнейший фактор успешного формирования прочных  знаний  по  физике  – развитие  учебно-познавательного  энтузиазма  учащихся...

Реализация проблемно-развивающего обучения на уроках физики с целью активизации познавательной деятельности учащихся

Как необходимо организовать учебный процесс на уроке, чтобы учебная проблема послужила стимулом активизации мышления учащихся? Эти и другие проблемы затрагиваются в данной работе....

Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии

Сегодня разнообразные проекты – наиболее перспективная форма организации практико-ориентированной работы....

Информационно-коммуникационные технологии обучения на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Правительственная стратегия модернизации образования – это обновление содержания общего образования и методов обучения, создание новых условий образовательной деятельности. Использование ИКТ в учебном...