Конспект открытого урока по теме: Обработка древесины и металла на металлорежущих станках.
план-конспект урока по технологии (8 класс)

Самохов Владимир Григорьевич

Конспект открытого урока по слесарному делу в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого  урока  по теме:

«Обработка древесины и металла  на металлорежущих станках»

 

Цели урока:

 1. образовательные:

- закрепить представления учащихся о различных видах материалов

  из которых изготавливают изделия;

- расширять  представления  учащихся  о  работе на металлорежущих станках;

- закрепить  знания учащихся о приспособлениях и инструментах;

- закрепить знания по технике безопасности при работе;

-учить правильно  и аккуратно производить подготовку станочного оборудования к работе;

- систематизировать знания обучающихся  и их практическое применение при работе на металлорежущих станках.

2коррекционно – развивающие:

- развивать моторику пальцев рук при выполнении ручных операций;

- развивать познавательные способности учащихся;

- формировать умения контролировать свою работу и оценивать качество готового изделия.

3. воспитательные:

- создать условия психологического комфорта и желания учащихся работать с интересом;

- воспитывать аккуратность при выполнении задания;

- воспитывать настойчивость и трудолюбие.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:  станки; проектор, презентация, выставка работ,   образцы заготовок,   инструкционные карты.

Ход урока:

1.Организационный  момент.

Психологический настрой на урок.

-  Всем добрый день! Ребята, поприветствуйте гостей! Улыбнитесь гостям,  друг другу, чтобы у вас было хорошее настроение и тихо садитесь.

-  Итак, начинаем наш урок. И начнем его с вопроса. Догадайтесь, о чем идет речь?

 - Этот инструмент для работы в мастерской изготавливают из металла и древесины.    

- О чем идет речь? (О киянке.)

- А почему я завел разговор о киянке? (Потому что мы с ней работаем.)

- Правильно, молодцы!

- А теперь немного вспомним изученный материал.  

2. Проверка  знаний, полученных ранее. 

Беседа на повторение теоретических сведений:

- Какие инструменты мы использовали при обработке древесины на токарном станке по дереву? (майзель, рейер). 

 -На сверлильном станке? (спиральные сверла).

- На фрезерном станке? (фрезы дисковые).

- Какие приспособления используются при обработке древесины на токарном станке по дереву? (патрон, трезубец, планшайба).

- Что такое фрезерование? (Определение). Фрезерование – это процесс механической обработки, при котором режущий инструмент (фреза) совершает вращательное движение, а обрабатываемая заготовка, - поступательное.

- Сверление на сверлильном станке - это процесс механической, при котором главное движение и движение подачи, придается инструменту, а инструментом является фреза.
 3. Актуализация опорных знаний учащихся.

        Сегодня вы должны научиться различать виды и назначение токарных резцов по дереву и по металлу, знать выполняемые ими виды работ, научиться  правильно применять приспособления и научиться  крепить заготовку.  Научиться выполнять  точение, фрезерование, сверление простых деталей на  металлорежущих станках.

                                                                Фрезерные станки

         Универсально-фрезерный станок имеет: 

         - горизонтально расположенный шпиндель и предназначен для обработки фрезерованием разнообразных поверхностей на небольших и не тяжелых деталях в условиях единичного и серийного производства. Обработку ведут цилиндрическими, дисковыми, угловыми, концевыми, фасонными, торцовыми фрезами. На этом фрезерном станке можно обрабатывать вертикальные и горизонтальные фасонные и винтовые поверхности, пазы и углы. Фрезерование деталей, требующих периодического деления или винтового движения, выполняют с использованием специальных делительных приспособлений.

         На станине смонтированы все основные узлы фрезерного станка. Внутри станины размещены шпиндельный узел и коробка скоростей. Для поддержания оправки с фрезой служит хобот с серьгами. По вертикальным направляющим станины перемещается консоль, несущая коробку подач. По направляющим консоли в поперечном направлении движутся салазки с поворотным устройством, которое несет продольный стол и позволяет поворачивать стол вокруг вертикальной оси на 45° в обе стороны, благодаря чему стол может перемещаться в горизонтальной плоскости под разными углами к оси шпинделя.

                                      Приемы работы на СТД-120М.

Научиться работать на токарном станке сможет любой желающий, знающий устройство станка и правила безопасной работы, так как этот процесс не имеет сложных операций и заключается в том, что с обрабатываемой заготовки снимается поверхностный слой в виде стружки. При этом обрабатываемая заготовка вращается, а стамеску перемещают относительно заготовки, опирая на подручник. Большое значение имеет подготовка заготовки для точения. Если торец заготовки имеет форму квадрата, то для нахождения центра на торцах проводят диагонали.

         Затем с помощью рубанка сострагивают ребра, придавая заготовке форму восьмигранника. На одном торце заготовки делается запил глубиной 2-3 мм для трезубца. После этого заготовку закрепляют на станке, при этом учитывая, что расстояние между заготовкой и подручником должен быть минимальным (2-3 мм).

Виды и назначение стамесок.


               Точение заготовки производят с помощью специальных стамесок. Полукруглые стамески (а, в) применяют для черновой профильной обработки древесины, а стамески с косыми (угловыми) режущими кромками (б) - для чистовой обработки поверхностей, а также для вытачивания конусов и подрезания торцов.

Стамески должны быть остро заточенными и с неповрежденными ручками.
Заточку стамесок выполняет только учитель! На экране демонстрируем  виды стамесок.

                                              Технологическая карта.

           
            Прежде чем начинать любую работу на примере (точение), необходимо изучить   технологическую карту обработки изделия. Технологическая карта может быть выполнена в виде таблицы и содержит последовательность выполнения работ, изображения в виде чертежа или рисунка, а также могут указываться виды оборудования и инструментов. Пример выполнения технологической карты (см. плакат)  на стене и на рабочих местах.

4. Изучение нового материала.

Вот мы и подошли к теме нашего урока:

« Обработки древесины и металла  на металлорежущих станках»

- Запишите число, тему урока.

- Сегодня мы продолжим нашу практическую работу по изготовлению столярной киянки на металлорежущих станках.

          Непосредственной обработке древесины или металла на станках предшествует ознакомление с приемами управления  (включение и выключение станка, переключение коробки скоростей и подачи, перемещение рабочих органов).

             Особое внимание следует уделить   правилам  пользования рукоятками. При  переключении рукояток, не останавливая  станка,  степень  травматизма резко  возрастает.

После ознакомления  с устройством и работой металлорежущих станков и соответствующего инструктажа,  можно приступать  к выполнению задания.

5.Заключительный инструктаж.

- Работа на токарном станке выполняется в защитных очках.

- После включения станка берут стамеску в правую руку, устанавливают на подручник, не касаясь заготовки, и сверху левой рукой прижимают к подручнику.
Вначале выполняют черновое (грубое) точение полукруглой стамеской. При этом медленно подводят лезвие к вращающейся заготовке и плавными перемещениями стамески влево и вправо снимают стружку. Чистовое точение выполняется косой стамеской. При этом стамеску опирают ребром на подручник со стороны тупого угла.

Нельзя допускать врезания острого угла стамески в заготовку. Это может привести к выбросу стамески и нанести травму!
        Контроль размеров заготовки осуществляется после отключения станка и полной остановки шпинделя. При необходимости деталь обрабатывают с помощью шлифовальной колодки. После остановки станка заготовку снимают, пилой отрезают лишние торцы и зачищают их шлифовальной шкуркой, либо напильником.

Физкультминутка.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели-встали. Сели-встали.

И на месте побежали.

6.Выполнение практической работы.

Ход работы:

- На рабочих местах лежат инструкционные карты,  во время работы не забывайте  обращаться к ним  за помощью.

- Вводный инструктаж.

- Перед началом практической работы нужно внимательно  повторить правила техники безопасности,  и давайте  вместе выясним, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся для работы.  

                                              Правила безопасности.
-  Не включать станок без разрешения учителя.
-  Проверить заготовку, она должна быть без сучков и трещин.
-  Надежно крепить заготовку.
-  На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.
- Проверить рабочий инструмент. Ручки стамесок должны быть без трещин и прочно насажены.
-  Заправить одежду. Застегнуть все пуговицы. Длинные волосы убрать под берет.
- Перед пуском станка надеть защитные очки.
- Следить за расстоянием между подручником и заготовкой. При его                           увеличении передвинуть подручник, остановив работу станка.
-  Во время работы не отвлекаться, не отходить от станка.
-  Все настроечные операции проводить только при отключенном станке.
-  Не останавливать вращение заготовки руками.
-  При обнаружении неисправностей, немедленно отключить станок и сообщить учителю.

7. Повторение и обобщение материала.

 - Решение заданий карточек-тестов.

 - Анализ характерных ошибок.

 - Оценка практической работы учащихся.  
8.  Задание на дом.
 

- Учащиеся записывают задание в дневник.

-  Выставление оценок в дневник.

 - Повторить правила безопасной работы на станке.

9.   Подведение итогов занятия.

 Вопросы к учащимся:

-  Какую работу вы сегодня выполняли на уроке?

-  Какие какие инструменты использовали при работе?

  - Чему новому вы научились на сегодняшнем уроке?

   - Выставление оценок с комментариями.

 10. Уборка рабочих мест. 

 11. Рефлексия.

- Прикрепите смайлик на доску магнитиком, который покажет, какое

   осталось у вас  впечатление после урока.

 - Спасибо всем за урок.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Билеты для проверки знаний обучающихся 5-7 классов по теме «Обработка древесины» модуля «Изготовление изделий из конструкционных и поделочных материалов»

Предлагаемые билеты для проверки знаний учащихся составлены в соответствии с требованиями программы  « Технология. Программы начального и основного общего образования.  Хохлова М.В., Самород...

Презентация по теме: "Обработка древесины. Пиление". 5класс

Презентация по технологии  предназначена для 5 класса . ФГОС...

Конспект урока технологии обработки древесины "Подготовка поверхности для выжигания"

Конспект урока для 5 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида. Столярное дело....

Тестовая работа№1 для 5 по теме "Обработка древесины"

Тестовая работа№1 для 5 по теме "Обработка древесины"...

Тестовая работа №2 для 5 класса по теме "Обработка древесины"

Тестовая работа №2 для 5 класса по теме "Обработка древесины"...

Конспект урока : Декоративная обработка древесины. Роспись по дереву.

Декоративная обработка древесины. Роспись по дереву. Городецкая роспись...