Урок на тему "Работа с бумагой. История возникновения и обработка"
методическая разработка по технологии (5 класс)

Урок  на тему "Работа с бумагой. История возникновения и обработка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 5-й

Тема: Работа с бумагой. История возникновения и обработка.

Цели:

Обучающая: Образовательная:  

  • Познакомить обучающихся с видами и свойствами бумаги
  • Формировать знания об истории, составе и производстве бумаги

Развивающая:

  • Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка;
  • Развивать интерес к предмету;
  • Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
  • Способствовать развитию кругозора, знакомить со свойствами изучаемого материала

Воспитывающая:

  • Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.
  • Способствовать воспитанию бережного отношения к природным материалам.

 Задачи:

  • выяснить какие свойства имеет бумага;
  • Способствовать формированию умений использования технологий на уровне обучения
  • развивать исследовательские умения и навыки обучающихся;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Методическое оснащение урока:

  • Образцы объектов труда
  • Карандаши линейки, тетради, ножницы, различные виды бумаги и картона
  • Оборудование и инструменты: бумажные листы шириной 21-21 см
  • Презентация MicrosoftOfficePowerPoint.

Методы обучения:

  • Беседа, объяснение.
  • Демонстрация наглядного материала
  • Беседа с объяснением нового материала 
  • Показ трудовых приемов. Самостоятельная работа и в группах
  • Коллективная работа, презентация своих ответов  и работ.

Словарная работа:

Представлена в работе с кроссвордом

Тип урока:

Изучение нового материала, экскурсия,  урок - творчества.

Межпредметные связи: история: история бумаги.

  1. Приветствие
  2. Проверка явки учащихся
  3. Проверка готовности учащихся к уроку

Используемые технологии: информационно-коммуникационные технологии

                                  прогнозируемые результаты исследования

технология творческих мастерских

Вид планируемых УУД

УУД

Планируемый уровень достижения воспитательных результатов

Предметные

-умение рассказать о технологиях работы с бумагой.

1 уровень воспитательных результатов – приобретение школьниками знаний о технологиях работы с бумагой.

Регулятивные

-умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательные

-умение подробно пересказывать прочитанное, или прослушанное; определять тему, цель.

Коммуникативные

-умение участвовать в диалоге на уроке;

-умение слушать и понимать речь других;

-умение отстаивать свою точку зрения.

Личностные

-формировать умения позитивного отношения к труду.

-формирование интереса к изучению темы « технология работы с бумагой».

 

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Приветствие обучающихся. Проверка присутствующих и готовности рабочего места к занятию.

II. Актуализация имеющихся знаний. (притча)

Один старец призвал однажды своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в середине которого стояла черная точка.

— Что вы здесь видите? — спросил старец.

— Точку. — ответил один.

— Черную точку. — подтвердил другой.

— Жирную черную точку, — уточнил третий.

И тогда их любимый учитель сел в угол и заплакал.

— Скажи нам, о чем ты так горько плачешь? — удивились ученики.

— Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку и никто из них не заметил чистого белого листа…

—Как вы думаете, как звучит тема нашего занятия? Дети формулируют тему урока (работа с бумагой)

 Итак, вы догадались, что сегодня мы будем говорить о бумаге
—Какая цель занятия?
(познакомиться  с историей возникновения и обработки бумаги)

—Верно.

Составим план работы на занятие.

1. Вспомним историю создания бумаги

2. Посетим предприятие по производству бумаги и ознакомимся современными технологиями изготовления бумаги.

3. Проведем эксперименты и опыты, чтобы узнать основные свойства бумаги, опыты

4. Изготовим подделку.

- Что вы знаете об этом материале?

III. Основная часть.

История изобретения бумаги

Знакомство с бумагой начинается с раннего детства, когда ребенок тянется к яркой книжке, к белому листу, чтобы рисовать свои первые штрихи карандашом. С бумагой связана вся наша жизнь. Она нужна и для делового письма, и для творческой работы, и для бытовых нужд. Но что мы знаем о бумаге? Можно сказать, что бумага это материал для печатания книг, журналов и газет.

Появившись однажды, бумага прочно утвердилась на Земле и, не зная конкурентов, победно идет через столетия. У бумаги было много предшественников. Камень и глина, дерево и кость, кожа и береста, воск и металл, папирус и пергамент все они в разны исторические эпохи служили людям в качестве материалов для письма. Но каждый из них был не вполне пригоден для этого. Одни материалы были тяжелыми, другие хрупкими, третьи дорогостоящими.

Их обработка требовала больших усилий, которые, однако, не всегда оправдывались. И вот появилась бумага простой, доступный для письма материал, приготовленный из сырья растительного происхождения.

Рождение бумаги произвело в человеческом обществе глубокие перемены. Получив бумагу, люди стали активно приобщаться к знаниям. Этому во многом способствовало бурное развитие книжного дела. Дружба, начавшаяся с бумагой в детстве, не прекращается всю жизнь. Дома, в школе, на улице, в магазине мы рады этой встрече. Большая часть предметов домашней обстановки связана с бумагой.

 http://youtube.com/watch?v=fmUZqfiKKyg

Так, когда и кем была изобретена бумага? (интеграция с уроком истории)

Бумага была изобретена в 105 году н.э. китайским министром земледелия Цай Лунем. Он научился ее делать из коры тутового дерева, взял кору, разделил ее на волокна, растолок, смешал с водой, раскатал и положил на просушку. Он получил тонкий лист материала, напоминающего современную бумагу. Позже Цай Лунь усовершенствовал технику изготовления бумаги, добавляя в бумажную массу кусочки тряпки, частички рыболовной сети. Такой метод распространился по Китаю и его долго хранили в секрете.

В России производство бумаги зародилось в конце 16 века - при Иване Грозном. И лишь в конце 18 века были разработаны автоматические бумагоделательные машины, позволяющие получать непрерывный лист бумаги. В России по указу Петра 1 в 1817г. была установлена первая бумагоделательная машина.

А как сейчас производят бумагу?

Ответы детей…

А сейчас давайте мы с Вами побываем на заводе, где на современном оборудовании производят бумагу.

IV. Экскурсия на предприятие.

https://www.youtube.com/watch?v=JQ2erKVzF0g

— Что показывали в видео?

(технологии работы с бумагой)

— Совершенно верно. А являются ли эти технологии привычными, или они относятся к современным?

(относятся к современным)

Расставьте представленные на экране технологии и  этапы производства бумаги в верной последовательности.

Работа самостоятельно или в парах 1 минуту.

Проверка выполненного задания (ответы на экране)

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Что делают из бумаги: (ответы детей и проекция правильных ответов на экран)

- Где используют бумагу?

Ответы детей (газеты, салфетки, книги и т.д.)

А какие бывают виды бумаги: (перечисление видов и проекция на экране)

писчая бумага, чертёжная бумага,  цветная декоративная, оберточная бумага, газетная бумага, офсетная бумага, картон

Какая бывает бумага?

Для начала давайте рассмотрим бумагу разных фактур. Например: картон, салфетки, офисная бумага, бархатная, цветная, а так же гофрированная и оберточная.

Беседа «Виды и свойства бумаги». Компьютерная презентация.

Основные свойства бумаги, опыты.

1. Бумага мнётся.

Предлагаю детям скомкать лист бумаги разной плотности (салфетку, лист тетрадный и картон). Далее предложите этот лист распрямить.

Вывод: Чем тоньше бумага, тем легче она мнётся. Распрямить бумагу до первоначального состояния невозможно.

2.Бумагу можно сгибать.

Предлагаю детям согнуть бумагу по инструкционной карте и хорошо прогладить сгиб. Поставить изделие на торец и убедиться в том, что в таком положении бумага может стоять. Согнуть лист гармошкой, проглаживая каждый сгиб. И убедиться в том, что изделие держит форму.

Вывод: При сгибании бумага принимает заданную форму.

3.Бумага рвётся.

Предлагаю детям разорвать бумагу разной плотности и попробовать восстановить разрыв. Восстановить разрыв невозможно, но можно склеить разорванные кусочки.

Вывод: Разорвать тонкую бумагу легче, чем толстую. Разорванные кусочки можно склеить. Чем тоньше бумага, тем лучше она клеиться.

4. Свойства горения бумаги.

Давайте посмотрим как бумага горит? Это свойство — горение. Для этого небольшой лист подожжем над металлическим или стеклянным подносом. В процессе наблюдения сделаем свои выводы.

Вывод: Лист быстро сгорел, на подносе остался лишь пепел. Следовательно бумажные изделия легко воспламеняются и не подлежат восстановлению. Надо быть осторожным с огнем и не допускать возгорания.

  1. Бумага мокнет.

Перед детьми стоит посуда с водой и бумага разной толщины. Ребята, давайте поочередно будем опускать в воду кусочки бумаги, начиная с тонкого. И в конце опыта сделаем выводы.

Вывод: Чем тоньше бумага, тем быстрее она размокает. Если бумага соприкасается с водой частично, то она не тонет и размокает дольше.

 V. Практическая работа «Определение свойств бумаги».

1. Возьмите образцы бумаги, сравните их на гладкость и шероховатость, мягкость и твердость, попробуйте разорвать и согнуть, опустите каждый в воду и сравните степень влагостойкости. Результаты запишите в таблице.

Свойства

Виды бумаги

фотобумага

гофрированная

писчая

картон

1

гладкость

 

 

 

 

2

мягкость

 

 

 

 

3

прочность

 

 

 

 

4

влагостойкость

 

 

 

 

Сделайте вывод.

VI Приступим к выполнению следующего пункта плана.

—На сегодняшнем уроке я предлагаю вам сделать открытку

—Посмотрите на рабочие места. Все ли у вас есть для выполнения подделки.

  тонкая цветная бумага

  плотный картон

  линейку;

  ножницы;

  простой карандаш;

  клей-карандаш

—Перед началом работы вспомним правила техники безопасности с клеем.

1.Передавай клей только в закрытом виде.

2.Не допускай попадание клея в глаза.

3.Излишки клея убирай салфеткой.

4.После окончания работы клеем плотно закрой крышку.

—На экране представлен пример работы, которую мы выполним.

Этапы работы выполнения подделки.

1.         Пришло время подготовить основу. Фоновый картон сгибается пополам, в виде открытки.

2.     С помощью шаблона канцелярским ножом вырезается фигура.

Чтобы вырезать аккуратно, без ошибок, картон с шаблоном фиксируются.

3.     Далее, с изнаночной стороны выкладываются цвета контрастного цвета, продуманно чередуя оттенки. Фиксируются при сгибе карандашным клеем к основе, все последующие слои крепятся к основе как предыдущие.

—Какие красивые открытки у вас получились. Работа завершилась, я попрошу убрать рабочее место.

VII Закрепление. В форме решения кроссворда

1

7

6

2

3

4

5

По горизонтали:

1На чем пишут и рисуют ученики?

 2 Мельчайшие частички, из которых состоит бумага.

 3 Одна из двух составных частей, из       которых делают бумагу.

 4 Из чего делают обложки книг?

 5 Природное сырье для бумаги и картона. 

По вертикали:

 6 Страна - родина бумаги.

 7 Сырье для бумаги, позволяющее сохранить деревья

.

VIII.  Или в форме фронтального опроса

Кто является первым изобретателем бумаги, которую мы видим сегодня?

         Какое сырьё предложил использовать китайский изобретатель для изготовления бумаги?

         Кто и когда изобрел первую бумагоделательную машину?

         Чем отличался ручной способ производства бумаги от машинного?              

         Когда в России появилась бумага собственного производства?

         Как называется промышленность, которая выпускает бумагу и картон?

        Что является сырьем для современной целлюлозно-бумажной промышленности?

      Какие виды бумаги и картона вы знаете?

Из какого материала производят бумагу?

 Бесконечны ли природные запасы?

 Что должен делать человек, чтобы сохранить природные запасы? Информация о сборе  макулатуры в школе.

 

Заключительная часть. Подведение итогов занятия. 

—Ребята, скажите, что вы нового узнали? Что вам понравилось, запомнилось?
— Какая была темы нашего занятия?
—Ребята, какой была цель нашего занятия?

—Достигли мы поставленной цели?
(да)
— Что вы узнали?
(…)
—Оцените свою работу на занятии.
•        сегодня я узнал...

•        было трудно…

•        я понял, что…

•        было интересно узнать, что…

•        меня удивило…

- Наш урок подходит к концу.

 Что нового узнали? Чему научились? - Понравилась вам ваша работа на уроке?  Где пригодятся полученные на уроке знания и умения?  Оцените свою работу на уроке?   

-Спасибо! Я вижу, что занятие было полезным и сегодня вы узнали много нового.

 Домашнее задание

Повторить сведения из истории производства бумаги. Подобрать красивую упаковку  из бумаги к подаркам, прислать фотографии

 Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История возникновения названий

История возникновения названий...

История возникновения информационных ресурсов общества.

Презентация рассказывает о различных носителях информации, начиная с древности  до современности. Может применяться как на уроках, так и во внеурочной деятельности в начальной школе и среднем зве...

История возникновения тестов

В настоящее время в школе активно используется тестовая система. Многие ошибочно считают, что она не так давно пришла к нам с Запада. Презентация содержит материал об истории возникновения тестов и, н...

БЕСЕДА История возникновения татуировок и пирсинга.

Цель беседы:1.Убедить учащихся в важности для общества их позитивного нравственно-гигиенического поведения.2.Показать практическую ценность знаний.3.Помочь им избавиться от негативных стереотипо...

История возникновения письменности

Дать учащимся представление о письменности....

Конспект урока с использованием ИКТ "История возникновения БАСКЕТБОЛА"

Конспект урока с презентацией "История возникновения БАСКЕТБОЛА", "Техника передачи б.б. мяча"Данный материа позваляет провести урок физической культуры с использованием ИКТ. Урок провадился на конкур...

Интегрированный урок в 11 классе: английский язык, история, обществознание «Всеобщая Декларация Прав Человека: история возникновения, этапы, роль личностей в ее создании, актуальность в XXI веке».

Тема урока: «Всеобщая Декларация Прав Человека: история возникновения, этапы, роль личностей в ее создании, актуальность в XXI веке».Актуальность темы, выбранной для интегрированного урока...