План работы учителя технологии по выявлению способностей обучающихся 5-8 класса и развитию устойчивого познавательного интереса. Жанков В.И.
статья по технологии (5, 6, 7, 8 класс)

Методика разработана для создании системы выявления способностей обучающихся для формирования устойчивого познавательного интереса к изучения технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     План работы учителя технологии по выявлению способностей обучающихся 5-8 класса и развитию устойчивого познавательного интереса.

                                                         Жанков В.И.

    План работы по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых обучающихся, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества,  расширение возможности для участия одарённых и способных обучающихся в предметной неделе, в творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

    План работы  разработан в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015г. №1577), на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Сроки  реализации: 2019-2022гг.

Этапы работы:

1 этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их интересы и успехи  в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в классе.

2 этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

Цель: апробация системы работы с одаренными  обучающимися.

 На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы,  зачеты, проектные задания ,итоговые проекты  и т.д.

3 этап - этап формирования, углубления и развития способностей  обучающихся.

Цель  программы : создание условий  для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.

Задачи:

 1) создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей  в разных областях науки и творчества;

 2) организация научно-исследовательской и поисковой  деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации,  воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;

 3) отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

 4) расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

 5) развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности,  интересы детей.

Основные направления реализации программы:

- выявление одаренных  обучающихся;

- создание банка данных «Одаренные дети»;

-разработка индивидуальных форм работы

- внедрение в учебный процесс  современных, интерактивных технологий

  -использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

   -создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников     школы  при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;

-развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит  школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, городских, областных,  всероссийских   олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах,

 - разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих  обучающихся.  

Организация  воспитательной работы в рамках программы:

- формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

-формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;

-формирование высокой речевой культуры;

 -утверждение здорового образа жизни школьника;

  -развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.

 Основные мероприятия по реализации программы

I. Диагностика:

1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости.

2. Создание банка тестов для диагностирования  обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.

3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.

4. Изучение личностных потребностей одаренных  обучающихся путем собеседования.

5. Изучение работы  обучающихся на уроке путем посещения занятий учителем.

6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

II. Развитие творческих и познавательных  способностей:

1. Доступность и широкое привлечение  обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.

2. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.

3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:

- творческие ответы;

- выполнение творческих тематических заданий;

- выполнение проблемных поисковых работ;

- выступления в лекторских группах;

- приобщение (в различных формах) к работе учителя;

- повышение степени сложности заданий;

- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.

III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:

1.  Выносить на публичное своевременное поощрение успехов  обучающихся (молнии-объявления).

2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.

Ожидаемые результаты

- формирование системы работы с одаренными обучающимися;

 -формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.

 - повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.

  -увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, НОУ, фестивалях; повышение показателей успешности детей на  городских, окружных, российских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

-изменение  показателей социального статуса, социального интеллекта и школьной

успеваемости.

- расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей  обучающихся;

 -издание исследовательских работ  обучающихся;

  -нормативное и методическое обеспечение деятельности,  направленной на работу с одаренными детьми.

Диагностики: Для проведения мониторинга результативности развития способностей обучающихся использовалась «Шкала рейтинга поведенческих характеристик Дж. Рензулли». Методика разработана  для оценки способностей учащихся 5-11 классов в познавательной, мотивационной,творческой и лидерской областях учителями предметниками и родителями. По данной методике определяется лишь высокий уровень развития соответствующих способностей: «Познавательные характеристики» - повысились на 13%, «Мотивационные характеристики» - повысились на 13%, «Лидерские характеристики» - повысились на 18%, «Творческие характеристики» - повысились на 20%.На высокий уровень учебной мотивации к концу 8 класса вышли- 7 обучающихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы учителя технологии Ничкова Н. В. над темой самообразования «Работа с технологической картой как составляющая развития продуктивной компетенции у учащихся специальных (коррекционных) классов VІІІ вида»

План работы учителя технологии Ничкова Н. В. над темой самообразования «Работа с технологической картой как составляющая развития продуктивной компетенции у учащихся специальных (коррекционных) к...

«Система работы учителя технологии по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся»

Актуальность проблемы развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный ...

План работы творческой группы «Пятиклассник» по адаптации обучающихся в 5 классах 2011-2012 учебный год МБОУ «Средняя школа №5» г.Когалым ХМАО-Югры

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Сократить перех...

План работы по выявлению способностей обучающихся на уроках биологии

план работы по выявлению способностей обучающихся на уроках биологии МБОУ "Серго-Ивановская основная школа" на 2015-2016 учебный год...

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ « РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Программа по выявлению способностей обучающихся общеобразовательной школы «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»...

План работы учителя географии по выявлению и развитию способностей одаренных обучающихся.

 Определение одаренности ребенка - сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей и сверстников о школьной и внешкольной деятельности ребенка...

Система работы учителя технологии по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся

Система работы учителя технологии по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся...