План работы учителя географии по выявлению и развитию способностей одаренных обучающихся.
рабочая программа по географии (7 класс)

Шалабанова Галина Семеновна

   Определение одаренности ребенка - сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей и сверстников о школьной и внешкольной деятельности ребенка.Цель программы: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет «География», создание условий для самореализации способностей обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План работы с одаренными детьми24.33 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»

 г. Сафоново Смоленской области

Согласовано

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 6»

_______/__Коржуева Т.И.

Ф.И.О.

 «__»________2022г.

Утверждаю

директор МБОУ «СОШ № 6»

_______/_Тимашкова Л.В.

                               Ф.И.О.

Приказ № ___
от  «__»______2022г.

План работы учителя географии  

по выявлению и развитию способностей

одаренных обучающихся.

Шалабанова Галина Семеновна

учитель географии высшей квалификационной категории

2022- 2023  учебный год

г. Сафоново

Пояснительная записка

Программа по выявлению и развитию у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых обучающихся, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности для участия одарённых и способных школьников в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

Программа разработана в соответствии с требованиями

Федерального образовательного стандарта общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС – формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся среднего подросткового возраста, развитие творчества и интеллекта школьников. Программа по выявлению способностей обучающихся призвана помочь преподавателю общеобразовательного учреждения обратить внимание на школьников, обладающих способностями в определенных областях учебных дисциплин, в частности географии. Проблема выявления способностей и наклонностей актуальна в настоящее время, потому что наши ученики живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Мы, преподаватели, должны не только выявлять индивидуальные способности детей, но и развивать эти уникальные качества и навыки. Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей, способствующих достижению успехов в той или иной сфере деятельности: творчество, учеба, спорт и т.д. Основная работа по выявлению способностей лежит на педагогах. Однако, традиции и методы школьного воспитания, как правило, не предусматривают специальных мероприятий по выявлению склонностей и интересов обучающихся. Организация школьного процесса сводится в основном к достижению успехов в обучении, заключенном в рамки школьной программы. Вопросы самопознания, индивидуализация и дифференциация обучения должны быть подняты на должный уровень. Обучающиеся не должны ориентироваться на оценку, как единственный показателе успеха, потому что при этом снижается самооценка школьников и образуется комплекс неполноценности. Создание данной программы было обусловлено необходимостью обеспечивающей развитие способностей обучающихся и возможностью реализации творческого потенциала личности.

Нацелить обучающихся на интересную работу поможет систематическое проведение уроков с практической направленностью, включающих в себя задачи естественнонаучного содержания, доклады обучающихся, практические работы, проектные работы, уроки-экскурсии.

Программа ориентирована на детей в возрасте – 11-16 лет.

        Срок реализации программы-1 год.

Цель программы: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет «География», создание условий для самореализации способностей обучающихся.

Задачи:

1. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по географии.

2. Понимание важности изучения географии в современном мире.

3. Развитие интеллекта и творческой активности обучающихся.

4. Создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

5. Развитие интереса к исследовательской деятельности.

6. Участие в олимпиадных и конкурсных мероприятиях.

Методические принципы:

1. Единство обучения и воспитания.

2. Создание условий для развития результативности интеллектуальной и творческой активности обучающихся.

3. Соответствие выполняемых заданий возрасту и интересам обучающихся.

4. Практическое применение знаний в ситуациях, приближенных к жизненным.

Педагогические методики:

 1. Метод проектов Л.С.Выготский,

2. Метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская,

3. Личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С.Якиманскаяю

Диагностический инструментарий:

1. Уровень владения Интернет-ресурсами.

2. Умение систематизации и классификации полученной информации.

3. Умение работать с портфолио.

4. Участие в разноуровневых олимпиадах, конференциях, конкурсах и проектах.

Диагностические этапы:

1. Педагогическая диагностика.

2. Психологическая диагностика.

3. Специальная углубленная диагностика.

4. Диагностический мониторинг (анализ динамики развития).

Диагностики:

1. Методика Торренса (модифицирована Е. Туник) Тест для изучения творческих способностей учащихся.

2. Тест «Определение общих способностей» выявления умственных способностей обучающихся (Г. Айзенка), креативности (тест Д.Б. Богоявленской).

3. Методика по изучению социолизированности личности учащихся (М.И. Рожков).

4. Анкета по выявлению уровня самооценки (Р.В.Овчарова).

5. Мониторинг «Навыки сотрудничества» (Н.Ю.Яшин).

6. Анкета «Познавательная направленность».

7. Диагностика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П.Ильин).

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.    Мотивационные признаки одаренности (согласно рабочей концепции одаренности) 1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.)  или же к определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия. 2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие. 3. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности. 4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов. 5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

   Определение одаренности ребенка - сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей и сверстников о школьной и внешкольной деятельности ребенка. Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности:  • В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.  • В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).  • В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.  • В коммуникативной деятельности — лидерскую одаренность.  • И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.  

          При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы: -  у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества. - работа по развитию одаренности детей должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей; - необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей. Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов - поддержать их и помочь самореализоваться. Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления, - одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми!

      Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а учащимся - проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности! -Принципы обучения интеллектуально одарённых учащихся: -Принцип развивающего и воспитывающего обучения -Принцип индивидуализации и дифференциации обучения -Принцип учёта возрастных осо Виды активных форм организации обучения интеллектуально одаренных учащихся  Дискуссионные формы организации обучения: сократическая (сократовская) беседа, интеллектуальная разминка, групповое интервью, групповая дискуссия, дельфийский метод, круглый стол, мозговой штурм, сеть ассоциативных связей (САС).

        Виды активных форм организации обучения интеллектуально одаренных учащихся:

  Дискуссионные формы организации обучения: сократическая (сократовская) беседа, интеллектуальная разминка, групповое интервью, групповая дискуссия, дельфийский метод, круглый стол, мозговой штурм, сеть ассоциативных связей (САС).

 

 Игровые формы организации обучения: ролевая игра, имитационная игра, деловая игра, организационно - деятельностная игра, психодрама, социодрама.

 Смешанные формы организации обучения: метод ХОБО, индивидуальный практикум, метод деловой поездки (метод «Выездной семинар»), психогимнастическое упражнение, метод разбора документов (метод «Баскетбольная корзина»), метод инцидента, метод «Лабиринта действий», метод анализа конкретных ситуаций (casestudy, гарвардский метод).

 Комплексные формы организации обучения: социальнопсихологический тренинг. Формы работы по обучению интеллектуально одаренных детей в условиях общеобразовательной школы - индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения; - активные формы обучения - дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам; - участие в школьных и районных олимпиадах; - проектная деятельность обучающихся; - научно-исследовательская деятельность обучающихся; - посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий; - конкурсы, интеллектуальные игры, викторины; - создание детских портфолио.

№п/п

 Содержание

Сроки

Ответственные

Выход

1

Составление списка детей с повышенными учебными способностями с указанием предмета или направления Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, академической, творческой, художественной и т.д.

сентябрь

Классные руководители 5-11 классов

Список

2

Диагностика учебных способностей учащихся развития каждого мотивированного ребенка

октябрь

Классные руководители,

учитель географии

Анализ

3

Проведение школьных олимпиад по географии 7-11 классы

октябрь

Учитель географии

Приказы, справки, анализы

4

Проведение ВПР по географии

сентябрь

Учитель географии

Приказы, справки, анализы

5

Участие в муниципальном и региональном туре олимпиад.

Ноябрь-декабрь

Учитель географии

Приказы, справки, анализы

6

Участие в городских, районных, региональных, российских и международных  конкурсах,  дистанционных олимпиадах.

В течение года

Учитель географии, классные руководители

Заявки, справки.

7

Планирование индивидуальной работы с детьми с повышенными учебными способностями на уроке

Сентябрь-октябрь

Учитель географии, классные руководители

Программа, график работы.

8

Организация кружковой работы

В течение года

Учитель географии,.

План работы туристского кружка

9

Исследовательская работа

В течение года

Учитель географии

Наблюдение, анализ, собеседование

10

Проектная деятельность

В течение года

Учитель географии, учителя предметники

Собеседование, технологическая карта проектов, проекты. Презентации.

11

Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на развитие творческих способностей обучающихся

В течение года

Учитель географии, учителя предметники, классные руководители.

Наблюдение, анализ, посещение мероприятий, уроков

12

Проведение предметных недель с активным участием одарённых детей

апрель

Учитель географии, учителя предметники, классные руководители

Наблюдение, анализ, посещение мероприятий. Награждение участников.

13

Изучение опыта работы учителей школы с одарёнными детьми

В течение года

Учитель географии

Изучение и обобщение.

14

Проведение диагностических работ, анкет, мониторингов, предусмотренных программой

В течение года

Учитель географии, зам. директора по УВР

Анализ, справки.

15

Анализ работы с одарёнными детьми. Перспективы на будущее.

Май-июнь

Учитель географии, зам. директора по УВР

Аналитическая справка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы учителя технологии по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся»

Актуальность проблемы развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный ...

Выступление Формы выявления и развития способностей обучающихся через учебный предмет география

Выступление  Формы выявления и развития способностей обучающихся  через учебный предмет география...

Презентация Формы выявления и развития способностей обучающихся через учебный предмет география

Формы выявления и развития способностей обучающихся  через учебный предмет география...

План работы с учащимися по выявлению и развитию способностей к немецкому языку на 2019- 2020 учебный год и пакет методик для тестирования

Выявление, развитие и оценка способностей учащихся по немецкому языку с помощью подобранных методик....

План работы учителя технологии по выявлению способностей обучающихся 5-8 класса и развитию устойчивого познавательного интереса. Жанков В.И.

Методика разработана для создании системы выявления способностей обучающихся для формирования устойчивого познавательного интереса к изучения технологии....

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спор

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории)   илиВыявление и развитие  спосо...

Система работы учителя технологии по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся

Система работы учителя технологии по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся...