Выступление Формы выявления и развития способностей обучающихся через учебный предмет география
статья по географии

Степура Любовь Николаевна

Выступление  Формы выявления и развития способностей обучающихся  через учебный предмет география

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему

 «Формы выявления и развития способностей обучающихся

 через учебный предмет география»

Л.Н.Степура, учитель географии

МОУ «ССОШ №1»

    На мой взгляд, при изучении школьных предметов большое значение имеет не только качество усвоения учебного материала, т.е. предметные результаты, но и формирование положительного отношения к изучаемой дисциплине и развитие интеллектуальных, творческих и познавательных способностей детей.

    Выявить уровень способностей и их разнообразие у детей довольно сложно. Работа по выявлению способностей выстраивается с помощью:

  • психолого-педагогические диагностики;
  • педагогическое наблюдение;
  • изучение результатов деятельности обучающихся

    Существует специальные методы (тесты, опросы), которые обеспечивают выявление интеллектуального и творческого потенциала школьников. Но в своей практике я, в основном, использую педагогическое наблюдение и изучение результатов деятельности обучающихся.

     Наблюдение и анализ позволяет понять и определить, сферу интересов и способностей детей.

    Творческие способности выражаются в активном использовании воображения. Для определения творческих способностей чаще всего выделяет следующие параметры:

  • Очевиден интуитивный подход к решению тех или иных задач.
  • Умение оперативно ориентироваться в ситуации.
  • Создание оригинальных идей, постоянный поиск и изобретение чего-то нового.
  • Определение собственной системы эстетических ценностей (любимые художники и поэты, писатели, музыканты и т.д.).
  • Развитая эмоциональная сфера: способность к сопереживанию, терпимость, склонность к рефлексии и самоанализу, чувство юмора.

    Интеллектуальные способности предполагают наличие стойкого интереса к окружающей действительности, умения не только собирать, но и систематизировать информацию. Выявить интеллектуальные способности помогают следующие признаки:

  • Усвоение большого объёма информации.
  • Богатый словарный запас.
  • Умение просчитывать ситуацию на несколько шагов вперёд и принимать меры для её благополучного исхода.
  • Умение работать с информацией.
  • Желание упорядочить информацию.
  • Наличие элементов критического мышления (недоверие к одному источнику информации, поиск и изучение альтернативных источников, построение  гипотез, проверка их на практике)

    Изучение результатов деятельности детей позволяют выделить школьников, которые проявляют интерес к предмету и мотивированы на приобретение дополнительных знаний.

   Работа по развитию способностей выстраивается с помощью дифференцированного и индивидуального подхода в работе  на уроках и во внеурочное время

    Использование дифференцированного подхода в обучении возможно на разных этапах урока: при объяснении нового материала, при выполнении учащимися практических и самостоятельных работ, в ходе повторения, а также на этапе контроля знаний.

    Дифференцированный подход на этапе контроля знаний предполагает использование тематических разноуровневых проверочных работ, которые имеют определенные особенности:

 Во-первых, предполагается несколько вариантов проверочной работы;

 во-вторых, указываются уровни сложности вопросов;

 в-третьих, прописывается количество баллов за каждое правильно выполненное задание;

 в-четвертых, предлагается шкала перевода балльной оценки в традиционную пятибалльную отметку.

     При выполнении разноуровневых проверочных работ учащиеся ориентируются на свои способности, уровень сложности заданий, ожидаемую отметку и самостоятельно определяют набор заданий для решения.

     Очень важное значение для развитие способностей  и познавательной активности обучающихся,  на мой взгляд, имеет выбор заданий, которые можно использовать, как и дифференцированный подход, на разных этапах урока.  В процессе обучения использую разные виды проблемных заданий:

  •  задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса).
  • задания на установление многозначных причинно-следственных связей.
  • задания,требующиепонимания диалектических противоречий. 
  • задания, в основе которых лежит научная гипотеза
  • задания-парадоксы

    Большую роль в повышении интеллектуальной и творческой активности учащихся играют внеклассные мероприятия: факультативы, кружки и курсы, олимпиады и конкурсы, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельной работе, развитие инициативы, творчества учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология ИСУД как один из ресурсов по выявлению и развитию способностей ученика на уроках географии

В данной статье рассматривается работа по выявление и развитию способностей учащихся на уроках географии. Сохранение и развитие одаренности детей важнейшая  проблема нашего общества. Перед учител...

Презентация Формы выявления и развития способностей обучающихся через учебный предмет география

Формы выявления и развития способностей обучающихся  через учебный предмет география...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся средствами учебного предмета «Немецкий язык»

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отде...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках географии

Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он...

План работы учителя географии по выявлению и развитию способностей одаренных обучающихся.

 Определение одаренности ребенка - сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей и сверстников о школьной и внешкольной деятельности ребенка...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках географии

В настоящее время актуальной проблемой в образовании является развитие творческих способностей школьников.  Для каждого современного учителя главным вопросом является вопрос о том, как пробудить ...

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спор

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории)   илиВыявление и развитие  спосо...