План конспект урока по технологии на теме: «Декорирование разделочной доски в технике декупаж»
план-конспект урока по технологии (5 класс)

План конспект урока по технологии  на теме: «Декорирование разделочной доски в технике декупаж»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Челюскинская средняя общеобразовательная школа

План конспект урока по технологии

на теме: «Декорирование разделочной доски в технике декупаж»

5 класс.





Разработал: учитель технологии

Шевченко Анна Юрьевна










2021

Класс: 5

Раздел «Технологии художественно-прикладной обработки материалов»

Тема: «Декорирование разделочной доски в технике декупаж»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления с выполнением практической работы.

Цель урока:  познакомить учащихся с понятиями «декорирование», «декупаж», научить простейшим приёмам салфеточной техники “Декупаж” на практике.

Задачи урока:

Обучающие: расширить представление учащихся о виде прикладного творчества «Декупаж», сформировать знания о приемах салфеточной техники “Декупаж”, об особенностях декорирования в данной технике.

Развивающие: развивать воображение, наглядно-образное мышление, познавательный интерес, мелкую моторику, творчество и рациональное использование времени.

Воспитательные: воспитывать творческий подход к работе и художественный вкус, стремление к достижению цели, аккуратность, концентрацию внимания, сознательное соблюдение правил безопасности при работе с режущими предметами и лаком.

Продолжительность урока: 80 минут

Оборудование к уроку: разделочная доска, декоративные салфетки, кисти, клей ПВА, гуашь – для окрашивания фона и нанесения дополнительных элементов в рисунке, канцелярский файл, кленка рабочая, непроливайка, инструкционная карта, образцы готовых работ, губка.

Ход урока.

1 этап: Организационный момент. (2 мин.)

Цель этапа - Настроить учащихся к работе на занятии.

Организация начала занятия: подготовка учащихся к работе на занятии – полная готовность класса и быстрое включение учащихся в деловой ритм.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Все готовы к уроку? Есть ли отсутствующие в классе?

2 этап: Актуализация знаний и умений. (5 мин.)

Цель этапа - Выяснить степень усвоения заданного на дом материала и подготовка к основному этапу занятия.

- На прошлом уроке мы изучали как подготовить деревянную поверхность к декорированию.

Теперь ответьте на несколько вопросов:

  1. Для чего деревянная заготовка обрабатывается шлифовальной шкуркой?
  2. Для чего поверхность деревянной заготовкой грунтуется?
  3. Нужно ли после того как на заготовку нанесли первый слой грунтовки еще раз обработать шлифовальной шкуркой? Если да, то зачем?

Молодцы, все верно! 

Определение темы урока:

- Перед вами лежат разделочные доски, которые мы с вами на предыдущем уроке подготовили к декорированию.

- Как вы думаете какими способами их можно декорировать?

- Посмотрите, пожалуйста, на вот эти декорированные доски (показываются образцы досок декорированных в технике декупаж). Как вы думаете в какой технике они декорированы?

- Правильно эта техника называется Декупаж!

- И цель нашего урока познакомиться с понятиями «декор», «декупаж», научить простейшим приёмам салфеточной техники “Декупаж” на практике. Мы с вами сегодня будем декорировать разделочные доски, которые вы подготовили на прошлом уроке.

3 этап: Усвоение новых знаний. (20 мин.)

Цель этапа: Познакомить учащихся с основными сведениями о виде прикладного творчества «Декупаж», о приемах салфеточной технике и этапах подготовки к нему.

Теоретические сведения.

1.Декорирование - это Слово Декор (франц. de'cor, от латинского decoro - украшаю) - совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров; может быть живописным, скульптурным, архитектурным.

Декупаж (фр. découper — вырезать) — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету и далее покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта.

2. Основы техники декупаж. Оформление элементов интерьера в технике “декупаж” восходит к XVII веку. Именно тогда широко применялось наклеивание бумажных аппликаций на мебель, полы, стены, так, что покрытые лаком аппликации выглядели как рисунки. Техника получила дальнейшее распространение в Англии в XIX веке. В настоящее время мотивы чаще вырезаются из трехслойных салфеток, потому декупаж в некоторых языках получил иное название – салфеточная техника. Но приклеивающиеся мотивы не ограничиваются только салфетками. Это могут быть иллюстрации из журналов, оберточная бумага, этикетки, декупажные карты, в последнее время широко распространяется применение принтерных распечаток. И собственно единственная объединяющая база в этой технике: вырезание мотивов. Сами же декорируемые поверхности могут быть из самых различных материалов – дерева, металла, керамики, стекла, ткани, кожи, пластика. 
Для того чтобы заниматься декупажем, необходимо также использовать такие материалы как акриловые краски и лак, для защиты поверхности. Сами же предметы должны декорироваться так, чтобы приклеенный мотив как бы сливался с фоном и не выглядел приклеенным. Для этой цели используются различные приемы.

 - Запишите определение "декупаж" в тетрадь.

3. Материалы и аксессуары.

Для работы в технике "Декупаж" вам понадобится:

1. Основа – предмет, который декорируется.

2. Салфетки для декупажа или декупажные карты (бумага для декупажа разной плотности и разного размера, выбор которой зависит от выбранной техники).

3. Ножницы (маникюрные, медицинские, специальные ножницы для ришелье и гобеленов). 

4. Кисти - удобно использовать плоскую широкую синтетическую кисть. Для нанесения краски и лака используют поролоновую губку.

5. Для дорисовки мелкого рисунка используют акриловые краски (мы будем использовать гуашь, в целях экономии).

6. Декупажный клей - используется для приклеивания вырезанных фрагментов к основе, можно использовать клей ПВА.

7. При завершении работы используется акриловый лак, альтернатива которому, лак строительный на водной основе.

8.Эффекта старения можно добиться с помощью кракелюрного монолака. Кракелюры (франц. craquelure) – тонкая сетка трещин. Они могут быть одно — и двухкомпонентными, то есть состоять из одного или двух флаконов с разными составами.

4. Способы приклеивания салфетки.

Существуют различные способы приклеивания салфеток на изделие, рассмотрим основные.

Важное правило: Не забудьте расслоить салфетку! Вам понадобится только верхний слой салфетки с рисунком. При расслоении у вас получится тоненький и полупрозрачный слой.

Для небольших аппликаций подходит способ приклеивания маленьких элементов, вырезанных или вырванных из салфеток. К декорируемой поверхности прикладывается вырезанный элемент яркой стороной к вам. С помощью мягкой широкой кисти от центра к краю сверху промазывается клеем, разглаживая лёгкими движениями, приклеенный элемент, постепенно выгоняя воздух и излишки клея за его границы. Чтобы убрать излишки клея можно использовать, оставшиеся белые слои салфетки или губку.

Следующий способ — метод канцелярского файла (мультифора) - хорош для больших декорируемых площадей. Напоминает работу с наклейками.

Вырезанный (или вырванный из салфетки) мотив лицевой стороной прикладывается к тонкой прозрачной пленке, вырезанной из мультифоры, и обильно смачивается водой, с помощью широкой мягкой кисти. Салфетка прилипает к пленке. Далее пленка с салфеткой прикладывается к заранее смазанной клеем декорируемой поверхности, пленкой к себе. После чего через пленку с помощью рук или пластиковой карточкой разглаживаем фрагмент, выгоняя из под пленки излишки клея, воды и воздуха, затем аккуратно снимаем пленку, начиная с одного края. Даем изделию высохнуть. Покрываем лаком

Заключительный этап- просушка.

ФИЗМИНУТКА (2минут)

У каждого на столе лежит инструкционная карта и материалы для работы. В ней описаны все этапы работы. Ознакомьтесь с ней и проверьте готовность рабочего места. (2 минут)

Рабочие места готовы, можете приступать к работе.

4 этап. Практическая часть. (35мин.)

Ориентируясь на инструкционную карту, учащиеся оформляют разделочные доски в технике "декупаж" в своем стиле.

Этап – подготовка рисунка (вырезание рисунка салфетки и ее расслоение)

Этап - приклеивание салфетки на доску метод канцелярского файла.

Этап – декорирование готовой доски гуашью.

Этап – покрытые готовой доски лаком (на следующем уроке).

Во время практической работы учитель наблюдает за работой учащихся и при необходимости помогает.

5 этап. Подведение итогов урока (5 мин)

Выставка работ:

- Вот ваши разделочные доски готовы. Давайте их внимательно рассмотрим. Что вам нравится в вашей работе, а что бы вы исправили?

- Приближается Праздник день матери – время дарить подарки. А мы с вами знаем, что лучший подарок тот, который приготовлен своими руками. Я думаю, ваши замечательные разделочные доски будут идеальным подарком для ваших мам.

6 этап. Рефлексия (4 мин)

- было интересно…

- было трудно…

- теперь я могу…

- я научился(сь)…

- меня удивило…

- мне захотелось…

7 этап. Домашнее задание – На следующем уроке мы с вами доделаем наши (покроем их лаком).

8 этап. Выставление оценок. (5мин)

Каждый учащийся оценивает свою работу и в целом работу на уроке (самооценка). Говорит, сколько баллов поставил себе за проделанную работу и учитель выводит общую оценку.

Инструкционная карта

№ п\п

Наименование этапа

Эскиз

Материалы и инструменты

1

Покрытие основы акриловой краской

Акриловая краска, основа (разделочная доска)

2.

Расслоение салфетки, она состоит из трех слоев

Салфетка

3.

Вырезание или вырывание узора можно использовать целую салфетку

Слой салфетки с рисунком, ножницы

4.

вырезанный (или вырванный из салфетки) мотив прикладывается лицевой стороной к тонкому прозрачному файлу

Файл, салфетка

5.

Обильно смачиваем водой вырезанный (или вырванный из салфетки) мотив от центра рисунка к краю (либо сам файл смачивается водой и на мокрый файл прикладывается салфетка)

Кисть, вода

6.

Декорируемую поверхность покрываем слоем клея

Доска, кисть, клей

7.

Салфетка на файле прикладывается на поверхность доски, покрытую клеем

Доска, файл с мотивом

8.

Файл разглаживается руками или пластиковой карточкой.

Пластиковая карточка

9.

прозрачный файл аккуратно снимается, начиная с одного края.

10.

Покрываем приклеенную поверхность клеем, просушиваем

11

Дорисовка элементов, просушка

Краски, кисти

12.

Покрываем лаком

Кисти, лак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»

Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100»  авторы В.О. Усачёва, Л.В. ШколярЦель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия...

План-конспект уроков по лёгкой атлетике. Изучение и совершенствование элементов техники бега. Развитие двигательных качеств.

Блок уроков по лёгкой атлетике в 4 четверти. Рекомендуется каждый урок проводить 4 раза по схеме: ИЗУЧЕНИЕ-ТРЕНИРОВКА-СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ-ЗАЧЁТ.ТАКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДАЁТ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ ДИНАМИКУ В РАЗВИТИЕ ДВ...

План-конспект урока "Прыжок в длину способом "согнув ноги".Совершенствование техники челночного бега"

Вашему вниманию предлагается план-конспект урока по теме "Прыжок в длину способом "согнув ноги". Совершенствование техники челночного бега"...

План-конспект урока по физкультуре в 7 классе. Легкая атлетика. Техника метания малого мяча

План-конспект урока по физкультуре в 7 классе. Легкая атлетика. Техника метания малого мяча...

План-конспект урока для обучающихся 1-го курса "Легкая атлетика" Техника эстафетного бега. Эстафета 4*100; 4*400

Тема урока:«Техника эстафетного бега. Эстафета 4*100; 4*400»Цель урока: Обучение технике эстафетного бега. Эстафета 4*100; 4*400.Задачи урока:1.Образовательные: обучение технике перед...

Методическая разработка занятия по теме «Декорирование новогодней свечи в технике декупаж»

В разработке представлены два способа декорирования свечи в технике "Декупаж"(холодный способ)...