план-конспект урока "Япония на пути модернизации: "Восточная мораль – западная техника"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Гайкалова Екатерина Геннадьевна

план-конспект урока для 8 класса по курсу новой истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_yaponiya_na_puti_modernizatsii.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Япония на пути модернизации: "Восточная мораль – западная техника"

Цели урока:

1.выявить особенности процесса модернизации в Японии во второй половине 19 в ;

2.определить причины преобразований в Японии во вто­рой половине XIX в.;

3.раскрыть содержание «эпохи Мейдзи», выделить итоги и значение реформ;

4.установить особенности развития Японии в XIX в.;

5.продолжить развитие умения самостоятельно работать с документами как источниками новых знаний, выделять главное, использовать ранее приобретенные знания, устанавливать причинно-следственные связи;

Основные понятия:

Мейдзи – буржуазная революция в Японии в 1867-1868 гг.; реставрация монархии в Японии с целью низложения сегуната.

Сегунат – своебразная форма правления феодальной аристократии в Японии XII-XIX веков, при которой император был верховным лицом лишь номинально, а вся власть реально принадлежала и переходила по наследству главе крупного феодального клана.

План урока:

1.черты традиционных обществ Востока.

3.Причины реформ в Японии во второй половине XIX века.

4.Реформы «эпохи Мейдзи». Причины быстрой модернизации Японии.

5.Особенности развития Японии в начале XX в.

6.Развитие железнодорожных путей сообщения в Японии.

7.Закрепление материала, подведение итогов.

Ход урока

Объяснение учителя:

Применение методики формирования критического мышления приводит к изменению структуры урока. Выделяются 3 основные стадии: стадия вызова, стадия осмысления, стадия размышления (рефлексии).

Стадия вызова. Основная задача – пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. На этой стадии происходит озвучивание цели урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности.

Стадия осмысления – стадия, в которой учащиеся сталкиваются с новой информацией; школьники пытаются решить поставленную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа.

Стадия размышления (рефлексии) – стадия на которой происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.

Учитель выписывает на доске ключевое слово “Япония” и предлагает учащимся выполнить работу.

Составляется кластер.

 Учитель: “Из вышеперечисленного мы можем установить, что Япония – островное дальневосточное государство, расположенное в бассейне Тихого океана, обладающее древними культурными и военными традициями. В настоящее время Япония – высокоразвитое государство, славящееся своей техникой и электроникой. Столица – Токио, национальная валюта – иена. Однако, к началу XIX века, по своему экономическому и политическому развитию Япония значительно отставала от ведущих европейских держав и США”. Далее следует объяснение нового материала.

Япония вступила в XIX век, будучи далекой окраиной освоенного европейцами мира. Как и другие страны Азии и Африки, она стала объектом экспансии западных стран. Заканчивался же для нее XIX век стремительным выходом в число великих держав. Поэтому основная цель урока - выявление особенностей процесса модернизации в Японии.

Как вы видите на карте мира  Япония является островным государством. В середине XIX века японцы жили в основном на четырех островах: Хонсю, Кюсю, Сикоку, Хоккайдо.

Первыми европейцами, посетившими в 1542 году Японию, были португальцы. Местные князья стали покупать у португальцев оружие . За португальцами в страну устремились англичане и голландцы, постепенно развивалась торговля Японии с Европой. Японское правительство опасалось, что европейцам удастся подчинить себе страну. Поэтому сегун Токугава Иэмицу в середине XVII века принял решение о закрытии страны. Исключение было сделано только для голланцев , которые помогли сегуну в подавлении крестьянского восстания. Для них был открыт единственный порт-Нагасаки.

Как вы думаете, к каким последствиям привела искусственная изоляция Японии?

Примерный ответ учащихся:

1.Низкие темпы экономического развития;

2.Международное положение страны было нестабильным.

3.Военно-техническая отсталость страны.

Объяснение учителя.

Японией как базой для развертывания агрессии в тихоокеанском регионе интересовались США. В 1853 г. В залив Эдо на остров Хонсю прибыла американская военная эскадра во главе с коммандором Мэттью К. Перри. Перри передал японцам письмо от президента США , в котором выражалось желание установить с Японией дипломатические отношения. Японцы попросили время на размышления. Перри заявил, что явится на следующий год. В феврале 1854 года он вернулся с десятью военными судами . 31 марта 1854 г. был подписан японо-американский договор, произошло насильственное открытие Японии для стран Запада. Торговые соглашения были неравноправны. Фактически, Япония в конце xix века превратилась в полуколонию.

«Открытие» Японии имело важные последствия. Во-первых, сегун показал свою слабость, он уступил «варварам» (так японцы называли европейцев).

 Во-вторых, торговля с западными странами расстроила японскую экономику. В страну хлынули дешевые европейские товары. Японцы винили в нахлынувших бедах сегуна, допустившего в страну иностранцев (Слайд 8).

Все чаще и чаще в Японии можно было услышать следующие речи:

«Эти варвары привозят нам ненужные предметы роскоши, лишают нас предметов первой необходимости, разоряют народ и стремятся в ближайшем будущем захватить Японию. Это наш сегун посеял семена всех бедствий.» Массовое недовольство проникновением европейцев в Японию породило движение против сегуна и иностранцев, его участники выступали за восстановление реальной власти императора.

4. Реформы «эпохи Мейдзи».

В 1868 г. в Японии произошел военный переворот, в ходе которого императорская власть была восстановлена. Период правления императора Муцухито  получил название «эпоха Мейдзи» («просвещенное правление»). За этот период Япония, ставшая к середине XIX века фактически полуколонией западных стран, единственная из стран Востока превратилась в передовую державу, которая сама приступила к колониальным захватам.

Объяснение учителя. Новое правительство проводит ряд реформ.

Реформы императора Муцухито.

1.Аграрная реформа.

2.Административная реформа.

3.Военная реформа.

4.Судебная реформа.

5.Реформа образования.

Учащиеся записывают реформы в тетрадь и охарактеризуют их значение, используя материал учебника.

Каковы последствия этих реформ?

Примерный ответ учащихся: развитие буржуазных отношений, начало индустриализации и демократизации страны и общества, усиление обороноспособности страны.

5. Особенности развития Японии в начале XX в.

Япония встала на путь ускоренной модернизации. Правительство активно покровительствовало развитию промышленности и торговли, видя в индустриализации страны защиту от опасности иностранного вмешательства в дела государства. По приказу императора за счет государственной казны строились «образцовые заводы», которые затем продавались или отдавались фирмам, близким императорскому двору. Особенно щедрые дары получили фирмы «Мицуи» и «Мицубиси». Один иностранец, побывавший в Японии до Первой мировой войны отмечал: «Вы можете приехать в Японию на пароходе, принадлежащем Мицуи, высадиться в порту, оборудованном Мицуи, доехать в принадлежащем Мицуи трамвае до гостиницы, построенном все тем же Мицуи».

В конце XIX века японский капитализм вступил в монополистическую стадию развития. Торговля не могла развиваться без хороших дорог. Поэтому государство само занялось железнодорожным строительством.

6. Особенности развития железнодорожного транспорта в Японии.

Слова учителя: Ребята, перечислите основные причины быстрой модернизации Японии.

1.Решительные реформы императора Муцухито.

2.Черты национального характера - стойкость, готовность к переменам ,трудолюбие.

3.Использование западного опыта, техники и технологий.

Реформы, проводимые в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни, были органично восприняты обществом. Они оказались созвучны японскому образу жизни, представлениям, культуре, т.е. менталитету японцев. Однако, заимствуя западные достижения и внедряя их в жизнь, японцы не отказались от своих самобытных традиций. Европейская одежда не вытеснила национальное кимоно , внедрение европейского календаря и системы образования – чайной церемонии , любования цветением сакуры .

ВЫВОД: Япония усвоила все новейшие достижения Европы, и применила их у себя не точно в таком виде, нет ,- она применила их настолько , насколько это нужно было для укрепления ее сил.

Япония воспользовалась Европой как лестницей , по ступенькам которой взобралась на крышу Дальнего Востока.

7. Закрепление.

Домашнее задание.

Параграф 25 (изучить), термины выучить, заполнить таблицу

Самурай-бизнесмен

Потомок самураев Ятаро Ивасаки  с юности отличался склонностью к предпринимательству. Еще подростком он трудился в судовладельческой компании, принадлежавшей самурайскому клану Тоса.

Карьера складывалась удачно, но Ятаро хотел работать на себя. И в 35 лет он основал собственную компанию Tsukumo Shokai, арендовав у Тоса три парохода.

Название компании будет не раз меняться: в 1872, в 1874 году и наконец, в 1875 году Ятаро переименует свое детище на Mitsubishi Mail Steamship Company.

Слово Mitsubishi означает три бриллианта, символизирующие три принципа работы компании: ответственность перед обществом, честность, а также открытость для международного сотрудничества. Это было очень необычно для тогдашней Японии.

Выбирая эмблему для Mitsubishi Ятаро Ивасаки, несмотря на личные амбиции, решил отказаться от присвоения фирме собственного имени. В благодарность самурайскому клану Тоса он объединил герб своей семьи (три ромба, один над другим) и герб Тоса (дубовые листья).

После смерти Ятаро Ивасаки в 1885 году управление Mitsubishi перешло к членам его семьи, которым удалось не только сохранить, но и приумножить семейные капиталы. Так, уже в 1893 году компания превратилась в холдинг, в состав которого входили подразделения, занимавшиеся строительством судов, нефтедобычей, металлургией, производством двигателей внутреннего сгорания.

Сын Ятаро Ивасаки – Хисайя решил освоить новые рынки и открыл банковское подразделение, департаменты по торговле недвижимостью и страхованию, а также пивоваренный завод. Он реформировал и управление компанией, объединив все подразделения в единый холдинг Mitsubishi Ltd.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Электрические явления в природе и технике"

Данный урок предложен в форме конференции, рассчитанный на учащихся восьмого класса, с целью расширения знаний по вопросам истории развития учения об электричестве и применении взаимодействия наэлектр...

План-конспект уроков по лёгкой атлетике. Изучение и совершенствование элементов техники бега. Развитие двигательных качеств.

Блок уроков по лёгкой атлетике в 4 четверти. Рекомендуется каждый урок проводить 4 раза по схеме: ИЗУЧЕНИЕ-ТРЕНИРОВКА-СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ-ЗАЧЁТ.ТАКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДАЁТ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ ДИНАМИКУ В РАЗВИТИЕ ДВ...

Презентация к уроку по Новой истории: "Япония на пути модернизации: "восточная мораль -западная техника". 8 кл.

В презентации рассматривается вопрос об особенностях традиционного общества в XIX веке. О смене старой колониальной системы новой - колониальной системе империализма. Разбирается на примере "открытия"...

План-конспект урока для учащихся 4 класса, на тему "Закрепление техники спортивной игры баскетбол. Совершенствование техники передвижения по площадке с передачей баскетбольного мяча".

План-конспект урока для учащихся 4 класса, на тему "Закрепление техники спортивной игры баскетбол. Совершенствование техники передвижения по площадке с передачей баскетбольного мяча"....

Япония на пути модернизации - « восточная мораль - западная техника

Япония на пути модернизации - « восточная мораль - западная техника...

План-конспект ОГСЭ.02 История по теме: "Проблема экспансии западных ценностей в Россию".

План-конспект ОГСЭ.02 История по теме: "Проблема экспансии западных ценностей в Россию" В плане-конспект изложен материал, касающийся проблем проникновения системы запарных ценностей в нашу ...