План-конспект классного часа "Толерантность - путь к миру"
план-конспект занятия (10 класс)

Ульяненко Вадим Александрович

           Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

 Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.

 Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».

 Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost_-_put_k_miru.docx44.29 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Тверское суворовское военное училище

Министерство обороны Российской Федерации»

 ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ

Классный час на тему:

«Толерантность – путь к миру»

                                            Ульяненко В.А.,  воспитатель 1 взвода 7 курса  

                                               

                                            УТВЕРЖДАЮ

                                                                  Старший воспитатель (начальник 7 курса)                                                    

                                     В. Ковыршин

                 «      » ноября  2019 г.

План-конспект классного часа «Толерантность – путь к миру».

Цель: познакомить  учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:

Образовательные:

 1. Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих;

 2. Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

 3.  Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

 Развивающие:

 1. Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

 2. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

 3. Развивать внимание, память, творческое мышление учащихся;

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
  2. Воспитывать чувство коллективизма, сплочённости.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные:

осознание себя как личности.

Коммуникативные:

умение вести диалог, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Регулятивные:

планировать алгоритм выполнения задания, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно его оценивать.

Познавательные:

анализировать информацию, самостоятельно делать выводы

  Применяемые технологии: 

п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых в воспитательном процессе

Этапы мероприятия,

на которых технологии применяются

11

Элементы ИКТ, здоровье сберегающих технологий

На всех этапах мероприятия

22

Элементы технологии развивающего обучения.

Этап мотивации и целеполагания.

33

Элементы информационно-коммуникационных технологий

Организационно-деятельностный этап

44

Элементы технологии развития критического мышления

 Этап рефлексии

Оборудование: телевизор, компьютер. 

Форма проведения: беседа с элементами диспута.

Класс, взвод: 11 класс, 1 взвод 7 рота

Дата проведения: 20. 11. 2019 г.

Время: 15.10 – 15.55

Воспитатель учебного курса                                                В. Ульяненко

Сценарий классного часа

1. Организационный этап

рапорт ЗКВ о готовности к занятию;

приветствие.

 2. Этап мотивации и целеполагания

Слайд № 2.

Цель: познакомить  учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Слайд № 3.

Задачи:

Образовательные:

 1. Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих;

 2. Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

 3.  Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

 Развивающие:

 1. Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

 2. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

 3. Развивать внимание, память, творческое мышление учащихся;

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
  2. Воспитывать чувство коллективизма, сплочённости.

Воспитатель. Сегодня мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья».    Слушайте внимательно.   (Читаю притчу)

Притча «Ладная семья»          Слайд № 4

Взвод – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге

Любовь

Прощение

Терпение

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

Воспитатель. Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?

Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?

Суворовцы: любовь, терпение, прощение. (Слайд № 5)

Воспитатель. Как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?

Суворовцы: дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…

Воспитатель. Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Вам понятно значение этого слова?

Воспитатель.  Ребята, современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Слайд № 6.

 Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.

 Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».

 Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.

Слайды № 7-8. Талейран Перигор

 Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.

 Работа в группах:

Давайте прочитаем определения толерантности разных народов мира и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?

Слайд № 9.

  • Толерантность – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных. (Испанский)

 • Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

 • Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)

 • Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)

 • Толерантность  – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. (Немецкий)

 • Толерантность, терпимость (русский) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.

Воспитатель. Что общего в этих определениях? 

Суворовцы: Умение жить в мире и согласии со всем миром.

Воспитатель.  В последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?

Суворовцы: Происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.

Воспитатель. Что значит быть толерантным? Постараемся ответить на этот вопрос.

Работа в группах.

Суворовцы  зачитывают высказывания и соотносят с заповедью. (Слайд № 10).

 • «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (Возлюби ближнего своего)

 • «Гнев - страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия».  (Не убий)

 • «Не делай другому того, от чего больно тебе».  (Золотое правило)

 • «Ничто притворное не может быть продолжительным».  (Не лги)

 • «Любовь к родителям - основа всех добродетелей». (Почитай отца своего и матерь свою)

 • Воровство порождает лень и жадность.  (Не кради)

Слайд № 11. Давайте проверим. Ответы.

Воспитатель.  Итак, быть толерантным, значит: (Слайд № 12)

 • Уважать другого.

 • Любить ближнего своего.

 • Не злиться.

 • Быть добрым, терпимым.

 • Сострадать.

Воспитатель. Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная и интолерантная  личности. (Слайд №13).

Работа в группах:

Мы разделимся на 2 группы. Пусть I группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, II группа - черты, присущие  интолерантной  личности.

Слайд № 14.

Качества:

 • Терпимость

 • Бессердечность

 • Конфликт

 • Сострадание

 • Прощение

 • Вспыльчивость

 • Желание что-либо делать вместе

 • Милосердие

 • Злорадство

 • Ложь

 • Сотрудничество

 • Уважение прав других

 • Раздражение

 • Принятие другого таким, какой он есть

 • Зависть

Слайд № 15. Проверяем. Ответы.

Воспитатель.   Итак, такими качествами должна по вашему мнению обладать толерантная личность.

Ребята, все качества, которые относятся к толерантной личности, отмечены в эмблеме, созданной немецким художником Хельмутом Лангером. Она известна под названием «Эмблема толерантности».

Эмблема Толерантности:  (Слайд № 16).

 • Толерантность – это прощение.

 • Толерантность – это сострадание.

 • Толерантность – это уважение прав других.

 • Толерантность – это сотрудничество.

 • Толерантность – это уважение человеческого достоинства.

 • Толерантность – это дружба.

 • Толерантность – это гармония в многообразии.

 • Толерантность – мир и согласие.

 • Толерантность – милосердие.

Воспитатель.   Личность человека с такими качествами будет выглядеть также ярко и эффектно, как этот цветок.

Воспитатель.  Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?

Суворовцы:Нет, ссоримся…

Воспитатель. Все ли можем спокойно выслушать друг друга?

 Поддержать в трудную минуту?

 Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?

Предлагаю вам ситуации.

Проверяем толерантность.

 У детей листочки, карандаши или ручки  красного и синего цветов. Детям предлагаются ситуации с 2-мя вариантами ответов. Если ребенок согласен с 1 вариантом, рисует красный кружок, еслисогласен со 2 вариантом – рисует синий кружок.

 Ситуации. (Слайд № 17)

1)Младший брат сломал игрушку:

 - ты его постараешься успокоить

 - ты ударишь его

Слайд № 18.

 2)Ты поссорился со своей сестрой:

 - находишь выход

 -обижаешься и мстишь

Слайд № 19.

3) Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими:

 - идешь гулять

 - устраиваешь истерику

Слайд № 20.

4) Как вы поступите в такой ситуации:

Ты не согласен с кем – нибудь…

- ты всё-таки слушаешь его

- ты не даёшь ему говорить

Слайд № 21.

5) В классе ты уже ответил…

- тебе хочется ответить ещё

- ты предоставишь другим возможность ответить

Слайд № 22.

6) Саша плохо одет:

 - это неважно

 - я подсмеиваюсь над ним

Слайд № 23.

7) К тебе подошёл ребёнок - инвалид:

 - ты брезгливо отвернулся от него

 - он такой же, как все!

Воспитатель.  Ребята, встаньте, у кого из вас получилось больше красных кружков. Это значит, что вы толерантны.

 - Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?

 - Как можно избежать драки?

Суворовцы: Обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.

Воспитатель.  А я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

Памятка. (Слайд № 24)

 • Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

 • Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.

 • Имей терпение выслушать собеседника.

 • Спокойно объясни свою точку зрения.

 • Подумай, из-за чего возник спор.

Воспитатель.  Бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?

 - Что вы чувствовали в тот момент?

 - А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?

 - Как вы думаете, что чувствовал тот человек?

 - Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.

 - Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?

 - Какая заповедь помогает жить в мире?

Суворовцы: Золотое правило: «Не делай другому того, от чего больно тебе».

(Слайд № 25).

Воспитатель.  А можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?

Ответы учащихся.

 - Человек должен стремиться изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими. Знать и соблюдать заповеди. Быть толерантным.

4. Этап рефлексии

-Вам понравился наш сегодняшний разговор?

Какую полезную информацию вы для себя получили на занятии?

-Что больше всего понравилось?

 Выскажите свое мнение: (Слайд № 26)

-Привлекло меня тем,……..

 -Показалось интересным,……..

-Заставило задуматься……….

-Навело меня на мысли……..

Воспитатель.  Тема нашего классного часа «Что такое толерантность?»,  и мы с вами выяснили, что толерантность- это путь к миру, и пойдём мы к нему по дороге добра. Ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветной бумаги в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.

 Развесим их на доску под заголовком «Дорога добра!»

«В добрый путь».  Звучит песня «Иди дорогою добра»    (Слайд № 27)

 Всем ученикам раздаю памятки «Мои пожелания». (Слайд № 28)

Мои пожелания:

  • Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
  • Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
  • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
  • Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
  • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

 И всё это вам поможет жить в мире.

- Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что классный час оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир.
Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш посёлок и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

(Слайд № 29)

Приложение  № 1

Анкетирование «Насколько вы терпимы?»

- Посмотрите в себя и ответьте на вопрос – я толерантная личность?

Анкета «Насколько вы терпимы?»

1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?

 а) да; б) нет.                                                  

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру.

Что вы предпочтете?      

   а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;                      

   б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3. Спокойно ли воспримете неприятную для вас новость?

а) да; б) нет.

4. Раздражают ли вас люди, которые часто опаздывают?                              

     а) вы терпеливо ждете, находя для себякакие-то занятия, например, читаете  или отгадываете кроссворд;    

   б) вам неприятны люди, которые часто опаздывают.

5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, которые сильно  отличаются от вас своими привычками?                      

а) мне трудно было бы это сделать;                  

б) я не обращаю внимания на такие вещи.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

     а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

     б) если даже шутка и будет мне неприятна, то я постараюсьответить в такой же манере.

7. Согласны ли вы с мнением, что встречают по одежке?

а) да; б) нет.

8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

     а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;

     б) я лишь радуюсь за него (нее).

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена.Как вы "реагируете?

а) уходите пораньше под благовидным предлогом;                

б) вступаете в спор.

Обработка результатов        

А теперь подсчитайте очки. Запишите себе по два очка за ответы

1-б,  2-б,  3-б, 4-а, 5-б, 6-б, 7-б, 8-б, 9-а.

От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, возникает такое впечатление, что вы, не колеблясь, стремитесь навязать свое мнение другим; чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

От 6 до 12 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, но, безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Иногда вы излишне резки и неуважительны к собеседнику. В такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли брать горлом, когда можно победить более достойно?

От 14 до 18 очков. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете    принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд  поступку, даже если вы его не разделяете. Вы критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.

Приложение  № 2

Памятка

«Как реализовать принципы толерантности»

Не стремись подчинить себе другого человека: Толерантность строится только на основе некоторого равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности.

Изучай другого человека: Незнание, как известно, нередко порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную.

Прими другого человека таким, какой он есть: Это условие означает, что мы должны не переделывать друг друга, а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями.

Акцентируй внимание на объединяющих факторах: Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет их.

Относись ко всему с чувством юмор: Способность посмеяться над собой – важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по ОРКСЭ "Календари религий мира. Праздники в религиях мира."

Цель работы: познакомить с основными иудейскими праздниками, с основными православными праздниками ; воспитывать  толерантное отношение к  различным религиям; пробуждать интерес  ...

План-конспект урока по теме "Климат в мире. Погода"

Цель данного урока - систематизация навыков и умений по теме...

План конспект урока по курсу "История Древнего мира". 5 класс

Тип урока: повторительно-бобощающий, с элементами игры. Форма проведения: урок путешествие по Египту....

план -конспект урока МХК "Художественные традиции народов мира"

Данный урок разработан на основе УМК  Г.И.Данилова. Мировая Художественная культура 7-9 классы. Издательство «Дрофа».  2013  год.  Издание   15 -е.,стереотипноеЭто 1-ой у...

План-конспект открытого урока "На пути к жизненному успеху"

Изучение нового материала по данной теме....

План-конспект открытого урока по теме "В мире профессий"- 5 класс

Данный материал представляет собой разработку моего открытого урока в 5-ом классе по теме "Вмире профессий" в соответствии с требованиями ФГОС....