Рабочая программа "Прикладной дизайн"
рабочая программа по технологии (6 класс)

Хорошевская Лариса Леонидовна

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования.

            Одна из задач образования- помочь ребенку открыть самого себя. Как известно, творчество не появляется на пустом месте. Чтобы им заниматься, ребенок должен получить определенные знания, приобрести опыт и только тогда он сможет придумывать что-то новое. В каждом человеке от природы заложены огромные возможности. Очень важно помочь реализовать их, увлечь. Увлеченный человек способен превратить любой труд в искусство, в красоту для себя и окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programa_prikladnoy_dizayn_19-20.docx74.71 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

ББК

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………….
  2. Актуальность программы………………………………………………………….
  3. Практическая значимость……………………………………………………….
  4. Отличительные особенности программы………………………………………
  5. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
  6. Содержание программы……………………………………………………………
  7. Тематическое планирование……………………………………………………..
  8. Календарно-тематическое планирование………………………………………
  9. Литература
  10. Приложение

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования.

        Одна из задач образования- помочь ребенку открыть самого себя. Как известно, творчество не появляется на пустом месте. Чтобы им заниматься, ребенок должен получить определенные знания, приобрести опыт и только тогда он сможет придумывать что-то новое. В каждом человеке от природы заложены огромные возможности. Очень важно помочь реализовать их, увлечь. Увлеченный человек способен превратить любой труд в искусство, в красоту для себя и окружающих.

Одна из задач образования – помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволит увидеть прекрасное в самых простых, обыденных вещах. С помощью простых материалов и не сложных техник можно создавать удивительные и неповторимые работы.

      

Актуальность программы «Прикладной дизайн»

        Актуальность данной программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Часто встречаются новые подходы в творческих работах как в использовании материалов, так и применяемых технологиях. В программе «Прикладной дизайн  объединены два творческих  направления: работа с джутовым шнуром и работа с мешковиной. Работа с джутовым шнуром объединяет в себе характерные черты художественного конструирования, приобщает детей к декоративно-прикладному творчеству, развивает художественный вкус и творческие способности. В результате учащиеся участвуют в творческом процессе создания изделий. В данном образовательном процессе используются приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Актуальность программы определяется также запросом со стороны детей и родителей на программы художественной направленности. Процесс перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Дополнительная образовательная программа «Прикладной дизайн» является программой художественно-эстетической направленности.

Практическая значимость

Программа предусматривает различные варианты выполнения работ при освоении одной технологии. Вариативность достигается путем упрощения или усложнения заданий. Это гарантирует успех каждому ребенку, воспитывает уверенность в себе. Работа над созданием коллективных тематических композиций, проектная деятельность способствует развитию умения налаживать партнерские отношения, взаимодействуя в паре, группе; умения планировать совместную деятельность. Участие в выставках, конкурсах формируют личностные качества — способность к рефлексии, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Учащимся важно видеть свои работы на выставке, чтобы оценить результаты своей деятельности, чтобы его оценили другие, сравнить свои работы с работами других детей, приобрести уверенность для продвижения вперед. Программа построена с учётом возрастных особенностей учащихся. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей школьного возраста. Работа с учащимися строится на основе взаимосотрудничества, уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - 6 индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребенка. Программа построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий организуется с учетом интересов и способностей учащихся. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. Программа «Прикладной дизайн» предполагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления и назначение. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из ниток, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом и есть основная необходимость сегодняшнего дня. Приоритетным курсом данной программы является изучение и освоение техники джутовой филиграни, ее разновидностей, создание на ее основе предметов быта, украшений, панно, открыток, сувениров с использованием мешкавины. Новизна. Программа построена на эстетическом воспитании школьников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность. На занятиях в детском объединении дети осваивают не только мастерство работы с джутовым волокном, но и находят новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим современной эстетике. Программа показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства, позволяет учащимся познакомиться с изготовлением изделий из шпагата, и, в процессе освоения материала, развивается умение создавать художественные композиции. Необычность изделий воспитывает у учащихся оригинальное творческое мышление. Такие изделия весьма эффектны и вызывают восторг и удивление.

Творческая активность успешно развивает познавательные способности, воспитывает стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели.

Цель программы - Развитие личности ребѐнка, способного к творческому самовыражению через овладение основами джутовой филиграни.

Задачи программы:

Обучающие

  • Сформировать систему технических знаний,  умений, навыков.

  • Формировать умение работать с различными материалами, навыки работы с инструментами.

  • Обучить различным техникам и приѐмам филиграни.
  • Сформировать  умение грамотно строить композицию.
  • Обучить основам формообразования, колористического видения.

Развивающие

  • Развивать аналитические способности, конструктивное мышление, внимание, память, фантазию, творческое воображение.

  • Развивать познавательные умения и навыки.
  • Развить пространственное воображение.

  • Способствовать развитию художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное.

  • Способствовать развитию моторики и точности глазомера.

  • Формировать организационно-управленческие умения и навыки: планировать свою деятельность, определять еѐ проблемы и их причины, находить адекватные средства для исполнения создаваемого образа.

  • Развивать самостоятельность и творческую инициативу.

  • Стимулировать интерес к экспериментированию как средству развития самостоятельной творческой деятельности.

Воспитательные

  • Способствовать развитию коммуникативной культуры, обеспечивающей совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение.

  • Воспитывать терпение, упорство, трудолюбие.
  • Содействовать формированию умения и желания преодолевать трудности.
  • Воспитывать чувство ответственности.
  • Формировать навыки культуры труда.

Отличительные особенности программы.

Отличительной особенностью программы является то, что она ориентирована на углублѐнное изучение техники работы с джутовым шнуром и мешковиной.. Данная программа является программой узкой тематической  направленности.

Возраст учащихся, которым адресована программа

 Данная программа подходит для обучения детей с 10-14 лет. Группы формируются из детей, не имеющих специальной подготовки.

Форма и режим занятий.

В ходе реализации данной программы занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, в музее, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа. Программой предусмотрены аудиторные занятия. Наполняемость групп 15 человек. Это позволяет педагогу обратить внимание на восприятие и индивидуальные особенности каждого ребенка, а затем в зависимости от качества усвоения материала, вносить коррективы в программу.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстрированный, репродуктивны, частично-поисковый и исследовательский. Использование данных методов на занятиях осуществляется с учетом специфики, задач, содержания учебного занятия.

Рассказом руководитель начинает новую тему (об истории, особенностях и
применении). Рассказом сопровождается демонстрация связанных изделий,
презентаций по текущей теме.
В форме беседы проводится обсуждение наиболее интересных
композиций а также ошибок, наиболее часто встречающихся в работе. В беседе
преподаватель дает возможность ученикам высказать свое мнение. Спрашивая
детей, предлагая им определить, сравнить, проанализировать руководитель
выясняет степень знаний кружковцев, их подготовленности к работе, а также
степень усвоения материала.
Основное место отводится практической работе. Это графические работы,
различные упражнения, все виды практической работы, сам процесс
практического выполнения изделия.
В процессе выполнения практических работ учитель проводит инструктаж
(вводный, текущий, заключительный; групповой, индивидуальный.), который
включает как словесные, так и практические методы обучения.
Инструктаж применяется при обучении детей практическим действиям. Он
используется при объяснении и показе технологии выполнения изделия,
последовательности выполнения работы, при ознакомлении с правилами работы
с клеем и клеевым пистолетом..
Занятия с требуют большой индивидуальной работы с
кружковцами. К джутовым шнуром как правило, большинству детей при фронтальном показе все
кажется ясным и простым, но, приступая к работе, они сталкиваются с
трудностями.
Руководитель проводит индивидуальный инструктаж с каждым кружковцем,
такой инструктаж необходим на занятиях.
Программа предполагает коллективные задания по изготовлению изделий, к
примеру, для выставок детского творчества. Коллективный труд значительно
ускоряет процесс изготовления, позволяет распределить задания с учетом умений
и навыков каждого воспитанника
Методы, которые используются в кружковой работе, отличаются от
основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Все эти
методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу
большой заинтересованности в работе.
Однако в виду особенностей мышления, характерных для данного возраста
большой эффект в обучении дает:
• внедрение проблемных задач;

• следует предлагать подросткам сравнивать, находить общие и
отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно – следственные
связи, делать выводы;
• большое значение будет иметь информация интересная, увлекательная,
которая стимулирует его воображение, заставляет задуматься;
• Разнообразие видов работы способно стать весьма результативным
средством повышения внимания и важным способом предотвращения общей
физической утомляемости, связанной, как и с учебной нагрузкой, так и с общим
процессом кардинальной перестройки организма в период полового созревания;
• Необходимо акцентировать внимание подростков на связь приобретаемых
знаний с практической жизнью.
Особую роль в приобщении школьников к русской культуре занимает
проектная деятельность учащихся.
При организации творческой и проектной деятельности учащихся
акцентируется внимание на назначении того изделия, которое они выдвигают в
качестве творческой идеи.

Формы проведения занятий: практическое занятие; лекция; семинар; конкурс; презентация; творческая мастерская; дискуссия; учебная игра.

Форма контроля:  дидактические карточки,блиц - опросы, кроссворды, игровые формы контроля, выставки работ учащихся.
Подведение итогов работы является необходимым элементом в работе
творческого коллектива. Наиболее подходящей формой оценки является
совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное
обсуждение, выявление лучших работ.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной творческой деятельности;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты 

-  Будут знать правила техники безопасности, как организовать рабочее место, материалы и инструменты.

-  Будут знать историю филиграни, его особенности. Термины и базовые формы. Виды филиграни. Приѐмы работы.

-  Овладеют навыками изготовления и преобразования базовых форм, из различных видов веревочных материалов.

Научатся создавать композиции, используя графические схемы.

Научатся основным правилам композиционного построения.

- Познакомятся с понятиями: цветовой круг, ахроматические и хроматические цвета, тѐплые и холодные оттенки.

-  Овладеют умением подбирать цветовой фон.

- Ознакомятся с основными принципами построения орнамента: повтор, чередование, инверсия, симметрия.

- Овладеют приѐмами составления орнамента в полосе, круге.

- Ознакомятся с понятием пропорции (соотношение частей по величине).

- Научатся использовать различные технические приѐмы для придания объѐмной фигурке лѐгкости, динамичности.

- Овладеют приѐмами сочетания гармоничных и контрастных цветов.

- Научаться приѐмам конструирования цветов простой односложной конструкции и бахромчатых цветов (сгибание, надрезание, скручивание), способам создания композиций

  • использованием элементов аппликации (стебли, листья и т. д.).

- Освоят законы композиции: композиционный центр, равновесие, закон целостности композиции. Научатся применять приобретѐнные знания для создания индивидуальных и коллективных тематических композиций.

Содержание программы

  1. Вводное занятие.

 Знакомство с искусством «джутовая филигрань». Демонстрация изделий из джутового шнура. Материалы и инструменты. Основным материалом является джутовый шнур.  Для разноцветных работ его окрашивают акриловой краской в самые разнообразных цветов.  Также будут необходимы ножницы, пинцет, тонкая спица, прозрачный клей «Титан» или любой другой такого же назначения. Не исключается применение всевозможных дополнительных материалов. В качестве таковых используются бамбуковые палочки, проволока для каркаса изделий, а также стразы для декоративного украшения. Акриловым лаком покрывают готовые поделки.

  1. Правила и приемы работы.

            Техника безопасности. Правила обрезки шнура. Приемы склеивания шнура. Техника                  окрашивания шнура.

  1. Плоские базовые формы джутовой филиграни.

Термины и базовые формы   Кольцо создается посредством придания шнуру округлой формы.  Полукольцо — это половинка от кольца.   Чтобы сделать элемент огурчик, нужно равномерно потянуть кольцо в правую и в левую сторону, нажать здесь пальцами, чтобы обозначить острые углы.    Грушечка делается почти так же, как огурчик, но одна из сторон должна оставаться округлой. Зубчик похож на английскую букву V.     Галочку вы сделаете следующим образом. Отрежьте нить нужной длины, зафиксируйте пальцем левой руки ее нижний конец, а на верхнем сделайте маленькую петельку. Чтобы сделать завиток, найдите середину нити, и загните ее в правую и левую сторону, а кончики слегка закрутите.

               Упражнение в скручивании базовых форм.

  1. Объемные базовые формы. Базовые формы: конус, капля, глаз, овал, лист, изогнутый лист, дуга. Змейка получается путем последовательного сгибания нити, при этом делайте витки вверх и вниз.     Лепесток действительно похож на эту часть растения.   Тройник создаёт из трех элементов. Правый и левый идентичные, а центральный выполняется строго вертикально, имеет округлую форму.  Зелень делается из отрезка джутовой нитки, который нужно плотно закрутить витками.

            Упражнение в скручивании базовых форм.

  1. Составление орнаментов в полосе, круге.

Создание узора и базовых элементов. Понятие орнамента. Виды орнаментов, их признаки. Принципы построения орнамента. Создание объемных аппликаций из базовых элементов.

        Практическая часть. Упражнение в составлении орнаментов в полосе, круге.

  1. Творческие работы:  «Бабочка», «Птицы».

Демонстрация презентации. Образцы изделий с элементами или аппликацией из джутовой филиграни.

 Практическая часть. «Органайзер»

  1. Выражение замысла путѐм выбора  материала.

          Техника создания объемных работ. Создание дизайна органайзера. Подбор схем для узора. Изготовление трафаретов.

  1. Создание элемента в технике «джутовая филигрань»

Наклеивание по трафарету шнура. Изготовление элементов для объемной аппликации из базовых элементов.

  1. Подобрать основу для органайзера. В качестве основы можно использовать пластиковые баночки, трубочка из плотного картона.

Наматывание джутового шнура на основу. Сбор элементов органайзера.

  1. Изготовление ключницы в технике «Джутовая филигрань»

Знакомство с разнообразием изделий. Разработка технологической карты изготовления ключницы.

  1. Изготовление элементов для ключницы по замыслу.

Склеивание и скручивание джутового шнура для основного узора. Шнур можно окрашивать в разные цвета по замыслу рисунка. После высыхание нарезать нужной длины и скручивать.

  1. Изготовление основы для ключницы

Изготовление основы для ключницы. В качестве основы можно использовать плотный картон, лист фанеры. Обрезать нужного размера и обработать края наждачной бумагой.

  1. Склеивание на каркас.

Изготовление объемной части ключницы. Нарезать шнур нужной длины. Приклеить на каркас, подобрав переплетения.

  1. Закрепление элементов на основу ключницы.

Подсохшие элементы  укладываются на основу и приклеиваются. При закреплении придавать объемность композиции.

  1. Сбор и отделка ключницы.

Склеивание элементов. Покрытие лаком. Соблюдение техники безопасности при работе с лаком.

  1. Объемная филигрань. Изготовление шкатулки.

Знакомство с разнообразием изделий. Разработка технологической карты изготовления корзины.

Дизайн шкатулки. Подбор материала. Порядок изготовления изделия. Способы скручивания и склеивания шнура.

Практическая часть. Шкатулка для хранения украшений.

  1. Изготовление элементов для корзины по замыслу.

Пропорции, силуэт.  Склеивание и скручивание джутового шнура. Изготовление полос из двух шнуров. Изготовление полос из трех шнуров.

 

  1. Склеивание на каркас.

Подготовка элементов и приклеивание на каркас в задуманном переплетении..

  1. Изготовление элементов для украшения корзины.

Подготовить шаблоны. Вырезать детали. Обработать края деталей. Склеивание деталей. Использование дополнительных элементов для украшения.

  1. Сбор деталей корзины

Изготовление ручки из джутового шнура. Отрезать по 40 см необходимое количество и сплести в косу. Склеивание деталей: ручки, высохшую основу корзины, выровнять по верху и проклеить верх. Приклеить украшение.

  1. Объемная филигрань. Изготовление шкатулки.

Знакомство с разнообразием изделий. Bиды шкатулок. Разработка технологической карты изготовления шкатулки.

  1. Подбор формы и пропорции шкатулки.

Подбор базовых элементов. Круглые шкатулки. Прямоугольные шкатулки. Способы изготовления шкатулки.

  1. Создание индивидуальных композиций для шкатулки.

Создание орнамента из базовых элементов. Создание композиции. Изготовление трафарета. Подбор материала.

  1. Пространственное расположение джута на плоскости.

Подбор техники склеивания джутового шнура на плоскости.

  1. Изготовление элементов в виде полосок.

Склеивание джутового шнура разной ширины: из двух, трех и четырех шнуров.

  1. Сбор шкатулки.

Склеивание деталей шкатулки.

  1. Изготовление изделия из джута и мешковины.

Решение композиционных задач. Пространственное расположение предметов на плоскости. Экспериментирование в подборе формы и пропорции предметов. Сочетаемость фона и деталей по цвету.

  1. Создание композиций.

Решение композиционных задач. Пространственное расположение предметов на плоскости. Экспериментирование в подборе формы и пропорции предметов. Сочетаемость фона и деталей по цвету.

  1. Подвеска для полотенец из джутового шнура и мешковины

Коллективная работа по изготовлению композиции из джута и мешковины. Разработка технологической карты.

  1. Изготовление основы для полотенец.

Материалы для основы: картон, фанера. Способы закрепления мешковины.

  1. Изготовление украшений для подвески.

Способы украшения подвески.

Подготовить шаблоны и вырезать детали  из мешковины.

  1. Изготовление держателя подвески.

Виды трубок для держателя. Способы обработки и отделки держателя. Анализ выбора материалов.

  1. Склеивание деталей подвески.

Использование клея пистолета. Осуждение вариантов оформления. Применение изделия.

  1.  Итоговое занятие.

Подведение итогов. Выявление освоения знаний, умений и навыков с помощью                выполнения тестирования. Отбор работ для выставки.

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное  занятие

1

1

Правила и приемы работы со шнуром.

1

1

Азбука джутовой филиграни.

2

2

Узоры, орнаменты.

2

2

Элементы джутовой филиграни в изделиях. Изготовление органайзера.

4

4

Изготовление ключницы в технике «Джутовая филигрань»

6

1

5

Объемная филигрань. Изготовление корзины.

6

1

5

Изготовление шкатулки.

7

2

5

Создание композиции.

4

1

3

Итоговое занятие.

1

Календарно- тематическое планирование

Тема

Содержание

Кол-во часов

Форма занятия

Дата

1

Вводное занятие

Знакомство с искусством «джутовая филигрань». Демонстрация изделий из джутового шнура. Материалы и инструменты.

1

Лекция, презентация.

2

Правила и приемы работы со шнуром

Техника безопасности. Правила обрезки шнура. Приемы склеивания шнура. Техника окрашивания шнура.

1

Лекция, демонстрация приемов склеивания.

3

Плоские базовые формы

Термины и базовые формы: ролл, свободный ролл, спираль, замкнутая спираль

1

Лекция, практическая работа

4

Объемные базовые формы.

Базовые формы: конус, капля, глаз, овал, лист, изогнутый лист, дуга

1

Практическая работа

5

Составление орнаментов в полосе, круге.

Создание узора и базовых элементов. Понятие орнамента. Виды орнаментов, их признаки. Принципы построения орнамента.

1

Лекция, практическая работа.

6

Творческие работы:  «Бабочка», «Птицы».

Создание объемных аппликаций из базовых элементов.

1

Практическая работа

7

Выражение замысла путѐм выбора  материала.

Техника создания объемных работ. Создание дизайна органайзера.

1

Лекция, рисование схем

8

Создание элемента в технике «джутовая филигрань»

Изготовление элементов для объемной аппликации из базовых элементов

2

Практическая работа

9

Изготовление органайзера.

Наматывание джутового шнура на основу. Сбор элементов органайзера.

1

Практическая работа

10

Изготовление ключницы в технике «Джутовая филигрань»

Знакомство с разнообразием изделий. Разработка технологической карты изготовления ключницы.

1

Практическая работа

11

Изготовление элементов для ключницы по замыслу.

Склеивание и скручивание джутового шнура.

1

Лекция, практическая работа

12

Изготовление основы для ключницы

Изготовление основы для ключницы

1

Практическая работа

13

Склеивание на каркас.

Подготовка элементов и приклеивание на каркас.

1

Практическая работа

14

Закрепление элементов на основу ключницы.

Подсохшие элементы  укладываются на основу и приклеиваются.

1

Практическая работа

15

Сбор и отделка ключницы.

Склеивание элементов. Покрытие лаком.

1

Практическая работа

16

Объемная филигрань. Изготовление корзины

Знакомство с разнообразием изделий. Разработка технологической карты изготовления корзины.

1

Лекция, демонстрация презентации.

17

Изготовление элементов для корзины по замыслу.

Пропорции, силуэт.  Склеивание и скручивание джутового шнура.

1

Практическая работа

18

Склеивание на каркас.

Подготовка элементов и приклеивание на каркас.

1

Практическая работа

19

Изготовление элементов для украшения корзины.

Подготовить шаблоны. Вырезать детали. Обработать края деталей.

1

Практическая работа

20

Сбор деталей корзины.

Изготовление ручки, склеивание элементов.

1

Практическая работа

21

Объемная филигрань. Изготовление шкатулки.

Знакомство с разнообразием изделий. Разработка технологической карты изготовления шкатулки.

1

Лекция, демонстрация презентации

22

Создание индивидуальных  композиций.

Решение композиционных задач.

1

Практическая работа

23

Подбор формы и пропорции шкатулки.

Подбор базовых элементов.

1

Лекция, практическая работа

24

Пространственное расположение джута на плоскости.

Подбор техники склеивания джутового шнура на плоскости.

1

Практическая работа

25

Создание элементов в виде полосок

Склеивание джутового шнура в виде полос разной ширины.

1

Практическая работа

26

Сбор шкатулки.

Склеивание деталей шкатулки. Приемы работы. Отделка изделия. Применение изделия.

1

Практическая работа

27

Изготовление изделия из джута и мешковины.

Виды материалов, которые можно использовать с джутовым шнуром. Виды мешковины. Осуждение изделия.

1

Лекция, демонстрация презентации

28

Создание композиций.

Решение композиционных задач. Пространственное расположение предметов на плоскости. Экспериментирование в подборе формы и пропорции предметов. Сочетаемость фона и деталей по цвету.

1

Практическая работа

29

Подвеска для полотенец из джутового шнура и мешковины.

Коллективная работа по изготовлению композиции из джута и мешковины. Разработка технологической карты.

1

Практическая работа

30

Обработать основу для полотенец.

Плотный картон обклеить мешковиной

1

Практическая работа

31

Изготовление украшений для подвески.

Подготовить шаблоны и вырезать детали  из мешковины.

1

Практическая работа

32

Изготовление держателя подвески.

Обмотать джутовым шнуром отрезок из трубы.

1

Практическая работа

33

Сбор подвески.

Склеивание деталей подвески. Украшение подвеески.

1

Практическая работа

34

Итоговое занятие

Подведение итогов. Подбор работ для выставки.

1

Круглый стол, беседа.

программой и режимом работы кружка. Правила

Список литературы

  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль, 1998.
  2. Бреслав Г.Э. Психология и цветолечение для всех.- СПб: Б.& К.,2000.
  3. Быстрицкая А. Бумажная филигрань. – Москва: Просвещение, 1982.

4. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству. - Москва:        Просвещение, 1982.

  1. Выгонов В.В., Галямова Э.М., Захарова И.В. Аппликация.  – Москва:  ИздДом МСП, 2006.

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.Москва:Просвещение, 1991
  2. Глазычев В.Л. О дизайне. - Москва: Искусство, 1971.
  3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта. Москва: Просвещение, 1991.

  1. Гориянова О.В., О.П. Медведева. Школа юного дизайнера.– Ростов-на-Дону Феникс, 2005.
  2. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я. В мире детских  эмоций.- Москва: Айрис Пресс, 2004.
  3. Дьяченко О.М. Развиваем воображение. – Москва: Просвещение, 1992.

  1. Копцев В.П. Основы  объѐмного конструирования.- Ярославль: Академия развития, 2001.

13. Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать.-        Чебоксары: Клио, 1994.

  1. Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству.- Москва: Искусство в школе, 1995.
  2. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль: Академия 1996.
  3. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. - Москва: Просвещение, 1985.

Тема занятия: «Знакомство с техникой – джутовая филигрань».

Основная цель занятия: Обучение детей новому виду рукоделия «джутовая филигрань».

Задачи:

Формируемые УУД:

Познавательные: уметь использовать различные виды джутового шнура для передачи замысла в собственной творческой деятельности

Личностные: уметь адекватно оценивать правильность выполнения действий на занятии и свое эмоциональное состояние, уметь применять полученные навыки в декоре своего дома

Коммуникативные: спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое; участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи; уметь сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Регулятивные: анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности, уметь выделять из темы занятия известные и неизвестные знания и умения.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, экран, инструкция «Правила работы с колющими и режущими инструментами», инструкционная карта Лабораторная работа №1 «Изучение свойств джутового шнура», образцы джутового шнура, иглы, лупы, ножницы, нитки, линейки, ёмкости с водой клей-карандаш, клеевой пистолет, стразы, технологические карты сборки цветка, презентация «Декор из джутового шнура  – естественная красота»,.


Тип занятия: сообщение новых знаний.

Ход занятия:

1. Организационная часть (приветствие).

2. Сообщение темы, целей занятия.


https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/24/s_5c21246a4cbd7/1036059_1.png

Ход занятия:

  1. Сообщение познавательных сведений. Работа с презентацией.

Декламируются стихи поэта Владимира Сергеева.

Ажурный узор филиграни,
Мороз на стекле изваял...
Пейзаж на туманном экране,
Покоя душе не давал...

Откуда такое искусство,
Известно ночным мастерам.
Каким инструментом искусно,
Шедевры поведали нам...

Какое-то таинство магий,
Неведомо людям простым...
Не акварель на бумаге,
Узором покрыл расписным...

Любуясь нетканым покровом,
Морозным посланием Богов...
Энергией в теле здоровом,
С желанной делиться готов.

Ажурный узор филиграни,
Мой взор волшебством приковал.
Мерцанием звездочек манит,
Ледовый божественный бал...

Во-вторых, оно рассказывает нам об изумительном виде творчества, которое носит название. А это название вы отгадаете в ребусе

(Дети разгадывают ребус с названием темы.)

Педагог: Давайте выясним что это такое? Из какого материала сделаны эти поделки? ( 5 мин)

Дети: После рассматривания поделок дети самостоятельно дают определение филиграни.

Педагог: Делает вывод.

Филигрань – происходит от двух латинских слов нить и зерно.

Филигрань – это ювелирная техника.

История техники

Т.е. это особый, древний вид художественной обработки металла: когда золотая, серебряная, либо медная проволока нарезается на отдельные нити, скручивается в определенные элементы, которые затем между собой соединяются в ажурный металлический орнамент. Проволока состоит из 2-х частей перекрученных между собой (демонстрирую рисунок). Скручивать на древне-русском означает – «скать», отсюда и второе название этого ремесла – скань

Филигрань (скань - от греческого слова, означающего сучить, свивать) - один из интереснейших и древних способов изготовления художественных изделий. Материалом для филигранных изделий служит витая или гладкая, иногда уплощенная вальцовкой проволока из меди, серебра, реже золота. Из проволоки выгибаются отдельные мелкие детали узоров будущих изделий. Элементы сканного узора соединяются пайкой. Процесс производства филигранных художественных изделий очень трудоемок. Скань может быть ажурной или накладной. Ажурная филигрань - самостоятельный способ получения различных художественных предметов: фруктовых ваз, конфетниц, сахарниц, подстаканников, брошей и т. д. Накладная филигрань - способ отделки художественных изделий из металла.

Скань (от др.-рус. Скать - свивать) - вид ювелирной техники, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется сканью, или филигранью.

Филигрань из бумаги - искусство квиллинга насчитывает в своей истории не одну сотню лет. Среди старинных работ встречаются оклады (рамки) икон, украшения дамских комнат, предметов домашнего обихода.

Джутовая филигрань.

Джут, иначе юта, калькуттская пенька, - это экзотический текстильный материал, который ввозился в Европу с Востока. История джута, как прядильного растения, берет свое начало в древней Индии, и первые упоминания о нем можно найти в священных Ведах (древние письменные источники).

Джутовая филигрань основана на тех же принципах, что и металлическая - скручивание лепестков и сооружения петель.

Мы сегодня будем знакомится с новым для вас материалом это джутовая нитка. (демонстрация презентации)

Дети знакомятся с джутовой ниткой.

Вывод: Джут- это однолетнее травянистое растение родом из тропиков,

Относящееся к семейству липовых и достигающее в высоту более трех метров. Джут тепло и влаголюбивое растение, произрастает в индии, китае.

Чтобы получить джутовое волокно стебли взрослого кустарникового растения срезают с помощью серпов, вяжут в снопы и вымачивают в речке.

Мотивация

Демонстрация изделий (в технике джутовая филигрань).

Вот эти работы выполнены в технике ДЖУТОВАЯ ФИЛИГРАНЬ.

Практическаяработа

На слайде надпись: «Добро пожаловать в лабораторию по исследованию свойств мешковины»

Лабораторная работа. Дети работают в группах самостоятельно.

Вводный инструктаж .

Очень часто для своих творческих работ джутовый шнур окрашивают в различные оттенки. Для этого используют  различные материалы: чай, кофе, краску для волос, акриловую краску, морилку для дерева и др. Чтобы получить яркий или светлый цвет, шнур предварительно отбеливают.

Я предлагаю вам стать экспертами в нашей лаборатории по изучению свойств джутового шнура, техники окрашивания чаем, акриловыми красками  и отбеливание отбеливателем «Босс». Каждая группа выполняет свое задание.

Сегодня вы будете использовать следующее лабораторное оборудование: лупы - для исследования внешнего вида, ножницы, иглы, линейки. Прежде, чем вы приступите к работе еще раз вспомните и прочтите правила работы с колющими и режущими инструментами, отбеливатель «Босс», которые лежат у вас на столе. Работать вы будете по инструкционной карте. Приступайте к работе.

Правила безопасной работы с ножницами

1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2. Не работай ножницами с ослабленным креплением.

3. Работай ножницами только на своем рабочем месте.

4. Ножницы клади кольцами к себе.

5. Подавай ножницы кольцами вперед.

6. Не оставляй ножницы открытыми.

7. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

8.Используй ножницы по назначению

Правила безопасной работы с краской и отбеливателем 

1. Работать со средствами бытовой химии обязательно в резиновых перчатках. ПАВ впитываются кожей и накапливаются в организме, оказывая токсичное действие. Хлорсодержащие средства раздражают кожу и способны вызывать дерматиты. Кислотные и щелочные средства разрушают кожные покровы.

2. Защита органов дыхания (респиратор, медицинская маска и пр.

3. Не допускай попадания в глаза.

Подведение итога:

Чему научились сегодня на занятии?

Что было особенно интересным на этом занятии?

Что показалось вам ложным в выполнении работы?

                                                      Инструкционная карта.

Лабораторная работа «Окрашивание джутового шнура»

Последовательность выполнения работы.

  1. С помощью лупы рассмотрите внешний вид образцов: определите поверхность, вид и цвет волокон.
  2. В емкость налить средство для окрашивания
  3. Отрезать джутовый шнур 10-15 см.
  4. Погрузить шнур в раствор полностью и оставить на 15 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Дизайн прически"

рабочая программа "Дизайн прически" для учащихся 5-10 классов...

Конспект открытого занятия детского объединения «Ландшафтный дизайн».Ландшафтный дизайн в условиях городской среды .

Дизайн проект  цветника на пришкольном участкеРазвитие профессиональной компетенции учащихся старших классов к практически значимой деятельности их становление и социальной компетенции посредство...

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ на педсовете на тему : "История развития дизайна и место дизайна в новых тенденциях развития образования на современном этапе".

Слово "дизайн"происходит от итальянского слова disegno, которым в эпоху Возрождения обозначали проекты и идеи, лежащие в основе работы.В русский язык слово "дизайн" пришло из английского языка, в кото...

Дизайн интерьеров - разновидность дизайна, входящую в программу предмета «Технология».

Понятие о дизайне как профессиональной деятельности на стыке искусства и инженерного проектирования/...

Методическая разработка для подготовки к соревнованиям по стандартам JuniorSkills в компетенции "Промышленный дизайн. Дизайн игрушки". Создание простой 3D-модели в Autodesk 123Design

Разработка представляет собой пошаговую инструкцию для создания простой 3D-модели игрушки в редакторе Autodesk 123Desig...