Программа работы учителя технологии с одаренными детьми
учебно-методический материал по технологии

Мезина Ирина

Программа работы учителя технологии с одаренными детьми содержит пояснительную записку и план работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_uchitelya_tehnologii_s_odarennymi_detmi.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа работы с одарёнными детьми в МАОУ СОШ №6 им. Крылова И.В.   разработана учителем технологии Мезиной И.Ю.   с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития муниципального образовательного учреждения и будет являться основой для работы с одаренными детьми.

 Программа направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе.

     

Цель программы: Выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных детей.

Задачи:

  •  Выявление  уровня  творческих и индивидуальных возможностей обучающегося;
  • Разработка  системы  диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей ;
  • Определение  и использование  при организации образовательного процесса методов и приемов, способствующих  развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
  • Организация  мероприятий  для развития творческих способностей;
  • Проведение  уроков  творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиад, интеллектуальных игр, викторин, марафонов, дней  творчества и науки;
  • Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям);

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок имеет одаренность, и задача педагога состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

                                   Этапы реализации

    Реализация программы  работы с одарёнными детьми рассчитана на 3 года: с 2020  по 2023 годы.

Первый этап – диагностико-организационный – предполагается реализовать в 2020-2021  учебном году. Он включает в себя:

  • создание и организацию деятельности обучающихся, раскрывающих способности каждого;
  • создание системы педагогической  диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программ;
  • отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
  • организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности  родителей по проблемам одаренности;
  • создание  индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся.

     Второй этап – организационно-практический, этап реализации (2022-2023 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:

  • отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
  • отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
  • углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
  • отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
  • систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
  • пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;
  • психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.

      Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе в 2023 году (рефлексивно-обобщающий или итогово-аналитический, этап). На этом этапе предполагается:

  • сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
  • мониторинг личных достижений учащихся;
  • анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;
  • определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.

Формы работы с одаренными детьми

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
  • Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
  • Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.);
  • Психологические консультации, тренинги, тестирование;
  • Конкурсы, интеллектуальные игры,соревнования;
  • Посещение предметных и творческих кружков по способностя
  • Создание детских портфолио.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

  • принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
  • принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
  • принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
  • принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

Ожидаемые результаты

  1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
  2. Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей.
  3. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
  4. Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
  5. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

                                                     

Портрет одаренного ребенка

  1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
  2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
  3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
  4. Склонен к анализу новой информации, способен делать выводы.
  5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
  6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
  7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
  8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

План работы с одаренными детьми учителя технологии и изобразительного искусства

на 2021-2022 уч. год

Мероприятия

Сроки исполнения

1

Диагностические мероприятия, направленные на изучение творческих способностей обучающихся.

сентябрь

2

Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год

сентябрь

3

Составление  индивидуальной программы педагогического сопровождения:
- разработка индивидуальных маршрутов работы с  детьми;
- отработка форм, методов, приёмов работы, способствующих развитию творческих способностей у обучающихся;
- создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.

октябрь

4

Организация и проведение школьных олимпиад по предмету.

октябрь

5

Участие обучающихся в конкурсах различного уровня.

В течение года

6

Включение в урочную деятельность игр и заданий, направленных на развитие творческих способностей.

В течение года

7

Участие в классных родительских собраниях, проведение консультаций для родителей.

В течение года

8

Изучение Интернет новинок и педагогических технологий, способствующих развитию творческих способностей.

В течение года

9

Анализ о проделанной работе.

Май

 

Литература


1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.
4. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
5. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№
6. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991
7. 
Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
8. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционные технологии в работе учителя биологии с одаренными детьми. Николайчик Светлана Николаевна ГБОУ СОШ № 918

Одарённые дети, или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые превосходят по уровню интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды...

План работы учителя-словесника с одаренными детьми на 2015-2016 учебный год

В плане отражена не только внеурочная деятельность, но и формы урочной. Просматривается многогранный индивидуализированный подход к организации работы с одаренными детьми. Указаны источники информации...

Направления работы учителя математики с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС

В статье рассказывается об организации ШНО  и актуальности развития исследовательской деятельности современных школьников в области математики....

План работы учителя физики с одаренными детьми

Годовая циклограмма работы учителя физики с одаренными детьми...

Работа учителя математики с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы

    Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого...

Опыт работы «Современные и инновационные образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

В опыте работы рассматривается применение современных технологий, методов и приемов на их основе, которые строятся на практической направленности, игровой деятельности и творческом характере обучения ...

Современные подходы к работе учителя информатики с одаренными детьми (из опыта работы учителя информатики)

Актуальность работы с одаренными детьми связана с преобразованиями, совершающимися в нашем обществе. На сегодняшний день, на первый план выходит интеллектуальная, изобретательно талантливая и разносто...