Тема открытого урока: «Вязание крючком как вид декоративно- прикладного искусства».
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Орлова Мария Владимировна

Сформировать творческие способности у обучающихся посредством расширения общекультурного  кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребенка посредством вязания крючком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_6_otkrytyy_urok.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Проведение «открытого» урока по технологии  (по ФГОС) в 6 классе.

Тема урока: «Вязание крючком как вид декоративно- прикладного искусства».

Автор учебника: А.Т. Тищенко, Н.В.Синицина; Москва «Просвещение» 2021

Учитель: Орлова Мария Владимировна

 ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Борское

Дата проведения: 7.03.2022

Тип урока: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).

Используемые технологии на уроке: групповая, личностно-ориентированный подход, здоровье сберегающая технология, технология деятельностного подхода, информационно-коммуникативная технология

Цель урока:  Формирование творческих способностей у обучающихся посредством расширения общекультурного  кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребенка посредством вязания крючком.

Задачи урока:

  • Образовательная: сформировать стремление  к углублению знаний по теме «Вязание крючком как вид декоративно- прикладного искусства», ознакомить учащихся с материалами, инструментами и приспособлениями для вязания крючком, организацией рабочего места, технологией вязания крючком.
  • Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти при работе с информацией, развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности, образное мышление.
  • Воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность.

Планируемые результаты:

  • Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности.
  • Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку.
  • Предметные: общее представление о материалах, инструментах и приспособлениях для вязания крючком; формирование умений вывязывать цепь из воздушных петель, умение устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности.


Личностные УУД:

- эмоциональный настрой на урок;

- проявление интереса к новому содержанию;

- самомотивация, самоорганизация;

- осознание своих возможностей;

- мотивация на творческую деятельность;

- осознание ответственности за качество своей деятельности.

- бережное отношение к объектам и продуктам труда;

- умение провести самооценку.

Познавательные УУД:

- умение выделять и формулировать задачи

-распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей;

-умение работать с различными источниками информации;

- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

- умение организовать рабочее место и осуществлять подбор материалов и инструментов, необходимых для выполнения практической работы;

- умение соблюдать трудовую дисциплину;

Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли в устной форме;

- умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации;

- умение выступать перед аудиторией;

- умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников.

Регулятивные УУД:

- умение поставить учебную цель.

- определять тематику новых знаний.

- умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой;

- умение планировать свою деятельность;

- умение осуществлять контроль по результату.

Предметные УУД:

- умение давать определения новым понятиям темы;

-закрепление полученных  знаний на уроке;

- применение новых знаний на практике.

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Художественные ремесла».

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Виды контроля: устные вопросы, оценка практической работы, самоанализ.

Методы: рассказ, беседа, индивидуальная практическая работа, демонстрация.

Наглядные пособия: образцы готовых изделий, связанных крючком; набор крючков из различных материалов; различные виды пряжи; таблица условных обозначений основных видов петель; инструкционные карты. 

Сохраняющие здоровье технологии: физкультминутка

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация.

Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационно-мотивационный

- Организует начало учебной деятельности;

- проверяет готовность учащихся к уроку;

- создает эмоциональный настрой на совместную работу.

- Готовятся к уроку;

- погружаются в благоприятную атмосферу.

2. Актуализация  

        знаний

- Организует подводящий диалог, пошагово подводит учащихся к формулированию темы и цели урока.

Сейчас мы повторим материал прошлых занятий, а заодно узнаем тему сегодняшнего урока.

Какие материалы используются для вязания крючком? (нитки, пряжа)

- Можно ли использовать для вязания старую пряжу? ( да, можно)

О крючке говорят «Крючок-простачок - все стерпит» , прежде всего, это касается материалов, из которых выполняются изделия, так как крючком можно вязать изделия  и из  старой пряжи и  даже из ткани, нарезанной полосками (бабушкины половички).

- Скажите какие инструменты  необходимы для вязания крючком? (крючок )

Чем толще нить, тем больше должен быть номep крючка. Правильно подобранный крючок должен быть в 2-2.5 раза толще нити.

Организует побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала.

Мотивирование: Карточки с вопросами наклеены на доске в перевернутом виде. Ученик называет номер карточки, учитель переворачивает карточку и задаёт вопрос.

Ответьте на вопросы: Вы выбираете номер вопроса и отвечаете на него.

- Какие виды вязания вам знакомы?

- Что можно изготовить при помощи техники вязания крючком?

- Как  вы считаете. вязание крючком модно на сегодняшний день?

- Зачем нам нужно это умение вязать крючком в будущем? 

Формирование цели урока:  

На прошлом занятии мы с вами освоили основные приемы вязания, условные обозначения и вязание крючком по схеме. А сегодня,  как вы думаете, чему мы будем обучаться на данном уроке? Что вы видите на столе .

Правильно это вязание крючком.

 Как вы думаете,  какая цель нашего урока?  Правильно.

Сегодня мы будем учиться самостоятельно изготавливать изделия из пряжи с помощью крючка. Что бы в дальнейшем уметь самостоятельно вязать из нитей  различные изделия..

Научившись их правильно изготавливать  вы сможете связать вот такие замечательные вещи:  коврики, тапочки, корзинки.  Посмотрите какие они  яркие и радостные!

- Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока

3. Введение новых  

        знаний

Разъясняет правила работы учащихся на данном этапе.

 Сейчас мы внимательно изучим схему №1,ваша задача, внимательно посмотреть на слайд и зарисовать схему вязания в своей рабочей тетради.

- Сообщение новых знаний; 

Мы уже знаем, что вязание – один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства.  

Вязание - это творческая работа.        

К тому же вязание – прекрасный отдых за работой. кто может сказать почему?

У вязания в оздоровительных целях есть и еще один несомненный плюс — это уютные вязаные обновки для вас и всей вашей семьи! 

Вязание даёт возможность создавать индивидуальные вещи из простого клубка ниток при помощи крючка.

Еще наши бабушки  знали секрет, который не только помогал им создавать особый уют в доме, но при этом еще и приобретать душевное равновесие и позитивное настроение. Секрет этот кроется в простом клубке пряжи. И в этом нет ничего удивительного, но и по сей день ученые всего мира открывают все новые и новые свойства этого удивительного занятия — вязания.

Вязание крючком – распространенный вид рукоделия. Крючком можно вязать свитера, безрукавки, кофточки, платья, костюмы, которые удачно подчеркивают силуэт; воротнички, шали, шарфы, чулки, шляпы – панамы, кепки, сумки, шапочки и многое другие вещи которые придадут нашему облику романтичность.

Вязание крючком осваивается легко и быстро. Для работы требуются только крючок и пряжа.

Давайте начнем.

Перед тем как начать работу, вспомним технику безопасности и правила рабочего человека.

 Инструктаж по технике безопасности при работе с  крючком и правила рабочего человека

- Организует работу  

- мотивирует учащихся на индивидуальную деятельность;

- нацеливает на активную работу всех учащихся;

Работа в группах.

Для выполнения творческой  работы нам нужно рассмотреть внимательно эскиз. Мы уже изучили основные петли, их условные обозначения.

 Вам нужно прочитать схему.  По схемам вязания определить, какими петлями связано изделие, какой формы  изделие и где начало вязания? (схемы №2,3,4,5)

Помним  о правилах работы в группе, работаем дружно и слаженно.

А теперь оценить правильность ответов каждой группы

 Слушают и заполняют маршрутные листы.

4. Физкультминутка

- Показывает физические упражнения,

 - создает условия для снятия переутомления у обучающихся.

 

- Выполняют физические упражнения.

5. Первичное закрепление нового материала

- Актуализирует полученные на уроке новые знания;

- предлагает ответить на вопросы:

1. Почему, несмотря на разнообразие имеющейся в продаже пряжи, до сих пор сохраняется мода на изделия, связанные из пряжи изготовленной вручную из подручного материала?

2.  Какие простейшие изделия для дома вы уже можете связать самостоятельно?

3. Где можно применять произведения декоративно – прикладного искусства?

 Слушают учителя;

- обобщают новые знания.

6. Практическая работа 

- Проводит инструктаж по выполнению учащимися практической работы:

  • Сообщает обучающимся название практической работы;
  • Разъясняет задачи практической работы;
  • Напоминает и демонстрирует  основные приемы вязания крючком;

Предупреждает о возможных затруднениях при выполнении практической работы.

Перед вами имеется карточка с заданием  Практической работы  № 3 Эту работу вы должны выполнить самостоятельно.

Мы уже знаем, что схемы бывают разные, теперь вам нужно связать образец по схеме, которая имеется в вашей практической работе №3 . На предыдущем занятии вы уже освоили технику выполнения основных элементов вязания и  их условное обозначение. Нам необходимо помнить, что в разной литературе эти условные обозначения могут быть неодинаковыми, поэтому, прежде чем приступать к работе, посмотрите таблицу условных обозначений, которая обычно помещается в начале или в конце журнала.

А так же очень важно правильно держать крючок, есть 2 способа: как нож или как карандаш.

    В процессе выполнения  практической работы учитель делает целевые обходы:

1.Контролирует  правильность выполнения приемов;

- контролирует выполнение  объема   и качество работы,

-  контролирует соблюдение правил безопасной работы;

- оказывает помощь обучающимся, испытывающим затруднения.

2.  Проводит заключительный инструктаж.

3. Анализирует выполнение самостоятельной работы.

      Целью нашего урока было освоение техники вязания крючком  нитками изготовленными из подручного материала . Представленные работы показывают, что большинство из вас отлично справились с заданием, несмотря на то, что сегодня вы еще начинающие мастерицы.

Вязать нужно  как можно больше, для того чтобы отработать технику вязания.

 Насколько хорошо  вы освоили технические приемы вязания, насколько  правильно вы держите крючок во время работы, вы можете оценить сами по своим ощущениям. Если у вас быстро устает рука при вязании и вам неудобно держать крючок, то при выполнении тренировочных упражнений необходимо обратить внимание на постановку рук, положение крючка, так как в процессе работы на уроке несколько учащихся допустили серьезную ошибку. У них средний палец правой руки лежал на крючке, а это может привести к деформированию руки.

- Организуют рабочее место;

- повторяют правила безопасной работы;

- готовят необходимые для выполнения практической работы материалы;

- выполняют практическую работу: «Технология выполнения воздушных петель, столбиков без накида и столбиков с накидом».

- Обсуждают, что получилось, что не получилось, выявляют причины и способы устранения.

7. Рефлексия

 Мотивирует обучающихся на рефлексию о достижении целей урока;

Мне понравилось на уроке…

- Мне не понравилось на уроке…

- Легко ли для вас давалось освоение техники изготовление ниток для вязания из подручного материала?

- Что ещё хотелось бы узнать?

- дает объективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда обучающихся на уроке.

- Выставка работ обучающихся;

- оценивают свою работу на уроке в целом, подводят итог по критериям  

- Заполняют рефлексию.

Анализ урока.
    На уроке были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся. В содержание урока включались элементы обучения обучающимися универсальным учебным действиям: тему урока определяли сами обучающиеся.    
   Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая обучающих к вступлению к деятельности. Помня об этом, я  попыталась продумать каждый этап урока, составляла задания, подбирала учебный материал.
     На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в мыслительную, а затем практическую деятельность.
   Этапы урока традиционны для практического урока технологии.
Для каждого обучающегося была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
     Учебная информация была привлекательна для обучающихся. За счёт привлекательности содержания практического задания, повысились возможности обучающихся в достижении поставленных задач на уроке. 
     Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Цель достигнута. Задачи выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по технологии ." Народное и декоративно-прикладное искусство

  Урок дает последовательность выполнения работы по Бисероплетению. Даны основные Способы плетения бисером и пошаговая инструкция выполнения.    1.Способ параллельного плетения.    2.Способ  «скрутка»...

Обобщение опыта по теме: "Воспитание патриота и гражданина, через обучение декоративно-прикладному искусству"

Духовность и нравственность человека является основой для развития его личности. Oзнакомившись с приоритетной образовательной инициативой «Наша новая школа» я убедилась, что сегодня особен...

Методические особенности организации исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии и занятиях по декоративно-прикладному искусству

Восстановить историческую память народа, знать и понимать культуру своей Родины – вот такая задача поставлена перед современной системой образования.  С каждым годом всё большее число...

УРОК ИЗО «Ты сам мастер декоративно – прикладного искусства. Мозаика»

УРОК ИЗО«Ты сам мастер декоративно – прикладного искусства. Мозаика»...

«Вязание крючком как вид декоративно- прикладного искусства».

 Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая обучающих к вступлению к деятельности. Помня об этом, я  попыталась продумать...

Презентация к открытому уроку «Вязание крючком как вид декоративно- прикладного искусства».

Сформировать творческие способности у обучающихся посредством расширения общекультурного  кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребенка посредством вязания крючком....