Индивидуальный проект профессионального развития учителя
материал по технологии

Симигук Елена Ивановна

Индивидуальный проект профессионального развития учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_proekt_professionalnogo_razvitiya.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                      «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Советский»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный проект профессионального развития учителя

при реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО)  

 

Елены Ивановны Симигук

     учитель технологии

Тема самообразования: «Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся при изучении технологии и проектировании, в условиях реализации ФГОС нового поколения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Срок работы: 2020 – 2025 гг.

 

Пояснительная записка

Перемены, произошедшие в мире за последнее десятилетие, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. Без коренного пересмотра целей образования и системы организации работы школы школьникам сложно адаптироваться к новым социальным условиям и «информационному взрыву». Если в период «застоя» приоритетной целью образования являлось «усвоение всей суммы знаний, которые выработало человечество» («Большая советская энциклопедия». - С. 320-321), то в новых социально-экономических условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности (Федеральный Закон РФ «Об образовании»).

В современных условиях совершенствование процесса обучения должно быть направлено на создание необходимых и достаточных организационно-педагогических условий, обеспечения успешного обучения. Акцент в такой деятельности переносится на партнерство, соуправление, а характер взаимоотношений преподавателя и учащихся можно определять, как субъект-субъектные.

Преподавателям необходимо целенаправленно овладевать активными и интерактивными формами и технологиями проведения занятий, потому что именно они развивают базовые компетентности и метакомпетентности школьников, формируют необходимые умения и навыки, создают предпосылки для психологической готовности внедрять в реальную практику освоенные умения и навыки.  

Новые принципы образования, выдвинутые самой жизнью, – гуманизация и демократизация – влекут за собой коренной пересмотр содержания, форм, методов и средств обучения, требуют формирования педагога нового типа.

Установление и введение федеральных государственных образовательных стандартов отвечает требованиям Конституции РФ (ст. 43), Международному пакту об экономических, социальных и культурных нравах (ст.13) и Закону РФ «Об образовании» (ст. 11).

Стандарт второго поколения приобретает характер конвенциальной нормы, в основе которой лежит общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Стандарт становится средством обеспечения планируемого уровнякачества образования.

Новизна программы заключается в определении специфики педагогического развития в период развития основного общего образования на федеральный государственный стандарт.

Актуальность         данной         программы         определяется         необходимостью         внедрения         в         учебный         процесс         основных положений федерального государственного стандарта учителями технологии. Выявление стратегии развития образования на уровне персональной программы позволяет приблизиться к пониманию процессов, происходящих в школе XXI века, определить пути и способы развития современного педагогического процесса в его целостности и многообразии.

Методологической базой составления содержательной части программы послужили следующие материалы:

  • Концепция федерального государственного стандарта общего образования; ФГОС основного общего образования; Фундаментальное ядро содержания общего образования;
  • Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Формирование универсальных учебных действий в основной школе;
  • Примерные программы основного общего образования (технология); требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Цель данной программы - войти в образовательный дискурс федерального государственного стандарта по технологии и подготовиться к обеспечению достижения метапредметных результатов в соответствии с требованиями стандартов. Это предполагает решение следующих задач:

  1. Изучение нормативных документов, регламентирующих исполнение требований федерального государственного стандарта по технологии.
  2. Формирование готовности педагога к восприятию современных педагогических технологий во всех формах и способах их функционирования.
  3. Знакомство с моделями современных образовательных систем и анализ механизмов, влияющих на их инновационное восприятие.
  4. Проектирование рабочей программы основного общего образования по технологии в соответствии с ФГОС.
  5. Развитие умения построения собственной траектории работы в связи с изменениями содержательно - технологического компонента деятельности современного учителя.
  6. Постижение методов и приемов организации современного урока с учетом метапредметных аспектов внутреннего содержания проектнотехнологической формы компетентностно - ориентированной деятельности учителя.

Развитие компетентностей учителя в преподавании технологии:

  1. Компетентность в преподаваемом предмете.
  2. Компетентность в организации информационной основы деятельности учащихся.
  3. Компетентность в организации воспитательной работы.
  4. Компетентность в установлении контактов с родителями и общественностью.
  5. Наличие системы работы с одаренными детьми.
  6. Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута учащихся.
  7. Компетентность в разработке образовательных программ.
  8. Компетентность во владении современными образовательными технологиями.
  9. Креативная компетентность педагога.
  10. Компетентность в субъект - субъектных условиях деятельности.
  11. Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса.

Программа построена таким образом, что логически подводит учителя к пониманию сущности образовательного результата как системообразующего компонента стандарта второго поколения.

Данная программа раскрывает пути деятельности учителя для целенаправленной организации и планомерного формирования учебной деятельности учащихся, которая представлена в деятельностной форме. Формируемые компетенции: 

  1. Универсальные: общенаучные; инструментальные; социально-личностные; общекультурные.
  2. Профессиональные: педагогическая деятельность; методическая деятельность; проектная деятельность; научно-исследовательская; управленческая.

Направления программы  

Содержание

Планируемая работа

Обоснование

Результат

1.

Изучение литературы, связанной с проблемами формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся при изучении технологии и проектировании, в условиях реализации ФГОС нового поколения. Изучение методической литературы

  1. Психолого-педагогическая готовность учителя к реализации ФГОС нового поколения.
  2. Воспитание и социализация учащихся на ступени основного и общего образования.
  3. ИКТ-среда реализации ФГОС основного общего образования второго поколения.
  4. Нормативные документы.
  5. Методика составления программы по технологии.
  6. Компетентностный подход к изучению технологии и проблема выбора УМК.
  7. Система оценки достижений требований Стандарта второго поколения.
  8. Методы и приемы формирования УУД.
  9. Система требований к учебноматериальной базе в рамках Стандарта второго поколения и ее использование в учебном процессе по технологии.

Внедрение ФГОС ООО

Постоянно

1. Подписка на рассылку статей популярных образовательных сайтов, участие в их обсуждении. 2. Приобретение методической литературы в книжных интернет магазинах («Лабиринт»,

издательств «Учитель», «Дрофа»,

«Просвещение», «ВЕНТАНА –

ГРАФ» и др.)  

3. Участие в системе школьной и городской методической работы

2.

Освоение педагогической технологии

Составление в совершенстве технологической карты урока с описанием определенных УУД, развиваемых на всех этапах урока.  Применение на уроке

самостоятельного формулирования

Необходимость при внедрении ФГОС

2020-2023

Участие в методической неделе «Неделя творчества». Открытый уроки.

(школьный уровень)

темы урока, постановки цели, открытия нового знания, приемов контроля, самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки.  

2020-2025

Участие в олимпиадах

2020-2025

Публикации на Интернетсайте

202102025

Участие в вебинарах

3.  

Создание методических материалов

  1. Разработка технологических карт уроков.
  2. Разработка мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий по технологии

Поиск путей использования разработок с целью повышения мотивации к предмету и повышения качества знаний

Постоянно

  1. Разрабатываются технологические карты уроков.
  2. Разработаны мультимедийные презентации для методического сопровождения уроков с 5-8 класс

4.  

Обмен и распространение опыта

Систематическое посещение открытых уроков коллег, участие в конкурсах профессионального мастерства

Реализация потребности общения с коллегаминоваторами

Постоянно

  1. Изучение опыта учителейноваторов из методических газет, журналов и популярных образовательных сайтов.
  2. Участие в работе городского предметного сообщества учителей технологии.  
  3. Участие в выставках и экспертной деятельности.
  4. Размещение своих методических разработок на образовательных сайтах

5.

Повышение квалификации  

Прохождение очных и дистанционных курсов повышения квалификации (участие в семинарах, вебинарах)

Востребованность в повышении уровня профессиональных знаний

2020-2025

Курсы повышения квалификации

6.

Исследовательская и проектная деятельность

Руководство проектными и исследовательскими работами.  Пополнение системы работы по технологии проектирования

методическими рекомендациями

 

Работа в системе по развитию и формированию компетентности обучающихся; работа с одаренными детьми  

2020-2025

Разработка творческих проектов учащихся

7.

Вовлечение обучающихся в предметные олимпиады и творческие конкурсы

Подготовка обучающихся для участия в очных предметных олимпиадах (все этапы

Всероссийской олимпиады, Юниор и др.) и дистанционных («Инфоурок», «Снейл» и др.), а также в творческих конкурсах  

Работа с одаренными детьми

Постоянно

  1. Пополнение банка олимпиадных заданий.
  2. Освоение новых техник в декоративно-прикладном творчестве

 

Приложение 1 Современные педагогические технологии

Педагогическая технология должна соответствовать трем основным критериям:

         научному - иметь определенную концепцию, методологию, философскую позицию, разработанные для решения определенной проблемы;          формально-описательному — включать в себя описание целей, методов, действий, применяемых для достижения цели;          процессуально-действенному — содержать собственно процесс осуществления деятельности. 

Немаловажным представляется также и то, что в процессе формирования метапредметных результатов должна измениться не только позиция учащегося (он должен стать субъектом учебного процесса), но и позиция учителя. Учитель должен создать условия для возможности формирования предметных и метапредметных результатов, положительных эмоций, интереса, мотива учебной деятельности и затем постановки личностно значимой цели, достичь которую будет важно для самоактуализации и самореализации учащегося.

Формированию метапредметных результатов обучения (УУД) на уроках технологии способствуют образовательные технологии,

отвечающие современным требованиям, предъявляемым к качеству обучения (см. таблицу).

 

Некоторые наиболее востребованные на уроках образовательные технологии

 

п/п

Современные образовательные технологии 

Цель использования технологии 

Описание порядка использования технологии в практической деятельности 

Результат использования технологии 

1.

Учебного проектирования (метод проектов) (Дж.

Дьюи,У.Киллпатрик, С.Т.

Шацкий) 

Организация самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся.

Формирование широкого спектра познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД, личностных результатов

Учитель в роли консультанта, мотивирующего и направляющего учащегося. Учащийся самостоятельно выбирает единственный путь решения проблемы из многих вариантов, используя разнообразные источники информации, материалы, формы, способы деятельности

Овладение учащимися алгоритмом и умением выполнять проектные работы способствует формированию познавательного интереса, умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельности и самоорганизации учебной деятельности. Реализуется творческий потенциал в духовной и предметно-продуктивной деятельности

2.

Личностноориентированного обучения 

{И.С. Якиманская, Е В.

Бон-

даревская,С.В.Кульневич) 

Развитие индивидуальности, становление способностей в процессе органического слияния воспитания и обучения. Формирование познавательной мотивации, жизненного и личностного самоопределения

Специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Путь от обучения как нормативно построенного процесса к учению как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и 3.педагогической поддержке

Источником становления способа учебной работы является ученик. Овладение учащимся приемами целеполагания, планирования, рефлексии создает основу для самообразования, самоорганизации. Формируются личностные,

регулятивные, коммуникативные

УУД

3.

Развивающего обучения 

(В. В. Давыдов, Д.Б.

Эльконин) 

Формирование системы научных понятий, мышления, способов умственных действий, системы умственных действий (принятие учебной задачи, преобразование ситуации, входящей в данную задачу, моделирование). Наличие у учащегося цели сознательного самоизменения

Коллективная учебная деятельность: диалоги, дискуссии, постоянное «социальное взаимодействие». Коллективное взаимодействие: проекты, соревнования, дискуссии, решение учебных задач, проблем

Возникает желание и умение учиться — формируется индивидуальная учебная деятельность, происходит становление субъекта учения. Формируются основные познавательные УУД

4.

Проблемного обучения (М.И. Махмутов, А.М.

Матюшкин, М.Н.

Скаткин) 

Создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей

Проблематизация учебного материала: постановка и решение теоретических учебных проблем, решение практических проблем — поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение, создание художественных решений на основе творческого воображения. Связь обучения с жизнью, игрой, трудом

Возрастает уровень творческой активности, характеризующейся выполнением самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения проблемы, самостоятельного доказательства

5.

Саморазвития личности 

(Г.К. Селевко, А.А.

Ухтомский) 

Помощь учащемуся в осознании своих внутренних способностей, психических процессов и обучение осознанному и целенаправленному управлению ими. Создание и поддержание у учащихся доминанты на самосовершенствование

Деятельность учащегося организуется как удовлетворение не только познавательных, но и многих других ведущих потребностей саморазвития личности. Построение процесса обучения, учитывающее личностную организацию и способности учащегося: гармоничное взаимосодействие всех субъектов процесса

Формируется доминанта на самосовершенствование и саморазвитие личности. Ученик осознает свои психофизические возможности и использует их для организации учебной деятельности

6.

Игровые технологии: деловая игра, имитационная игра

Создание учебных ситуаций, имитирующих систему общественных отношений и способствующих усвоению общественного опыта, социализации и самореализации учащихся в игре

Творческая развивающая деятельность носит им-

провизационный характер, создает положительный эмоциональный фон для усвоения учебной информации. Дидактическая цель представляется учащимся как игровая задача, реализуемая в рамках определенных правил в отведенные временные сроки

Формируется стойкий познавательный интерес к предмету, перерастающий в творческий поиск нетрадиционной реализации познавательных и учебных задач. Формируются умения работать в коллективе, проявлять инициативу, принимать решения, волевая регуляция, самокоррекция, рефлексия, личностное самоопределение

7.

Технологии групповой деятельности: обучение в сотрудничестве методом проектов (Р.

Славин, 

Р. и Д. Джонсон, Дж.

Аронсон) 

Обеспечение активизации учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения знаний через организацию совместных действий учащихся

Организация коллективной деятельности учащихся на основе распределения первоначальных ролей и заданий, адекватных учебным целям. Коллективное достижение планируемого результата на основе взаимопонимания, обмена способами деятельности и сотрудничества

Реализация индивидуального обучения и дифференцированного подхода, позволяющего максимально реализовать учебные возможности каждого учащегося

8.

Информационные образовательные технологии: технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства для достижения педагогических целей

Формирование информационной культуры (умения получения, обработки, хранения и передачи информации), компьютерной грамотности, формирование умений создавать компьютерные, информационные продукты. Реализация дифференцированного подхода, индивидуализация обучения. Использование компьютера как дидактического средства, а также для диагностики и контроля знаний, умений, навыков

Конструирование урока с учетом использования информационных

технических средств (персональный компьютер, интерактивная доска, мультимедийное оборудование) для достижения целей обучения

Создание информационно- образовательной среды. Овладение учащимися компьютером — одна из ключевых компетенций для их будущей профессиональной деятельности

Приложение 2 Технологические карты образовательного процесса

Технологическая карта урока представлена исследователями Т.М. Давыденко, Г.Л. Копотевой, Г.К. Селевко, Т.И. Шамовой и др. как форма обобщенно-графического планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.

В технологической карте образовательного процесса, используемой для управления учебной деятельностью, предусматривается планирование системы уроков по теме или разделу.

Технологическая карта образовательного процесса содержит следующие структурные компоненты:

  • взаимосвязанные диагностируемые цели, позволяющие сделать вывод об их достижении;          определение типов уроков в рамках изучаемого раздела;
  • оборудование;
  • деятельность учителя;
  • формы контроля учителя;
  • деятельность учащихся по реализации учебных целей и самоконтролю;          домашнее задание.

В технологических картах образовательного процесса использована типология уроков, предлагаемая Л.Г. Петерсон.

1. Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов и т. д.

2. Урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализация коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т. д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов и т. д. 3. Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.

4. Урок развивающего контроля

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритмов и т. д.

 

Приложение 3 Приемы формирования регулятивных УУД на уроках технологии

С учетом структурных компонентов самоорганизации учебной деятельности (целеполагание, моделирование и анализ ситуации, планирование, волевая регуляция, рефлексия) определены показатели, по которым можно судить о сформированности умений самоорганизации, и уровни (от 0 до 3), характеризующие степень овладения учащимися умениями самоорганизации учебной деятельности:

  1. — отсутствие умения;
  2. — слабое умение, опора на помощь учителя;
  3. — умение выражено, но не во всех учебных ситуациях учащийся действует самостоятельно; 3 — умение полностью сформировано. Приемы формирования целеполагания 
  1. Тема урока «Физиология питания. Минеральные вещества» сложна для понимания учащимися. Учитель может предложить им попробовать определить, что изучают в рамках данной темы. Если учащиеся затрудняются с ответом, можно обратиться к словарю темы: «минеральные вещества, макроэлементы, микроэлементы». Учащиеся 6 класса могут сообразить, что речь пойдет о правильном питании человека и роли минеральных веществ. Цель урока может звучать так: «знать о роли микро- и макроэлементов в питании; уметь составить меню с правильным соотношением микро-и макроэлементов».
  2. Тема урока «Блюда из круп и бобовых». Необходимо знать, как готовить, и уметь готовить блюда из круп и бобовых. Учителю необходимо указать учащимся на особую пользу круп и бобовых в питании, с помощью вопросов он должен подвести к главной цели урока - пониманию учащимися важности сбалансированного питания полезными для здоровья людей продуктами. Примерные вопросы: какие полезные вещества содержатся в крупах и бобовых? почему обязательно включать каши в свой рацион?

Уточняем цель урока: «знать о значении круп и бобовых в питании, технологию приготовления блюд из круп и бобовых; уметь готовить блюда из круп и бобовых, соблюдая технологию и максимально сохраняя полезные вещества».

Уровни сформированности целеполагания:  — неприятие учебного задания;

 — самостоятельное целеполагание отсутствует, принимается учебная цель, сформулированная учителем;

  1. — цель учебной деятельности иногда ставится самостоятельно, иногда с помощью учителя; самостоятельно сформулированная цель не всегда адекватна учебному материалу;
  2. — самостоятельное и соответствующее учебному материалу целеполагание, умение обосновать постановку данной цели.

Показатели сформированности целеполагания: 

  • цели становятся более конкретными, определенными;
  • целеполагание сопровождается планированием времени, ресурсов, средств достижения;  формируется понимание цели-перспективы;
  • учащийся самостоятельно умеет сформулировать цель деятельности, грамотно обосновать ее и способен к дальнейшей корректировке дейст-

вий в соответствии с поставленной целью.

 

 

Приемы формирования умения анализировать и моделировать свою деятельность 

Следующим этапом после осознания цели деятельности является диагностический: анализ учебной ситуации и моделирование хода развития событий. Учащиеся должны проанализировать и систематизировать знания, умения, навыки, способы действий, усвоенные ранее, и, актуализировав их, продумать модель будущей деятельности.

Уровни сформированности умения анализировать учебную ситуацию и моделировать: 

  1. — отсутствие умения анализа учебного материала;
  2. — слабое умение анализировать учебную ситуацию, отсутствие самостоятельного моделирования деятельности;
  3. — анализ учебной ситуации и моделирование с помощью учителя или одноклассников, поиск решения методом перебора (проб и ошибок); 3 — самостоятельный анализ ситуации и самостоятельное умение представить оптимальную модель деятельности.

Следовательно, показателем сформированности умения моделирования будет умение самостоятельно выбрать из имеющегося арсенала умений оптимальный способ действий для решения данной учебной задачи.

Умение определить оптимальный способ действий формируется в процессе изучения различных тем, выполнения каких-либо изделий и в ходе проектной деятельности. Умение анализировать и определять, каким образом можно достичь заданного результата, цели, формируется сначала на бессознательном уровне по принципу «делай как я». Затем при выполнении самостоятельных работ учащийся находится в ситуации осознанного выбора способа действия.

В выборе способа деятельности поможет уже сформулированная цель урока, вопросы учителя: для чего это делается? как это сделать лучше?

какие способы достижения данной цели вы знаете? какие знания и умения необходимы? что вы уже умеете?

Приемы формирования умения планировать свою деятельность 

Умение планировать формируется в разных видах деятельности на уроках технологии: следование инструкционной карте, самостоятельное составление инструкционных карт.

Учащиеся следуют плану, представленному в инструкционной карте, выполняя какую-либо работу (вышивку, изделие, блюдо), и приучаются к деятельности по инструкции, плану, схеме. Они начинают понимать важность соблюдения очередности технологического процесса, и, когда им предстоит самостоятельно составить схему технологического процесса или описать ход работы, то сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно они достаточно грамотно справляются с таким видом учебной работы.

Формировать умение планировать собственную учебную деятельность, ход изучения учебного материала можно, используя рабочие тетради, в которых учебный материал уже выстроен так, чтобы цель урока была достигнута, и представлен учащимся в конспективном виде. По мере изучения материала следует обратить внимание учащихся на логику изучения той или иной темы.

Если рабочие тетради не используются, можно предложить составить план или план-конспект параграфа с последующей проверкой и фронтальным опросом.

Возможность научить планировать учебную деятельность представляется в ходе работы над проектами, можно также предложить учащимся составить план изучения темы самостоятельно, используя вопрос-подсказку: чтобы достичь поставленной цели урока, какие этапы получения знаний и умений вы должны пройти?

Например, тема урока «Кисломолочные продукты и блюда из них». Цель — знать, какие бывают кисломолочные продукты, технологию приготовления блюд из кисломолочных продуктов; уметь правильно готовить блюда из кисломолочных продуктов. План изучения темы: узнать, какие бывают виды кисломолочных продуктов, в чем польза кисломолочных продуктов, какие блюда и как можно приготовить из кисломолочных продуктов; сделать вывод по теме урока.

Возможно, первый опыт будет не слишком удачным, но уже в 7 классе учащиеся вполне осознанно и грамотно составляют подобный план изучения темы.

Уровни сформированности умения планировать: 

  1. — неумение составить план;
  2. — самостоятельное планирование отсутствует, выполняется план, предложенный учителем;
  3. — составление плана деятельности с помощью учителя или одноклассников, составление плана по образцу;
  4. — самостоятельное планирование предстоящей деятельности, умение составить логичный план, каждый этап которого направлен на достижение цели деятельности и не разрушает достигнутое на предыдущем этапе.

Показатель сформированности — умение составить план деятельности, соответствующий поставленной цели, а также выбрать оптимальные способы действий или найти оригинальные решения для реализации плана.

Приемы формирования волевой регуляции, целеустремленности, навыков контроля и оценки своей деятельности 

Осознанная цель и понимание, для чего и почему важны те или иные знания и умения, делает любую работу значимой для учащегося, интересной. Под воздействием цели, за которой стоят личностно значимые познавательные или социальные мотивы, происходит самоорганизация учащегося. Он привлекает для получения задуманного результата все накопленные знания, весь опыт, полученный в школе и вне школы, использует разнообразные навыки и приемы для выполнения поставленной задачи. При этом запускаются психологические механизмы: становится устойчивым произвольное внимание, усвоение учебного материала происходит более успешно, память легче и надежнее удерживает информацию. Происходит саморегуляция психических процессов, от уровня сформированности которых, а также от знания учащимися своих психологических особенностей и умения их использовать в организации работы с различными учебными предметами зависит успешность учебной деятельности.

Следовательно, для успешной деятельности необходимы осознанная мотивация (для чего необходимо знать теоретические сведения по теме и научиться выполнять практическую работу), четко сформулированная цель урока, определенные (уточненные) способы достижения цели, план достижения цели и понимание предстоящего успеха деятельности, ощущение «ближайшей радости» от полученного результата.

Учителю необходимо создать условия для того, чтобы учащиеся испытывали как можно больше положительных эмоций при изучении тем курса «Технология»: смешные ситуации, задания в игровой форме, игровые проекты, соревнования, викторины, наглядность материала, разнообразие дидактического материала, интерактивные презентации, выставки работ, поощрение, похвала, стимулирование в разной форме — все это создает обстановку учения с увлечением, когда каждый учащийся стремится показать все лучшее, на что он способен.

Уровни сформированности: 

  1. — неумение довести работу до результативного завершения;
  2. — выполнение задания на низком уровне качества; возможно не завершение деятельности, или выполнение учебных действий в большей мере под руководством и контролем учителя с небольшой долей самостоятельности;

2— выполнение учебного задания частично под руководством учителя, проявление большей самостоятельности и волевых усилий, желание сделать работу качественно;

3 — выполнение задания полностью самостоятельно, в соответствии с намеченной целью, с осознанным выполнением пунктов плана, доведение работы до высокого уровня качества.

Показатель сформированности — умение самостоятельно осуществлять волевую регуляцию, самоконтроль, самооценку и самокоррекцию выполнения каждого пункта плана (тогда результат действий будет соответствовать поставленной цели). Умение довести начатое до завершения, желание выполнить работу с наивысшим качеством.

Приемы формирования умения самооценки (рефлексии) 

Рефлексией должны сопровождаться все этапы процесса самоорганизации учебной деятельности, так как главное требование — осознанность — выполняется только при овладении рефлексивным мышлением.

Понимание мотива деятельности (личностно или общественно значимого) позволяет определить личностно значимую цель деятельности. «Зачем я это делаю? Почему, для чего это мне нужно? Какой значимый результат я получу?» — на эти вопросы предстоит ответить учащемуся в начале любой деятельности, в том числе и учебной.

Анализ ситуации сопровождается самоанализом: что я знаю и умею, что я могу предъявить в данной ситуации, какие способы действий приведут к решению проблемы и достижению цели?

Осознанное планирование осуществляется с оглядкой на цель деятельности и возможные способы и методы, используемые для достижения цели. «Какие ограничения и возможности имеются (материальные и личностного плана)?», «Как наилучшим образом поэтапно реализовать задуманное, не разрушая уже достигнутого?», «Какие этапы плана наиболее значимы?» — эти и другие вопросы задают себе учащиеся при самостоятельном составлении плана деятельности.

Рефлексия целереализации способствует формированию самоконтроля и самооценки хода и результатов деятельности. Волевая регуляция, необходимая для выполнения плана в соответствии с поставленной целью, требует отлаженного механизма по самоконтролю и оцениванию выполнения каждого пункта плана. «Что уже мной достигнуто и что еще предстоит сделать?», «Какие мои личностные качества способствуют, а какие мешают реализации плана?», «Насколько качественно мной выполнена работа, все ли запланированное сделано?» — вопросы, на которые предстоит ответить субъекту обучения в процессе деятельности.

Рефлексия результатов деятельности (рефлексия как структурный компонент самоорганизации) включает умение анализировать результаты деятельности, сопоставлять с целью и, критически осмыслив, дать самооценку проделанной работе. «Достигнута ли цель деятельности?», «Что позволяет утверждать, что цель достигнута?», «Какие способы использовались и насколько они эффективны?», «Как можно было бы достичь лучших результатов?» — вопросы для самоанализа результата деятельности.

Уровни сформированности рефлексии: 

  1. — отсутствие умения рефлексивной самооценки;
  2. — самооценка не всегда адекватная, неумение сопоставить цель деятельности с реально полученным результатом;
  3. — достаточно грамотное соотнесение результата деятельности с целью, а также выбор адекватных критериев оценивания;

3 — самостоятельная обоснованная оценка результата деятельности, самокоррекция, самостоятельное выявление достоинств и недостатков планирования и способа деятельности.

Показатель сформированности — умение самостоятельно оценить ход выполнения и результаты деятельности с помощью адекватных критериев, умение анализировать достоинства и недостатки выбранных способов деятельности, самокоррекция планирования и результата деятельности.

 

Список рекомендуемой литературы

  1. Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2004.
  2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
  3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности. М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2008.
  4. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5—9 классы. М.: Просвещение, 2010.
  5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
  6. Синица Н.В., В.Д. Симоненко. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.

М.: Вентана-Граф, 2013.

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2013.
  2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009.
  3. Шамова Г.И., Давыденко Г.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
  4. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru
  5. Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru
  6. Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru
  7. Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://katalog.iot.ru
  8. Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru
  9. Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru