урок Русская народная тряпичная кукла"
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Попова Анна Валентиновна

Открытый урок  5класс "Русская народная тряпичная кукла"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkaya_narodnaya_tryapichnaya_kukla.docx229.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

"Русская народная тряпичная кукла»"





Предмет: Технология.

 Урок по учебному плану, 5 класс, Раздел «Материаловедение».

Форма урока: Комбинированный урок

Цели урока:

Образовательная – дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся с значением тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу;

Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

Воспитывающая – воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.

Оборудование и методическое оснащение:

  • Мультимедийное оборудование;
  • Презентация ;
  • Выставка «Тряпичная кукла»;
  • Инструкционная карта по изготовлению куклы «Вепсская»;
  • Инструменты и материалы для практической работы (ножницы, ткань, нитки, кружево, вата).

Ожидаемые результаты:

  • Усвоение знаний о традициях русского народа
  • Умение изготавливать тряпичных кукол из подручного материала

Этапы урока:

  1. Орг. момент
  2. Сообщение темы, целей урока.
  3. Повторение пройденного материала.
  4. Новый материал.
  5. Практическая работа
  6. Физ.минутка
  7. Закрепление изученного материала.
  8. Анализ и оценка работ, итог урока



Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка списочного состава класса.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы, целей урока.

Учитель: Вы любите играть в куклы? Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней.

Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит?

Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки.

III. Повторение пройденного материала.

Учитель:

-Где и из чего вырабатывают ткань?

-Какие виды волокон вы знаете?

-От чего зависят свойства тканей?

-Как называется профессия работника, изготавливающего ткань?

     - Как определить лицевую и изнаночную стороны ткани?

-Назовите направление нити ткани?

-По каким признакам определяют нити утка?

-Как определить долевую нить ткани?

-Как называется неосыпаемый край ткани?

-Назовите виды крашения ткани?

-Из какого растения производят хлопчатобумажные ткани?

-Какие свойства тканей вы знаете?

IV. Изучение нового материала.

Учитель: На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.

Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.

Вопрос к учащимся: А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?

Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

Вопрос к учащимся: Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?

Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.


Народные куклы делились на три группы:

  • Куклы-обереги;
  • Обрядовые куклы;
  • Игровые куклы.

Вопрос к учащимся: Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах? Презентация слайдов.

.

1. Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

Кукла на счастье
Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.

Пеленашка
Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.

«Кубышка-травница» 
Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни.

2. Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.

Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.

Неразлучники
Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было.

Сёмик и Семичиха 
Народные обрядовые куклы, олицетворяли собой хозяйственность, гостеприимство, порядочность. На праздник Троицы их вручали самым гостеприимным хозяевам.

3. Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы – талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления.

Учитель: На выставке представлены различные куклы.

И сегодня я предлагаю изготовить «Вепсскую куклу».

V. Практическая работа.

Учитель: Для изготовления куклы нам понадобится ткань белая и цветная, нитки, кружево, вата и ножницы. А так же инструкционная карта последовательного выполнения нашей куклы, которая поможет в её изготовлении.

Но прежде чем приступить к работе, а вы будете работать с режущими инструментами, что мы должны вспомнить? Верно, правила безопасной работы с ножницами .

Сегодня Вепсы – небольшая народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей. Вепсскую куклу матери делали из старых вещей без использования ножниц и иглы. Это правило соблюдал, чтобы жизнь ребёнка была «не резаная и не колотая. Эту куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы «согреть» её. После рождения ребёнка кукла Вепсская кукла висела над колыбелькой, охраняя малыша от порчи и сглаза. Когда ребёнок подрастал, её отдавали ему играть. Вепсская кукла – это образ замужней женщины. Вепсскую куклу называют ещё Кормилкой.

При изготовлении куклы можно составить опорную схему размышлений, в которой отразить основные его составляющие:

Учитель

  • потребность
  • себестоимость
  • безопасность труда (вводный инструктаж по технике безопасности)
  • эстетичность
  • технология изготовления
  • материалы и инструменты

Последовательный план изготовления тряпичной куклы.










hello_html_7b698e16.jpg












VI. Физ.минутка

VII. Закрепление изученного материала.

Учитель:

  • Как называется кукла, которую мы сегодня научились изготавливать? («Вепсская»)
  • Для чего она служила, какое было её назначение? (Она оберегала от болезней).
  • А с какими ещё тряпичными куклами вы сегодня познакомились? (Обрядовыми и игровыми).
  • Рассмотрите экспонаты нашей выставки и укажите, какие относятся к обрядовым, а какие к игровым и оберегам.

VIII. Анализ и оценка работ учащихся. Итог урока.

Учитель подводит итог урока, совместно с учащимися делает вывод, выставляет оценки.

Вывод: Если зайти в магазин детских игрушек, то, конечно, разбегается взгляд от обилия красивых кукол. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией, в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд. Такая кукла станет необычным подарком для ваших близких.

Вопросы:

  1. Скажите, пожалуйста, вам понравилось изготавливать тряпичную куклу?
  2. Вы сможете сделать такую куклу самостоятельно?
  3. Пригодятся вам в дальнейшем знания по изготовлению тряпичной куклы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла – закрутка»

Мастер класс  рассчитан на детей пятого класса, педагогов, родителей....

"Народная тряпичная кукла" презентация к занятию кружка "Умелые руки"

Презентация подготовлена для занятия по внеурочной деятельности (кружок "Умелые руки" 4 - 5 класс)....

Презентация к уроку "Народная тряпичная кукла на выхвалку"

Презентация знакомит учениц с девичьими народными тряпичными куклами....

Урок трудового обучения «Народная тряпичная кукла – закрутка».

Учебное занятие для учащихся 2-4 классов. Знакомит ребят с народной тряпичной куклой....

Мастер-класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы "колокольчик".

В мастер-классе описано пошаговое изготовление тряпичной куклы "колокольчик" с фотографиями....

Открытый урок по технологии: «Народная тряпичная кукла. Изготовление куклы «Выхвалка»» (5 класс).

Урок направлен на то, чтобы дать ученикам краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся с ролью тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу «...