Сценарий урока
план-конспект урока по технологии

Трофимова Татьяна Александровна

Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красниковская средняя школа»

Сценарий урока

ФИО: Трофимова Татьяна Александровна

Место работы: МБОУ «Красниковская средняя школа»

Должность: учитель технологии

Предмет: технология

Класс: 5

Тема и номер урока в теме: Снятие мерок для построения чертежа выкройки  фартука (2 урок)

Базовый учебник: Технология. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений В.М. Казакевич М. Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю .А.О..Просвещение 2019г..

Цели урока:

Предметные

научить правильному измерению фигуры человека;

показать необходимость учета особенностей телосложения и облика человека в целом;

Метапредметные

развивать у школьников пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки;

научить определять положение этих линий по отношению друг к другу (снимать мерки);

научить составлять описание модели фартука;

Личностные:

Реализация творческих способностей, пространственного воображения, эстетического вкуса, аккуратности и внимательности в работе;

Развитие речи, мышления, памяти, коммуникативных навыков, взаимного сотрудничества;

Формирование сознательного подхода к выбору профессии.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа с использованием проблемных и репродуктивных вопросов, обучение через деятельность, демонстрация, самостоятельная работа, практическая работа.

Инструменты и материалы (для учащихся): рабочая тетрадь, сантиметровая лента, линейка, карандаш, карточки с тестовыми заданиями, составленные по электронному практическому модулю «История фартуков».

Необходимое техническое оборудование: ПК, (подключенный к сети Интернет), мультимедийный проектор, экран, установленное на компьютере специальное программное обеспечение – проигрыватель ресурсов для воспроизведения учебного модуля.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

№ п/п

Этап урока

Действия  учителя

Действия  учащихся

УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока;

проверка готовности рабочих мест;

создание положительного настроя учащихся на урок

Слайд 1 

- Здравствуйте. Рада встрече с вами. Сегодня на занятии присутствуют все? Спасибо. Сегодня наш урок пройдёт в дружеской атмосфере. Прежде, чем начать урок, мне бы хотелось, чтобы вы настроились на работу.

Слайд 2 

Внимание на экран. Выберете (про себя) тот кружочек, который вам больше всего понравился и подходит под ваше настроение.

Теперь, поднимите руки те, кто выбрал зеленый кружочек. Вас ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Поднимите руки те, кто выбрал красный кружочек. Вы желаете учиться. 

Желтый кружочек – проявят активность.

Синий – будут настойчивы.

Подготовка класса к работе. Включаются в урок, во взаимодействие с учителем.

Коммуникативные:

умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем

Повторение изученного материала

Цель этапа:

Сконцентрировать внимание на основных понятиях изученного материала прошлого урока.

 - На прошлом уроке мы с вами познакомились с историей фартуков, рабочими фартуками людей самых разных старинных и современных профессий, в том числе и государственных деятелей. Сегодня я предлагаю закрепить материал с помощью тестирования.

Выполняют тестовое задание. Результаты теста записывают в тетрадь

Познавательные

Мотивационная основа учебной деятельности;

анализ, сравнение, обобщение.

Целеполагание и мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.  2 -3 мин.

Постановка проблемной ситуации при повторении изученного материала

Цель этапа:

подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

Слайд 3 

Давайте вспомним пословицы: Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Кроить – не шить, после не распорешь.

Как вы понимаете эти пословицы?

Как вы думаете, какие специалисты участвуют в изготовлении одежды (будь то фартук или другая одежда)?

- Что необходимо знать специалисту, чтобы сделать чертеж и выкройку?

- Как вы думаете, какая тема нашего  урока? Учитель уточняет ответы детей и формулирует тему урока.

Слайд 4 

Тема урока «Снятие мерок»

- Вы уже догадались, что нам с вами предстоит научиться шить кухонный фартук. Для этого мы с вами должны научиться делать выкройку (как это делает художник-конструктор). Чтобы сделать выкройку, нам необходимо снять мерки.

Вы знаете, как правильно снимать мерки с человека?

- Какие инструменты нам понадобятся для этого?

- Давайте с вами попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока , которую необходимо достичь в процессе изучения данной темы и построить план нашего сегодняшнего урока

Предполагаемые ответы: Сначала хорошо подумай, а потом говори; проверь работу, а потом отрезай. Во время раскроя надо быть очень внимательным, так как после вырезания деталей уже трудно будет исправить ошибки.

- Портные

-Художник-модельер,  художник-конструктор, швея

-Мерки человека, на которого шьется одежда

Пытаются формулировать тему, цель  и план урока.

- Сантиметровая лента

- Правила снятия мерок с фигуры человека для построения чертежа выкройки фартука.

-нет

Пытаются формулировать цель  и план урока.

Познавательные

формирование логических действий

Регулятивные

Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно.

Коммуникативные: 

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные

умение сотрудничать в совместном решении проблемы.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.  7 -8 мин.

Слайд 5

Вы сегодня знакомитесь с новым для вас приспособлением – сантиметровой лентой

Ребята, давайте выясним:

- у Вас одежда одного размера или нет? Как определить ваш размер?

- С помощью сантиметровой ленты мы можем узнать свой размер.

- Давайте проведем эксперимент, разделитесь на пары и с помощью сантиметровой лены узнайте свой размер одежды

ПРОБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

Задание: Измерьте себя и определите свой размер?

У кого какие результаты?

Кому удалось, а кому нет справиться с заданием?

Подумайте.

В каком месте испытали затруднения и почему?

Снимают мерки и записывают результат. Испытывая при этом затруднения

1-й шаг я не знаю?

2-й шаг – Сама постараюсь определить

Извлекают необходимую информацию из беседы с учителем (П);

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания по изучаемой теме. (П);

осознают свои возможности в учении. (Л);

научатся вступать в речевое общение,

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; слушать друг друга (Л);

планирование последовательности действий) (Р)

контроль - нахождение отличий своего результата с заданным эталоном; коррекция-внесение необходимых дополнений и корректив в план (Р),

сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Выявление места и причины затруднения. 5 -6 мин.

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует участие всех детей в поисковой деятельности.

Формулирует обобщенные вопросы.

В каком месте испытали затруднения и почему?

ЗАТРУДНЕНИЕ

Я не знаю правильного снятия и обозначения мерок.

Я не знаю правила определения линий.

Построение

проекта выхода

из затруднения 

Цель этапа:

обеспечение восприятия, осмысления нового материала

- Для того, чтобы выяснить все правила снятия мерок с фигуры человека, я предлагаю отправиться в мастерскую катушечки….

Ни какие измерения мы не сможем сделать, если не будем знать основные условные линии фигуры человека.

Слайд 6

Представим себе реку с гладкой поверхностью воды. Из воды на берег выходит девочка– линия воды находится на пересечения основания шеи и линии плеча.

Как называется данная линия …

Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин – эта линия называется…  

Потом вода дошла до самого узкого места фигуры и эта линия…

и ниже на 12 – 14 см. ниже линии талии будет располагаться линия …

На уровне середины колена проходит линия …

Мерки снимаемые по линиям записываются знаками.

Слайд 7

Условные обозначения мерок

Чтобы узнать по подробней, как правильно снимать мерки с фигуры человека, мы посмотрим информационный модуль в катушечкиной мастерской, обсудим материал, отвечая на поставленные в нем вопросы и запишем термины в рабочую тетрадь.

Просматривают информационный электронный модуль, отвечая на вопросы. Записывают основные понятия в тетрадь.  

Линия плеча

Линия груди

Линия таллии

Линия бедер

Линия колена

Дети думают, высказывают различные мнения, анализируют.

Коммуникативные: 

умение выражать свои мысли и аргументировать свой ответ;

осваивать культуру общения, слушать товарища.

Познавательные:

постановка и решение проблемы.

Личностные

учиться понимать точку зрения другого.

Физкультминутка

Цель этапа:занятия напряжения и усталости глаз на начальном этапе утомления.

Предлагает выполнить задания (гимнастика для глаз) для положительного эмоционального фона на уроке.

Слайд № 8-23

 Выполняют гимнастику для глаз под музыкальное сопровождение.

Коммуникативные осуществление совместной двигательной деятельности в группе.

Первичное закрепление изученного материала

Цель этапа: 

усвоение учащимися знаний по теме

- Для того, чтобы закрепить все правила снятия мерок с фигуры человека, которые вы сегодня узнали,  предлагаю выполнить контрольное задание.

Выполняют контрольное задание (открывают ноутбуки и выполняют тестовую работу).

Проводят коррекцию ошибок при проверки заданий.

Коммуникативные 

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

осваивать культуру общения, слушать товарища.

Личностные 

умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Применение знаний и формирование умений и навыков

Практическая работа «Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука».

 

Цель этапа: закрепить  полученные знания (применение нового знания в задании)

- Ребята, где шьют одежду? 

Сейчас мы с вами отправимся в ателье по пошиву одежды. Каждый из вас будет в роли заказчика и приемщика заказа. Для этого вы разбиваетесь на пары. Сначала 1 ученик снимает мерки (приёмщик заказа) со второго (заказчик) и  записывает их в тетрадь в виде таблицы, затем меняемся ролями.

Слайд 23-28

И на последок….

Чтобы узнать свой размер нужно

Слайд29

ОГ2 = размер одежды

Предполагаемый ответ:

- Ателье

Самостоятельная работа учащихся

Коммуникативные: 

строят речевое высказывание, сравнивая его с эталоном

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка - выделение и осознание усвоенного материала.

Личностные

учиться понимать точку зрения другого,

работая в группе.

Постановка домашнего задания

К следующему уроку повторить основные понятия и термины связанные с темой «Снятие мерок для построения чертежа фартука». Слайд 23.§ 15, задание 15, п. 2,3.Снимите мерки с родственников и определите их размер. Принести: чертёжные инструменты (карандаш, линейку (мм), ластик), бумагу для выполнения чертежа.

Слайд №20

Выставление оценок.

Записывают домашнее задание

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

- Вы прекрасно сегодня поработали, и думаю, узнали много нового. Посмотрите на экран, выберите тот цвет и запись в нем, который больше всего подходит к вам. (Детям предлагается поднять руки, кто выбрал красный кружок, синий, зеленый и желтый.) А теперь предлагаю высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде.

Слайд №18-19

 

Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат.

Регулятивные

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках французского языка в начальной школе.(Сценарий урока-конкурса по теме"осень"во 2 классе.)

Уроки-конкурсы в начальной школе можно использовать для проверки усвоения пройденного материала, для оптимизации процесса повторения, для осуществления принципа коммуникативной направленности изучения...

Сценарий урока "Построение чертежа основы фартука" с презентацией и технологической картой урока

Тема изучается на третьем занятии раздела «Конструирование и моделирование». Урок имеет важней шее значение в дальнейшем обучении учащихся, т. к. изучаются основы черчения и конструировани...

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

Сценарий урока "Первая мировая война". Создаем учебный фильм. Урок-проект. 9 класс.

Конспект урока в 9 классе по теме "Первая мировая война". Урок выстроен с учетом требований новых стандатртов. Включает 4 этапа:этап актуализации знаний, этап - построение учебной задачи, этап - решен...

Сценарий урока в 10 классе «Щелочность мыла. Валеологический подход к выбору туалетного мыла» Проблемный урок с элементами исследования. 10 класс

Рассмотреть роль химии в повседневной жизни человека; выявить причинно-следственную связь между составом, строением и свойствами син­тетических моющих средств (на примере туалетного мыла), действие мы...

Использование традиционных народных праздников как средства воспитания на уроках английского языка. Сценарий урока-праздника.

Урок-праздник как пример использования народных традиций для реализации воспитательной функции урока английского языка....