открытый урок "Служебно - деловой этикет".
план-конспект урока по технологии (8 класс)

Минеева Елена Геннадьевна

Конспект урока по технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_mineeva_e.g.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Минеева Елена Геннадьевна,

учитель технологии

МОУ «СШ №2»  г. Николаевска

Волгоградской области

План – конспект урока

«Служебно – деловой этикет».

Предмет «Технология».

Раздел: ИМИДЖ И ЭТИКЕТ СОВРЕМЕННОГО ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА.

Класс:    8.

Место урока в разделе:  3-ий урок по теме.

Тип урока: изучение нового материала с элементами практического закрепления.

Цели урока.

  1. Обучающие:
  • Сформировать у учащихся представление об этикете, его видах;
  • Знать особенности взаимоотношений при деловом общении;
  • Закрепить приёмы ведения деловой беседы и написания делового письма;
  1. Развивающие.
  • Способствовать развитию речи у учащихся;
  • Развивать умение анализировать, сравнивать и выделять главное;
  • Способствовать формированию и развитию познавательного  интереса к предмету, развивать умение применять полученные знания на практике;
  1. Воспитывающие.
  • Воспитание коммуникативных качеств личности;
  • Воспитывать навыки культуры общения.

Оборудование:  учебник, тетради, опорные сигналы по теме, образец написания делового письма, термины, пункты правил, компьютер, проектор, диск с презентацией.

Формы работы на уроке:  индивидуальная, в малых группах.

ХОД УРОКА:

Этапы урока

Задачи этапа

Методы, используемые на этапе

1-ый этап –

адаптационный

  1. Адаптация учащихся к учебной деятельности на уроке.
  2. Анализ имеющихся у детей знаний об этикете.

Ведущий метод – эвристическая беседа.

Включение в практическую работу

(предложение принять участие в разработке деловой беседы по темам)

2-ой  этап –

теоретический

Изучение нового материала.

Метод объяснения учителя с элементами беседы;

работа по сигналам и пунктам правил.

3-ий этап-

практический

Применение полученных знаний на практике.

Проблемное задание (составить деловую беседу по заданной тематике в группе);

практическая работа.

СОДЕРЖАНИЕ  УРОКА

Действия

Содержание

Время

45 мин.

Адаптационный этап

Теоретический этап

Работа по учебнику

«Лови ошибку!»

Практический

Этап

Рефлексия

Домашнее

задание

На доске - тема урока «Служебно – деловой этикет».

Учитель: На прошлых уроках мы говорили с вами об имидже сотрудника, работающего в офисах и фирмах. Давайте представим себе, что вы являетесь сотрудниками одной из престижных фирм. Каким бы вы хотели видеть себя в роли сотрудника?

Ученики: деловым.  Успешным.

Учитель: что значит успешный?

Каким образом можно добиться успешности?

Ученики: когда хорошо работаешь, знаешь своё дело. Выполняешь грамотно свои обязанности.

Учитель: верно, но это зависит от квалификации работника. А ещё когда у вас на работе складываются хорошие отношения, когда с вами приятно работать другим людям? Когда вы сможете пользоваться авторитетом и уважением своих коллег?

Ученики: когда мы умеем общаться, умеем себя вести на работе, правильно ведём себя с окружающими людьми.

Учитель: совершенно верно. Об этом мы с вами и будем вести сегодня разговор. О чём конкретно будем говорить на уроке?

Ученики:  о правилах общения, познакомимся с особенностями взаимоотношений сотрудников и руководителей, будем учиться ведению деловой беседы. Учитель: Верно. Тема нашего урока: «Служебно-деловой этикет».

Этикет – правила хорошего тона. Явление исторически изменчивое. (цитата  Д.С. Лихачёва)

(ученик зачитывает полную цитату из дополнительного источника).

ЭТИКЕТ

Дипломатический         гражданский            гостевой

                    Придворный               свадебный

                             Телефонный               служебно-деловой

Найдите, как  в учебнике расшифровывается понятие «Этикет»?

 Работа учащихся:

Служебно-деловой этикет – это свод определённых правил поведения, принятых в сфере производства, услуг, культуры, науки, то есть в сфере вашей профессиональной деятельности.

В любых жизненных ситуациях надо стремиться к хорошим отношениям со всеми, даже если сталкиваешься с человеком на короткое время. Буфетчица, вахтёр, повар в столовой – всё это сотрудники, с которыми мы сталкиваемся и быстро расходимся каждый день. Можно пройти мимо не обратив внимания, а можно поздороваться, улыбнуться, сказать несколько приятных слов.   Каждый из нас создаёт из себя определённый образ, как сейчас говорят – имидж. Создавая свой образ, мы думаем, как мы выглядим в глазах окружающих.

Учитель: Американский психолог Дейл Карнеги в своей книге «Как завоевать друзей и оказать влияние на людей» предложил шесть правил искусства нравиться. Давайте разберём их.

(Учащиеся самостоятельно знакомятся с правилами в учебнике и выделив главное, перечисляют их).

Учитель изображает правила графическими  (готовыми) рисунками на доске.

1. Искренне интересоваться другими людьми.   ?

2. Улыбаться людям.                                              улыбка

3. Обращаться к собеседнику по имени.                имя

4. Уметь слушать собеседника.                                  ухо

5. Говорить с собеседником о том, что его интересует.

                                                                                  Лицо ?

6. Внушать друзьям сознание их собственной значимости, но делать это искренно.                                                 !

Скажите, для кого больше подходят эти правила, руководителям или подчинённым?

Ученики:   для всех, все могут пользоваться.

Учитель: верно, но есть и особенности взаимоотношений руководителя и сотрудников между собой.  

Предпочтительно руководителю обращаться к сотрудникам по имени и отчеству. Либо по фамилии, но с добавлением слов товарищ или господин, в зависимости от принятого стиля отношений в коллективе.  Не стоит обращаться к подчинённым по имени да ещё в сокращённом варианте на американский манер. Это говорит о легковесном подражательстве. В нашей стране принято обращаться по имени и отчеству, такова наша традиция. По имени можно обратиться к ближайшим сотрудникам, если они молоды и сами не возражают против такого обращения.

(презентация  по теме)

МУЖЧИНА – ЖЕНЩИНА

МЛАДШИЙ – СТАРШИЙ

НИЖЕСТОЯЩИЙ – ВЫШЕСТОЯЩИЙ

РУКОВОДИТЕЛЬ – ПОДЧИНЁННЫЙ

(правильные варианты ответов после пояснения детей высвечиваются на слайдах).

Вопрос для всех:  кто первым из перечисленных категорий сотрудников должен поздороваться?

Учащиеся дают ответ, учитель поясняет и подчёркивает правильный ответ.

Учитель: в каких случаях принято стучать, перед тем как войти в кабинет?

Ученик: Воспитанные и деловые люди не открывают дверь служебной комнаты без стука. Постучать надо обязательно, но войти, можно не дожидаясь ответа на свой стук. В деловом мире принято, что только секретарь может войти в кабинет своего начальника в случае приглашения, без стука. Но и здесь могут быть свои исключения.

Учитель или сообщение ученика :

  В управленческих отношениях всегда следует соблюдать иерархию. Руководителю необходимо быть предельно корректным. Соблюдайте принцип эмоциональной нейтральности к подчинённым, то есть никого не следует выделять даже тоном речи. Руководитель обязан, относится ко всем сотрудникам ровно и сдержанно, вне зависимости от личных симпатий и антипатий. Теперь проверим, как вы усвоили новый материал.

Учитель:  Сейчас вы прослушаете запись одного рассказа «Моё утро  на рабочем месте». Ваша задача – внимательно прослушав, проанализировать и выделить допущенные ошибки в рассказе. Чтобы вам было легче, скажу, что ошибок пять. Итак, взяли ручки, и делаем записи в тетради.  

(Был обычный рабочий день в офисе. Николай Петрович, коммерческий директор предприятия вошёл в кабинет, где работали наши программисты. «А, Серёжа, здравствуй. Рад тебя видеть. Ну как ты добрался после вчерашней вечеринки? Как дела дома? Зайди ко мне, поговорим. Затем Николай Петрович подошёл к Ирине Васильевне и сказал: «Ирина Геннадьевна, я просил Вас срочно подготовить документацию, но что, а воз и ныне там? Я сколько могу ждать,  когда вы выполните поручение?» Ирина Васильевна, краснея, поднялась с места и не громким голосом ответила: «Николай Петрович, все документы у Вас на столе. Я подготовила их вчера и сразу отдала Вам, может Вы не помните?» «А, ну да, точно». Николай Петрович спокойным шагом отправился в свой кабинет.

                          ПОСЛЕ  ПРОСЛУШИВАНИЯ

Кто смог найти в тексте  5  ошибок?  Поднимите руки.

Кто обнаружил  4,  3. Какие ошибки были допущены? Перечислите. (не поздоровался, не соблюдал принцип эмоциональной нейтральности, не верно назвал сотрудницу по отчеству, грубо говорил, не извинился, хотя был не прав.)

Молодцы.

Следующий наш этап – мы познакомимся с правилами ведения деловой беседы. Правила этикета гласят: необходимо выслушивать собеседника, не перебивая и не прерывая, не отвлекаясь на другие дела. Похвала, восхищение, интерес, благодарность – не только проявление воспитанности и знание этикетных норм, но и показатель уважительного отношения к собеседнику. Чтобы научиться деловому эффективному общению надо обратить внимание на риторику, дикцию, интонацию. Вот несколько принципов делового общения:

Надпись на доске.

Большую информацию можно почерпнуть в результате наблюдения за ходом делового контакта, различных внешних проявлений (стиль, манера, одежда, жесты, мимика). Эта бессловесная информация иногда даёт больше, чем словесная. Надо правильно её понимать и учиться её читать. Но не забывать при этом, что вы тоже являетесь объектом пристального внимания и наблюдения.

 

Подготовить и провести деловую беседу в группах  по  темам:

«Купля – продажа  автомобиля»,

«Купля – продажа  дома»,

«Собеседование при устройстве на работу»,

«Обсуждение пунктов брачного договора».

На это вам даётся 3 минуты, затем мы прослушаем некоторые варианты.

(план или пункты беседы даны как алгоритм  для каждой группы).  На подготовку – 5 минут.

СЛУШАЕМ  ВАРИАНТЫ  БЕСЕД   -    5  МИНУТ.

Заслушав варианты, можно поставить оценки в зависимости от правильности и полноты ответов, от степени участия в работе на уроке.

Кому что-то не понятно по теме урока?

Кому было сложно выполнить какое либо задание в течение урока? Какие именно? Почему?

- Какие задачи ставили на уроке?

-Удалось ли решить поставленные задачи?

_ Что нужно сделать ещё?

_ А всегда ли при общении можно использовать правила общения, опираясь на данные схемы?

-Почему?

-Да, это и будет нашей следующей целью.

- Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом?

А кому надо ещё прочитать и  уяснить какие-то элементы темы? (можно назвать поэтапно)

Домашнее задание: § 19. Знать содержание  параграфа.

Составить деловое  письмо по теме: «Договорённость об открытии лечебной клиники».

(алгоритм  написания в учебнике)

Подготовить индивидуальные сообщения о правилах

  1. телефонного;
  2. свадебного;
  3. гостевого этикета.

Задания индивидуально и дифференцированно.

Урок окончен. Спасибо за активную работу на уроке.

4 мин.

20 мин.

5 мин.

4 мин.

3 мин.

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Деловой этикет"

Правила делового этикета....

Программа элективного курса по русскому языку "Деловой этикет, или Язык деловых отношений"

Программа  элективного курса для профильного обучения в старших классах предусматривает рассмотрение вопросов, связанных с особенностями  делового стиля общения....

Современный деловой этикет

Внеклассное мероприятие...

Служебно-деловой этикет.

Дать понятие деловому этикету......

Презентации к элективному курсу "Деловой этикет"

Данные презентации можно использовать для организации элективного курса, классных часов для старшеклассников....

Программа элективного курса "Деловой этикет, навыки делового общения"

Программа «Деловой этикет, навыки делового общения» носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим, индивидуальным подходом учител...

Методическая разработка на тему: "«Законы делового письма (правила делового этикета)» Урок развития речи в 7-ом классе

Цели:1.Продолжить работать над знанием учащимися официально- делового стиля языка.2.Освоить типовые модели коммуникации в деловой сфере (деловое письмо).3.Помочь учащимся осознать важность умения влад...