Методическая разработка открытого занятия "Лепка из жгута"
план-конспект по технологии

 Развитие творческого потенциала у детей - это актуальная проблема современной педагогики.

Одним из направлений в развитии творчества детей является ознакомление их с предметами декоративно-прикладного искусства русского народа сделанных из глины. Глина - один из самых распространенных природных материалов, издревле используемых  людьми для изготовления различных предметов обихода. Работа с глиной дает большие возможности для творчества и эксперимента, способствует развитию  воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. И, что немаловажно  в процессе ознакомления с изделиями из глины расширяются знания детей о быте русских людей их традициях.

Творческий процесс отвлекает  детей от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Занятия по гончарному делу способствуют решению коррекционных задач: развитию наглядно-образного мышления, мелкой моторики рук, зрительной и двигательной памяти. Работа с глиной прекрасно развивает тактильные и моторные навыки, чувство формы и объема.


Цель:

-Формирование у обучающихся представления о связи эстетических и функциональных качеств емкостей для хранения бытовых предметов;

-

-Формирование творческих способностей детей через приобщение их к истокам декоративно-прикладного искусства;

-Совершенствование навыков работы с глиной;

-Развитие творческого воображения детей

Задачи урока:

Воспитательные:

- прививать интерес к декоративному изобразительному искусству;

- воспитывать любовь к прекрасному;

- уважение к творческому наследию русских мастеров.

Образовательные:

-Познакомить детей с основами лепного мастерства и образцами народно-прикладного искусства, выполненными из глины.

Развивающие:

-развивать навыки лепки из глины;

-Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.metod_.razrabotka_otkr_urok._titova_e.s.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы «Золотой ключик»

 «Станция юных техников»

Методическая разработка

открытого урока в объединении «Лепная мастерская»

«Лепка из жгутов. Овощи и фрукты.

Красочное декорирование»

Автор:

Титова Екатерина Сергеевна,

педагог дополнительного образования

Нижний Новгород

2022г.

План-конспект открытого занятия в объединении «Лепная мастерская»

«Лепка из жгутов. Овощи и фрукты.

Красочное декорирование»

Педагог: Титова Екатерина Сергеевна

Пояснительная записка.

 Развитие творческого потенциала у детей - это актуальная проблема современной педагогики.

Одним из направлений в развитии творчества детей является ознакомление их с предметами декоративно-прикладного искусства русского народа сделанных из глины. Глина - один из самых распространенных природных материалов, издревле используемых  людьми для изготовления различных предметов обихода. Работа с глиной дает большие возможности для творчества и эксперимента, способствует развитию  воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. И, что немаловажно  в процессе ознакомления с изделиями из глины расширяются знания детей о быте русских людей их традициях.

Творческий процесс отвлекает  детей от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Занятия по гончарному делу способствуют решению коррекционных задач: развитию наглядно-образного мышления, мелкой моторики рук, зрительной и двигательной памяти. Работа с глиной прекрасно развивает тактильные и моторные навыки, чувство формы и объема.


Цель:

-Формирование у обучающихся представления о связи эстетических и функциональных качеств емкостей для хранения бытовых предметов;

-

-Формирование творческих способностей детей через приобщение их к истокам декоративно-прикладного искусства;

-Совершенствование навыков работы с глиной;

-Развитие творческого воображения детей

Задачи урока:

Воспитательные:

- прививать интерес к декоративному изобразительному искусству;

- воспитывать любовь к прекрасному;

- уважение к творческому наследию русских мастеров.

Образовательные:

-Познакомить детей с основами лепного мастерства и образцами народно-прикладного искусства, выполненными из глины.

Развивающие:

-развивать навыки лепки из глины;

-Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение;

Материально-техническое обеспечение, оформление:

Для достижения поставленной цели и задач необходимо использование на занятии:

- Ноутбук для презентации

- Глина

- Стеки для обработки глины

- Ножницы

- Зубочистки

- Скалка

-Клеёнки

-Блюдце для воды

-Краски и кисти

Методические советы на подготовительный период

Педагогу перед началом занятия следует подготовить рабочее место:  

  • включить ноутбук для показа презентации
  • Подготовить весь необходимый материалы

План проведения занятия.

1. Организационный.

2. Теоретическая часть. Введение. Вступительное слово учителя. Презентация

3. Ознакомление с новым материалом. Изложение нового материала

4. Практическая работа

5. Подведение итогов урока. Анализ работ учащихся

6. Уборка рабочих мест.

Подробный ход занятия.

Организационный.  Приветствие. Проверка рабочих мест и готовности к уроку.

Теоретическая часть:

Ребята, тема нашего сегодняшнего урока: Лепка из жгутов. Овощи и фрукты.

Красочное декорирование. Для её создания мы с вами сначала разомнём нашу глину.

Процесс работы начинается с подготовки глины. Здесь важно учесть несколько тонкостей:

Подготовьте однородную, не слишком влажную глину.

От качества материала будет зависеть качество итогового изделия. Определитесь с необходимым вам количеством материала.

Многие люди любят мастерить красивые поделки из глины. Данный материал позволяет делать своими руками самые разные декоративные изделия. Сегодня мы поговорим о том, как делать своими руками такие поделки в форме овощей и фруктов.

Теперь мы рассмотрим различные варианты изготовления таких поделок.

Овощи.

Из глины можно слепить своими руками фигурки в виде различных овощей.

Кабачок. Чтобы сделать такую поделку из куска формируется капля продолговатой формы длиной около 3-4 см. Из другого кусочка формируется капля меньшего размера. К зауженной части первой заготовки аккуратно прикрепляют зеленый элемент. Все излишки лучше сразу отрезать маленькими ножницами. При помощи зубочистки либо иголки со стороны зеленой части делают маленькие неглубокие вмятины. Далее берется ещё один кусочек, из него необходимо сделать маленький шарик, его слегка сплющивают и крепят ровно посередине.

Морковь. Чтобы изготовить такой овощ, надо взять кусочек глины. Из него формируют каплю продолговатой формы длиной примерно в 3-4 см. после этого на округой части сделанной заготовки нужно сделать широкое отверстие при помощи иголки либо зубочистки. Позже берется глина. Из нее лепят небольшую каплю длиной не более 0,7 см. С одной стороны на этом кусочке делают маленькие надрезы, в итоге получается морковная ботва. Ее крепят в сделанное ранее отверстие в оранжевой заготовке. Стеком  на моркови делают небольшие надрезы.

Тыква. Сначала нужно взять небольшой кусочек глины. Из него формируют шарик диаметром около 2 см. После этого в верхней части этого шарика стекой продавливают углубление. При помощи иголки по всей поверхности глиняной заготовки делают ровные продольные бороздки. Одновременно с этим берется глина. Из нее формируют маленький аккуратный шарик. Затем его надо будет немного сплющить пальцами. Ровно посередине сплющенного шарика крепят мелкий отросток. Полученную деталь аккуратно крепят в углубление.

Помидор. Для создания такого овоща надо взять глину. Из небольшого кусочка формируют шарик диаметром не более 2 см. Затем от центра верхушки материал продавливают, чтобы получилось маленькое углубление. Далее нужно подготовить ещё кусочек глины. Из нее делают несколько мелких тонких капелек. Из того же материала лепят шарик и сплющивают его пальцами. По краю такого шарика крепят капельки. В таком виде деталь крепится на верхушку помидора.

Картофель. Из готовой массы создают продолговатый овал длиной не более 3см. На поверхности заготовки делают мелкие углубления в хаотичном порядке.

Огурец. Из кусочков формируется единый пласт. Из полученного кусочка лепят овальную продолговатую фигуру. Затем стеком делаем точки на изделии.

Лук. Скатываем ровный шарик диаметром не более 2 см. При скалки раскатывают пласты бежевого и белого цвета, их толщина должна быть одинаковой. После этого полученные пласты аккуратно нарезаются на прямоугольники одинакового размера. Затем заготовки накладываются друг на друга. Также нужно нарезать полосатый прямоугольник на тонкие одинаковые полоски. Полосатыми срезами обворачивают шарик. Можно подвернуть часть глины наверх с одного конца, чтобы получился хвостик лука. С противоположной стороны при этом делают небольшое углубление при помощи иголки.

Фрукты

В данном случае можно сделать следующие изделия.

Бананы. В этом случае из глины лепят несколько небольших жгутиков, после их разрезают на продолговатые заготовки. Каждый кусочек загибают в форме банана. Затем готовые элементы соединяют в одну связку.

Виноград. Для его создания берется глина, из нее лепят небольшой овал, зауженный к концу, это будет гроздь. На нее нужно налепить маленькие глиняные шарики.

Апельсин. Из глины скатывают шарики. Чтобы придать их поверхности легкую шершавость, используется щетка с мелкими зубчиками. В середине с одной стороны шариков формируют углубление при помощи иглы.

Из полученных фруктов и овощей лучше сделать яркую и красивую композицию. Для этого из глины мы слепим ящички. В них выкладывают готовые детали. Все детали будут распределены по цветам.

Практическая часть:

Так, приступим. Для работы нам понадобится: кусок подготовленной глины, стеки, блюдце с водой, ножницы, зубочистки, скалка, клеёнки, краски, кисти.

Сначала мы сделаем наши ящички. Для этого нам нужно раскатать пласт, вырезать из него прямоугольник. Это будет наше дно. Затем начинаем делать стенки. Всего ящичков будет 6. Каждый будет соответствовать какому-либо цвету. Стенки мы будем делать из жгутов. Для этого нам нужно раскатать небольшие колбаски. Всего колбасок будет 27 штука. 9 Больших, 6 средних и 12 маленьких. Когда мы раскатали все колбаски, то начинаем прикреплять их.

Когда наши стенки готовы, то можно уже выбирать будущий цвет для наших ящичков. В соответствие с цветом мы сделаем наши фрукты и овощи.

Например:

Красный- яблоко, помидор, перец

Белый- чеснок, капуста

Желтый- банан, лимон

Оранжевый- апельсин, тыква, морковь

Фиолетовый- лук, баклажан

Зеленый- огурец, капуста

Вообще может быть множество вариантов и дети выбрали себе вариант, который им нравится больше.

Мы сделали овощи и фрукты, теперь нужно подождать, когда изделие высохнет и приступить к красочному декорированию.

И вот всё готово. У нас получилась очень красочная работа, которую в будущем можно использовать как игру для деток помладше.

Методические советы на период проведения занятия

Развивая интерес к прикладному искусству, следует быть внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания. Необходимо практиковать игровые формы обучения, посещать музей, рассматривать образцы декоративно-прикладного искусства.  В конце каждой темы рекомендуется организовывать выставку детских работ. Это повысит эффективность работы каждого ученика в отдельности, а так же повысит интерес самого ученика к делу. Так же не стоит забывать о смены деятельности во время урока, чтобы обучающиеся были более внимательны и не уставали во время занятия.

Методические советы на период подведения итогов

Подведение итогов очень важная часть занятия. Обязательно нужно поинтересоваться понравилось ли занятия ученикам, было ли оно интересным и полезным для них. Задать вопросы по теме, чтобы оценить качество усвоения материала и для себя отметить какие моменты следует повторить на следующем уроке. Подведение итогов играет важную роль в закреплении пройденного материала.

Литература.

  1. Козакова Т.Г. Развивайте у детей творчество. Просвищение-1985г.
  2. М: Педагогика,1990г.
  3. Комарова Т.С. Условие и методика детского творчества-1994г.
  4. Соломенникова О.А. Радость творчества. Мозайка-Синтез-2006г.
  5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красная изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее. Детство-Пресс,2000г.
  6. Усова А.П. Русское народное творчество.- М,1961г.
  7. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. -М,1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

Сохранение тембровой окраски мелодической линии на протяжении всего музыкального произведения...

Методическая разработка открытого урока по немецкому языку "Старый немецкий город"

Данная методическая разработка создана с целью приобщить учащихся к культуре страны изучаемого языка, расширить кругозор учащихся, научить детей рассказывать о городе, в частности, в умении назвать и ...

Методическая разработка открытого занятия

Содержание методической разработки     Пояснительная записка   Методическая карта занятия   Обеспечение занятия   Структура занятия   План занятия ...

Методическая разработка открытого урока на тему "Artificial Intellect\'\'

Открытый урок для студентов технических специальностей на тему "Искусственный интеллект""....

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "День открытых дверей"

Сценарий Внеклассного мероприятия "День открытых дверей", фотографии...