Вязание как разновидность декоративно-прикладного искусства, формирующего творческую личность.
статья по технологии (6 класс)

Погодаева Инна Вячеславовна

Вязание как разновидность декоративно-прикладного искусства, формирующего творческую личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vyazanie.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

Вязание как разновидность декоративно-прикладного искусства, формирующего творческую личность.

В наши дни из-за всё ускоряющегося ритма жизни и всевозможных стрессовых ситуаций, поджидающих нас на каждом шагу, человеку необходимо найти какую-то сферу деятельности, отдушину или хобби для того, чтобы заниматься любимым делом, которое способно вдохновлять и приводить его в состояние покоя и равновесия.

В этом отношении вязание как нельзя лучше подходит для этой роли. Оно способно погрузить человека в состояние медитации. В своей книге «Медленное вязание» Х. Тиссен утверждает, что занимающийся вязанием ввязывает в полотно свою жизнь.

Вязание является не только времяпрепровождением, изготовлением практичных вещей, но и деятельностью, в процессе которой рождаются какие-то мысли, реализуются какие-то творческие задумки и происходит своего рода медитация. Ведь вязание – это не просто занятие, конечной целью которого становится результат, но и то, что оно приносит удовлетворение и удовольствие. Так происходит погружение в состояние, когда жизнь как бы замедляется, и человек получает наслаждение от каждого её момента.

Кроме того, итогом этого процесса являются вязаные вещи, в которые были вложены творческая фантазия и интуиция, которые отражают индивидуальность. Эти изделия, в отличие от стандартной, яркой и быстро надоедающей массовой продукции, будут долго радовать своим неповторимым своеобразием и придавать необъяснимый шарм внешнему облику того, кто будет их носить.

Вязание позволяет воплотить задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и фасона изделий. В связи с этим вязание сегодня не утратило своей актуальности. В моде всегда будут вязаные аксессуары в виде сумок, рюкзаков, шляпок и беретов, перчаток, поясов, кошельков и многого другого. Осенью и зимой вязаные изделия приобретают особую актуальность.

Вязание является процессом изготовления изделия или полотна (чаще всего фрагментов одежды или предметов интерьера) из одной или нескольких нитей при изгибании их в петли и соединении петель друг с другом с использованием инструментов: вязального крючка, спицы, иглы, вилки, - или специальной машины. Вязаные носки, найденные в коптских гробницах, датируются IV – V вв., а самые древние вязаные изделия американского континента обнаружены в Перу.

В 1867 году Уильямом Фелкиным была представлена гипотеза, которая констатировала, что вязание было известно ещё во времена ведения Троянской войны. По мнению Фелкина, убор, который героиня «Одиссеи» Пенелопа распускала каждую ночь, на самом деле не ткался, а вязался, так как только во втором случае распущенная нить не подвергается деформации и сам процесс не требует большого количества времени.

При вязании используется большое разнообразие пряжи: льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, синтетическая, смесовая, фасонная. Шерстяные волокна имеют более широкий спектр фактур, представляющих:

- ангору – кроличью шерсть (ангорский кролик);

- альпаку – шерсть альпаки или ламы;

- овечью шерсть от первой стрижки (Мериносовую шерсть, Шотландскую, мохер);

- кашемир – шерсть индийской козы.

В процессе вязания пользуются металлическими, пластиковыми, деревянными, бамбуковыми, прямыми, двусторонними, круговыми спицами, крючком.

Выделяют основные техники вязания:

Петля воздушной цепочки: Это базовая техника, которая используется для создания основы для многих вязаных изделий. Вы создаете ее, наматывая пряжу на крючок или спицу и затем передвигая ее через другую петлю.

Полустолбик без накида (пбн): Эта техника позволяет вам создавать плотные и красивые изделия. Она выполняется вставлением крючка или спицы в петлю, захватыванием пряжи и созданием петли, а затем завершается вязанием всех петель.

Столбик с накидом (сн): Это важная техника для создания узоров и отделок. Она включает в себя создание накида перед выполнением столбика, что придает изделию дополнительную текстуру и узор.

Убавления и прибавления: Эти техники используются для создания формы и размера изделия. Убавления (например, убавление при помощи снятия) уменьшают количество петель, а прибавления (например, прибавление с накидом) увеличивают его.

Основными видами вязания считаются следующие:

Рельефное вязание: Этот стиль вязания создает объемные узоры и текстуры на поверхности изделия. Он включает в себя использование передних и задних столбиков, а также убавлений и прибавлений, чтобы создать трехмерные узоры.

Круговое вязание: Круговое вязание позволяет вам создавать круглые изделия, такие как шапки и носки, без швов. Оно выполняется на круговых спицах или крючке и требует навыков работы с малыми кругами.

Косые столбики: Эта техника вязания позволяет вам создавать диагональные узоры и текстуры. Она особенно полезна для создания шарфов, пледов и других уютных изделий.

Вязание - это искусство, которое требует терпения и практики. Наши современницы предпочитают такие виды шарфов, как снуд, труба, шарф-палантин, классический длинный вязаный шарф.  Чем большую длину он имеет, чем больше оборотов вокруг шеи можно сделать, тем лучше. В настоящее время в моде яркие шарфы, вязаные спицами из ангоры и мохера, причем вязка может быть самой разной. Неповторимое сочетание головного убора и шарфа модницы всего мира считают и востребованным благодаря практичности и комфорту.

Декоративно прикладное творчество (вязание)  в школе формирует общую культуру личности детей и подростков, развивает творческие способности, создает условия для самореализации и самоорганизации личности подрастающего поколения. Все это способствует обеспечению дальнейшей жизненной успешности человека, профессиональному становлению подрастающего поколения.

Вязание как деятельность  дает возможность через обучение школьников, формировать их духовный, нравственный, эстетический мир, наблюдать и анализировать творческий рост обучающихся, а также влиять на профессиональный выбор подростков.

Список литературы

  1. Волшебный клубок: Новые узоры для вязания крючком. – М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 512с.
  2. Лепина Т.М. Техника вязания и плетения, Санкт-Петербург, «ЭГОС», 1993.
  3. Максимова М.В. Азбука вязания, Москва, Легпромбытиздат, 1992.
  4. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Быстрый крючок. – М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 88с.
  5. Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком. Книга для начинающих, Москва, «Просвещение», 1991
  6. Царук В.В. Вязание, Киев, «Рэклама», 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарь-справочник Вязание крючком и декоративно-прикладное творчество

Словарь-справочник включает в себя не только определение понятий из области  декоративно-прикладного творчества, но и иллюстрированные справочные сведения практического характера.В сп...

Статья по теме:«Использование традиций русского декоративно – прикладного искусства в развитии творческих качеств личности».

В статье раскрывается применение проектной деятельности на уроках технологии как средства развития и воспитания личности посредством приобщения к неистощимому источнику русского народного прикла...

Декоративно-прикладное искусство — вязание. Материалы и инструменты вязания.

Формирование знаний об использовании вязания в быту на различных этапах развития истории ...

Формирование творчески активной личности, через приобщение к декоративно – прикладному искусству

Формирование творчески активной личности, через приобщение к декоративно – прикладному искусству Введение « Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как ...

Роль декоративно-прикладного творчества в эстетическом воспитании личности

Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальным       является народное искусство, то есть то, ...

Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческой личности.

На протяжении многих лет я работаю над проблемой: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творческий подход и работа по раз...