Формирование творчески активной личности, через приобщение к декоративно – прикладному искусству
опыты и эксперименты по теме

Галина Витальевна Бобровская

Формирование творчески активной личности, через приобщение к декоративно – прикладному искусству Введение « Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме ». В. Сухомлинский В последние годы большое внимание уделяется возрождению забытых видов народного декоративно-прикладного искусства в России. Особый интерес представляют те виды творчества, которые связаны с художественной обработкой широко распространенных растительных материалов. Декоративно-прикладное искусство – действенное средство воспитания творчески активной личности. Приобщая учащихся к декоративно-прикладному искусству, мы тем самым передаём им огромный эстетический и нравственный опыт, накопленный человеком. В процессе занятий у учащихся развивается фантазия, воображение, образное мышление, способность анализировать и сравнивать, воспринимать нравственное как прекрасное, потребность совершенствовать себя и окружающий мир. Анализ реализации образовательной программы « Аппликация соломкой» показывает, что потребность детей в занятиях искусством есть. Не зря говорят, что каждый человек талантлив от рождения. Нужно лишь умело развивать все свои потенциальные способности. Окружающая среда ребёнка должна быть «согревающей» и питающей энергией добра, света, любви и красоты. Такую энергию таят в себе предметы и вещи, сделанные своими руками. Необходимо взращивать в детских сердцах чуткость к Прекрасному, к Добру, тогда у него появится желание самому создавать Красоту своими руками и приумножить энергию Добра. Моя задача- помочь детям раскрыть их творческий потенциал, создать условия для развития личностных качеств. Занятие в моем объединении, «Волшебная соломка», способствует развитию уникальной, целостной личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей – духовно – нравственных, интеллектуальных, творческих физических. Постоянные и систематические занятия с природным материалом развивают ребят, по существу, всесторонне: учащиеся постигают основы и навыки художественного ремесла, непосредственно приобщаются к богатым народным традициям художественной культуры. Ребята воспитывают в себе бережное отношение к природе, развивается их художественный вкус, и – что особенно важно – они проходят подлинную школу труда и творчества. Практические занятия, кроме решения художественно-эстетических задач, позволяют формировать общие трудовые навыки: аккуратность, бережное и экономное использование материала, умение заранее предвидеть результаты своих действий, планирование последовательности выполнения, творческое преобразование своего опыта. Экскурсии и походы раскрывают перед учащимися глубокие взаимосвязи в природном мире, помогают постигнуть в нём прекрасное. Такие формы учебной работы должны преследовать практические цели: знакомство с народными умельцами, разведка новых мест, необходимых для работы растительных материалов, заготовка сырья. Оказывается, даже заготовка сырья, процесс вроде бы не такой уж творческий, имеет на ребят достаточно сильное влияние – приучает их быть рачительными, по-хозяйски относиться к природным богатствам родного края. На основе выше изложенного мной была выдвинута следующая гипотеза: если обучать учащихся работой с соломкой как с декоративным материалом, то это помогает: • Осваивать приёмы и навыки художественного ремесла. • Раскрывать целостность и своеобразие народной культуры. • Развивать чувство прекрасного и творческой инициативы. • Воплощать замысел в своём творчестве Когда ребенок видит продукт своего труда и к тому же участвует в конкурсах или в выставках, у него появляется стимул, стремление сделать качественнее и интереснее свою творческую работу. И поэтому я стараюсь задействовать в конкурсах или в выставках даже тех детей, у которых работы ниже среднего уровня, что и подталкивает их к стремлению усовершенствованию продуктивности своего труда. А так же участие детей в ярмарках, тоже дает положительный результат. Они видят воочию, что их труд приносит не только духовное удовлетворение, но и финансовое, хотя поначалу не столь велико. В своем объединении «Волшебная соломка», я не боюсь давать сложную работу своим ученикам и стараюсь выискивать новые технологии и техники в аппликации соломкой, что дает возможность каждому обучающемуся попробовать свои силы в разных видах техники аппликации соломкой, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем. Для меня самое важное, превратить детские часы, дни и годы, проведённые в объединении, в радостные и счастливые мгновения. Не шаблонное, серое, ежедневно - одинаковое существование по раз заведённому порядку, а живая, полная смысла, переживаний, труда, увлечений, поисков и находок жизнь каждого ребёнка – вот моя забота, вот на что направлена моя деятельность. Средствами декоративно-прикладного искусства воспитываем носителя и хранителя национальной культуры, осуществляем личностное развитие учащихся, развитие творческого потенциала, художественного вкуса, интереса к постижению тайн ремесла, профессиональную ориентацию учащихся.