Доклад "Развитие творческого потенциала детей на занятиях по декоративно-прикладному искусству".
учебно-методический материал

Непокрытова Наталья Сергеевна

Для достижения высокого уровня деятельности человеком в творчестве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Табарсукская СОШ

Доклад

 Развитие творческого потенциала детей на занятиях по декоративно-прикладному искусству

Педагог ДО: Непокрытова Н.С.

Табарсук 2019 год

Педагогическое кредо: “Не бывает скучных дел, бывают скучные подходы к их выполнению. Долой скуку, давай творчество!”

Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя.

Творческая деятельность привлекает к се6е людей тем, что позволяет испытать радость высшего человеческого порядка – радость преодоления, радость творчества.

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира.

В последние годы во всех сферах требуются специалисты, способные творчески мыслить, искать нестандартные пути решения различных проблем, умеющие изобретать и выдвигать новые идеи. Растить творческого человека необходимо начинать с детства. Детское творчество – сложный процесс познания растущим человеком окружающего мира, самого себя, способ выражения своего отношения к познаваемому. Творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем, поэтому необходимо создание оптимальных условий для организации детского творчества с раннего возраста.

Система дополнительного образования предоставляет условия для организации детского творчества и, следовательно, для развития творческого потенциала детей. Здесь каждый ребенок может найти дело по душе, по интересу. Какой бы направленности не были студии или кружки, работа их отталкивается от интереса к делу, развивает трудолюбие, без которого невозможно достичь результата,  вместе с тем раскрывает и творческий потенциал ребенка.

       Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. В последние годы уделяется большое внимание изучению,  пропаганде и возрождению угасающих видов народного декоративно-прикладного искусства. И мы с детьми на занятиях постигаем основы декоративно прикладного искусства (ДПИ), становимся творцами удивительных предметов. 

Я работаю педагогом дополнительного образования уже 19 лет являюсь руководителем кружка «Домашний очаг». Работа с детьми осуществляется по следующим направлениям., ребята знакомятся с разными видами рукоделия. Такое разнообразие позволяет сделать процесс обучения интересным и динамичным.  Сколько неповторимых и оригинальных сувениров можно сделать с детьми на занятиях. Важно показать и рассказать детям, как с помощью несложных приемов можно изготовить замечательные вещи. Главное – желание, терпение, трудолюбие.

Организация кружка начинается с подготовки помещения, приобретения материала и оборудования. От этого зависит количество членов кружка и дальнейшая деятельность творческого коллектива. Материальное оснащение постоянно должно быть в поле зрения педагога.

Рассматриваемые в книге виды декоративно-прикладных работ ориентированы на работу с учащимися среднего и старшего школьного возраста К занятиям в кружке учащихся нередко влечет внутренняя потребность, еще не осознанное стремление к активному творчеству. (Выставка книг с различными видами рукоделия)

Работа в кружке, как и на уроках труда, должна носить практический характер. На теорию рекомендуется отводить не более 25% времени. Теоретические знания должны незаметно входить в процесс работы. Исторические факты, различного рода технологические правила, приемы и режимы работы лучше сообщать попутно, по ходу возникающих вопросов и ситуаций, а не в качестве лекций. Даже вводные занятия нужно спланировать так, чтобы они содержали практическую работу. Учащиеся идут на кружок с настроением поработать, сразу начать делать что-то интересное, красивое, хотя и не имеют достаточных навыков ни в рисунке, ни тем более в художественной обработке материалов. Сухая обязательность может снизить творческий запал ученика. Поэтому перед руководителем кружка стоит сложная задача,- не загасив естественного порыва учеников, постепенно прививать им навыки, без которых невозможно обойтись. Обучение должно идти в процессе творчества. При выполнении первой поделки учащийся узнает два-три приема работы с материалом, на следующий - еще столько же и т. д. Из - под рук кружковцев сначала будут выходить работы, как правило, далекие от профессионального совершенства. Однако в них будет ощущаться живая заинтересованность и эмоциональность восприятия окружающего мира. В этом их основная ценность.

Знания и навыки придут с опытом, но непосредственность, индивидуальность произведений будут сохраняться. Сохранение этих качеств-главная методическая задача работы педагога.

     Успех ребенка во многом зависит от умения педагога организовать занятия. Нельзя ребенку отказывать, если он хочет чему-либо обучиться.

Игровые методы обучения на занятиях кружка

Игра –  воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения или обучения.

Дидактическая игра — это разновидность игры по правилам, специально созданным педагогом с целью обучения и воспитания детей.

Выделяется три класса игр.

1. Самостоятельные игры (игра-экспериментирование, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями (игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные; досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные).

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные, или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым

Выделяют следующие функции игры: 

развлекательную - развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес, подвигнуть (вдохновить);

коммуникативную - усвоение норм поведения;

самореализации - возможность самоопределения;

терапевтическую - преодоление трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую - определение отклонений от норм поведения;

коррекционную - внесение положительных изменений в структуру  личности;

социализации – включение

В игре преодолеваются трудности, дается выход энергии: элемент соревнования пробуждает смекалку, нацеливает на творчество. Важно при этом научить детей правилам честного ведения игры.

1. Только честная игра на равных, иначе и победа не интересна.

2. Конечно, обидно, когда проиграешь, но нельзя злиться на того, по чьей вине, может, и произошло поражение.

3. Не злорадствуй, когда другие проигрывают.

4.  Если выиграл – радуйся, но не зазнавайся. Научи других тому, что сам умеешь.

5. Не унывай при неудачах. Учись у других. Если что-то не получается, будь терпелив и добьешься успеха.

Умей учиться на собственных ошибках. Учась радоваться победам и принимать поражения, получая навыки публичных выступлений и импровизаций, увлекаясь поиском материала для общего дела или создания классной газеты – в этом процессе развивается познавательная активность школьников, закрепляются умения и навыки, полученные на уроках.

     Материал можно трансформировать в любые формы и поможет увлечь младших школьников процессом познания, расширить их представления об изучаемых предметах и окружающем мире.

Материал проникнут уважением к прошлому и традициям народа. Он поможет утвердить в детских душах ориентиры добра, истины, любви и красоты.

I . «Знакомые незнакомцы»

Группы получают текст следующего содержания.

1. «В 1638 г. в монгольскую Орду прибыло посольство русского царя Михаила Федоровича. Послов приняли любезно и во время обеда угостили горьковато-терпким напитком. Он очень не понравился послам, и, когда хозяева стали предлагать в подарок государю московскому 4 пуда этого «зелья», послы попросили заменить его на парчу. Однако подарок пришлось принять и так он попал в Россию. Сначала его применяли как лекарство, а в XVIII он прочно вошел в быт русского человека и стал национальным напитком».

Вопрос: О чем идет речь, и какая страна подарила это миру? (Древний Китай. Чай.)

2. «Попал он в Россию в начале XVIII в. Петр I прислал его из Голландии и велел посадить в разных областях Российской империи. Крестьяне упорно не хотели его принимать. «Экий диковинный овощ, говорили они, - ужели россиянин станет есть сие?» Сажать его заставляли насильно с помощью солдат.

Но уже в прошлом веке популярность его стала так велика, что в Лондоне была организована европейская выставка кулинарных изделий из этого продукта. Приурочена она была к его трехсотому юбилею».

Вопрос: О каком овоще идет речь и откуда он родом? (Южная и Центральная Америка. Картофель.)

II . «Правила хорошего тона»

Один из помощников учителя по карточке зачитывает вопросы и варианты ответов на них (правильный отмечен знаком «+»). Учитель комментирует мнения учащихся.

1. Какая цветовая гамма одежды предпочтительнее?

а) однотонная;

б) гармоничное сочетание двух – трех цветов («+»);

г) ярких контрастных цветов.

2. Чем характеризуется повседневная одежда для девочек?

а) простотой, рациональностью («+»);

б) характерный атрибут современной подростковой одежды – брюки;

в) повседневная одежда, по традиции темного цвета.

3. Чем следует руководствоваться при выборе одежды?

а) Одежда должна подчеркнуть индивидуальность, своеобразие человека («+»);

б) одежда должна быть модной;

в) одежда должна быть яркой.

4. Что важнее: яркость, экстравагантность одежды или ее чистота и опрятность?

а) конечно, яркость и экстравагантность, особенно для молодежи;

б) чистота и опрятность («+»).

5. Всегда ли к шляпе обязательны перчатки?

а) всегда, даже летом;

б) шляпу и перчатки можно носить порознь («+»);

в) шляпу носят в любое время года, перчатки – только в холодное.

6. Всегда ли пальто должно быть застегнутым?

а) всегда, таково правило («+»);

б) это зависит от погоды;

в) это зависит от желания.

III . «Мы ждем гостей»

Выполнение этого задания должно показать умение учащихся вести себя за столом. Группам предлагается сервировать стол к завтраку (ужину), продемонстрировать умение пользоваться столовыми приборами во время приема пищи и по окончании еды.

IV .  «Это надо знать»

Задание предназначено для выявления у учащихся знаний правил безопасной работы. На доске под номерами прикреплены карточки с вопросами так, чтобы текст был не виден. Один из членов каждой группы подходит к доске, снимает карточку и прочитывает вопрос. Посовещавшись, группа должна ответить. Вопросы:

Назовите правила безопасной работы:

1. с ножом, мясорубкой и валиком;

2. с горячей посудой и жидкостью;

3. с электронагревательными приборами;

4. с ножницами;

5. на швейной машине;

6. назовите саниарно-гигиенические требования при выполнении кулинарных работ.

VI . «Что бы это значило?»

Группы получают карточки с изображениями символов, обозначающих способы ухода за текстильными изделиями (стирка, глажение, химическая чистка, отбеливание и сушка после стирки). Нужно объяснить значение этих символов.

VII . «Назови растение»

Один из членов каждой группы должен с завязанными глазами определить по запаху и осязанию пряности (перец, тмин, гвоздика, лавровый лист, корица, чеснок, хрен, петрушка) и объяснить их назначение (повышают сохранность пищи, придают ей вкус, возбуждают аппетит, улучшают пищеварение).

VIII . «Веселая эстафета»

В качестве заданий предлагается: вырезать фигуры из бумаги; отделить яичный белок от желтка; снять три мерки с любого участника игры; налить воду в банку и закатать ее крышкой и т.п.

Эстафетной палочкой могут служить яркие косынки.

IX . «Кто больше ?»

Учитель предлагает вспомнить пословицы и поговорки о труде. Выигрывает та группа учащихся, которая последней назовет пословицу. Вот некоторые из них.

Деревья смотри в плодах, а людей - в делах.

Бери ношу по себе, чтоб не кряхтеть при ходьбе.

Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.

На полях лежать, так и ломтя не видать.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Не везде сила; где уменье, а где – терпенье.

Горька работа, да сладок хлеб.

Оценочный лист занятия

Бригада №___                                        Бригадир______________________________

n\n

Ф. И.

учащегося

Практическая работа

Итоговая оценка

Организация рабочего места

Выполнение Т/Б

Санитарно-гигиенические требования

Правильность нарезки продуктов

Оформление блюд

Сервировка стола

Вкусовые качества блюда

Уборка рабочих мест

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Тема: «Способы организации и методика работы с учащимися на творческом уровне»

Цель работы: Совершенствование и самореализация профессионального мастерства педагогов.

Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:

·        Из общей методики преподавания предметов акцентировать внимание на методах, способах организации профессиональной деятельности учителей для работы на творческом уровне при возможных системах оценивания, исследовательская и проектная деятельность.

·        Оказывать помощью в создании методических разработках молодым, начинающим педагогам;

·        Создать диагностические материалы для проведения педагогами мониторинга качества образовательной деятельности и т.д.;

·        Принимать участие в методических выставках, конкурсах школьного и районного уровней;

·        Принимать участие в конкурсах и выставках творческих работ учащихся;

·        Привлечь учащихся к разработке и написанию творческих проектов, выступление  на творческих конференциях;

·        Обобщение и распространение опыта работы учителей на уровне школы, района.

Для решения поставленных задач в своем образовательном пространстве используют элементы личностно-ориентированных технологий, а именно:

·  педагогику сотрудничества,

·  метод проектного обучения,

·  игровые технологии

·  индивидуализацию и дифференциацию обучения.

 Так как технология и кружок по ДПТ тесно связаны, в рамках предметной недели технологии , ребята демонстрируют свои знания и достижения, приобретённые на занятиях кружка

Цели предметной недели:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру;
  • развивать эстетическое воспитание учащихся;
  • содействовать развитию творческих способностей детей;
  • выявлять талантливых учащихся.

Конкурс  «Пасхальное яйцо»

Выставка традиционных праздничных блюд

Изготовление открыток и сувениров

Выставка поделок «На кружке домашний очаг»

Благотворительная ярмарка

Конкурс рисунков на данную тематику

 В конце года, ребята получают грамоты  по номинациям и призы .

                                          Список литературы.

1.Бондарь, С.А. Влияние оригами на развитие личности ребенка.//          Дополнительное образование и воспитание, № 10,2009. – С. 4-7.

2.Львова, Г.А. Развитие трудолюбия на занятиях по декоративно-прикладному творчеству.//Дополнительное образование и воспитание, № 2,2009. – С.6-12.

3. Майорова, Н.Г. Воспитание творческой личности.// Дополнительное образование и воспитание, № 11,2009. – С.3-8.

4.Педагогика: Большая современная энциклопедия. //Сост.Е.С. Рапацевич. - Мн.: «Современное слово», 2005.-720с.

5.Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования. //Авт.-сост. И.В. Хромова, М.С. Коган. - Новосибирск, 2003. - 28с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик».

Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик»....

конспект занятия по декоративно-прикладному искусству на тему: "Бабочки красавицы"

Цель занятия: Создать стилизованный образ бабочки.В ходе занятия дети знакомятся  с особенностями цикла развития бабочки, её строением, этапами появления бабочки.Детям предлагается из...

Формирование творчески активной личности, через приобщение к декоративно – прикладному искусству

Формирование творчески активной личности, через приобщение к декоративно – прикладному искусству Введение « Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как ...

Доклад «Развитие творческого потенциала детей на занятиях технологии и внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству»

Данная тема интересна и актуальна в настоящее время. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потр...

«Развитие творческого потенциала детей на занятиях технологии и внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству»

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков,  воплощая идеи в готовый продукт.Признаки и критерии творч...

Развитие творческих способностей учащихся c ОВЗ на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству

Основной целью работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в объединениях дополнительного образования, как я считаю, является формирование у них позитивных установок на преодоление имеющихс...

Развитие творческих способностей обучающихся с ТМНР посредством декоративно-прикладного искусства.

Творческая деятельность может находить свое место на абсолютно любых уроках, начиная с развития речи и математических представлений, и заканчивая непосредственно изобразительной деятельностью, где с п...