Развитие творческих способностей обучающихся с ТМНР посредством декоративно-прикладного искусства.
материал

Творческая деятельность может находить свое место на абсолютно любых уроках, начиная с развития речи и математических представлений, и заканчивая непосредственно изобразительной деятельностью, где с помощью декоративно-прикладного искусства, достигаются поставленные задачи.

В это материале показаны примеры использования декоративно-прикладного искусства на разных уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей обучающихся с ТМНР посредством декоративно-прикладного искусства»

Подготовила:

Хомутская Ольга Игоревна

учитель индивидуального обучения на дому

Развитие творческих способностей обучающихся с ТМНР посредством декоративно-прикладного искусства

       Для обучающихся с ТМНР характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характеризуются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У данной группы детей затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, что требует для большей части обучающихся использование разнообразных средств невербальной коммуникации, а также логопедической коррекции. Внимание у обучающихся со сложной структурой дефекта отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, неустойчивости, отвлекаемости.

Иными словами, речь идет о качественных изменениях всей психики и всей личности в целом. Это такая аномалия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие и другие психические функции.

Творческая деятельность играет важную роль в жизни человека, тем более в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально.

Творческая деятельность может находить свое место на абсолютно любых уроках, начиная с развития речи и математических представлений, и заканчивая непосредственно изобразительной деятельностью, где с помощью декоративно-прикладного искусства, достигаются поставленные задачи.

Вся творческая составляющая на уроках основана на предметно-практической деятельности, которая наиболее близка, доступна и понятна обучающемуся с ТМНР. Это связано с уже описанными ранее особенностями развития всей психики и всей личности таких детей в целом.

Использование в образовательном процессе декоративно-прикладного творчества позволяет воздействовать на эмоционально-волевую сферу, а также осуществлять коррекцию высших психических функций. Таким образом, реализация целенаправленной предметно-практической деятельности позволяет не только развить творческие способности школьников, но и дает возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний обучающихся с ТМНР.

Так мы можем определить Цель реализации декоративно-прикладной деятельности: активизация индивидуальных способностей к творчеству и другим видам трудовой деятельности, с учетом возраста и возможностей обучающихся с ТМНР

Задачи:

– стимулировать интерес обучающихся с ТМНР к декоративно-прикладному творчеству;

 – способствовать формированию умений и навыков, необходимых для работы с материалами по декоративно-прикладному искусству;

– способствовать развитию высших психических функций;

 – развивать мелкую моторику кистей рук.

Виды техник декоративно-прикладного творчества, реализуемые в образовательном процессе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития:

СМИНАНИЕ МАТЕРИАЛА 

Техника смятия материала и скатывания в шарики разнообразной формы. Работы могут выполняться из разноцветных салфеток. Необходимо взять салфетку, скатать в шарик, следующую салфетку скатать в шарик поменьше, наклеить их со сдвигом друг на друга, вырезать и приклеить дополнительные элементы.

Если ребенок не умеет пользоваться ножницами, нужно использовать детали в готовом виде. Так же можно использовать газету. Из скомканного цельного куска газеты можно конструировать различных животных, цветов, архитектурных макетов. Для аппликации допустимо использование ткани, например, для шляпки грибка, кроны дерева, лужайки. Для этого необходимо нанести клей ПВА на нужную часть рисунка, выровнять края по рисунку, остальную ткань собрать к центру. Изготовление работ с шариками одинаковой формы, наклейками и раскрасками позволяют создавать отличные аппликации, которые завораживают школьников. На уроках математики из таких шариков можно выкладывать цифры, или использовать их в качестве счетного материала.

Процесс сминания чего-либо сам по себе выполняет функцию релаксации и разгрузки, поэтому может использоваться для коррекции эмоциональной сферы на любом уроке, в качестве элемента физминутки например.

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ

Нетрадиционная техника декоративно-прикладного искусства, заключается в рисовании пластилином на картоне. Сначала ребенку даётся трафарет готового изображения. Трафарет прикрепляют к чистому листу картона. Заполняют трафарет одним или несколькими цветами пластилина, отщипывая маленькие кусочки и размазывая его по картону. Получаются яркие, разноцветные работы. Возможно точечное налепливание пластилина-для этого хорошо подходят шаблоны для пальчикового рисования.  Пример использования этой техники на уроке «Окружающий природный мир» - раскрашивание шаблона домашнего животного пластилином.

МОЗАИКА

Это способ создания изображения из маленьких элементов. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка.

Мозаика может быть из разных материалов: бутылочные крышки, бусины, пуговицы, пластмассовые фишки, деревянные спилы веточек или спички, магнитные кусочки, стекляшки, керамические кусочки, мелкие камешки, ракушки, термо-мозаика, тетрис-мозаика, монетки, кусочки ткани или бумаги, зёрно, крупа, семена клёна, макароны, любой природный материал (чешуйки шишек, хвоя, арбузные и дынные семечки), стружки от карандаша, птичьи пёрышки…

Мозаиками нередко называют аппликации. Но аппликация — такой вид деятельности, где из заготовленных заранее частей создают целое изображение, в отличие от мозаик, в которых есть не части, а фишки, всего лишь «точки», с помощью которых и делается рисунок. Конечно, эти два вида деятельности очень схожи между собой, однако различия в них очевидны, а поскольку различия все же есть, то и стороны психики они формируют разные. Например, на уроке по развитию речи, мозаику можно использовать при выполнении пальчиковой гимнастики, дополняя процесс выкладывания мозаики стихами по теме урока.

Описанные техники современны, интересны, привлекательны художественной выразительностью, простотой исполнения, активизируют индивидуальные способности обучающихся с ТМНР, а значит, помогают быть готовыми к дальнейшей самостоятельной жизни. Ведь миссией коррекционного образовательного учреждения является подготовка учащихся к самостоятельной жизни, а задача школы: максимальное преодоление недостатков познавательной сферы, активизация всех каналов коммуникации, социализация обучающихся с ТМНР.

Развитие творческих способностей обучающихся с ТМНР в аспекте деятельности декоративно-прикладного искусства невозможно без создания предметно-развивающей среды. Наряду с реализацией декоративно-прикладного творчества, использование дидактических пособий, развивающих игр на различных этапах урока расширяют и углубляют знания обучающихся. Не менее важным фактором коррекции высших психических функции у обучающихся с ТМНР является сохранение и укрепление здоровья. В решении этой задачи ключевую роль играет использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах занятий, где предусматривается четкое чередование видов деятельности. Обязательно использование на уроках артикуляционной, дыхательной, зрительной гимнастики, соблюдение режима смены динамических поз.

Что еще можно добавить о развитии творческой деятельности? В процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. А благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности.

В целом происходит личностный рост ребенка, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся посредствам сочетания различных направлений и форм занятий в объединении декоративно-прикладного творчества «Фантазеры»

Программа "Фантазеры" вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-ко...

Программа по самообразованию "Художественная обработка кожи как средство развития творческих способностей у учащихся на уроках декоративно-прикладного творчества"

Программа по самообразованию: 1. Пояснительная записка; 2. Цель, задачи; 3. План работы над темой; 4.Ожидаемые результаты; 5. Список литературы....

«Декоративно-прикладное искусство в условиях дополнительного образования как средство развитие творческих способностей обучающихся»

Выступление на педагогическом советеТема педсовета: «Дополнительное образование  как средство развитие творческих способностей обучающихся»...

«Развитие творческих способностей обучающихся в процессе занятий декоративно-прикладной деятельностью в студии «Мастерица»

Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач в системе дополнительного образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на изменения происходящие в общ...

Статья «Развитие творческих способностей обучающихся с особыми образовательными потребностями посредством использования нетрадиционных техник декоративно-прикладного творчества»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28013797","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Нестеров А.В.Белова Т.Ю.Развитие творческих способностей обучающихся с особыми...

Статья «Развитие творческих способностей обучающихся с особыми образовательными потребностями посредством использования нетрадиционных техник декоративно-прикладного творчества»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28013900","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Нестеров А.В.Белова Т.Ю.Развитие творческих способностей обучающихся с особыми...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий декоративно-прикладным искусством

     Декоративно-прикладное искусство (от лат. – украшать) – это искусство создания предметов быта, предназначенных для удовлетворения как утилитарных, так и художест...