Развитие творческих способностей обучающихся посредствам сочетания различных направлений и форм занятий в объединении декоративно-прикладного творчества «Фантазеры»
статья по теме

Подлужная Ирина Викторовна

 

Программа "Фантазеры" вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Пуровский Дом детского творчества»

        

        Развитие творческих способностей обучающихся

посредствам сочетания различных направлений и форм занятий

в объединении декоративно-прикладного творчества «Фантазеры»

Педагог дополнительного образования

Подлужная Ирина Викторовна

Тарко-Сале, 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Фантазеры» актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы –  формирование у учащихся художественной культуры развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи программы

Обучающие:

  1. знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
  2. раскрыть истоки народного творчества;
  3. формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  4. совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
  5. приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

  1. пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
  2. развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  3. формирование творческих способностей, духовной культуры;

Воспитывающие:

  1. осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
  2. воспитывать в детях любовь труду, к традиционному народному искусству;
  3. добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

 

Структура программы

Программа объединения «Фантазеры» основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

В программу включены следующие разделы:

  1. Работа с бумагой
  2. Работа с бросовым материалом
  3. Роспись по стеклу
  4. Роспись по ткани
  5. Лепка
  6. Работа с природным материалом.
  7. Творческий проект
  8. Выставки, экскурсии, праздники.

Содержание всех разделов построено по следующим этапам:

  1. Исторический аспект
  2. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
  3. Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

  1. эскиз
  2. воплощение в материале
  3. выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и на выставках.

Формы и  методы

Приоритет отдается активным формам преподавания:

-   Практическим: упражнения, практические работы;

-   Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

-  Нестандартным:  конкурс, выставка-презентация, викторина, чаепитие;

Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

Условия реализации программы

  1. Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.
  2. Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.
  3. Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы

Дидактический материал:

 Альбомы, журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.

 

Характеристика ожидаемых результатов. 

В результате обучения в объединении обучающиеся должны получить знания:

  1. о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  2. о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
  3. о видах декоративно- прикладного искусства( лепка, роспись, аппликация и.т.п.);
  4. в области композиции, формообразовании, цветоведения;
  5. о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Дымковская и Филимоновская народная игрушка;
  6. об особенностях лепных игрушек;
  7. о способах аппликации;
  8. о проектной деятельности.

умения:

  1. работать нужными инструментами и приспособлениями;
  2. последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного игеометрического орнамента;
  3. лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки;

 

Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2.  Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4.  Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5.  Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6.  Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения

Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей – выставки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся посредством реализации нетрадиционных форм работы на уроках информатики и ИКТ

Обществу нужна творческая  личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. Поэтому организация системной рабо...

Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся посредством организации внеурочной деятельности" (интегрированные проекты по литературе и искусству)

Педагогический проект направлен на развитие творческих способностей обучающихся. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские и творческие проекты, олимпиады, конкурсы. Условиями для реализа...

«Декоративно-прикладное искусство в условиях дополнительного образования как средство развитие творческих способностей обучающихся»

Выступление на педагогическом советеТема педсовета: «Дополнительное образование  как средство развитие творческих способностей обучающихся»...

Развитие творческих способностей обучающихся с ТМНР посредством декоративно-прикладного искусства.

Творческая деятельность может находить свое место на абсолютно любых уроках, начиная с развития речи и математических представлений, и заканчивая непосредственно изобразительной деятельностью, где с п...

Доклад "Развитие мотивации к обучению и творческих способностей обучающихся посредством занятий декоративно-прикладным творчеством"

О роли декоративно-прикладного искусства в формировании у обучающихся мотивации к обучению....

Статья «Развитие творческих способностей обучающихся с особыми образовательными потребностями посредством использования нетрадиционных техник декоративно-прикладного творчества»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28013797","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Нестеров А.В.Белова Т.Ю.Развитие творческих способностей обучающихся с особыми...

Статья «Развитие творческих способностей обучающихся с особыми образовательными потребностями посредством использования нетрадиционных техник декоративно-прикладного творчества»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28013900","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Нестеров А.В.Белова Т.Ю.Развитие творческих способностей обучающихся с особыми...