Развитие творческих способностей обучающихся посредством реализации нетрадиционных форм работы на уроках информатики и ИКТ
статья по информатике и икт (9 класс) на тему

Шантило Сергей Иванович

Обществу нужна творческая  личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. Поэтому организация системной работы по развитию творческих способностей обучающихся – одна из главных задач современной школы. С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях начал действовать Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС).
В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов. .Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorchestvo_.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей обучающихся  посредством реализации нетрадиционных форм работы на уроках информатики и ИКТ

I. Обществу нужна творческая  личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. Поэтому организация системной работы по развитию творческих способностей обучающихся – одна из главных задач современной школы. С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях начал действовать Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС).
В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
 .Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Свобода творчества — конституционное право человека создавать литературные, художественные, научные и др. произведения, проводить научные исследования, заниматься иной творческой деятельностью. С.т. юридически гарантируется всем, кто занимается творческим трудом. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 44) [8]  каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.
Свобода творчества – это право человека, оно гарантировано конституцией РФ  (ч1 ст. 44).  В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации [3] определяется стратегическое направление развития в системе образовании: переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально-ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех; развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально-ответственной личности.

В статье 48 (Глава V) закона 273-ФЗ “Об образовании в РФ” 2014 [12] уделяется внимания одной из главной обязанности и ответственности педагогических работников- развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.  Фундаментальное ядро содержания общего образования [13] определяет основную цель изучения информатики в школе- это развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ. 
Современный этап развития педагогики и школы требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Наряду с принципом демократизации всей системы образования, принципом соревновательности разных моделей школ, методов и программ воспитания, должен быть представлен и метод креативности – ориентации на творческие процессы в педагогике, на формирование творческой личности. Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально.              Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»  большое внимание уделяет вопросу о необходимости развивать творческую среду для в каждой общеобразовательной школе  Современная школа должна рассматриваться как педагогический центр всестороннего развития личности. Она должна обеспечивать реальные возможности активного и творческого участия школьников во всех видах деятельности, координировать все влияния окружающей среды на личность, ее формирование. В ходе реализации творческого потенциала обучающихся Устав МБОУ СОШ № 87 г.о. Самара [14] ставит следующие задачи : 1) cоздать условия для интеллектуального, нравственного и творческого самовыражения личности ребенка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности; 2) обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений учащихся.

 Развитие у учащихся способности к взаимодействию, самоуправлению, кооперации, развитие индивидуальности, социальной компетенции, ответственности – является одним из направлений работы педагога по раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка. В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь. Как научить ребят активизировать свои творческие способности и находить оригинальные решения проблем? Как научиться справляться в учебе и в быту с нестандартными ситуациями? Решение этих вопросов возможно посредством формирования творческого потенциала учащихся в процессе школьного обучения. Развитие интеллекта у подростков на данном этапе тесно связано с развитием у них творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. [9] По наблюдениям И.М. Кыштымовой, развитие креативности сегодня декларируется как одна из основных задач школьного обучения и воспитания. При этом жесткость и стереотипность традиционных форм обучения не может способствовать ее решению. [7] В.Н. Дружинин констатирует, что излишняя регламентация школьной учебной деятельности, отсутствие индивидуального подхода, стандартность программ, ориентация на среднего ученика губительно воздействуют на творческое мышление подростков [4] творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Лишить человека такой возможности означает вызвать у него невротические состояния. Развитие творческого потенциала личности предполагает ее целостное развитие, прежде всего развитие чувств. С.К. Турчак отмечает, что современные представления о творческом развитии предполагают связь человека с культурой, как результат его творческой деятельности, что способствует личностному развитию и становлению путем формирования разнообразных способов деятельности творческих способностей, необходимых для самореализации личности в познании, труде, научной и художественной деятельности. [11] Существованием в каждом человеке стремления к творчеству как естественному двигателю культуры, как потребности человека творчески осмысливать действительность М.С. Каган объясняет путь к духовному развитию личности. [6]Исследования, проводимые на базе старших классов, показывают, что учащиеся, занимающееся творчеством, демонстрируют значительно более развитые личностные характеристики. Они ближе подходят к идеалу целостной личности. Прежде всего, это касается мировоззрения. О. С. Сабелева видит положительное влияние обращения к творчеству также в возможности таким образом формировать полноценное мировосприятие, развивать навыки формирования синтетических художественных образов, необходимых в восприятии целостной картины мира. [10] Обращение к творчеству ведет к выходу за пределы себя. Л.В. Ершова указывает на что, именно благодаря творчеству у старшеклассников развивается способность к саморефлексии. Если творческие школьники при реализации собственных возможностей основное внимание уделяют внутреннему самостроительству, стремятся к преобразованию деятельности на основе ее самоанализа (мотивов, целей, ценностей), то обычные старшеклассники в качестве основного выбирают внешний критерий -изменение ситуации, мнение окружающих, для них наиболее характерно самоутверждение для других, в целях удовлетворения стремления «обратить на себя внимание», «получить высокую оценку», завоевать «лидирующие позиции в группе». [5] Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему построению поведения молодого человека. Таким образом, творческие старшеклассники характеризуются: более сильным стремлением к личностной значимости, которое находит свое выражение в интенсивном процессе самопознания и самореализации; более зрелыми жизненными целями; уверенностью в собственных силах и способностях. Психолого-педагогические исследования подтверждают, что учащиеся, находящиеся на высоком уровне творческой активности, обладающие сформированной системой ценностей, характеризуются оптимизмом, жизненной целеустремленностью, высокими профессиональными целями, выраженным стремлением к творческим достижениям. Педагог добивается того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию, умел самостоятельно использовать страницы Интернета для саморазвития и получения дополнительной учебной информации. Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому педагог следит за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приёмов действия, типовых способов решения заданий. Это убивает интерес к обучению. Дети могут постепенно потерять способность к творчеству. При традиционном обучении нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока.  Значит необходимо менять традиционные методы обучения  детей так как постепенно любознательность, познавательные потребности, особенно в 9-11  классах угасают. Необходимо применять новые подходы, методы обучения например: нетрадиционные формы урока для активации творческого потенциала учащихся. В ходе учебной практике в образовательном учреждении возникает противоречие. С одной стороны, стратегически приоритетной и актуальной в условиях преобразований в государстве и обществе становится задача развитие творческой активности, с другой стороны – технологии и организации творческой деятельности обучающихся остается неразработанной.  Исходя из этого необходимо отметить актуальность и важность данной проблемы.

II. Возникает профессиональная проблема готовности современного учителя к формированию творческих способностей у обучающихся в условиях традиционного урока информатики и ИКТ.

III. Новый образовательный результат, сформированный у обучающихся был представлен по методике опросника творческих способностей (креативности) Джонсона, в модификации Е. Туник  [приложение № 1].                                                                                              

                                                                                                                     Таблица № 1.

Уровень развития творческих способностей обучающихся 9-ых классов на сентябрь  2013 года ( 60 учеников)

                                                                                                         

Уровень творческих способностей

Количество обучающихся ( чел.)

Проценты
(%)

Очень высокий

5

8,5

Высокий

8

13,6

Нормальный, средний

26

44,2

Низкий

15

25,5

Очень низкий

6

8,2

                                                                                                               

                                                                                                                      Таблица № 2.

Уровень развития творческих способностей обучающихся 9-ых классов на май 2013 года ( 60 учеников)

Уровень творческих способностей

Количество обучающихся ( чел.)

Проценты
(%)

Очень высокий

10

17

Высокий

14

23,8

Нормальный, средний

30

51

Низкий

4

6,8

Очень низкий

2

1,4

Динамика роста творческих способностей обучающихся : очень высокий уровень творческих способностей  увеличился на 8,5 %, высокий уровень на 10, 2 %, низкий уровень творческих способностей  уменьшился на 18, 7 %, очень низкий на 6,8 %. В результате анализа  и наблюдения обучающихся можно сделать вывод, что ребёнок, обладающий высоким творческим потенциалом, будет чаще всего хорошо учиться .Мною также было выяснено, что дети, которые характеризуются высоким уровнем творческих способностей были охарактеризованы педагогами как «всегда имеющие свое мнение», «неусидчивые», «невнимательные». При дальнейшем расспросе выяснилось, что «невнимательность» и «неусидчивость» объясняется тем, что эти дети быстро решают задание и начинают заниматься своими делами, отвлекать окружающих.

IV а. Нетрадиционные уроки - это уроки, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а так же по характеру взаимоотношений учитель - ученик. Таким образом, нетрадиционный урок отличается от традиционного: по подготовке и проведению; по структуре урока; по взаимоотношениям и распределении ролей и обязанностей между учителем и учениками; по подбору учебных материалов и критериям их оценки; по методике оценки деятельности учащихся; по структуре анализа урока. Я согласен с тем , что ни компьютер, ни информационные технологии сами по себе не способны сформировать интеллектуальные и этические качества выпускника школы, они являются лишь вспомогательными средствами решения мировоззренческих задач, а найти эти решения ученик может лишь с помощью грамотного, творчески работающего учителя. Пути конкретной реализации этого подхода могут быть различными, что выражается в различии изучаемых вопросов, взаимоотношении с программными средствами, применениями уроков разного типа, и пр. Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках информатики я стараюсь  как можно шире применяю нетрадиционные формы. Я стремлюсь к тому , чтобы быть творчески работающим учителем информатики , занимаюсь поиском новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы умственную деятельность учеников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Забочусь о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использую это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса. Особенно важно это в подростковом возрасте, когда формируются и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. И в этот момент надо раскрыть перед подростком притягательные стороны информатики, иначе его интересы замкнутся на компьютерных играх, на «стрелялках» и «догонялках» в компьютерных салонах или личном компьютере. Интерес к предмету можно повышать, используя разные методы, но самым привлекательным для детей является занимательность. Даже у самых слабых учеников можно вызвать интерес к предмету, используя на уроках занимательный материал. А особенно интересны детям игровые уроки. Вот тут- то я и имеем возможность в увлекательной, игровой форме дать детям тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса, провести неординарно обобщающий урок по теме. В процессе игры у детей  вырабатывается сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям. Увлекшись, ребенок и не замечает, что учится — он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации. Разумная, педагогически выверенная организация деятельности учащегося обеспечивает активность во всех ее направлениях. Активность в обучении позволяет обучающемуся быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности. Ученику предоставляется возможность:- проявить себя с позиции творческого субъекта;- включаться в деятельность для испытания своих возможностей;- проявить свой интерес и активность;- шире развивать познавательные способности. В  своей педагогической практике я использую следующие нетрадиционные виды урока:1.  интегрированные  уроки,  основанные на межпредметных  связях; 2. уроки  в форме соревнований и игр:  конкурс, турнир, брейн- ринг, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина; 3. уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике:  исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий,  мозговая атака, интервью, репортаж;  4. уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости,  урок-презентация 5. уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, , регламентированная дискуссия,  телепередача «живая газета»,6. уроки с использованием фантазии: урок-сказка,  урок на тему «инопланетяне»;7. уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие; 8. уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: экскурсия в прошлое, путешествие, дневной дозор, репортаж; 9. перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», «Что? Где? Когда?»,  спектакль, концерт, инсценировка, диспут, «посиделки», «клуб знатоков» и т. д.

IVб. В нетрадиционных уроках я использую  методы для развития творческих способностей учащихся:- эвристический;- проблемный;- модельный. Широко применяю различные приёмы :создание проблемной ситуации (это такая ситуация, при которой ученику необходимо решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.); связь с жизнью (на уроки приглашаются специалисты информатики и ИКТ); дидактические игры («Компьютерные вундеркинды», «Хронолет») не только помогают овладеть знаниями, но и формируют навыки самостоятельного отбора и оценки информации; мозговой штурм (самостоятельно в группах составить определение понятий из курса информатики и ИКТ),-создание ситуации успеха (викторины, кроссворды, конкурсы, ребусы помогают  детям не только проверить свои знания, но и «блеснуть» быстротой реакции, дополнительной информацией); применение электронных образовательных ресурсов. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика творческое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается  элемент соревнования, что позволяет  повысить самооценку ученика,  так как умение  работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной  культуры). В своей педагогической деятельности  мне помогают современные инновационные технологии : 1) коллективные способы обучения ; 2) личностно- ориентированного образования ; 3 ) игровые ; 4) активные методы обучения ; 5) проблемное обучение ; 6) информационные ; 7) интегрированное обучение ; 8) развивающего обучения ; 9) открытых форм.

IV в.  Отследить динамику развития творческих способностей помогла методика опросника  творческих способностей (креативности) Джонсона, в модификации Е. Туник.  [приложение № 1]

Авторы: Джонсон, Е.  Цель: изучение развития творческих способностей (креативности) детей  школьного возраста. Данный опросник творческих способностейи (ОК) фокусирует  внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. ОК – это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений творческих способностей, доступных внешнему наблюдению. При работе с ОК можно быстро самостоятельно произвести подсчеты. Заполнение опросника требует 10-20 минут. Для оценки творческих способностей по ОК эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в той или иной окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т.д.).

V а. Для обеспечения достижений новых образовательных результатов мною рекомендуется провести изменения в кадровых условиях: привлечение к урокам психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, учителей технологии, физики, математики, географии, специалистов мобильной связи, волонтёров, режиссёров, артистов, видеооператоров, экскурсоводов.

V б.  В научно- методических : создание методических разработок и банка данных, изучение педагогического опыта, выступление на методических объединениях и педсоветах, ведение блога в интернет сообществах,  разработка программы “Креативные дети”.

V в. В материально- техническом: привлечение к урокам телескопа, планшетов, навигаторов, продуктов питания, театрального реквизита.

V г. В нормативно- правовом : подробное изучение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», приоритетного национального проекта «Образование», федеральной целевой программы «Развитие образования» на 2011-2015 годы, фундаментальное ядро содержания общего образования,  закона 273-ФЗ “Об образовании в РФ” 2014.

V д. В информационном:  свободного доступа к ресурсам сети Интернет, обеспечение доступа в сеть Интернет из любой точки  в любое время, использование школьного сайта, ЭОР, школьной газеты.

V е. В организационном: другая расстановка парт, проведение урока на свежем воздухе, изменение в расписании уроков, реализация парных уроков.

Список источников и литературы:

  1. Асфаров О.Г. Современные научные психолого-педагогические подходы к пониманию творческой личности/О.Г. Асфаров//Вестник Ставропольского гос. ун-та,. – Вып.64, 2009. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009.- С. 23- 34.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология/Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-пресс, 1996. -536с.
  3. Глазьев С.Ю. О стратегии и концепции социально-экономического развития России до 2020 года.– М.: Педагогика-пресс, 2008.
  4. Дружинин В.М. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие/В.М. Дружинин – СПб.: ИМАТОН –М, 2001.
  5. Ершова Л. В. Особенности реализации стремления к значимости в саморегуляции творческой активности старших школьников // Материалы XXXIII региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Менделеевские чтения». - Тобольск: Изд-во ТГПИ, 2002.
  6. Каган М.С. Философия культуры/М.С. Каган. - Санкт-Петербург: Полиграф,. 1996. – 356 с.
  7. Каштымова И.М. Научные походы к развитию креативности/И.М.Каштымова//Вестник Бурятского государственного университета. – 2009, Вып. 5.- Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос.ун-та, 2009.
  8. Конституция Российской Федерации.- М.: Омега-Л, 2014.
  9. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А.Реана – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2005. – 416с. – (Серия «Психологическая энциклопедия»).
  10. Сабелева, О.В. Формирование личности выпускника школы искусств как результат художественного образования /О.В. Сабелева// Реструктуризация сельской школы: опыт, проблемы, перспективы. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2005. – Т. 1. - С. 261.
  11. Турчак С.К. Педагогическое сопровождение развития креативности младших школьников: автореф. к.ф.н.13.00.01. – Ростов-на-Дону, 2007.
  12. Федеральный Закон "Об образовании в РФ" № 273-Федеральный Закон от 29.12.2012.-М.: Легион, 2014.
  13. Фундаментальное ядро содержания общего образования ФГОС.- М.: Просвещение, 2014.
  14. [ Электронный ресурс// Режим доступа http://school87.myjino.ru/ystavv.pdf . Дата доступа 18.06.2014 ]

                                                                                       

                                                                                                                         Приложение № 1

Опросник творческих способностей (креативности ) Джонсона, в модификации Е. Туник

 Цель: изучение развития творческих способностей (креативности) детей  школьного возраста. Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.

Опросник творческих способностей основан на двух подходах к данной проблеме.

По Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений и их проверки; в процессе сообщения результатов.

По Джонсону, креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаи Данный опросник творческих способностейи (ОК) фокусирует  внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. ОК – это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений творческих способностей, доступных внешнему наблюдению. При работе с ОК можно быстро самостоятельно произвести подсчеты. Заполнение опросника требует 10-20 минут. Для оценки творческих способностей по ОК эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в той или иной окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т.д.).

Данный опросник позволяет также провести самооценку творческих способностей (учащимися старшего школьного возраста). Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций (возможные оценочные баллы: 1 – никогда, 2 – редко, 3 – иногда, 4 – часто, 5 – постоянно.). Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная оценка – 40 баллов). В таблице представлено соответствие суммы баллов уровням творческих способностей.

Уровень творческих способностей

Сумма баллов

Очень высокий

40-34

Высокий

33-27

Нормальный, средний

26-20

Низкий

19-15

Очень низкий

14-8

Опросник:

Творческая личность способна:

  1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).
  2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость).
  3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).
  4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).
  5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).
  6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).
  7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность).
  8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).

Лист ответов

Дата _____________
Школа___________ Класс___________ Возраст______________
Респондент (Ф.И.О.) ____________________________________
(заполняющий анкету)

В листе ответов с номерами от 1 до 8 отмечены характеристики творческого проявления (креативности). Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную систему, в какой степени у каждого ученика проявляются вышеописанные характеристики. Возможные оценочные баллы:

  1. – никогда,
  2. – редко,
  3. – иногда,
  4. – часто,
  5. – постоянно.

Ф.И.О.

Характеристики творческих способностей

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8