Современное оборудование в образовательной области «Технология» как средство формирования профессиональных компетенций и самоопределенияобучающихся с ОВЗ
проект по технологии

Лазарева Елена Владимировна

Актуальность данной работыобусловленаспособностьюдетей успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода, принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности,что на современном этапе в решении этих вопросов возникают затруднения.Актуальность работы подтверждается также нормативно-правовыми документами. Основополагающим является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Закон об образовании), в котором закреплены регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе «инклюзивного образования» и механизмы его реализации, и ряд других документов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sovremennoe_oborudovanie.docx49.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

специальная (коррекционная) школа-интернат № 1 Купинского района Новосибирской области

(МБОУ Купинская школа-интернат №1)

Конкурс

Золотая медаль выставки «Учебная Сибирь-2021»

Название материала:

Современное оборудование в образовательной области «Технология» как средство формирования профессиональных компетенций и самоопределенияобучающихся с ОВЗ

Название организации: Муниципальное бюджетное

                                              общеобразовательное учреждениеспециальная

                                              (коррекционная) школа – интернат № 1

Купинского районаНовосибирской области

                                              (МБОУ Купинская школа-интернат № 1)

Авторы:Батыгин В.А.,Есипчук Е.А., Лазарева Е.В, Овсянников В.А., Рогова Н., Сусоева С.В.(педагоги предметной области «Технология»); Сохина Т.П.

Номинация № 3: разработка и внедрение образовательных практик, ориентированных на развитие метапредметных навыков и на повышение самостоятельности и мотивации в рамках действующих стандартов

г. Купино 2021 г.

Содержание

Введение……………………………………………………….4

Основные разделы работы……………………………………8

Заключение…………………………………………………….16

Приложение 1. Нормативно- правовая база

Приложение 2. Стартовая диагностика «Определение профессиональных склонностей»

Приложение 3. Стандарт профессиональных компетенций трудовой   области «Технология»

Приложение 4. Модель «Сервис-центра»

Приложение 5. Рабочие программы допрофессиональной подготовки дисциплины «Технология»

Приложение 6.Рабочие программы профессионального обучения  по профессиям «Столяр 18874», «Швея 19601»

Приложение 7.Курсовая подготовка педагогов 2019-2020 год

Приложение 8. Материально- техническая база кабинетов образовательной области «Технология»

Приложение 9.Достижения обучающихся МБОУ Купинской школы- интерната № 1

Приложение 10.Результаты освоения профессиональной программы «Повар»

Приложение 11.Итоговая диагностика  «Определение профессиональных склонностей»

Приложение 12.Сравнительная динамика количества обучающихся, посещающие дополнительное образование

Приложение 13.Сравнительная динамика количества обучающихся, состоящих на профилактическом учёте внутришкольном,ГПДН

Раз мы взялись за новое дело,

мы должны иначе думать и действовать.

Авраам Линкольн

Введение

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. При этом «школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации».

России требуется гражданин, умеющий сочетать теоретические знания с умением работать руками, создавать и совершенствовать материальные ценности, работать на высокотехнологическом оборудовании, умеющий проектировать свою собственную деятельность, действовать в команде и строить свою профессиональную карьеру.

Удовлетворить потребность современного общества в человеке, который ценит труд и способен собственным трудом занять достойное место в жизни, завести «свое дело», можно только дав ему соответствующее образование.

Важнейшей целью системы школьного образования является подготовка обучающихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях современного общества. Для полноценной реализации данной цели необходимо осуществление технологической подготовки обучающихся в процессе всей общеобразовательной деятельности.

Целью современного технологического образования является развитие каждого обучающегося,в том числе и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее,ОВЗ) как человека, умеющего принимать обоснованные решения, открытого к изменениям,умеющего разрабатывать и изготавливать объекты и системы.

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, является главной составляющей окружающей человека действительности и опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.

Приоритетная роль образовательной области “Технология” заключается в подготовке обучающихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям.

В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. Именно этот учебный предмет для детей с ОВЗ обеспечивает использование разнообразных межпредметных связей для практической реализации их в новые идеи, продукты, услуги, удовлетворяющие потребности человека, общества и государства.

В процессе освоения обучающимисяМБОУКупинской школы-интерната № 1 (далее, школа-интернат) программ образовательной области «Технология»возникали определённые трудности в выборе сферы трудовой деятельности,обусловленные:

-характером соматического состояния, когда род и условия профессиональной деятельности могут оказать на него позитивное или негативное влияние;

-затруднённостью адекватного профессионального выбора из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями в развитии, в силу искаженных представлений о собственных возможностях.

Эти обстоятельства предопределили специфику работы по формированию профессионального самоопределения детей с ОВЗ и необходимость совместных усилий педагогов учреждения по подготовке ребенка к самостоятельной жизни.Для решения этой важной проблемы учителя школы-интерната обратили пристальное внимание на развитиепрофессиональных компетенций у детей с ОВЗ.В связи с этим основным стратегическим ориентиром коллектива школы стало: создание условий для успешного личностного и профессионального самоопределения обучающихся, приобретения жизненных навыков, способствующих полноценному развитию, жизнеустройству и социализации в обществе.

Актуальность данной работыобусловленаспособностьюдетей успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода, принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности,что на современном этапе в решении этих вопросов возникают затруднения.Актуальность работы подтверждается также нормативно-правовыми документами. Основополагающим является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Закон об образовании), в котором закреплены регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе «инклюзивного образования» и механизмы его реализации, и ряд других документов(см. Приложение 1).

Новизна данной работысостоит в том, что на базеМБОУ специальной (коррекционной) школы- интерната № 1 создано единое комплексное образовательное пространство, способствующее формированию профессиональных компетенций, повышению качества содержания допрофессиональногои профессиональногообразования детей по практическим видам деятельности с применением современного высокоточного оборудования, его организационных форм, методов и технологий.

Уникальностьданной работы состоит в том, чтовыпускники школы- интерната успешно адаптируются и трудоустраиваются   на рынке труда.

Основные разделы работы

Цель работы: создание условийдля развития профессиональных компетенций и подготовки детей к осознанному выбору профиля обучения, через применение на занятиях в образовательной области «Технология» современного оборудования.

Задачи:

-развиватьмотивацию к образовательной области «Технология»;

-формировать устойчивый интерес к новому промышленному оснащению;

-способствовать профориентации и жизненномусамоопрелению обучающихся;

-налаживать деловые связи с работодателями и организациями, заинтересованными в профессиональной подготовке подрастающего поколения;

-повышать профессиональный уровень, творческое мастерство педагогического коллектива в использовании новых инновационных технологий;

МБОУ Купинская школа-интернат № 1 стремится к инновационному развитию. От школы, дающей знания, умения, навыки, мы переходим к школе компетентностного подхода, в которой на первом месте стоит обучающийся, его развитие. Необходимость реализации данного подхода заключается в том, что педагоги школы- интерната должны сформировать такие личностные и профессиональные качества школьника, которые позволят ему быть востребованным в обществе будущего. Система обучения предоставляет каждому школьнику проявить себя и развиваться в соответствии со своими стремлениями и способностями.

Непрерывная вертикаль формирования профессиональных компетенцийобучающихся с ОВЗ строится на основаниистартовой диагностики(см. Приложение2)иреализуется при соблюдении следующих условий:

-разработка стандарта профессиональных компетенцийобучающихся (см. Приложение 3);

-раннее получение специализированной помощи;

-преемственность между разными уровнями образования;

-непрерывность коррекционно-развивающего процесса;

- обеспечение особой среды с учетом психофизических особенностей;

-включение детей с ОВЗ в систему   профессионального образования посредством реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;

- проведение обучающих, воспитательных и культурно-досуговых мероприятий и др.;

-привлечение родителей к дополнительному образованию детей через их участие в мероприятиях, оказание им консультативной помощи.

Анализ условий, показал необходимость применения современного высокоточного технологического оборудованияв образовательной области «Технология».Поэтому в 2018 г. педагогический коллектив школы - интерната принял участие в инновационном социальном проекте «Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», на полученные в виде субгрантаденежные средствабыл открыт и оборудован цифровой и высокоточной техникой «Сервис- Центр», образовательная деятельность которого базируется на следующих принципах  полноты образования:

  1. Интеграция всех видов образования внутри школы-интерната(учебная, внеурочная деятельности, дополнительное образование(профильное));
  2. создание условий для развития профессиональных склонностей, интересов и способностей   обучающихся с ОВЗ и становления первичного профессионального самоопределения;
  3. использование инновационных образовательных технологий, современного оборудования, новых методов обучения, воспитания и диагностики развития, потенциала организаций и учреждений города, района и области;
  4. объединение усилий всех участников образовательного процесса в школе-интернате(см. Приложение 4).

Ведущая идея «Сервис-центра»: развитие обучающихся, основанное на применении современного оборудования и способствующееприобретениюдетьмиопределенного набора социальных и профессиональныхкомпетенций:

-готовность использовать в профессиональной деятельности знания, полученные за период обучения в школе и умение применять их на практике;

-умение проводить анализ современного рынка труда и выбирать профессии, которые будут доступны обучающимся с ОВЗ и актуальны в будущем;

-способность использовать современное технологическое оборудование;

- готовность и развитая мотивация к использованию современных ресурсов лицеев, колледжей и других ресурсов города.

Все кабинеты «Сервис-центра» являются многофункциональными, оснащены самым современным оборудованием швейного, столярного, обувного, пищевого производства. Именно здесь обучающиеся получают не только трудовые навыки работы с цифровым оборудованием, но и осваивают программы дополнительного образования и внеурочной деятельности, что позволяет использовать в полном объёме все ресурсы школы- интерната.

Благодаря созданию «Сервис –центра» вшколе была введена предпрофильная подготовка:«Столярное дело», «Швейное дело», «Обувное дело», «Кулинария»-комплекс программ учебных проб и мероприятий, призванных помочь обучающимся приблизительно определить преимущественную направленность их дальнейшего профессионального пути(см.Приложение 5).

Получая определенные умения и навыки в рамках урочной, внеурочной деятельностях и дополнительного образования, обучающиеся успешно применяют их в профильной подготовке.

Профильная подготовка-это одно из самых важных направлений школы- интерната. С 2014 года для обучающихся 9-х классов ввели профильное обучение на базе ГБПОУ НСО «Купинского межрайонного аграрного лицея» по программе профессиональной подготовки «Повар» по договору сетевого взаимодействия.Обучение проходит по субботам и воскресеньям. Срок обучения 10 месяцев.

В 2018 году в соответствии с интересами и запросами обучающихся и их родителямибыли определены новые направления   профессиональной подготовки - «Столяр», «Швея», которые требовали пополнения материально- технической базы кабинетов дополнительным современным производственным оборудованием.В связи с этим в 2019 году МБОУ Купинская школа-интернат № 1стала участником федерального проекта «Современная школа» и национального проекта «Образование», в рамках реализации которого стало возможным дополнить материально-техническую базу школы высокотехнологичным оборудованием.

Участие в федеральном проекте «Современная школа»позволил МБОУКупинской школе- интернату № 1инициировать ресурсный потенциал в полном объёме:

- в МБОУ Купинской школе- интернате № 1 ведётся двухгодичное обучение по адаптированным дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам по направлениям: «Столяр», «Швея»(8-9 классы). По договору сетевого взаимодействия заключены договора на предоставления образовательных услуг с образовательными учреждениями г. Купино(Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 148, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 80им. В.П. Кузнецова). Срок обучения 2 года(см. Приложение 6);

- педагогический коллектив стабилен, способен мобильно принимать, понимать и решать задачи в условиях динамичных изменений в образовании, систематически, систематически повышает профессиональный уровень и творческое мастерство(см. Приложение 7);

-занятия предметной области «Технология» проводятся в отдельном блоке, состоящим из шести кабинетов (в первой половине дня проходят учебные занятия, во второй половине дня занятия дополнительного, предпрофильногои профильного образования)(см. Приложение 8);

Оснащение кабинетов труда в школе не ограничивается одной лишь материально-технической базой. Кроме производственных станков, машин и инструментов, на занятиях в обязательном порядке используется компьютерное и мультимедийное оборудование, применяются продуктивные методы обучения (проектирование, моделирование.), разнообразные приёмы и формы обучения, направленные на разблокировку творческого потенциала обучающихся, электронные средства обучения и т.д. Все рабочие места школьников и учителей автоматизированы техническими средствами обучения, которые обладают: высокой производительностью, небольшим энергопотреблением, гибкостью настроек, высокой точностью всех операций, при помощи которых у обучающихся формируются профессиональные компетенции.Для более полного развития которых в школе проводятся: профессиональные конкурсы, фестивали, выставки, мероприятия районного, регионального и межрегионального уровней и др.(см.Приложение9);

 Созданы технические условия для применения информационных и коммуникативных средств обучения, которые развивают у обучающихся с ОВЗ способность анализировать и продуктивно ориентироваться в разнообразном содержании информационных потоков.

Вся работа, направленная на достижение поставленных целей и задач обеспечивалась  тесным взаимодействием с другими составными компонентами  образовательного процесса, такими как: обеспечение особой образовательной среды с внедрением высокотехнологичного оборудования и учётом индивидуальных  особенностей обучающихся с ОВЗ для формирования профессиональных компетенций и дальнейшего профессионального самоопределения, преемственностью между разными уровнями образования,  а также через  сетевое взаимодействие с образовательными и досуговыми организациями города и района.

Выстроенная работа по развитию профессиональных компетенций   для успешного личностного и профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ дала положительные результаты:

  1. Выпускники школы-интерната № 1 способны:

- использовать в профессиональной деятельности знания, полученные за период обучения в школе и умеют  применять их на практике;

- использовать современное высокотехнологическое  оборудование и быть конкурентоспособными на рынке труда;

- умеют проводить анализ современного рынка труда и выбирать доступные профессии, которые будут актуальны в будущем.

  1. Выпускники школы-интерната по окончании получили и продолжают получать Свидетельство по профессии «Повар – 2 разряда», имеют возможность трудоустроиться по полученной профессии(см. Приложение 10).
  2. Обучающиеся приобретают первоначальные сведения о профессиях «Швея, Столяр, Обувщик, Кулинар», способах их получения, применяют правовые, социально-бытовые, трудовые знания, умения и навыки, которые в дальнейшем помогут им обустроиться в самостоятельной жизни(см. Приложение 11).
  3. 80 % выпускников продолжают обучение в профессиональных учебных учреждениях;100% выпускников трудоустроены.
  4. В результате вовлечения обучающихся в работу дополнительного образования снижено количество детей, состоящих на профилактических учетах(см.Приложение 12- 13).

7.Оснащена материально- техническая база кабинетов предметной области «Технология».

Реальная ценность проделанной педагогическим коллективом работы по развитию профессиональных компетенций и профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ заключается в:

- разработке адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;

- создании методических рекомендаций, материалов (разработка мастер-классов, открытых уроков с использованием Интернет- ресурсов) и «копилок» для педагогов по организации занятий с применением высокотехнологичного оборудования;

-генерализации и внедрении опыта работы по развитию профессиональных компетенций обучающихся с ОВЗчерез:

  • проведение Дней открытых дверей школы- интерната № 1.

Заключение

Использование современного высокотехнологичного оборудования в учебно-воспитательном процессе школы не только формирует профессиональные компетенции, но и   значительно повышает качество образования в области «Технология». Благодаря внедрению и реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных и общеразвивающих программ обучающиеся получают возможность успешно трудоустраиваться на рынке труда, становятся востребованными и конкурентноспособными, умеют принимать нестандартные решения, творчески мыслить и ориентироваться в информационном пространстве.

В перспективе МБОУ Купинской школы- интерната № 1 планируется расширение спектра   дополнительного образования, что поможет, в свою очередь, ввести новые технические и аграрные модули    профессиональной подготовки. Благодаря имеющимся ресурсам и оснащенной материально- технической базе   расширится спектр сетевого взаимодействия и социального партнёрства с учреждениями района и области. Введение в работу новых модулей позволит сделать его элементом инновационной инфраструктуры региона, привлечь большее количество потребителей образовательных услуг и инвестиций в район.

 Опыт работы педагогического коллектива школы – интернатаможетбыть применён   впрактике других коррекционных и общеобразовательных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ».

Статья посвящена вопросам развития эстетической культуры учащихся на уроках дисциплины "Музыкальная литература". Автор ставит задачу формирования музыкального восприятия через развитие навыков анализа...

Научное исследование как средство формирования профессиональной компетенции конкурентоспособного специалиста

В ФГОС III поколения большое внимание уделяется самостоятельной и исследовательской работе студентов. В статье рассматриваются основные направления, виды и формы организации  научно-исследователь...

Использование методических приёмов рефлексии как средство формирования профессиональных компетенций будущих педагогов: статья на научно-практической конференции (С.В. Грек)

Международная научно-практическая конференция (2013г.).Форма участия в конференции - заочная.Тема доклада: "Использование методических приёмов рефлексии как средство формирования профессиональных комп...

«Образовательные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся»

Данные материалы могут быть использованы учителями как в работе, так и в выступлениях различного уровня....

Современные педагогические технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка

Антуан Экзюпери писал: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Современное человеческое  общество невозможно представить без живого общения. Акт общения – это связь ...

Использование элементов технологии 3D-моделирования на уроках информатики и во внеурочной деятельности как средство формирования профессиональных компетенций учащихся (из опыта работы)

Глобальная информатизация общества ставит перед системой образования, как одну из первостепенных, задачу подготовки специалиста, готового к созидательной качественной деятельности в условиях современн...

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Из опыта работы рассматривается организация исследовательской и проектной работы студентов среднего профессионального образования. Приведен конкретный пример созданного проекта в области информационны...