Методическая разработка урока, предмет "Технология", 5 класс. "Швейная машина. Подготовка к шитью."
методическая разработка по технологии (5 класс)

Данная методическая разработка представляет собой технологическую карту 45-минутного урока технологии для 5 класса "Швейная машина. Подготовка к шитью.", составленную в соответсвии с требованиями ФГОС (базовый учебник - Синица Н. В., Самородский П. С., Симоненко В. Д., Яковенко О. В. Технология 5 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: технология

Класс: 5 класс

Учитель: Опахов Виктор Олегович

Тема урока: Швейная машина. Подготовка к шитью.

Базовый учебник: Синица Н. В., Самородский П. С., Симоненко В. Д., Яковенко О. В. Технология 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций, 4е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2015 – 208 с.: ил.

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.

Цель урока: дать обучающимся представление об устройстве швейной машины, видах машинных швов и обучить некоторым приёмам работы на швейной машине.

Планируемые результаты обучения

Личностные

результаты

Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

  • Формирование положительного отношения к познавательной деятельности;
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности

  • Знание основных узлов швейной машины с электрическим приводом;
  • Знание техники безопасности при работе на швейной машине;
  • Умение наматывать нижнюю нитку на шпульку;
  • Умение заправлять верхнюю и нижнюю нитки;
  • Умение делать прямую строчку на швейной машине.

Познавательные: извлечение необходимой информации из беседы, рассказа.

Регулятивные: выработка алгоритма действий при выполнении практической работы; планирование собственной деятельности, оценка качества своего труда.

Коммуникативные: конструктивное взаимодействие с учителем и одноклассниками в процессе учебной деятельности, умение работать в группе.

№ п./п.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

Результат

1

Организационный этап.

Приветствие класса.

Проверка готовности класса к проведению занятия

Приветствие учителя, контроль своей готовности к предстоящему занятию

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.

Коммуникативные: взаимное сотрудничество учителя и обучающихся на уроке.

Активизация деятельности учащихся

2

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Информировать обучающихся о плане проведения урока.

Формируют представление об этапах проведения урока

Личностные: мобилизация внимания, стремление узнать новое.

Регулятивные: целеполагание и планирование деятельности.

Познавательные: умение работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное.

Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

3

Актуализация знаний.

Проанализировать полученные знания и умения по учебному материалу предыдущего урока.

– Какими инструментами и материалами пользовались в старину, изготавливая одежду в домашних условиях?

– Какие качества необходимы при ручном шитье? А у вас есть эти качества?

– Как вы думаете, много ли времени уходило на шитьё одежды вручную?

– Как шьют одежду в наши дни?

– Как вам кажется, чем одежда, сшитая вручную, отличается от одежды, сшитой на швейной машине?

Участвуют в диалоге и обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Личностные: осознание своих возможностей

Регулятивные: умение отвечать на поставленные вопросы

Познавательные: анализ объектов исследования Коммуникативные: общение учителя и обучающихся

Выявить уровень знаний и степень готовности к усвоению нового материала.

4

Постановка целей и задач нового учебного материала. Первичное усвоение новых знаний.

Вопросы для обучающихся для формулирования темы, цели и задач урока:

– Кто скажет, что перед вами? (швейная машина)

Сегодня мы разберёмся, из каких частей состоит швейная машина и как подготовиться к шитью на машине.

– Как будет называться тема урока?

Проводит объяснение нового материала: рассказывает об основных узлах швейной машины с электрическим приводом, общем принципе её действия и основных машинных швах.

Участвуют в беседе; формулируют примерную тему, цели и задачи урока.

Личностные: осознание своих возможностей

Познавательные: умение извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания

Коммуникативные: умение вступать в диалог

Организовывать осмысленное восприятие новой информации

5

Первичное закрепление полученных знаний.

Физкультминутка

Задает вопросы:

– Кто скажет, с какими основными понятиями мы сегодня познакомились?

– Для чего служит привод?

– Зачем нужна лапка?

– А можно ли шить без нижней нитки? Почему?

Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении, отстаивают свою точку зрения.

Личностные: осознание своих учебных возможностей

Регулятивные: умение анализировать и устанавливать логическую последовательность в ответах на вопросы

Коммуникативные: умение слушать, слышать и анализировать мнения собеседников

Способствовать эмоциональному настрою и познавательному интересу к теме.

6.

Практическая работа.

– Как вы думаете, какие правила безопасности при работе на швейной машине нужно соблюдать?

Давайте проверим ваши ответы и прочитаем правила безопасной работы (стр. 134)

– Прежде чем шить на швейной машине, нужно намотать нитки на шпульку, заправить верхнюю и нижнюю нитки. А теперь посмотрите, как наматывать нижнюю нитку на шпульку. Демонстрирует намотку нижней нитки на шпульку, комментируя свои действия: включить швейную машину, нажав на кнопку включения/выключения; установить катушку с нитками на стержень для катушек, завести нитку в устройство натяжения, а её конец несколько раз обмотать вокруг шпульки; надеть шпульку на штифт моталки, чтобы выступ вошёл в прорезь, и нажать на шпульку до упора вправо; нажать ногой на педаль. Когда нитка намотается на шпульку, машина остановится автоматически. Снять ногу с педали; отжать шпульку влево, снять её, отрезать нитку.

Ответы на вопросы:

фронтальная форма:

- Что мы будем использовать при выполнении работы?

- Какова последовательность выполнения этой работы?

Предлагает задание на усвоение новых знаний (выполнение практической работы):

А теперь попробуем это сделать самостоятельно. (Даёт пошаговые инструкции классу).

– А теперь научимся заправлять верхнюю нитку:

нитку с катушки завести в устройство натяжения, прорези для нитки, нитепритягиватель; нитку продеть в игольное ушко.

Ответы на вопросы:

фронтальная форма:

- Что мы будем использовать при выполнении работы?

- Какова последовательность выполнения этой работы?

Предлагает задание на усвоение новых знаний (выполнение практической работы): делаем сами! (Даёт пошаговые инструкции классу).

– А сейчас посмотрите, как заправить нижнюю нитку и вывести её наверх: сначала нужно вложить шпульку в челночное устройство; нитку провести под пластинчатые пружины. Левой рукой натягиваем верхнюю нитку, заправленную в иглу, а правой – нажимаем на кнопку подъёма/опускания иглы (или повернуть маховик на себя). Игла опустится вниз, захватит нитку и вернётся в верхнее положение, вытягивая нитку за собой. Теперь вытягиваем нижнюю нитку, заведя верхнюю нитку в прорезь лапки, и отводим обе нитки назад в рабочее положение.

Ответы на вопросы:

фронтальная форма:

- Что мы будем использовать при выполнении работы?

- Какова последовательность выполнения этой работы?

Предлагает задание на усвоение новых знаний (выполнение практической работы): делаем сами! (Даёт пошаговые инструкции классу).

А теперь давайте попробуем сделать машинный шов – прямую строчку. Смотрите, как это делается: нужно положить ткань под прижимную лапку, повернуть правой рукой маховик на себя, проколоть ткань иглой; опустить рычаг прижатия лапки; нажать ногой на педаль; направлять материал так, чтобы намеченная линия строчки находилась под иглой.

Ответы на вопросы:

фронтальная форма:

- Что мы будем использовать при выполнении работы?

- Какова последовательность выполнения этой работы?

Предлагает задание на усвоение новых знаний (выполнение практической работы): делаем сами! (Даёт пошаговые инструкции классу).

Способствует формированию уверенности обучающихся в своих силах.

индивидуальная форма:

Анализ результатов практической работы.

Обучает способам контроля и самооценки деятельности.

Развивает умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.

-Осуществляют учебные действия по намеченному плану.

-Обсуждают классом, в группах, индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

-Объясняют, анализируют, формулируют ответы, выдвигают идеи

Личностные: осознание своих учебных возможностей;

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих знаний

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы, умение осознанно и грамотно выстраивать ответы, включающие технологическую терминологию.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие друг с другом, и в целом в коллективе

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний при выполнении практической работы

7

Итоговое закрепление.

Анализирует работу обучающихся на протяжении занятия, консультирует по возникающим при обсуждении вопросам, советует, помогает.

Представляют результаты усвоения материала в классе и индивидуально, осуществляют контроль (с помощью учителя применяются формы самоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию возможных допущенных ошибок

Личностные: осознание важности обучения предмету;

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения учебного материала;

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы;

Обеспечить осмысленное закрепление знаний и умений, полученных на уроке.

8

Подведение итогов урока.

Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

– Что нового узнали на уроке?

Какие новые понятия вы изучили сегодня?

– Где можно применить полученные знания в практической деятельности?

– Какие затруднения у Вас возникли?

– Дайте анализ своей деятельности на уроке.

Учитель консультирует, делает выводы, подводит итог деятельности обучающихся.

Отвечают на вопросы учителя, анализируют проделанную ими работу на уроке, выполняют самооценку, ее обсуждают, делают выводы

Личностные: осознание важности обучения предмету;

Регулятивные: планирование дальнейшей деятельности;

Познавательные: умение структурировать знания и проводить и давать самооценку;

Коммуникативные: умение слушать и вести диалог

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

9

Рефлексия деятельности.

– Вспомните цели урока. Как вы считаете, достигнуты ли вами цели урока?

– Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:

«Я всё понял, могу объяснить этот материал другому»;

«Я сам всё понял, но объяснить другому не смогу»;

«Для полного понимания мне нужно повторить тему».

Высказывают мнение о прошедшем занятии, в форме конструктивного диалога; соотносят цель и результаты своей работы, используя предложенную шкалу оценки.

Личностные: осознание интереса и важности изучения предмета;

Регулятивные: самооценка деятельности на уроке и всего занятия в целом;

Познавательные: развитие познавательного интереса к предмету;

Коммуникативные: умение слушать и вести диалог

Рефлексия учебной деятельности на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока (по ФГОС)

Данная Технологическая карта взята мною из Пособия для учителей, автор Чернобай Е.В., серия "Работаем по новым стандартам"...

Технологическая карта урока по ФГОС

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке ксовременному уроку в свете новых ФГОС?Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока.1. Определение темы учебного мат...

Технологическая карта урока по ФГОС. Тема урока "Тhe solar system".

Данная технологическая карта урока даёт возможость представить урок в соответствии со всеми имеющимися в нём этапами, проследить за ходом учебного занятия, грамотно его спланировать....

Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие". (Маршрутный лист, групповая и индивидуальная формы работы. Самоанализ урока)

Урок русского языка Класс: 5Тема: «Прилагательные полные и краткие»Тип урока: изучение нового материалаФормы и методы: слово учителя, беседа, анализ языкового материала, наблюдение, орфографическ...

Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие". (Маршрутный лист, групповая и индивидуальная формы работы. Самоанализ урока)

Урок русского языка Класс: 5Тема: «Прилагательные полные и краткие»Тип урока: изучение нового материалаФормы и методы: слово учителя, беседа, анализ языкового материала, наблюдение, орфографическ...

Технологическая карта урока по ФГОС по предмету ОБЖ. 5 класс. Урок 10 "Пожарная безопасность".

Урок изучения нового материала о причинах пожара, государственной противопожарной службе, о правилах личной безопасности при пожаре....

Технологическая карта урока по ФГОС лыжная подготовка

Технологическая карта урока по ФГОС лыжная подготовка 1а класс 2019 год...