Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие". (Маршрутный лист, групповая и индивидуальная формы работы. Самоанализ урока)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка

 

Класс: 5

Тема: «Прилагательные полные и краткие»

Тип урока: изучение нового материала

Формы и методы: слово учителя, беседа, анализ языкового материала, наблюдение, орфографический разбор, грамматические упражнения (тренировочные), наглядные, практические методы и др.

Оборудование: Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык: Учебник: 5 класс; доска; мультимедийный проектор; карточки; маршрутный лист и др.

 

Цели урока: 

·         научить опознавать полную и краткую формы имен прилагательных и определять их грамматические особенности и синтаксическую роль;

·         формирование умения различать полную и краткую формы имён прилагательных, определять их синтаксическую роль; формирование коммуникативных навыков и способности к конструктивному сотрудничеству, развитие мыслительной деятельности учащихся;

·         воспитывать самостоятельность при работе; потребность в изучении грамматического строя языка» для определения роли языковых форм; чувство патриотизма, любви к Родине, природе. 

·          

Корень учения горек, а плод - сладок.

Пословица

 

Этапы урока

Комментарии

1.

Орг. момент

 

 

 

- Как вы понимаете значение пословицы?

(работа с эпиграфом)

2.

Задание №1

Мини-экзамен (парная работа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «О – Е после шипящих в окончаниях сущ. и прилаг.» (в маршрутном листе слова с орфограммами в окончаниях прилагательных).

1.     Снежных дворцов

2.     Большим шалашом

3.     О хорошей истории

4.     Дремучего леса

5.     О колючем еже

6.     Легким морозцем

7.     Чужого рассказа

8.     Весенних скворцов

Повторение способов проверки написания окончаний прилагательных

Работа в парах (взаимопроверка)

Словарная работа.

 

 

 

 

 

3.

Тема урока (попытаться  определить вместе с детьми)

 - Ребята, что объединяет все эти словосочетания? (есть прилаг., одна орфограмма + полная форма имен прилагательных)

 

 

 

Обратить внимание на роль и форму прилагательных.

4.

 

 

 

 

 

 

 

Задание №2

- Обратите еще раз внимание на эпиграф.

Корень учения горек, а плод - сладок.

 

 - Определите части речи, их синтаксическую роль. В какой форме используются имена прилагательные?  (В краткой)

- А можно ли образовать полную форму от этих прилагательных?

- Ребята, вы уже догадались, как можно назвать тему нашего сегодняшнего урока?

 

- Запишите тему урока «Прилагательные полные и краткие»

- Ребята, как вы думаете, для чего нужны именно две формы, одной нельзя обойтись?

- А что мы еще должны узнать по этой теме?  Какие задачи решить?

Синт.  роль, как пишутся кр. прил., как изменяются.

А как мы эти задачи можем решить? (Через наблюдение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись темы урока.

(самопроверка)

 

 

 

 

Сообщение цели и задач урока

 

5.

Задание № 3

Вернемся к прилагательным из задания №1. Попробуйте образовать и записать  краткую форму прилагательных.

У каких прилагательных нет краткой формы?

Что пишется на конце прилаг., оканчивающихся на шипящую?  Подсказка найдите  в учебнике  на стр. 235

 

Наблюдение:  что пишется на конце прилаг., оканчивающихся на согласную? (ответ на стр.235)

6.

 

 

 

 

 

 

                                   Задание № 4

                                  Наблюдения.

1)

Белый снег,

Белый мел.

Белый заяц

Тоже бел.

А вот белка

Не бела,

Белой даже не была.

(В.А.Измайлов)

 

 

 

 

 

 

 

- Чем интересно стихотворение?

- Определите синтаксическую роль и форму выделенных прилагательных.

Выделите и сравните окончания.

imageОкончания: ый-    ; ая-а; ое-о; ые-ы

 

Стихотворение на доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают выводы:    ! краткие прилагательные изменяются по числам, а в ед.ч. – по родам

 

2)

Продолжим тему зайцев

Упр.588 , упр. 590 устно прочитать

-Чем отличаются тексты с полными прилаг. от текстов с краткими?

 

полные прил. помогают описать предмет (используют в науч. стиле), а с краткими прилагательными текст звучит более торжественно, они делают речь богаче, выразительнее, образнее, эмоциональнее (худ. стиль)

Чтение текста учителем

 

 

В разных стилях – м.б. разная форма прилагательных

5.

 

 

 

 

 

 

6.

Задание № 5

Групповая работа

1 группа – цвет: белый…

2группа – вкус: сладкий…

3 группа – размер: большой…

4 группа – качество характера: добрый…

 

Не писать в марш. листе

 

Самооценка

Несколько вариантов

(раздать карточку каждой группе)

6.

Задание № 6

Закрепление (устно, если будет не хватать времени)

1) Упр.588. (выписать!)

Ясны – ясен, ясно.

Сладкогласны – сладкогласен, сладкогласно.

 

Коллективно, в маршрутных листах

 

2) -Вы обратили внимание, как я к вам обращаюсь, когда прошу выполнить задания?

Упр.594. (устно)

Будьте добры, будьте внимательны

Помогают вежливому обращению

 

3) Составление предложений со словами вежливости, помещёнными на полях. Будьте любезны! Будьте добры! (устно)

Д/з 1 группа упр. 592,

2 группа написать небольшое рассуждение о роли кр.пр.

Физминутка

Пожать друг другу руки, кивнуть головой в знак вежливости

 

Объяснить знаки препинания

 

 

 

 

7.

Рефлексия «Волшебный микрофон».

Давайте расслабимся.

Молодцы, ребята, вы сегодня  хорошо справились с заданиями! Можно вам задать вопрос?

Что вы узнали на уроке о кратких  прилагательных?

Зачем мы эту тему изучили? Где вам могут понадобиться знания о прилагательных в краткой форме? (Вам всем  надо будет сдавать ОГЭ, а лингв. тема первая в заданиях)

 

Мы узнали, что

 1. ь знак на конце прилаг. не пишется,

2. синт. роль – сказуемые,

3. изменяются по числам, а в ед. ч. по родам,

4. в разных стилях речи может быть разная форма прилагательных,

5. с крат. Прил. текст звучит более торжественно, они делают речь богаче, выразительнее.

 

 (ребята передают микрофон друг другу по очереди)

 

 

 

 

 

Обобщение изученного на уроке, подведение итогов. Оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белый снег,

Белый мел.

Белый заяц

Тоже бел.

А вот белка

Не бела,

Белой даже не была.

(В.А.Измайлов)

Окончания:

ый-    ; ая-а; ое-о; ые-ы

Шестнадцатое марта.

Классная работа.

Прилагательные полные и краткие.

 

Корень учения горек,

а плод - сладок.

Пословица

Не со всеми словами:

История хороша

Лес дремуч

Ёж колюч

Морозец лёгок

Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.

Н.Рыленков

 

Д/з Упр.592

Задание№1

Критерии оценок:

8 прав. ответов- «5»

6 – 7прав. отв.- «4»

4 – 5 прав. отв. «3»

1 – 3 прав. отв. «2»

Задание № 2

0 шибок – «5»

1- 2 ошибки «4»

3 – 4 ошибки «3»

5 и более ошибок «2»

Задание № 3

Не со всеми словами:

История хороша.

Лес дремуч.

Еж колюч.

Морозец легок.

 

 

Эскиз доски

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon marshrutnyy_list_1.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Маршрутный лист

Фамилия, имя, класс__________________________________________

Тема________________________________________________________

                                                                                                        Корень учения горек, а плод -  сладок.

Пословица

Задания

Оценка заданий

Задание № 1

Вставьте пропущенные буквы о - е  после шипящих в окончания существительных и  прилагательных. Что объединяет все эти словосочетания?

        1. Снежных дворц…в

        2. Большим шалаш…м

        3. О хорош…й истории

        4. Дремуч…го леса

        5. О колюч…м еже

        6. Легким морозц…м

        7. Чуж…го рассказа

        8. Весенних скворц…в

Взаимооценка (обменялись тетрадями, проверили друг друга)

Критерии оценок: 

8 правильных ответов – «5»

6-7 правильных ответов – «4»

4-5 правильных ответов – «3»

1-3 правильных ответов – «2»

ОТМЕТКА_______________

Задание №2

Определите части речи, их синтаксическую роль.  В какой форме используются имена прилагательные?

Корень учения горек, а плод -  сладок.

САМОПРОВЕРКА

0  ошибок –«5»

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»

5 и более ошибок –«2»

ОТМЕТКА__________________

Задание № 3

Вернёмся к прилагательным из задания № 1. Образуйте и запишите  рядом с полной формой прилагательных краткую форму.        

        1. Снежных_____________________

        2. Большим _____________________

        3. О хорошем ____________________

        4. Дремучего _______________________

        5. О колючем _______________________

        6. Легким _________________________

        7. Чужого___________________________

         8. Весенних _______________________________

Наблюдение: Все ли имена прилагательные образуют краткую форму? У каких прилагательных нет краткой формы?

Что пишется на конце прилагательных, оканчивающихся на шипящую? Ответ найдите в учебнике (стр. 235). Выделите орфограмму № 20

Задание № 4

 Белый снег,

Белый мел.

Белый заяц

                                                Тоже бел.

                                                А вот белка

                                                Не бела,

              Белой даже не была.

(В. А. Измайлов)

Чем интересно стихотворение? Определите, какими членами предложения  являются выделенные слова. Выделите и сравните окончания  полных и кратких имен прилагательных. Ответ найдите в учебнике (стр. 234).

 Окончания:  ый-   ;  ая - а;  ое – о;  ые – ы  

Прочитайте упр. 588 и  упр. 590.  Чем отличаются тексты с полными прилагательными от текстов с краткими прилагательными?

ОЦЕНИВАЕТ УЧИТЕЛЬ

Отметка учителя_____________________

Задание № 5 Групповая работа  

Самооценка (подчеркни нужное, вариантов может быть несколько)

  • Я смог продолжить ряд прилагательных
  • Я смог подобрать краткую форму
  • Я не справился с заданием
  • Я не понял задание

Задание №6

Упр. 588. Выпишите краткие прилагательные, запишите их в ед. ч.

( м. р., ж. р., ср.р.) по образцу

Образец. Ясны – ясен, ясна, ясно.

Сладкогласны__________________________

Прекрасны_______________________________

Опасны______________________________

ОЦЕНИВАЕТ УЧИТЕЛЬ

Отметка учителя_____________________

Итоговая отметка (выставляется учителем после проверки маршрутных листов)________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ФГОС (5 класс по УМК "Звездный английский")

Подробная технологическая карта урока по ФГОС с учетом предметных, метапредметных и личностных результатов, а также УУД по каждому этапу урока....

технологическая карта урока по ФГОС 5 класс

Технологическая карта урока 5 классТема урока: «Дикие животные. Повторение времени Present Simple Tense. Безглагольные предложения в данном времени»....

технологическая карта урока по ФГОС 3 класс

Технологическая карта урока 3 классТема урока: «Урок здоровья. Глагол must.»....

технологическая карта урока по ФГОС 5 класс

Технологическая карта урока по английскому языку в 5 классе  по теме "The Geography  and political outlook of the UK".Место и роль урока в изучаемой теме: На уроке обобщаются знания, получен...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс "Графика.Алфавит" с презентацией и маршрутным листом

Технологическая карта составлена с учетом всех требований ФГОС ООО. Используются различные методы и формы урока. Используютя новые приемы: синквейн, кластер, "толтые и тонкие вопросы"...

Виды групповых и индивидуальных форм работы на уроках математики

Из опыта работы с групповыми и индивидуальными формами работы на уроках математики...