Технологическая карта урока русского языка 5 класс "Графика.Алфавит" с презентацией и маршрутным листом
материал по русскому языку (5 класс) по теме

Шулекина Елена Павловна

Технологическая карта составлена с учетом всех требований ФГОС ООО. Используются различные методы и формы урока. Используютя новые приемы: синквейн, кластер, "толтые и тонкие вопросы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grafika._moy.docx39.13 КБ
Office presentation icon grafika_moy.ppt291 КБ
Файл marshrutnyy_list_uroka.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель

Шулекина Елена Павловна

Дата

11.12.2015

Класс

5

Предмет

Русский язык

УМК

Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова

Тема урока

Графика. Алфавит.

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Создание условий для осознания различий между буквами и звуками, дать представление о графике и каллиграфии, повторить правильное название букв русского алфавита, выявить сферы использования знания алфавита

Задачи урока

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных  результатов:

- формировать способности к самостоятельной познавательной деятельности;

-  устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие творческого мышления

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, группах.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формирование умения применять полученные теоретические знания в нестандартных ситуациях и в новых практических условиях

Методы  и формы

Методы: наглядный, частично-поисковый

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

мультимедийный  проектор , орфографические словари, раздаточный материал, видеофрагмент

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучаемых

Формируемые УУД

Организационный момент (мотивационно-мобилизирующий)

Я бы хотела начать урок  с девиза, но он рассыпался. Кто поможет мне?
«С малой удачи начинается успех!» 
– Как вы понимаете эти слова?
– Я вам желаю, чтобы вам сегодня  сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!
Я буду этому очень рада!  

     Ребята, возьмите маршрутный лист на сегодняшний урок, скажите, сколько будет заданий?
Не забывайте, что в течение урока вы оцениваете свою работу  в листах индивидуальных достижений. Назовите критерии оценки:
http://festival.1september.ru/articles/634931/img1.gif  – цель достигнута
http://festival.1september.ru/articles/634931/img3.gif  –  справляюсь, но есть ошибки     
http://festival.1september.ru/articles/634931/img5.gif – ещё нужно над этим работать
                  
 

Объясняют смысл приветствия.
Волевая саморегуляция

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Актуализация знаний

  1. Рассказ о звуках с помощью кластера, сделанного дома.

 Задание 2. Предлагаю выполнить разноуровневые  задания.

На «5»:Надпишите букву З над словами, в которых происходит озвончение глухого согласного, а  букву Г  над словами, в которых происходит оглушение звонкого согласного.

Слова для распределения: моло..ьба, ла.., ре..кий, о..жил, ..двинул, ро.., про..ка, во..зал, ло..кий, ..бил.

На «4»:Подчеркнуть в предложении одной чертой звонкие согласные, двумя – глухие согласные.

Есть много гипотез о происхождении «Круглого здания»

На»3»: Допишите знаменатель. Дайте общее название составленным рядам звуков. 

[б], [в], [г], [д], [ж], [з]
------------------------
[п] .

Задание 3 Игра «Наведи порядок  и назови колонки»

Подсказка: в каждой колонке два лишних элемента

?

?

[ а, у, к, о, р, и, ы ]

[ш, л, ю, ц, ф, п, х, я ]

Вопрос: зачем нужны звуки?

как называется наука, которая изучает звуки?  

?

?

А, о, е, ю, [ и ], э, я,  г

Ш, щ, с, ы, р, ф, [ д ],х

Рассказывают о звуках

Выбирают задания разного уровня сложности, выполняют.

Называют колонки, убирают лишние элементы, объясняют свой выбор

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу; Самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану;

Познавательные: способны систематизировать информацию и переводить ее в схематичную форму

Личностные:

Имеют мотивацию  к учебной деятельности

Познавательные:

Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

Личностные:

Имеют желание осознать свои трудности и стремятся их преодолеть

Возникновение проблемной ситуации

Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока)

Вопрос: зачем нужны буквы?(писать и читать)

Кто знает,  как называется наука, которая изучает начертание письменных  букв и знаков?

Угадайте по аналогии

Фонетика ( от греч. Фоне – звук)

?  (от греч. Графо – пишу, черчу)

Загадка про алфавит.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит.

И называется все …. (алфавит)

Какова же тема нашего урока?(Графика. Алфавит)

Сформулируйте, пожалуйста, задачи нашего урока. 

Когда мы наводили порядок в таблицах, где и почему у нас возникли трудности? Что мы еще не очень хорошо знаем? (правильное название букв)

Давайте, посмотрим, как я их  сформулировала?


Познакомиться с понятием «графика»;

научиться отличать букву от звука;

познакомить с историей возникновения алфавита ;

повторить правильное название букв русского алфавита

Формулируют тему и цель урока

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом

Познавательные: анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

-Ребята, вам предстоит по материалам темы придумать «толстые и тонкие вопросы», поэтому слушайте и читайте внимательно.

Сначала  предлагаю познакомиться с  теоретическим материалом  п. 57  с.131

Задание 4: Сколько раз встречается указанный  звук?

  1. [в’]  Всегда вкусна свежая морковь.
  2. [в]  Мера важнее всего.
  3. [к]  Человек часто сам себе враг.
  4. [т] Мед помогает при простуде.
  5. [о] Чистота – залог здоровья.

 Задание 5 Решите фонетическую задачу.

Незнайка не умел писать слова правильно. Он писал их так, как слышал. Какие из слов он напишет с буквой щ?:

1) счастье, 2)пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать

А) 1, 2, 3;
Б) 1, 2, 4;
В) 2, 3;
Г) 1, 4;
Д) все.

согласные  и гласные бывают такие опасные: звук очень ясно слышится, а буква другая пишется.

Вывод: Различайте звук и букву!

Ролевая игра “Путешествие в прошлое”.

Учитель: Я приглашаю вас совершить путешествие в историю письменности и алфавита.

-Знаете ли вы, как возникла русская письменность?

Просмотр видео о происхождении письменности.

-Теперь вы знаете, как появился русский алфавит.

- В  учебнике дан русский  алфавит. Рассмотрите его внимательно. Прочитайте название букв русского алфавита.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез

Коммуникативные: слушать и слышать других

Первичная проверка понимания

Запишите по материалам темы наши вопросы.

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Объясните, почему …?

Предположите, что будет …?

Что, если …? В чем разница …?

Что…?Где…?Для чего…?Как…?

Когда…?Может ли …?Верно ли …?

Обсуждение вопросов.

Придумывают вопросы

Познавательные: активизация мыслительной деятельности при активной фиксации вопросов по ходу знакомства с новым материалом

Коммуникативные: слушать, размышлять

Первичное закрепление

Давайте прочитаем диалог мальчика и девочки на с.133

-Прав ли мальчик, считая, что порядок букв знать не обязательно?

Задание 6: даны словарные слова. Чтобы правильно вставить пропущенные буквы, обратитесь к орфографическому словарю.

Вперег..нки, сост..зание, вр..тарь,  спор..мен, фу..бол, хо..ей, в..лейбол. 

Давайте проведем небольшой эксперимент. Одни ищут нужные слова, не пользуясь алфавитом, другие с алфавитом. Проверим, кто быстрее выполнит задание.

Проверка:  волейбол, вперегонки,  вратарь , состязание спортсмен, футбол, хоккей.

Пригодился ли вам алфавит при выполнении этого задания?

Задание 7Групповая работа. Выберите в группе командира.

Задание 6:  соберите буквы в алфавитном порядке и правильно их произнесите.

Командир, оцените работу группе в целом и конкретно каждого.

Ребята, знакомы ли вам эти фамилии: Павел Буре (хок.), Алина Кабаева (гимн.), Андрей Аршавин (фут.), Костя Дзю (бокс), Елена Исинбаева (прыгунья), Мария Шарапова (тен.), Эвелина Сотникова(фиг.), Юрий Жирков(фут.), Александр Овечкин (хок), Лариса Лазутина (лыж.)

 Кто это? (спортсмены). А давайте представим, что нам необходимо выпустить справочник под названием «Великие  спортсмены России». А раз это справочник, значит фамилии должны как стоять? Совершенно верно,  в алфавитном порядке. Давайте это сделаем сейчас.

Задание 8: расположите фамилии в алфавитном порядке.

 

Чем лучше мы будем знать алфавит, тем быстрее сможем находить необходимую нам информацию.

Выполняют задание

Выполняют задание в группе

Выполняют задание

Аршавин Буре Дзю Исинбаева Кабаева Лазутина Овечкин Сотникова Шарапова

Познавательные:

Приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Регулятивные:

Оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группе

Личностные: понимают в чем значение знаний для человека

Познавательные:

Приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки

Физкультминутка

Постарайтесь быстро построиться  в шеренгу по алфавиту на основе фамилий, а теперь на основе имени. Скажите, а где мое место вместе с вами? 

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки. ( встряхнули кистями рук)

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.

Прием «синквейн»

Задание 9 Групповая  работа

Предлагаю выполнить следующее задание Составление синквейна  со словом «Алфавит»:

1 строка – существительное
2 строка – 2 прилагательных
3 строка – 3 глагола
4 строка – фраза из 4 слов
5 строка – существительное  – синоним  первому

Алфавит

Старославянский, русский

Придумать, составлять, помогать

Расположение букв в определенном порядке

Азбука

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группе; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Регулятивные:

Самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану;

оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)

Предлагаю ответить на вопросы:
– какова тема урока?
– какие задачи ставили?
– достигли ли их?

- Где можно применить новые знания?


Ребята,  выберите свое положение  на нашей «лестнице успеха» , которое выражает ваше мнение об уроке:

  • Понятно и интересно
  • Мне все понятно, но материал не всегда интересен
  • Я не все понял, но мне было интересно
  • Я ничего не понял и на уроке скучал

Личностные: способность к самооценке на основе  критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные: умение выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с заданием и условиями коммуникации

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Предлагаю выполнить по выбору:
1.упр. 288

2.упр.295

3.Придумать лингвистическую сказку о буквах (по желанию)

Ну что ж, ребята,   закончить урок мне хочется словами поэта Н.Рыленкова:
На доброе слово не надо скупиться, 
Сказать это слово – что дать напиться… 
Слайд 10
СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе  своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 5 класс Тема: Графика. Алфавит. Подготовила : учитель русского языка и литературы МКОУ Новотрицкой СОШ Шулекина Елена Павловна

Слайд 2

начинается удачи «С малой успех!»

Слайд 3

«С малой удачи начинается успех»

Слайд 4

Проверка разноуровневых заданий На «5» Озвончение: молотьба, сдвинул, вокзал, отжил,сбил. Оглушение: лад, резкий, род, пробка, ловкий. На «4» : Есть мн о г о г ипотез о п р оисхо жд е н ии «К р у гл ого зд а н ия» На «3» : [б], [в], [г], [д], [ж], [з] звонкие ---------------------------- [п] [ф], [к], [т], [ш], [с] глухие

Слайд 5

? ? [ а, у, к, о, р, и, ы ] [ш, л, ю, ц, ф, п, х, я ]

Слайд 6

Гласные звуки ? [ а, у, о, и, ы ] [ш, л, ю, ц, ф, п, х, я ]

Слайд 7

Гласные звуки Согласные звуки [ а, у, о, и, ы ] [ш, л,ц, ф, п, х ]

Слайд 8

? ? А, о, е, ю, [ и ], э, я, г Ш, щ, с, ы, р, ф, [ д ],х

Слайд 9

гласные буквы ? А, о, е, ю, э, я Ш, щ, с, ы, р, ф, [ д ],х

Слайд 10

гласные буквы Согласные буквы А, о, е, ю, э, я Ш, щ, с, р, ф,х

Слайд 11

Фонетика ( от греч. Фоне – звук) ? (от греч. Графо – пишу, черчу)

Слайд 12

Тема урока : Графика. Алфавит.

Слайд 13

Задачи: Познакомиться с понятием «графика»; научиться отличать букву от звука; Познакомиться с историей возникновения алфавита ; повторить правильное название букв русского алфавита.

Слайд 14

Задание: Сколько раз встречается указанный звук? [в’] Всегда вкусна свежая морковь. [в] Мера важнее всего. [к] Человек часто сам себе враг. [т] Мед помогает при простуде. [о] Чистота – залог здоровья.

Слайд 15

Фонетическая задача Незнайка не умел писать слова правильно. Он писал их так, как слышал. Какие из слов он напишет с буквой щ? : счастье, 2)пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать А) 1, 2, 3; Б) 1, 2, 4; В) 2, 3; Г) 1, 4; Д) все.

Слайд 16

ответ Б) 1, 2, 4

Слайд 17

Аршавин Буре Дзю Исинбаева Кабаева Лазутина Овечкин Сотникова Шарапова

Слайд 18

Домашнее задание по выбору: упр. 288 упр. 295 По желанию: придумать лингвистическую сказку о буквах



Предварительный просмотр:

Фамилия  имя ______________________________________________

Дата _______________________________________________________

Тема урока: ________________________________________________

Этапы урока, задания

Оценка

  – цель достигнута
  –  справляюсь, но есть ошибки     
 – ещё нужно над этим работать

Задание 1

Рассказ о звуках с помощью кластера, сделанного дома.

  

Задание 2

Выберите  одно задание и выполните его.

разноуровневые  задания.

На «5»:Записать в 1-й столбик слова, в которых происходит озвончение глухого согласного, а во 2-й столбик – слова, в которых происходит оглушение звонкого согласного.

Образец: Озвончение: просьба; оглушение: дуб.

Слова для распределения: моло..ьба, ла.., ре..кий, о..жил, ..двинул, ро.., про..ка, во..зал, ло..кий, ..бил.

На «4»:Подчеркнуть в предложении одной чертой звонкие согласные, двумя – глухие согласные.

Есть много гипотез о происхождении «Круглого здания»

На»3»: Допишите знаменатель. Дайте общее название составленным рядам звуков. 

[б], [в], [г], [д], [ж], [з]
------------------------
[п] .

  

Задание 3

Игра «Наведи порядок  и назови колонки»

Формулировка темы и цели урока

Задание 4: Сколько раз встречается указанный  звук?

  1. [в’]  Всегда вкусна свежая морковь.
  2. [в]  Мера важнее всего.
  3. [к]  Человек часто сам себе враг.
  4. [т] Мед помогает при простуде.
  5. [о] Чистота – залог здоровья.

Задание 5: Реши фонетическую задачу.

Незнайка не умел писать слова правильно. Он писал их так, как слышал. Какие из слов он напишет с буквой щ?: 1) счастье, 2)пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать

А) 1, 2, 3; Б) 1, 2, 4; В) 2, 3; Г) 1, 4; Д) все.

Задание 5. Придумайте толстые и тонкие вопросы

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Объясните, почему ………………………………….

……………………………….?

Предположите, что будет …………………………………

………………………………?

Что, если ……………………

………………………….?

В чем разница ………………

……………………………..?

Что……………………

…………………………?

Где……………………..?

Для чего…………………

……………………………….?

Как…………………………..

……………………………….?

Когда………………….?

……………………………….?

Верно ли……………………

……………………………….?

Задание 6.  Даны словарные слова. Чтобы правильно вставить пропущенные буквы, обратитесь к орфографическому словарю.

Вперег..нки, сост..зание, вр..тарь,  спор….мен, фу..бол, хо..ей, в..лейбол.

Групповая работа.

Задание 7.  (устное). Соберите буквы в алфавитном порядке и правильно их произнесите.

Задание 8. Расположите фамилии в алфавитном порядке.

Лазутина,  Сотникова,   Кабаева ,  Шарапова,   Аршавин,  Исинбаева,  Овечкин,  Дзю,  Буре

Групповая работа Задание 9. Составление синквейна  со словом «Алфавит»:

1 строка – существительное
2 строка – 2 прилагательных
3 строка – 3 глагола
4 строка – фраза из 4 слов
5 строка – существительное  – синоним  первому

 Дополнительное задание:

Продолжите алфавит на 5 следующих букв.

  1. Д……………
  2. Л……………
  3. М…………..
  4. У…………….
  5. Ш……………
  6. С…………….
  7. Г…………….
  8. Х…………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фонетика" (повторение изученного), 5 класс (с презентацией)

Цель:повторить изученный материал по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»; систематизировать знания учащихся о звуках и их классификации; о  порядке фонетичес...

Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Обобщение изученного по теме «Имя существительное».

Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Обобщение изученного по теме «Имя существительное». Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. ...

технологическая карта урока русского языка в 7 классе на тему "Успешный телеведущий" и презентация к уроку

Педагогическая технология, приемы, методыТРКМ, Технология сотрудничества. Приёмы: «Фотограф», «Глоссарий»,  «Мозговой штурм», «Предвосхищающие вопросы&ra...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе на тему "Успешный телеведущий" и презентация к уроку

Педагогическая технология, приемы, методыТРКМ, Технология сотрудничества. Приёмы: «Фотограф», «Глоссарий»,  «Мозговой штурм», «Предвосхищающие вопросы&ra...

Урок-презентация с конспектом по ФГОС Технологическая карта . Урок русского языка в 5 классе. Текст. Основная мысль текст.

Урок русского языка в 5 классе с презентацией, конспектом и технологической картой на тему "Текст. Основная мысль текста"...