Технологическая карта урока русского языка по теме "Фонетика" (повторение изученного), 5 класс (с презентацией)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Цель:повторить изученный материал по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»; систематизировать знания учащихся о звуках и их классификации; о  порядке фонетического разбора слов;  правильно называть буквы в словах и указывать звуки, которые они обозначают; правильно писать слова, трудные по написанию и произношению 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка (5 класс)

Тема урока

 Фонетика (повторение изученного материала)

Цели урока

Личностные

Метапредметные

Предметные

воспитывать  интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка; стремление к речевому совершенству;  эстетический вкус

учить осознавать цели учебной деятельности; развивать умение поставить цель и организовать ее достижение, развивать рефлексивное мышление, самоанализ, самооценку, самоконтроль, орфографическую зоркость, творческие способности учащихся; моделировать диалог находить и исправлять ошибки развивать умение пользоваться словарем

повторить изученный материал по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» систематизировать знания учащихся о звуках и их классификации; о  порядке фонетического разбора слов;  правильно называть буквы в словах и указывать звуки, которые они обозначают; правильно писать слова, трудные по написанию и произношению;

Деятельность обучающихся (в виде УУД):

 Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому совершенствованию, интерес к изучению языка

Познавательные: самостоятельно формулируют тему урока и цели; осознают учебно- познавательную задачу; выполняют учебно- познавательные действия; осуществляют для решения задач операции анализа, сравнения, классификации; читают, слушают, извлекают нужную информацию, пользуются словарем

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы учителя; формулируют собственное мнение, высказывают и обосновывают свою точку зрения; задают вопросы для уточнения последовательности работы

Тип урока: урок – повторение

Оборудование: учебник, ПК, проектор,  разрезной раздаточный материал (кроссворд, карточки), словарь

        

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный

момент (мотивация к учебной деятельности)

- Здравствуйте, садитесь! Запишите число, классная работа

- Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,

  Не хочется играть сегодня в прятки,

  И недосуг дуть на корабль бумажный-

  Сегодня в классе нашем урок уж очень важный!

- Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

2. Постановка учебной проблемы

- Выполним словарную работу. На столе лежит кроссворд, разгадываем его, слова записываем,  проговариваем написание каждого слова.

- Какое слово получилось в выделенном столбике?

- А что такое фонетика?

- Предположи тему нашего урока?

- Тема урока: Фонетика (повторение изученного).

- Запишите ее в тетрадь

- Зачем нужно изучать фонетику?

Словарная работа. Разгадывание кроссворда

Отвечают на вопросы

( раздел науки о языке, изучающий звуки речи)

3. Целеполагание

- Сегодня на уроке мы вспомним…

 1)Теоретические сведения по фонетике;

20 Как связана фонетика с другими разделами науки о языке:

2) Классификацию гласных и согласных звуков;

3) Порядок фонетического разбора слова;

4) Изученные орфограммы

4.Актуализация знаний.

1.Повторение теории по изученной теме:

-  Приготовьте  карточки, одна сторона которых красного цвета, другая – зеленого. Я  зачитываю утверждения, если вы с ними согласны, то поднимаете  зеленую карточку, если утверждение кажется  неверным, то красную.

 

1. То, что мы произносим, когда говорим - буквы (нет) (звук)

2. Звуки речи делятся на 2 группы: гласные и согласные (да)

3. При произношении гласных звуков воздух встречает препятствия (нет) - (при гласных – воздух проходит свободно)

4. Согласные звуки состоят  из шума и голоса (да)

5. Согласные звуки делятся на звонкие, глухие, сонорные (нет) (твердые и мягкие).

6. Гласный звук, на который падает ударение, называется ударным (да)

7. Раздел науки о языке, который изучает способы обозначения звуков на письме – орфоэпия (нет) - графика

8. Графическое обозначение звука на письме - буква (да)

9. Расположение букв в определенном, обязательном порядке-

Алфавит (да).

10. Замена одного звука на другой- чередование (да)

11.Позиция гласной под ударением - слабая позиция (нет)-

(сильная позиция)

12.Позиция согласной на конце слова и перед другими согласными - слабая позиция (да)

13. Раздел науки о языке, который учит правильно произносить слова - орфоэпия (да)

- Молодец. Откладываем карточки, смотрим на экран.

Отвечают на вопросы

6. Самостоятельная работа

1) Классификация гласных звуков

а) - На экране изображены звуки речи.  Из них мы должны выбрать только гласные и поместить их в «солнышко» (на слайде- рисунок солнышка).

- Какие звуки мы возьмем?

- Вот такое «солнышко» у нас получилось.

- А теперь давайте вспомним, на какие группы делятся гласные звуки.

 б). Задание1. Работа по карточкам. Запишите слова в тетрадь. Расставь в них ударение, безударные гласные подчеркни одной чертой.

( грибной, солнышко, радуга, дожди, речка, )

- Проверим выполненное задание.

- Молодцы.

2) Классификация согласных звуков

а) Согласные звонкие и глухие.

- Теперь перейдем к звукам согласным.

- Закончите  предложение…

  • Звонкие согласные……
  • Глухие согласные…..
  • Сонорные согласные…..
  • Всегда глухие…

- Работаем в тетрадях. На слайде вы видите  названия  грибов.

Задание 2 «Грибник»: положите в 1 корзину(1 столбик)  грибы, название которых начинается со звонкой согласной, во вторую (2 столбик) грибы, названия которых начинаются с глухой согласной:   грузди, боровики, маслята,  рыжики, подосиновики, подберёзовики, шампиньоны,  сыроежки.

б) Согласные твердые и мягкие.

- Как определить твердость - мягкость согласных?

- Закончите  предложение…

  • Всегда твёрдые…..
  • Всегда мягкие…...

- Работа у доски и в тетрадях.

- Задание 3 «Собери букет»: составьте букет,  выбрав сначала  цветы, в названии которых все согласные твердые , затем добавь цветок, в названии которого все согласные мягкие :

 ландыш, тюльпан, сирень, роза,  пион, герань, мимоза, гвоздика.

- Вот какой получился букет.  

- Назови сигналы мягкости в слове сирень.

- На экране  записаны слова: банка-банька, ел-ель,

- Чем они различаются?

- Приведите свои примеры.

-Молодцы.

Физкультминутка

- А теперь проведем физкультминутку.

- На каждое слово выполняем определенное движение:

 Небо - руки вверх

 пламя – покачать руками вверху

 вода - руки ставим перед собой и разводим  в стороны

земля – приседаем

- Молодцы. Садимся за парту

3) Алфавит.

- Послушай отрывок из стихотворения Я. Козловского.

- Вы подумайте о чуде:

Сколько букв - сестер родных?

Тридцать три! А сколько люди

Могут слов сложить из них.

- О чем в нем идет речь?

- Зачем нам нужен алфавит? Где мы его используем?

 

- Задание 4:  расположите буквы в алфавитном порядке, прочитайте

полученные слова и запишите их в тетрадь .  

ТГАНЕ - агент

ТИБН – бинт

НЕТО – енот.

- Проверим, какие получились слова.

- Молодцы.

4) Орфоэпия.

- Обрати внимание на слово агент. На какую букву падает ударение?

- Нельзя нарушать норму произношения и говорить агент.

- Правильно произносить слова учит нас… орфоэпия.

а) Работа со словарем.

-  Какой словарь поможет нам правильно поставить ударение в слове?  

- Правильно. В конце учебника тоже есть небольшой словарик, который предупреждает нас: произноси правильно.

- Откроем стр. 173, выясним, как правильно произносить слова, и запишем их в тетрадь: документ или  документ, магазин или магазин, портфель или портфель и т.д

- Молодец.

 

5) Работа по учебнику. Упр.321.

- А теперь поработаем по учебнику.

- Прочитаем задание к упражнению. Вспомним, что такое диалог? Из чего он состоит? Как правильно оформить диалог?

- Работа по тексту упражнения.

- Прочитаем текст. О чем он? Чему учит?  Придумаем заголовок.

- Объясним орфограммы и знаки препинания.

- В упражнении встречается слово почерк, но: подчеркнуть.

- Запишем текст упражнения.

- Выполним у доски фонетический разбор слова Петров

1) Тест.

- Выполним тест.

1. Найдите слово с ударением на первом слоге:

А. Алфавит

 Б. Каучук

 В. Свёкла

2. Укажите строчку, в которой все согласные мягкие:

А. [ж], [ш], [щ], [ч]

 Б. [ч], [щ], [й]

 В. [x], [щ], [ж], [й]

3. Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков.

А. Стоял

 Б. Солнышко

 В. Полька

4. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.

А. Ярмарка

 Б. Подъезд

 В. Снег

5. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного?

А. Дуб

 Б. Морозы

 В. Царевна

- Проверим тест.

- Молодец.

Отвечают на вопросы:

( а, о, и, ы, э, у)

(ударные и безударные)

- работают по карточке,

проверяет выполненное задание

- заканчивают предложение

Распределяют согласные звонкие и глухие

б, в, г, д, ж, з

п, ф, к, т, ш, с,

л, м, н, р, й

ц, ч, щ, х

Распределяет слова по столбикам:

  1. грузди, боровики, маслята, рыжики.
  2. подосиновики, подберёзовики, шампиньоны,  сыроежки

отвечает на вопрос

заканчивают предложения

                ж, ш, ц

ч, щ, й

Один ученик - у доски, остальные в тетрадях записывают названия цветов

«составляют букет»

( роза, ландыш, сирень)

Отвечают на вопрос

Значением, всего из-за одной буквы. В одних словах твёрдые согласные на конце, в других- мягкие

приводят примеры: стал-сталь,  угол-уголь

 выполняют элементарные физические упражнения

 слушают стихотворение

отвечают на вопросы (об алфавите)

(В телефонном справочнике, списки учащихся в школьном журнале и т.д.)

распределяют слова по алфавиту,

записывают их в тетрадь

отвечают на вопросы

орфоэпический словарь

работают со словарем:

 документ, но не документ,

магазин, но не магазин,

портфель, но не портфель

- слова записывают в тетрадь

Выполняют упр.321и задания к нему

Выполняет фонет. разбор слова

Выполняет тест

Проверяют в тетради и на слайде

7. Рефлексия

- Сегодня на уроке вы мне  понравились все. А как вы ты оценили свою работу? Оцените  ее с помощью кружочков, которые лежат у вса на столе. Посмотрите их обозначение на экране.

Зеленый - Работаю отлично, со всеми заданиями справляюсь.

Желтый -  Работаю хорошо, иногда  нуждаюсь в помощи.

Красный - Работать было интересно, но были проблемы.

Оценивают свою работу

8. Подведение итогов урока

Итак, подведем итог урока. Что мы вспомнили о фонетике?

- Что называется фонетикой?

- Какие бывают звуки?

- Зачем надо изучать фонетику?

Урок окончен. Спасибо.

Отвечают на вопросы

9.Домашнее задание

Стр. 147(контрольные вопросы и задания), упр.322

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вот книжки на столе, а вот - тетрадки, Не хочется играть сегодня в прятки, И недосуг дуть на корабль бумажный- Сегодня в классе нашем урок уж очень важный!

Слайд 2

Кроссворд Спортивная игра, в которой игроки ударом ноги загоняют мяч в ворота соперников. Главное здание железнодорожной станции. Самая низкая школьная отметка . Человек, совершающий подвиги. Человек, который занимается спортом . Волшебное слово, выражение благодарности . Командная игра на льду на коньках, в которой шайбу надо забросить в ворота соперников . Предмет, в котором хранятся фотографии . 1 2 3 4 5 6 7 8 ф у т б о л в о к з а л е д и н и ц а г е р о й с п о р т с м е н с п а с и б о х о к к е й а л ь б о м

Слайд 3

Тема урока Фонетика (повторение изученного)

Слайд 4

Гласные звуки [ л ] [ н ] [ ц ] [ ш ] [ ф ] [ а ] [ у ] [ э ] [ и ] [ о ] [ ы ]

Слайд 5

Карточка Грибной, солнышко, радуга, дожди, речка.

Слайд 6

Грибн о й, с о лнышко, р а дуга, дожд и , р е чка. Карточка _ _ _ _ _ _ _

Слайд 7

Согласные звонкие и глухие Закончи предложение Звонкие согласные : Глухие согласные : Сонорные согласные : Всегда глухие : б, в, г, д, ж, з п, ф, к, т, ш, с л, м, н, р, й ц, ч, щ, х

Слайд 8

«Грибник» Грузди, боровики, маслята, рыжики, подосиновики, подберезовики, шампиньоны, сыроежки грузди боровики маслята рыжики подосиновики подберезовики шампиньоны сыроежки

Слайд 9

Согласные твердые и мягкие Закончи предложение Всегда твердые: Всегда мягкие: ж, ш, ц ч, щ, й

Слайд 10

роза мимоза гвоздика ландыш пион тюльпан сирень герань Собери букет

Слайд 11

сирень роза ландыш

Слайд 12

Согласные твердые и мягкие Банка Банька

Слайд 13

Согласные твердые и мягкие Ел Ель

Слайд 14

АЛФАВИТ ТГАНЕ ТИБН НЕТО Агент Бинт Енот

Слайд 15

Орфоэпия Докум Е нт или док У мент, магаз И н или маг А зин, п О ртф е ль или п о ртф Е ль

Слайд 16

Тест 1. Найдите слово с ударением на первом слоге: А. Алфавит Б. Каучук В. Св ё кла 2. Укажите строчку, в которой все согласные мягкие: А. [ж], [ш], [щ], [ч] Б. [ч], [щ], [й] В. [x], [щ], [ж], [й] 3. Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. А. Стоял Б. Солнышко В. Полька 4. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв. А. Ярмарка Б. Подъезд В. Снег 5. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного? А. Дуб Б. Морозы В. Царевна

Слайд 17

Оцени свою работу Работаю отлично, со всеми заданиями справляюсь. Работаю хорошо, иногда нуждаюсь в помощи. Работать было интересно, но были проблемы, прошу помощи.

Слайд 18

Домашнее задание стр. 147(контрольные вопросы и задания), упр.322


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».

В материале представлена технологическая карта урока с учетом требований ФГОС по теме: "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"....

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме «Корни с чередованием гласных».

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС                                           ...

Технологическая карта урока русского языка по развитию речи, 5 класс

Тема: Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки»....

Технологическая карта урока русского языка (развития речи) в 10 классе. Приложение (текст и дополнительные материалы к уроку).

Материалы к уроку русского языка (развития речи) в 10 классе в рамках подготовки к ЕГЭ (к написанию сочинения по исходному тексту - задание № 27). Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по...

Технологическая карта урока русского языка "Монолог.Итоговое собеседование". 9 класс

Готовимся к итоговому собеседованию: разбираем монолог....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение» (инклюзивное обучение)...

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Повторение изученного в разделе "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи".

Технологическая карта урока русского языка на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи"....