Технологическая карта урока русского языка по теме "Фонетика" (повторение изученного), 5 класс (с презентацией)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Цель:повторить изученный материал по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»; систематизировать знания учащихся о звуках и их классификации; о порядке фонетического разбора слов; правильно называть буквы в словах и указывать звуки, которые они обозначают; правильно писать слова, трудные по написанию и произношению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.doc | 80 КБ |
fonetika_povtorenie_izuchennogo.ppt | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка (5 класс)
Тема урока | Фонетика (повторение изученного материала) | ||
Цели урока | |||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка; стремление к речевому совершенству; эстетический вкус | учить осознавать цели учебной деятельности; развивать умение поставить цель и организовать ее достижение, развивать рефлексивное мышление, самоанализ, самооценку, самоконтроль, орфографическую зоркость, творческие способности учащихся; моделировать диалог находить и исправлять ошибки развивать умение пользоваться словарем | повторить изученный материал по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» систематизировать знания учащихся о звуках и их классификации; о порядке фонетического разбора слов; правильно называть буквы в словах и указывать звуки, которые они обозначают; правильно писать слова, трудные по написанию и произношению; |
Деятельность обучающихся (в виде УУД):
Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому совершенствованию, интерес к изучению языка
Познавательные: самостоятельно формулируют тему урока и цели; осознают учебно- познавательную задачу; выполняют учебно- познавательные действия; осуществляют для решения задач операции анализа, сравнения, классификации; читают, слушают, извлекают нужную информацию, пользуются словарем
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы учителя; формулируют собственное мнение, высказывают и обосновывают свою точку зрения; задают вопросы для уточнения последовательности работы
Тип урока: урок – повторение
Оборудование: учебник, ПК, проектор, разрезной раздаточный материал (кроссворд, карточки), словарь
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) | - Здравствуйте, садитесь! Запишите число, классная работа - Вот книжки на столе, а вот - тетрадки, Не хочется играть сегодня в прятки, И недосуг дуть на корабль бумажный- Сегодня в классе нашем урок уж очень важный! | - Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку |
2. Постановка учебной проблемы | - Выполним словарную работу. На столе лежит кроссворд, разгадываем его, слова записываем, проговариваем написание каждого слова. - Какое слово получилось в выделенном столбике? - А что такое фонетика? - Предположи тему нашего урока? - Тема урока: Фонетика (повторение изученного). - Запишите ее в тетрадь - Зачем нужно изучать фонетику? | Словарная работа. Разгадывание кроссворда Отвечают на вопросы ( раздел науки о языке, изучающий звуки речи) |
3. Целеполагание | - Сегодня на уроке мы вспомним… 1)Теоретические сведения по фонетике; 20 Как связана фонетика с другими разделами науки о языке: 2) Классификацию гласных и согласных звуков; 3) Порядок фонетического разбора слова; 4) Изученные орфограммы | |
4.Актуализация знаний. | 1.Повторение теории по изученной теме: - Приготовьте карточки, одна сторона которых красного цвета, другая – зеленого. Я зачитываю утверждения, если вы с ними согласны, то поднимаете зеленую карточку, если утверждение кажется неверным, то красную.
1. То, что мы произносим, когда говорим - буквы (нет) (звук) 2. Звуки речи делятся на 2 группы: гласные и согласные (да) 3. При произношении гласных звуков воздух встречает препятствия (нет) - (при гласных – воздух проходит свободно) 4. Согласные звуки состоят из шума и голоса (да) 5. Согласные звуки делятся на звонкие, глухие, сонорные (нет) (твердые и мягкие). 6. Гласный звук, на который падает ударение, называется ударным (да) 7. Раздел науки о языке, который изучает способы обозначения звуков на письме – орфоэпия (нет) - графика 8. Графическое обозначение звука на письме - буква (да) 9. Расположение букв в определенном, обязательном порядке- Алфавит (да). 10. Замена одного звука на другой- чередование (да) 11.Позиция гласной под ударением - слабая позиция (нет)- (сильная позиция) 12.Позиция согласной на конце слова и перед другими согласными - слабая позиция (да) 13. Раздел науки о языке, который учит правильно произносить слова - орфоэпия (да) - Молодец. Откладываем карточки, смотрим на экран. | Отвечают на вопросы |
6. Самостоятельная работа | 1) Классификация гласных звуков а) - На экране изображены звуки речи. Из них мы должны выбрать только гласные и поместить их в «солнышко» (на слайде- рисунок солнышка). - Какие звуки мы возьмем? - Вот такое «солнышко» у нас получилось. - А теперь давайте вспомним, на какие группы делятся гласные звуки. б). Задание1. Работа по карточкам. Запишите слова в тетрадь. Расставь в них ударение, безударные гласные подчеркни одной чертой. ( грибной, солнышко, радуга, дожди, речка, ) - Проверим выполненное задание. - Молодцы. 2) Классификация согласных звуков а) Согласные звонкие и глухие. - Теперь перейдем к звукам согласным. - Закончите предложение…
- Работаем в тетрадях. На слайде вы видите названия грибов. Задание 2 «Грибник»: положите в 1 корзину(1 столбик) грибы, название которых начинается со звонкой согласной, во вторую (2 столбик) грибы, названия которых начинаются с глухой согласной: грузди, боровики, маслята, рыжики, подосиновики, подберёзовики, шампиньоны, сыроежки. б) Согласные твердые и мягкие. - Как определить твердость - мягкость согласных? - Закончите предложение…
- Работа у доски и в тетрадях. - Задание 3 «Собери букет»: составьте букет, выбрав сначала цветы, в названии которых все согласные твердые , затем добавь цветок, в названии которого все согласные мягкие : ландыш, тюльпан, сирень, роза, пион, герань, мимоза, гвоздика. - Вот какой получился букет. - Назови сигналы мягкости в слове сирень. - На экране записаны слова: банка-банька, ел-ель, - Чем они различаются? - Приведите свои примеры. -Молодцы. Физкультминутка - А теперь проведем физкультминутку. - На каждое слово выполняем определенное движение: Небо - руки вверх пламя – покачать руками вверху вода - руки ставим перед собой и разводим в стороны земля – приседаем - Молодцы. Садимся за парту 3) Алфавит. - Послушай отрывок из стихотворения Я. Козловского. - Вы подумайте о чуде: Сколько букв - сестер родных? Тридцать три! А сколько люди Могут слов сложить из них. - О чем в нем идет речь? - Зачем нам нужен алфавит? Где мы его используем?
- Задание 4: расположите буквы в алфавитном порядке, прочитайте полученные слова и запишите их в тетрадь . ТГАНЕ - агент ТИБН – бинт НЕТО – енот. - Проверим, какие получились слова. - Молодцы. 4) Орфоэпия. - Обрати внимание на слово агент. На какую букву падает ударение? - Нельзя нарушать норму произношения и говорить агент. - Правильно произносить слова учит нас… орфоэпия. а) Работа со словарем. - Какой словарь поможет нам правильно поставить ударение в слове? - Правильно. В конце учебника тоже есть небольшой словарик, который предупреждает нас: произноси правильно. - Откроем стр. 173, выясним, как правильно произносить слова, и запишем их в тетрадь: документ или документ, магазин или магазин, портфель или портфель и т.д - Молодец.
5) Работа по учебнику. Упр.321. - А теперь поработаем по учебнику. - Прочитаем задание к упражнению. Вспомним, что такое диалог? Из чего он состоит? Как правильно оформить диалог? - Работа по тексту упражнения. - Прочитаем текст. О чем он? Чему учит? Придумаем заголовок. - Объясним орфограммы и знаки препинания. - В упражнении встречается слово почерк, но: подчеркнуть. - Запишем текст упражнения. - Выполним у доски фонетический разбор слова Петров 1) Тест. - Выполним тест. 1. Найдите слово с ударением на первом слоге: А. Алфавит Б. Каучук В. Свёкла 2. Укажите строчку, в которой все согласные мягкие: А. [ж], [ш], [щ], [ч] Б. [ч], [щ], [й] В. [x], [щ], [ж], [й] 3. Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. А. Стоял Б. Солнышко В. Полька 4. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв. А. Ярмарка Б. Подъезд В. Снег 5. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного? А. Дуб Б. Морозы В. Царевна - Проверим тест. - Молодец. | Отвечают на вопросы: ( а, о, и, ы, э, у) (ударные и безударные) - работают по карточке, проверяет выполненное задание - заканчивают предложение Распределяют согласные звонкие и глухие б, в, г, д, ж, з п, ф, к, т, ш, с, л, м, н, р, й ц, ч, щ, х Распределяет слова по столбикам:
отвечает на вопрос заканчивают предложения ж, ш, ц ч, щ, й Один ученик - у доски, остальные в тетрадях записывают названия цветов «составляют букет» ( роза, ландыш, сирень) Отвечают на вопрос Значением, всего из-за одной буквы. В одних словах твёрдые согласные на конце, в других- мягкие приводят примеры: стал-сталь, угол-уголь выполняют элементарные физические упражнения слушают стихотворение отвечают на вопросы (об алфавите) (В телефонном справочнике, списки учащихся в школьном журнале и т.д.) распределяют слова по алфавиту, записывают их в тетрадь отвечают на вопросы орфоэпический словарь работают со словарем: документ, но не документ, магазин, но не магазин, портфель, но не портфель - слова записывают в тетрадь Выполняют упр.321и задания к нему Выполняет фонет. разбор слова Выполняет тест Проверяют в тетради и на слайде |
7. Рефлексия | - Сегодня на уроке вы мне понравились все. А как вы ты оценили свою работу? Оцените ее с помощью кружочков, которые лежат у вса на столе. Посмотрите их обозначение на экране. Зеленый - Работаю отлично, со всеми заданиями справляюсь. Желтый - Работаю хорошо, иногда нуждаюсь в помощи. Красный - Работать было интересно, но были проблемы. | Оценивают свою работу |
8. Подведение итогов урока | Итак, подведем итог урока. Что мы вспомнили о фонетике? - Что называется фонетикой? - Какие бывают звуки? - Зачем надо изучать фонетику? Урок окончен. Спасибо. | Отвечают на вопросы |
9.Домашнее задание | Стр. 147(контрольные вопросы и задания), упр.322 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кроссворд Спортивная игра, в которой игроки ударом ноги загоняют мяч в ворота соперников. Главное здание железнодорожной станции. Самая низкая школьная отметка . Человек, совершающий подвиги. Человек, который занимается спортом . Волшебное слово, выражение благодарности . Командная игра на льду на коньках, в которой шайбу надо забросить в ворота соперников . Предмет, в котором хранятся фотографии . 1 2 3 4 5 6 7 8 ф у т б о л в о к з а л е д и н и ц а г е р о й с п о р т с м е н с п а с и б о х о к к е й а л ь б о м
Тема урока Фонетика (повторение изученного)
Гласные звуки [ л ] [ н ] [ ц ] [ ш ] [ ф ] [ а ] [ у ] [ э ] [ и ] [ о ] [ ы ]
Карточка Грибной, солнышко, радуга, дожди, речка.
Грибн о й, с о лнышко, р а дуга, дожд и , р е чка. Карточка _ _ _ _ _ _ _
Согласные звонкие и глухие Закончи предложение Звонкие согласные : Глухие согласные : Сонорные согласные : Всегда глухие : б, в, г, д, ж, з п, ф, к, т, ш, с л, м, н, р, й ц, ч, щ, х
«Грибник» Грузди, боровики, маслята, рыжики, подосиновики, подберезовики, шампиньоны, сыроежки грузди боровики маслята рыжики подосиновики подберезовики шампиньоны сыроежки
Согласные твердые и мягкие Закончи предложение Всегда твердые: Всегда мягкие: ж, ш, ц ч, щ, й
роза мимоза гвоздика ландыш пион тюльпан сирень герань Собери букет
сирень роза ландыш
Согласные твердые и мягкие Банка Банька
Согласные твердые и мягкие Ел Ель
АЛФАВИТ ТГАНЕ ТИБН НЕТО Агент Бинт Енот
Орфоэпия Докум Е нт или док У мент, магаз И н или маг А зин, п О ртф е ль или п о ртф Е ль
Тест 1. Найдите слово с ударением на первом слоге: А. Алфавит Б. Каучук В. Св ё кла 2. Укажите строчку, в которой все согласные мягкие: А. [ж], [ш], [щ], [ч] Б. [ч], [щ], [й] В. [x], [щ], [ж], [й] 3. Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. А. Стоял Б. Солнышко В. Полька 4. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв. А. Ярмарка Б. Подъезд В. Снег 5. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного? А. Дуб Б. Морозы В. Царевна
Оцени свою работу Работаю отлично, со всеми заданиями справляюсь. Работаю хорошо, иногда нуждаюсь в помощи. Работать было интересно, но были проблемы, прошу помощи.
Домашнее задание стр. 147(контрольные вопросы и задания), упр.322
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».
В материале представлена технологическая карта урока с учетом требований ФГОС по теме: "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"....
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме «Корни с чередованием гласных».
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ...
Технологическая карта урока русского языка по развитию речи, 5 класс
Тема: Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки»....
Технологическая карта урока русского языка (развития речи) в 10 классе. Приложение (текст и дополнительные материалы к уроку).
Материалы к уроку русского языка (развития речи) в 10 классе в рамках подготовки к ЕГЭ (к написанию сочинения по исходному тексту - задание № 27). Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по...
Технологическая карта урока русского языка "Монолог.Итоговое собеседование". 9 класс
Готовимся к итоговому собеседованию: разбираем монолог....
Технологическая карта урока русского языка по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение»
Открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение» (инклюзивное обучение)...
Технологическая карта урока русского языка на тему: "Повторение изученного в разделе "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи".
Технологическая карта урока русского языка на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи"....