ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественная направленность «ВОЛШЕБНАЯ НИТЬ» Возрастной состав обучающихся: 11-18 лет Срок реализации программы: 72 часа (9 месяцев)
рабочая программа по технологии
Направленность программы
Программа «Волшебная нить» имеет художественную направленность
Актуальность программы предполагает освоение обучающимися различных узоров в процессе вязания изделий. Так же затрагивает проблему гуманного отношения к окружающему миру. Вязание крючком и спицами является не только приятным и успокаивающим занятием, но и развивает сенсомоторику, умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность и является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальность. Актуальность может базироваться:
o на анализе социальных проблем;
o на анализе педагогического опыта;
o на анализе детского или родительского запроса на дополнительные образовательные услуги;
o на социальном заказе муниципального образования и т.д.
Новизна программы «Волшебная нить» стартового уровня опираются на понимание приоритетности воспитательной работы, которая направлена на обеспечение эмоционального благополучия обучающегося, на формирование его личности, на развитие творческих способностей, мелкой моторики и морально-волевых и нравственных качеств ребенка, необходимые для совершенствования общества и себя в первую очередь. Новизна программы заключается в возможности реализации творческого потенциала ребенка, через современные, востребованные техники декоративно-прикладного творчества, креативные виды рукоделия: различные виды работ в технике изготовление изделий из пряжи, ниток, лент.
Наша программа ресурсна, так как расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Нам важен не только конечный творческий продукт ребенка, но и сам процесс реализации творческих способностей.
Прогресс не стоит на месте, каким будет завтрашний день зависит от самого человека. Мир вязания совершенствуется ежедневно, изобретают новые технологии, инструменты, увеличивается разнообразие пряжи. Один их основных важных аспектов данной программы – это идти в ногу со временем. Обучающиеся обладая знаниями, навыками и умениями в области вязания крючком и спицами, имеют возможность выбрать то или иное изделие, внести свои дополнения, сочетать различные техники, выбрать свое цветовое решение. Тем самым создается возможность для развития творческих способностей каждого обучающегося. С каждым занятием возрастает самостоятельность детей. Обучающий материал подобран с разной степенью сложности для того, чтобы дети сами могли выбрать свой вариант
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 846.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественная направленность
«ВОЛШЕБНАЯ НИТЬ»
Возрастной состав обучающихся: 11-18 лет
Срок реализации программы: 72 часа (9 месяцев)
Автор-составитель: Абдрахманова Гульшат Юлаевна, учитель технологии |
г. Нефтеюганск, 2024 г.
Пояснительная записка
Вязание - один из самых древних видов рукоделия, к тому же очень распространенный и любимый сегодня. В настоящее время вязание относится к одному из видов декоративно-прикладного искусства и применяется для оформления одежды и интерьера комнаты, позволяет создать особые и неповторимые изделия. Приобщение школьников к ручному труду способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы. Дети, научившиеся делать своими руками художественные, полезные вещи для других и для себя, став взрослыми, не будут чувствовать себя чужими по отношению к миру и жизни. Они сумеют художественно преобразить свое бытие, свою жизнь в социуме, они смогут обогатить ее.
Нормативно-правовое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии:
- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в ред. от ) Национальный проект «Образование», Федеральные проекты «Современная школа» и «Успех каждого ребенка»;
- Статьей 12 Федерального Закона от #1075;. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; - Концепцией развития дополнительного образования в РФ до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.;
- Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Приказом Минпросвещения России от #1075;. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 30 июня 2020 г. № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
- Письмом Министерства образования и науки РФ от г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые);
- Письмом Минобрнауки РФ от #1075;. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 января 2022 года N ДГ-245/06 «Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от №28 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»; - Государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа Югры "Развитие образования" утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа- Югры о № 550-п
- Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре от ;
- Приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от №1224 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в ХМАО-Югре» (с изменениями от № 10-П-1692, №10-П-1765, 2023 №10-П-1649).
Требования к квалификации педагога дополнительного образования
Преподаватель, работающий по данной программе, имеет высшее профессиональное образование по направлению «Учитель технологии и изобразительного искусства»
Уровень программы
Программа «Волшебная нить», относится к стартовому уровню[2] и способствует созданию благоприятных условий реализации духовных, познавательных и творческих потребностей развивающих личность, формирует личностно-значимые, морально-психологические качества такие как: терпение, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, чувство коллективизма и взаимовыручки.
Учитывая интерес обучающихся к вязанию крючком, целесообразно и продуктивно введение вязания с помощью спиц, что способствует расширению творческого потенциала ребенка. Вязать крючком и спицами можно из пряжи любой толщины и качества, используя в работе не только новую пряжу. Изучив возможности работы с крючком и спицами, обучающиеся легко смогут подобрать нужную для изделия пряжу. В дальнейшем они смогут связать любое декоративное изделие, предметы для украшения интерьера, предметы гардероба.
Направленность программы
Программа «Волшебная нить» имеет художественную направленность[1]
Актуальность программы предполагает освоение обучающимися различных узоров в процессе вязания изделий. Так же затрагивает проблему гуманного отношения к окружающему миру. Вязание крючком и спицами является не только приятным и успокаивающим занятием, но и развивает сенсомоторику, умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность и является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальность. Актуальность может базироваться:
- на анализе социальных проблем;
- на анализе педагогического опыта;
- на анализе детского или родительского запроса на дополнительные образовательные услуги;
- на социальном заказе муниципального образования и т.д.
Новизна программы «Волшебная нить» стартового уровня опираются на понимание приоритетности воспитательной работы, которая направлена на обеспечение эмоционального благополучия обучающегося, на формирование его личности, на развитие творческих способностей, мелкой моторики и морально-волевых и нравственных качеств ребенка, необходимые для совершенствования общества и себя в первую очередь. Новизна программы заключается в возможности реализации творческого потенциала ребенка, через современные, востребованные техники декоративно-прикладного творчества, креативные виды рукоделия: различные виды работ в технике изготовление изделий из пряжи, ниток, лент.
Наша программа ресурсна, так как расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Нам важен не только конечный творческий продукт ребенка, но и сам процесс реализации творческих способностей.
Прогресс не стоит на месте, каким будет завтрашний день зависит от самого человека. Мир вязания совершенствуется ежедневно, изобретают новые технологии, инструменты, увеличивается разнообразие пряжи. Один их основных важных аспектов данной программы – это идти в ногу со временем. Обучающиеся обладая знаниями, навыками и умениями в области вязания крючком и спицами, имеют возможность выбрать то или иное изделие, внести свои дополнения, сочетать различные техники, выбрать свое цветовое решение. Тем самым создается возможность для развития творческих способностей каждого обучающегося. С каждым занятием возрастает самостоятельность детей. Обучающий материал подобран с разной степенью сложности для того, чтобы дети сами могли выбрать свой вариант для выполнения творческой работы.
Адресат программы
Программа предусматривает работу для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами путем организации образовательного процесса с учетом особенностей психофизического развития категории учащегося и медицинским допуском (разрешением врача) [.
Программа адресована детям с 11 до 18 лет.
Сроки реализации программы – 1 учебный год (9 месяцев), 36 недель, 72 часа.
Цель программы - углубить изучение техник вязания, умения их самостоятельно применять и комбинировать при выполнении творческих занятий.
Задачи программы:
Обучающие:
- Обучение новым приемам вязания крючком;
- Обучить начальным навыком вязания спицами;
- Обучить умению распознавать обозначения петель на схеме;
- Научить составлять схему вязания крючком и спицами по описанию.
- Обучение выполнять сборку и оформление готового изделия.
Развивающие:
- развитие интереса к освоению опыта познавательной, творческой деятельности;
- развитие личностного самообразования, творческой активности, самостоятельности;
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии обучающихся;
- развитие образного мышления, внимания, моторных навыков, индивидуальных способностей обучающихся.
Воспитательные:
- привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
- расширение коммуникативных способностей обучающихся;
- воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы;
- формирование чувства коллективизма, любви к народным традициям;
Условия реализации программы
Условия набора обучающихся в группы по ПФДО, осуществляются исходя из желания детей и родителей. А так же по рекомендации классного руководителя и психолога принимаются дети нуждающиеся в развитии моторики, которым рекомендованы дополнительные занятия творчеством. Вовлекая таких детей, мы способствуем коррекции их мотивационной сферы - основы их поведения, чувствования, эмоционального реагирования.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 12-18 лет.
Форма обучения – очная, очно-заочная.
Формы организации и проведения занятий может быть различна: игровые, конкурсные, мастер-классы даже с привлечением родителей.
Форма показа продукта детского творчества может быть в виде выставок поделок или в форме коллективных работ – коллажа, фотовыставки, персональные выставки учащихся, размещение на сайтах.
Для реализации программы «Волшебная нить» необходим педагога, умеющий хорошо вязать на спицах и крючком, грамотно владеющий теоретическими и практическими навыками вязания.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к простым приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Что гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий, которые обусловлены учебно-тематическим планом и задачами.
Формы | Описание |
Теоретические занятия | Рассказ, объяснение темы занятия, понятие терминов, постановка задач. |
Практические занятия | Отработка практических навыков вязания простых петель, умение применить теорию на практике в соответствии с заданием. |
Комбинированные занятия | Обсуждение занятия, беседа. Применение теоретических знаний во время практической работы. Обсуждение возникающих трудностей. |
Мастер-класс | Приглашение родителей (законных представителей) на творческие мастерские с целью совместного с ребенком создания творческой работы, где ребенок – это педагог, а родитель – обучающийся. |
Проектная деятельность | Разработка и создание творческих проектов на различные темы. |
Итоговое занятие | Организация итоговой выставки обучающихся данного творческого объединения. |
Для успешной работы объединения, формирования опыта социального взаимодействия обучающихся необходимо тесное сотрудничество педагога с родителями и привлечение их к активному участию в жизни коллектива.
Формы | Описание |
Родительское собрание | Информирование родителей о текущих делах кружка, обсуждение, планирование работы, конкурсная деятельность. |
День открытых дверей | Это демонстрация полученных навыков родителям (законным представителям), коллегам, обучающимся из других творческих объединений. |
Дистанционное общение | Информирование родителей о содержании творческой деятельности, конкурсах через социальную сеть ВКонтакте, сайт ОУ. |
Массовые мероприятия | Привлечение родителей к участию в акциях и мероприятиях, организованных ОУ (спортивный праздник, акция, субботник и пр.) |
Для реализации программы «Волшебная нить» используются различные педагогические технологии:
- Лично-ориентированная – ставится акцент на личность обучающегося, создание комфортных, бесконфликтных и безопасных условий. Реализация природных потенциалов ребенка.
- Проблемное обучение – направленно на развитие самостоятельности обучающегося. Основная идея этого подхода – построение учебной деятельности через решение познавательных учебных задач или заданий.
- Разноуровневое обучение – предлагается разный уровень освоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же материала различна, что дает возможность каждому обучающемуся усвоить учебный материал на разном уровне в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося.
- Проектная - стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
- Информационно-коммуникативная – применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования и улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
- Технология творческих мастерских - педагог вводит своих обучающихся в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ребенок может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, педагог – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления.
- Здоровьесберегающая - обеспечение обучающемуся возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, и применение полученных знаний в повседневной жизни.
- Технология портфолио – создание папки с творческими достижениями обучающихся (в печатном и электронном виде).
Совокупность этих педагогических технологий надежно обеспечивает обучающимся овладение определенных объемов знаний, умений и навыков.
Планируемые результаты – педагогом в течении учебного года проводится мониторинг знаний и умений обучающихся. Что бы определить уровень подготовки целесообразно давать задания для самостоятельной работы по пройденной теме. Важным в реализации программы «Веселые петельки» является отслеживание результатов, что позволит определить степень эффективности обучения, внести коррективы в образовательный процесс. Основной формой подведение итогов – это участие в выставках и конкурсах, что позволяет обучающимся, их родителям, педагогу увидеть результаты своего труда и создать благоприятный психологический климат в коллективе. Выставки проводятся один-два раза в год.
Для проверки теоретических знаний применяются викторины, письменный или устный опрос. Формирование практических навыков и умений можно определить по правильному и аккуратному выполнению всех элементов вязания как крючком, так и спицами, творческому подходу к выполненному изделию. Так же учитываются умения владеть инструментами для вязания, определение рапорта на рисунке, умение читать схему. Критерием оценки умений также считается участие в конкурсах разного уровня.
В результате обучения данной программе обучающиеся приобретут:
Личностные результаты:
- Развиты устойчивый интерес к освоению опыта познавательной и творческой деятельности;
- Развиты личностное самообразование, творческая активность, самостоятельность;
- Развиты художественный вкус, творческие способности и расширена фантазия обучающихся;
- Развито образное мышление, концентрация внимания, моторные навыки, индивидуальные способности обучающихся.
Метапредметные результаты:
- Привит интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетичное отношение к действительности;
- Улучшение коммуникативные способности обучающихся;
- Формирование трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы;
- Сформированность чувства коллективизма, любовь к народным традициям.
Предметные результаты:
- Освоение новых приемов вязания крючком;
- Приобретение начальных навыков вязания спицами:
- Умение распознавать обозначения петель на схеме;
- Умение составлять схему вязания крючком и спицами по описанию;
- Знание и умение правильного выполнения сборки и оформления готового изделия.
Педагоги, которые ведут занятия по вязанию, отмечаю положительное влияние на нервную систему и на успехи в школе. Вязание приносит детям удовольствие от выполненной работы, помогает развитию математических и графических знаний, помогает развитию задатков положительного и прекрасного в детях.
Для успешной реализации программы «Волшебная нить» необходимы техническое оснащение и материалы:
- крючки № 1,5; № 2; №3;
- спицы носочные № 3;
- ножницы;
- игла ручная;
- пряжа для ручного вязания;
- отделочные материалы;
- картон (белый и цветной);
- клей;
- коробочка или шкатулка для хранения инструментов и материалов.
Оборудование:
- столы;
- стулья;
- проектор;
- ноутбук;
- принтер.
Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в итоговых выставках и в пополнении портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогам изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием родителей.
Пополнение портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Оценка уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится посредством входного, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.
Входной контроль определяет готовность обучающихся к обучению по конкретной программе и проводится в форме: выставки.
Текущий контроль выявляет степень сформированности практических умений и навыков учащихся в выбранном ими виде деятельности. Текущий контроль осуществляется без фиксации результатов в форме: выставки.
Промежуточная аттестация качества определяет уровень усвоения обучающимися учебного материала по итогам отдельной части модуля/программы и проводится в форме: выставки.
Итоговая аттестация определяет уровень достижений обучающихся по завершению освоения дополнительной общеобразовательной программы с целью определения изменения уровня развития детей и проводится по завершению всего объёма дополнительной общеобразовательной программы в форме: выставки. Дети самостоятельно выбирают тему, готовят эскиз, выполняют работу в любой изученной технике.
По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:
- высокий - программный материал усвоен обучающимися детьми полностью, воспитанник имеет высокие достижения; самостоятельно справляется с работой;
- средний - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок; иногда, обращается за помощью к педагогу или другим детям;
- ниже среднего - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива; выполняет все задания только под руководством педагога.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ пп | Наименование разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации (контроля) по разделам | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Знакомство. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности при работе с инструментами для вязания. | 1 | 1 | Беседа .Опрос.Тестирование. | ||
Основные приемы вязания крючком | 15 | 2 | 13 | Беседа .Опрос. Практическая работа | |
Творческие работы на различные темы, выполненные крючком | 18 | 2 | 16 | Творческая работа | |
Основные приемы вязания спицами | 8 | 2 | 6 | Беседа .Опрос. Практическая работа | |
Творческие работы на различные темы выполненные крючком и спицами | 28 | 5 | 22 | Творческие работы | |
6. | Итоговое занятие | 1 | 1 | Тестирование, выставка. | |
Итого: | 72 | 12 | 60 | ||
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
N п/п | Месяц | Число | Время проведения | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место прове-дения | Форма контроля |
1. «Знакомство. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности при работе с инструментами для вязания». | ||||||||
1 | 09 | 03 | групповая
| 1 | Вводное занятие. История развития художественного вязания. Происхождение и свойства ниток, применяемых для вязания. Демонстрация изделий. Правила ТБ. | Уч.каб. | Устный опрос | |
2.Основные приемы вязания крючком | ||||||||
2 3 4 | 09 09 09 | 06 10 11 | групповая групповая групповая | 1 1 1 | Выполнение основных приемов вязания крючком. Столбик с одним и более накидами. | Уч.каб. | Беседа.Опрос.Практическое занятие | |
5 6 | 09 09 | 13 17 | групповая групповая | 1 1 | Убавление и прибавление петель. Обозначение петель на схеме. | Уч.каб. | Беседа.Опрос.Практическое занятие | |
7 8 | 09 09 | 20 24 | групповая групповая | 1 1 | Отработка приемов вязания. Зарисовка схем под диктовку. | Уч.каб. | Беседа.Опрос.Практическое занятие | |
9 10 | 09 10 | 27 01 | групповая групповая | 1 1 | Зарисовка условных обозначений основных приемов вязания крючком: столбик с одним и более накидами, пышные столбики, прибавление и убавление петель. Выполнение узоров по схеме. | Уч.каб. | Беседа.Опрос.Практическое занятие | |
11 12 | 10 10 | 04 08 | групповая групповая | 1 1 | Самостоятельное выполнение узоров по схеме | Уч.каб. | Практическое занятие | |
13 14 | 10 10 | 11 15 | групповая групповая | 1 1 | Самостоятельное выполнение узоров по схеме. | Уч.каб. | Практическое занятие | |
15 16 | 10 10 | 18 22 | групповая групповая | 1 1 | Изучение описания и схемы данного изделия. Выбор цвета пряжи и соответствующего номера крючка. Вязание домашних тапочек. | Уч.каб. | Беседа.Опрос.Практическое занятие | |
3.Творческие работы на различные темы, выполненные крючком | ||||||||
17 18 | 10 10 | 25 29 | групповая групповая | 1 1 | Вязание домашних тапочек. | Уч.каб. | Беседа.Опрос.Практическое занятие | |
19 20 | 11 11 | 01 05 | групповая групповая | 1 1 | Вязание домашних тапочек. Декорирование. | Уч.каб. | Беседа.Опрос.Практическое занятие | |
21 22 | 11 11 | 08 12 | групповая групповая | 1 1 | Выбор узора. Изучение описания и схемы. Способы накрахмаливания вязаных изделий. Вязание салфетки. | Уч.каб. | Беседа.Опрос.Практическое занятие | |
23 24 | 11 11 | 15 19 | групповая групповая | 1 1 | Выбор узора. Изучение описания и схемы. Способы накрахмаливания вязаных изделий. Вязание салфетки. | Уч.каб. | Беседа.Опрос.Практическое занятие | |
25 26 | 11 11 | 22 26 | групповая групповая | 1 1 | Вязание салфетки. | Уч.каб. | Беседа.Опрос.Практическое занятие | |
27 28 | 11 11 | 28 29 | групповая групповая групповая | 1 1 | Вязание салфетки.Накрахмаливание. | Уч.каб. | Беседа.Опрос.Практическое занятие | |
29 30 | 12 12 | 05 06 | групповая групповая | 1 1 | Подарок к Новому году «Снеговик». Изучение описания и схемы. Подбор пряжи и номера крючка. Выполнение творческой работы. | Уч.каб. | Беседа.Опрос.Практическое занятие | |
31 32 | 12 12 | 12 13 | групповая групповая | 1 1 | Изготовление деталей снеговика. | Уч.каб. | Беседа.Опрос.Практическое занятие | |
33 34 | 12 12 | 19 20 | групповая групповая | 1 1 | Изготовление деталей снеговика. Сборка в готовое изделие. | Уч.каб. | Беседа.Опрос.Практическое занятие | |
4. Основные приемы вязания спицами | ||||||||
35 36 | 12 12 | 26 27 | групповая групповая | 1 1 | Основные приемы вязания спицами. Изучение видов петель и их образование. Информация о правилах вязания. Виды спиц. Выбор пряжи и спиц. | Уч.каб. | Беседа.Опрос.Практическое занятие | |
37 38 | 01 01 | 10 14 | групповая групповая | 1 1 | Выполнение основных приемов вязания спицами. Набор петель на спицы. | Уч.каб. | Беседа.Опрос.Практическое занятие | |
39 40 | 01 01 | 17 21 | групповая групповая | 1 1 | Вязание лицевых и изнаночных петель, закрепление последнего ряда. | Уч.каб. | Беседа.Опрос.Практическое занятие | |
41 42 | 01 01 | групповая групповая | 1 1 | Разбор схем разных узоров. Выбор цвета пряжи и спиц. | Уч.каб. | Беседа.Опрос.Практическое занятие | ||
5. Творческие работы на различные темы выполненные крючком и спицами | ||||||||
43 44 | 01 02 | 31 | групповая групповая | 1 1 | Выполнение узоров по схеме: «плоское вязание», «круговое вязание». | Уч.каб. | Беседа.Опрос.Практическое занятие | |
45 46 | 01 02 | 31 04 | групповая групповая | 1 1 | Выполнение узоров по схеме: «плоское вязание», «круговое вязание». | Уч.каб. | Беседа.Опрос.Практическое занятие | |
47 48 | 02 02 | 07 11 | групповая групповая | 1 1 | Выполнение узоров по схеме: «Платочная вязка». | Уч.каб. | Беседа. Опрос. Практическое занятие | |
49 50 | 02 02 | 14 18 | групповая групповая | 1 1 | Выполнение узоров по схеме: «узор резинка». | Уч.каб. | Беседа.Опрос.Практическое занятие | |
51 52 | 02 02 | 14 18 | групповая групповая | 1 1 | Выполнение узоров по схеме: «узор резинка». | Уч.каб. | Беседа.Опрос.Практическое занятие | |
53 54 | 02 02 | 21 27 | групповая групповая | 1 1 | Коллективная работа на пасхальную тему. Просмотр и обсуждение лучших работ. Выбор будущих работ. | Уч.каб. | Беседа.Опрос.Практическое занятие | |
55 56 | 03 03 | 04 06 | групповая групповая | 1 1 | Изготовление элементов пасхальной композиции. | Уч.каб. | Беседа.Опрос.Практическое занятие | |
57 58 | 03 03 | 11 13 | групповая групповая | 1 1 | Изготовление элементов пасхальной композиции. | Уч.каб. | Беседа.Опрос.Практическое занятие | |
59 60 | 03 03 | 18 20 | групповая групповая | 1 1 | Изготовление коллективной пасхальной композиции. Составление композиции. | Уч.каб. | Беседа.Опрос.Практическое занятие | |
61 62 | 03 03 | 25 27 | групповая групповая | 1 1 | Убавление и прибавление петель. Их обозначения на схеме. Выбор формы прихватки. Выбор инструментов (крючок или спицы) | Уч.каб. | Беседа.Опрос.Практическое занятие | |
63 64 | 04 04 | 01 03 | групповая групповая | 1 1 | Вязание прихваток спицами разной формы. | Уч.каб. | Беседа.Опрос.Практическое занятие | |
65 66 | 04 04 | 08 10 | групповая групповая | 1 1 | Повязка на голову спицами. Сведения о повязках. Просмотр и обсуждение лучших работ. Выбор узора повязки и декоративных элементов. | Уч.каб. | Беседа.Опрос.Практическое занятие | |
67 68 | 04 04
| 15 17 | групповая групповая | 1 1 | Вязание повязки. | Уч.каб. | Беседа.Опрос.Практическое занятие | |
69 70 | 04 04 | 22 24 | групповая групповая | 1 1 | Вязание повязки. Декорирование. | Уч.каб. | Практическое занятие | |
6. Итоговое занятие | ||||||||
71 72 | 05 05 | 27 29 | групповая групповая | 1 1 | Тестирование. Итоговое занятие. Подведение итогов. | Уч.каб. | Итоговая выставка работ. Вручение грамот. | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности при работе с инструментами для вязания
Тема 1. Знакомство с кабинетом ДООП «Волшебная нить» (1час)
Теория: Цели и задачи объединения. История развития художественного вязания. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ при работе с вязальными крючками, спицами, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом. Происхождение и свойства ниток. Виды волокон (натуральные и химические). Свойства трикотажного полотна. Демонстрация изделий. Просмотр презентации.
Раздел 2. Основные приемы вязания крючком
Тема 1. Основные приемы вязания.
Теория: Положение рук во время работы. Основные приемы вязания: столбик с одним и более накидами, пышные столбики, прибавление и убавление петель, обозначение на схеме.
Практика: Отработка приемов вязания: столбик с одним и более накидами, пышные столбики, прибавление и убавление петель, чтение обозначений на схеме.
Тема 2. Вязание образцов по схеме.
Теория: Зарисовка условных обозначений основных приемов вязания крючком: столбик с одним и более накидами, пышные столбики, прибавление и убавление петель
Практика: Самостоятельное выполнение узоров по схеме.
Раздел 3. Творческие работы на различные темы
Тема 1. Домашние тапочки.
Теория: Изучение описания и схемы данного изделия. Выбор цвета пряжи и соответствующего номера крючка.
Практика: Вязание домашних тапочек.
Тема 2. Ажурная салфетка.
Теория: Выбор узора. Изучение схемы. Способы накрахмаливания вязанных изделий.
Практика: Вязание салфетки. Накрахмаливание.
Тема 3. Подарок к Новому году «Снеговик»
Теория: Изучение описания и схемы. Выбор пряжи и номера крючка.
Практика: Выполнение творческой работы.
Раздел 4. Основные приемы вязания спицами
Тема 1. Основные приемы вязания
Теория: Изучение видов петель и их образование. Информация о правилах вязания спицами. Виды спиц. Выбор пряжи и спиц.
Практика: Вязание лицевых и изнаночных петель, закрепление последнего ряда.
Тема 2. Вязание узоров по схеме.
Теория: Разбор схем разных узоров.
Практика: Выполнение узоров по схеме: «плоское вязание», «круговое вязание», «платочная вязка», «узор резинка».
Раздел 5. Творческие работы на различные темы выполненные крючком и спицами
Тема 1. Коллективная работа на пасхальную тему
Теория: Просмотр и обсуждение лучших работ. Выбор будущих работ. Выбор используемого инструмента (крючок или спицы).
Практика: Изготовление коллективной пасхальной композиции.
Тема 2. Декоративная прихватка
Теория: Убавление и прибавление петель. Их обозначения на схеме. Выбор формы прихватки. Выбор инструментов (крючок или спицы) для выполнения творческой работы.
Практика: Вязание прихваток разной формы.
Тема 3. Повязка на голову спицами
Теория: Сведения о повязках. Просмотр и обсуждение готовых работ. Выбор узора повязки и декоративных элементов.
Практика: Вязание повязки, изготовление декоративных элементов и декорирование готового изделия.
Раздел 6. Итоговое занятие
Практика: Подведение итогов. Подготовка творческих работ и оформление итоговой выставки. Участие в конкурсах различного характера, формирование личного портфолио.
Календарный учебный график на 2023- 2024 учебный год
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
9 мес. | 36 | 72 часа | 2 часа в неделю |
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Система контроля результативности. Практические навыки и теоретические знания отслеживаются с помощью диагностики методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями, по итогам занятий, а также во время различных мероприятий и конкурсов. Данные наблюдения вносятся в специально разработанные диагностические карты. Результаты диагностики соотносятся с поставленными целями и задачами данной программы.
Динамику развития творческих способностей можно также проследить через педагогическую диагностику изучающую уровень воспитанности обучающихся. В рамках этой методики можно проанализировать следующие показатели:
1. Мотивацию к образовательной деятельности
2. Отношения в коллективе
3. Уровень творческой активности
4. Организаторские способности учащихся
5. Сформированности культурно-гигиенических навыков и др.
В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания образцов до изготовления готовых изделий, коллективных работ.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества педагога и ребенка.
Вид контроля | Время проведения контроля | Цель проведения контроля | Формы и средства выявления результата | Формы фиксации и предъявления результата |
Первичный | Сентябрь | Определение теоретических знаний у детей | Проверка теоретических знаний у детей с помощью устного опроса (приложение №1). | Сводная форма по результатам |
Промежуточный | Декабрь-январь | Оценка уровня и качества усвоения изученного материала обучающимися программы по итогам полугодия | Самостоятельная работа: ответы на вопрос, вязание образца по схеме (Приложение №2) | Сводная таблица по результатам |
Итоговый | Май | Определение степени усвоения материала по итогам года. Выявление одаренных детей. | Творческие выставки. Тестовые задания (Приложение №3) | Сводная таблица по результатам, фото выставок. Портфолио детей по участию в конкурсах. |
Реализация программного содержания осуществляется через работу с детьми в двух направлениях – усвоение теоретических знаний (определение целей и задач, раскрытие основной темы занятия, которое проходит в форме бесед, лекций и рассказов) и формирование практических навыков (работа с материалами и инструментами, изготовление поделок и композиции). Организация занятий проходит в форме рационального сочетания группового и индивидуального взаимодействия педагога с детьми. Программа способствует нарабатыванию практических навык и совершенствованию качественного выполнения работ, повышению их профессионального опыта.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный – рассказ, беседа, просмотр иллюстрационного материала.
Репродуктивный – изготовление творческих работ.
Диалогический – диалог между педагогом и обучающимся, которое обеспечивает более полное, точное и углубленное изучение материала, путем обсуждения возникающих проблем при разработке творческих проектов.
Проблемно-исследовательский – обучающиеся совместно с педагогом проводят исследования, используют новые технологии, обобщают материал.
Выбор форм и методов образовательного процесса определяется степенью сложности изучаемого материала, уровнем подготовки обучающегося, эмоционального настроя и многими другими факторами.
Информационные источники
- Гаврилова М., Смирнова Н., Шкрылева Е., Будеско А., Святова С. Вязаная копилка «Подарки к новому году и рождеству» - М., 2014. - 66с.: ил.
- Гурбина Е.А. Технология: поурочные планы по разделу «Вязание». Учитель. г. Волгоград. 200с.
- Журнал «Вязание крючком»: издательство «Ниола-Пресс». - 2005-2008гг.
- Крючков В., Миронова И. Моя первая книга по рукоделию. - М.: Дрофа, 1995. - 192с.: ил.
- Максимова М.В. Азбука вязания. - М.: Легпромбытиздат 1992. – 238с.: ил.
- Сьюзи Джонс, Вязаные цветы. Перевод с англ. С.В.Созоновой – Издательство АРТ- РОДНИК, #1089;.: ил.
- Белая Н.Б. Кружевная ностальгия. – Минск: Полымя, 1999.
- Тарасенко С.Ф. Вязаная игрушка. – Минск: Полымя, 1997.
- Т.Ярковая «Уроки вязания крючков.ру»,издательство АСТ, Москва 2019г.
- Т.Михайлова «Вязание крючком шаг за шагом» ООО издательсто АСТ, Москва 2019г.
Для обучающихся:
- Боровская Э. Лучшая энциклопедия для современных девчонок, 2007.
- Бударина Р.А. Пособие для юных мастериц. Вязание, 2005.
- Секреты красоты для девочек. - Издательство «Семейный досуг», 2007.
- Блондель А., Деон С. Игрушки – помпоны своими руками/Пер. франц. В.А. Мукосеевой. – М.: ООО «ТД Издательство Мир книги», с.
- Пушилина Л.В. Искусство вязания / Л.В. Пушилина. – М.: Вече, 2005. – 240 с.
- Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком / Э.А. Фомичева. – М.: Просвещение, - 1992. – 97 с.
Для родителей:
- Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. – М.: Просвещение, 1992.
- Середа Т.П. самоучитель по вязанию / Т.П. Середа. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 220 с.
- Пушилина Л.В. Искусство вязания / Л.В. Пушилина. – М.: Вече, 2005. – 240 с.
Приложение №1 к
ДООП «Волшебная нить» (стартовый уровень)
Вопросы по теме «Вязание крючком»
- Как раньше называлось вязание крючком? (тамбурное вязание).
- Из каких материалов изготавливают крючки для вязания? (алюминий, пластмасса, кость, бамбук, жесткий пластик).
- Для чего нужны петли на подъем? (для перехода от одного ряда к другому).
- Как называется ряд воздушных петель? (цепочка).
- От чего зависит количество петель подъема? (от вида петли).
- Назовите изученные вами приемы вязания крючком в порядке увеличения их высоты (воздушная петля, полустолбик без накида, столбик без накида, столбик с 1, 2, 3 накидами).
- В каком направлении читаются схемы для вязания крючком? (снизу вверх, схемы большинства салфеток – от центра).
- Что вызывает волнистость при вязании полотна в форме круга? (слишком частое прибавление петель).
- Какая ошибка при вязании круга вызывает объемную фигуру в виде шляпы гриба? (недостаточное прибавление петель).
- Закончите предложение: Для окончания вязания крючком необходимо… (отрезать нить и протянуть ее в последнюю петлю).
Приложение №2 к
ДООП «Волшебная нить» (стартовый уровень)
Промежуточный контроль (самостоятельная работа)
Обучающимся предлагается самостоятельная работа в форме ответов на вопросы:
- Скольким воздушным петлям для подъема соответствует столбик с 2 накидами?
- Скольким воздушным петлям для подъема соответствует столбик с 3 накидами?
- Скольким воздушным петлям для подъема соответствует «пышный» столбик?
- Как графически изображается столбик с 2 накидами?
- Как графически изображается столбик с 3 накидами?
- Как графически изображается «пышный» столбик?
Обучающимся предлагается самостоятельно связать образец узора по схеме.
Ответы на вопросы | Знает/справился | Не знает/не справился |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
Самостоятельная работа по схеме |
Таблица результативности
Приложение №3 к
ДООП «Волшебная нить» (стартовый уровень)
Тестовые задания по теме «Вязание».
- Отметьте знаком «+» правильный ответ. Ажурные изделия вяжут крючком из нитей:
- Катушечные № 50
- Пряжа из хлопка
- Шерстяная пряжа
- Пряжа из вискозы
- Отметьте знаком «+» правильный ответ. Вывязывание углов производится путем:
- Вязание по кругу
- Сокращение петель
- Прибавление петель
- Повторение рапорта
- Отметьте знаком «+» правильный ответ. В вязании крючком самый низкий прием вязания – это:
- Полустолбик с накидом
- Соединительный столбик
- Рельефный столбик
- «пышный» столбик
- Столбик без накида
- Отметьте знаком «+» правильный ответ. Основными элементами вязания крючком являются:
- Лицевая петля
- Воздушная петля
- Накид
- Изнаночная петля
- Столбик с накидом
- «пышный» столбик
- Укажите цифрами правильную последовательность операций при вязании:
- Подбор материала
- Определение величины изделия
- Изучение модели
- Расчет количества элементов
- Изготовление образца
- Выполнение эскиза
- Установите соответствия между термином и его определением:
- Столбик, в результате вязания которого на крючке остается 2 петли.
- Столбик, провязанный за столбик нижнего ряда.
- Это 3-4 недовязанных столбика, провязанные одним приемом.
- Самый низкий столбик, с его помощью выполняется переход к следующему ряду.
- Найдите два правильных ответа: Начальным элементом кругового вязания является:
- Столбик с накидом
- Кольцо из воздушных петель
- Нитяное кольцо
- Полустолбик
Эталоны ответов:
Вопрос | Ответ |
1. | b |
2. | c |
3. | b |
4. | b, c, e, f |
5. | 1c, 2a, 3f, 4b, 5d, 6e |
6. | 1b, 2c, 3a, 4d |
7. | b, c |
Приложение №4 к
ДООП «Волшебная нить» (стартовый уровень)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Волшебный сундучок»
Vfnthbfk ,eltn gjktpty exbntkzv? gtlfujufv ljgjkybntkmyjuj j,hfpjdfybz? djcg...
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому направлению «Волшебная мастерская – нетрадиционные способы изобразительной деятельности: цветоделие, бумагопластика»
Программа кружка по дополнительному образованию «Волшебная мастерская – нетрадиционные способы изобразительной деятельности:цветоделие, бумагопластика» ра...

ОСНОВНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Театр студия Улыбка» Срок реализации 9 месяцев Возраст детей от 10 лет
Министерство социальной политики Нижегородской областиГосударственное казенное учреждение«Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Улыбка» Автозаводского райо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный мир аппликации" детского творческого объединения "Золотые руки" для детей 4-7 лет сроком реализации 3 года
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир аппликации» создана для эстетического и художестве...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный завиток" (Стартовый уровень, 5-7 лет, 72 часа)
Программа «Волшебный завиток» имеет художественную направленность, относится к стартовому уровню, что является первой ступ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный завиток" (базовый уровень, 7-11 лет, 72 часа)
Программа «Волшебный завиток» имеет художественную направленность, относится к базовому уровню.Актуальность - работая с тонкими полосками бумаги, закруч...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная акварель» (стартовый уровень) Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 1 год
laquo;Волшебная акварель» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназнач...
