Мир электричества
учебно-методический материал по технологии (5 класс)

Шелудько Леонид Антонович
формирование начальных знаний о электроэнергии, составление и сборка простейших схем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema_uroka_5_klass_elektrotehnika.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Мир электричества» 5 класс

Цель урока: формирование начальных знаний о электроэнергии, составление и сборка простейших схем.

Задачи: 

  • Образовательная– способствовать освоению основных технических понятий и терминов, формированию первоначальных знаний и навыков в области электричества.
  • Развивающая – способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету, овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся: планировать, анализировать, сравнивать, оценивать.
  • Воспитательная – способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, экономических качеств личности.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая работа.

Методы обучения: проблемное изложение, практическая работа.

Методическое оснащение урока:

  • Наглядные пособие: презентация «Мир электричества», видеофрагменты «Откуда берется электрический ток». «Основы электричества», образцы элементов электрических цепей.
  • Раздаточный материал: комплекты для сборки электрических цепей (для работы в группах)

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, инструменты и приспособления для сборки электрических цепей.

Метапредметные связи: Окружающий мир.

Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Стремление к совершенствованию своих умений

Понимание и определение понятия «электрический ток», «электрическая схема». Уметь составлять простейшую схему, производить монтаж схемы. Участвовать в коллективной творческой деятельности при сборе схем.

  • Регулятивные

Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

  • Познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

  • Коммуникативные

Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

ХОД УРОКА

Этапы урока 

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Приёмы, УУД

1. Организационный момент

Активация учащихся.

– Приветствие учащихся, проверка посещаемости и готовности к уроку.
Отметьте одним из смайликов свое самочувствие. (Настраивает учащихся на работу,  использоваться как деление на группы.)

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

–За время обучения в школе вы узнали много нового.

Вопрос: давайте попробуем перечислить что вы узнали в 5 классе?

Ответы учащихся.
-Но у нас осталась одна область знаний, о которой мы мало знаем , а пользуемся ежедневно. (Слайд №1)
Подводит учащихся к осознанию целей и задач.
Вопрос: Давайте перечислим наиболее часто используемые в быту технические устройства ?

Ответы учащихся.

-Поэтому сегодня мы и познакомимся с миром электричества по подробнее.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.

Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

3.Активизация познавательной деятельности.

Выявить уровень знаний и систематизировать их.

Изложение нового материалла, (слайд 2;-5). Запись определения электрического тока. Откуда берётся электроток, для чего необходим.


Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Организовать осмысленное восприятие новой информации

-Каждый электрический элемент имеет свое собственное обозначение, которое использоваться для составления принципиальных схем.

Вопрос: все вы видели электрический фонарик? Составьте его схему?

Учащиеся в группах составляют свои схемы.
Попробуем систематизировать наши ответы. Для этого составим таблицу (слайды 6-7)

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: давать определения новым понятиям темы.

5. Первичная проверка понимания.

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

-Теперь мы знаем, что такое электрический ток, знаем о источниках и о потребителях тока. Сейчас мы о них поговорим и попробуем изобразить электрические схемы. (слайды 8-9)

Выбирают самостоятельно варианты составления параллельных, последовательных и смешанных схем.

Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
Коммуникативные: слушать и слышать собеседника.
Познавательные: применять полученные знания о способах составлении схем.

6. Первичное закрепление.

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

-Сегодня мы многое узнали о электрическом токе, теперь попробуем научиться составить по начерченным схемам электрические цепи. Для начала давайте выберем простой электроприбор- карманный фонарик. Из каких элементов он состоит?

Ответы учащихся.

Давайте его изобразим, слайды 10-11)

-На основе нашей схемы соберем электрическую цепь из элементов конструктора.

Но перед началом работы изучим основные правила технике безопасности при выполнению работ. (слайд 12)

Осуществляют учебные действия по намеченному плану
Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
Объясняют, анализируют, формулируют. 

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.

7.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.

Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.

-Давайте проверим результаты нашей работы.

Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Организовать обсуждение и запись домашнего задания

Домашнее задание:

1.Из предлагаемого набора потребителей и источников электрического тока, необходимо собрать электрическую цепь. Задание состоит из двух схем различной степени сложности.

2. составить кроссворд по теме «Электричество».

Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей, записывают домашнее задание

Регулятивные: умение выбрать задание по силам.
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.

9.Рефлексия деятельности

1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.
2) Подвести итог проделанной работы на уроке.

Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

Дайте определение электрического тока.

Как вы понимаете слово-проводник?

Как вы понимаете слово-изолятор?

В какую сторону «течет» ток?

Какое напряжение на вашем источники тока? (Сотовый телефон). Дайте анализ своей деятельности на уроке. Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке.

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по физике "Путешествие по старне "Электричества и магнетизма"

Данную разработку можно использовать при проведении недели физики....

Электричество, его плюсы и минусы

Данный материал позволяет показать учащимся 5-х классов положительные и отрицательные стороны электричества....

Занятие курса "Физика вокруг нас" 6 кл. Тема: "Загадки электричества"

Конспект занятия пропедевтического курса "Физика вокруг нас" по теме "Загадки электричеста" для учащихся 6 класса с указанием этапов занятия и распределением времени. Занятие проводится в сопровождени...

Урок "Законы электричества служат людям"

Интегрированный урок, который построен на использовании материала по физике и биологии. Данный урок был опубликован в учебно-методическом пособии "Интегрированные занятия по биологии и физике" (авторы...

Удивительное электричество.

Урок турнир при обобщении темы «Электрические явления»....

презентация "Обобщающий урок по электричеству"

Обобщающий урок по электричеству в 8 классе в форме презентации. ...

Дополнительные задания к лабораторным работам по электричеству

Данная работа содержит дополнительные вопросы , которые можно предложить учащимся после выполнения основной экспериментальной части на лабораторных работах по электричеству в 8 классе по учебнику...