Конспект урока по предмету "Технология" по теме "Краски водные и неводные. Изготовление водных красок", 9 класс
план-конспект урока по технологии (9 класс)

Конспект урока по предмету "Технология" по профилю "Штукатурно-малярное дело" в коррекционной школе, 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraski_vodnye_i_nevodnye.docx32.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету «Штукатурно-малярное дело» для 9-го класса

Тема урока: «Краски водные и неводные. Производство связующих для водных красок.  Приготовление водных красок».

Тип урока: Комбинированный.

Цели:

Образовательная:  Расширить знания о водных красках и водных связующих.  Отрабатывать навыки приготовления водных красок. Научиться  определять виды водных красок. Выполнять технические требования при приготовлении водных красок и выполнении выкрасок.

Развивающая:     

Развивать зрительное восприятие, пространственную ориентировку..

Развивать словесно-логическое мышление через работу со схемами, таблицами.

Развивать монологическую речь, память, внимание.

Воспитательная:      Воспитывать дисциплину, самостоятельность, аккуратность.

Оборудование:  мультимедийный проектор, презентация «Краски водные и неводные. Приготовление водных красок», инвентарь для приготовления красок(емкости, кисточки), материалы (цемент, известь,  известняк, глина, доломит, глина, клей, водоэмульсионная краска, пигменты, мел, краска масляная, краска эмалевая, краска нитроцеллюлозная, олифа, лак).

Дидактический материал к учебному занятию: технологическая и инструкционные карты «Последовательность  подготовки поверхностей под окраску»,  карточки-задания.

Ход урока

1. ОРГМОМЕНТ

     1. Ребята, здравствуйте! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Схорошим настроением начнём урок!

Сегодня мы

1. Вспомним: последовательность подготовки поверхностей под окраску.

2. Узнаем:  Производство связующих для водных красок.  

3. Будем учиться: готовить водные краски.

Все ваши ответы в течение урока будут фиксироваться в таблице контроля знаний.

В конце урока мы подведем итоги работы.

№п/п

Фамилия

Знания теории

Работа с тестами

Знания

Т.Б.

Итог

урока

1

2

3

4

5

6

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Психологический настрой. На доске прикреплены карточки с названием профессий. - ---Определите, какие профессии  здесь лишние.

Кровельщик, архитектор, плиточник, штукатур, швея, маляр, каменщик, продавец.

Лишние – швея и продавец, все остальные профессии строительные.

Какую работу выполняют рабочие каждой профессии? 

….. Маляр подготавливает поверхности под окраску, окрашивает их, оклеивает поверхности обоями.

- Итак, ребята, маляр делает окончательные операции в стадии отделочных работ. И, как они будут выполнены, зависит настроение людей, которые будут жить или работать в отремонтированном помещении. 

Ребята, как вы думаете, какими личностными качествами должны обладать маляры?

- аккуратностью, трудолюбием, добросовестностью.

3. Повторение ранее изученного.

Учитель повторяет с учащимися ранее изученный материал по теме « Ремонтные  работы».

- Какую большую тему мы сейчас изучаем?

- Ремонтные работы.

 - Что такое ремонтные работы?

- Это исправление дефектов на поверхностях, обновление поверхностей.

 Учитель. Так какие работы включает в себя последняя стадия отделочных работ?

-  окраска поверхностей.

Сейчас я раздам карточки с заданиями по теме «Ремонт помещений». Вы выполните эти задания, прочтёте вслух, а мы проверим правильность ваших ответов и оценим их.

1. Карточка-задание. «Ремонт помещений»

1. Вставь в предложения пропущенные слова.

Окраска – нанесение на ...........................................  окрасочного......................  На поверхности остается ....................................   ...................., которая.................................   поверхность от...............................  .

2. Перечисли цели окраски поверхности:

1 –

2 –

3 –

4 –

2. Карточка-задание. «Ремонт помещений»

1. Закончи предложение.

Прежде, чем окрашивать ……………….  ………………  …………………….  .2. Перечисли цели подготовки  поверхности под окраску:

1 –

2 –

3 –

3. Карточка-задание. «Ремонт помещений»

1.  Какие поверхности вы знаете?

2. Закончи предложения.

1. Металлические поверхности в школе – это …

2. Деревянные поверхности в школе – это………………….

3. Оштукатуренные поверхности в школе –это....................

4. Карточка-задание. «Ремонт помещений»

1. Вставьте пропущенные операции в инструкционную карту «Подготовка металлических поверхностей под окраску»:

1. Очистка поверхности.

2.

3. Частичная подмазка.

4.

5. Первое сплошное шпатлевание.

6.

7.

Читаем, проверяем, оцениваем.

Мы с вами подготовили поверхности под окраску. теперь, что нужно делать?

-Нужно окрасить поверхность.

4. Изучение нового материала.

 Прежде, чем окрашивать поверхность, нужно выбрать материал – краски и приготовить их.

Тема сегодняшнего урока – «Краски водные и неводные. Получение связующих для водных красок. Приготовление водных красок» .

Ранее мы с вами уже знакомились с красками и их видами.

Кто помнит, что такое краска?( краска-это окрасочный состав, который наносится на поверхность и оставляет на ней  непрозрачную пленку, которая защищает поверхность от разрушения).

-Назовите виды красок. (водные, неводные).

-Какие краски называют неводными?(Неводные краски – это краски, которые разводятся олифой, лаком или смолой).

- Назовите неводные краски. (масляная, эмаль)

- Какие краски называют водными?(разводятся водой).

-Какой краской мы окрашивали оштукатуренную поверхность?

-Водной – водоэмульсионной.

- А какие ещё водные краски вы знаете?

_Цементная, известковая, клеевая. В зависимости от связующего, которое в ней используется.

Назовите связующие водных красок.

Знаете ли вы, как их получают?

Известь получают из известняка, путем обжига его в печах при температуре – 1200градусов – выходит комовая известь, мягкий камень, затем ее гасят – получается известковое тесто, которое является связующим.

Цемент получают из глины, известняка и доломита, которые тоже обжигают в печах горизонтальных при температуре 1200градусов. Масса спекается – получается клинкер. Клинкер измельчают на мельницах – получается вяжущее цемент.     

Силикатный клей получают из кварца или кварцевого песка путем расплавления его в печах при температуре 1400 градусов. Масса расплавляется – это жидкое стекло. В него, пока оно не застыло, добавляют раствор спирта – получается вяжущее – силикатный клей. 

Поработаем с таблицей. 

Что такое сырье? ( сырье – это материалы, предназначенные для дальнейшей переработки)

При производстве какого связующего используются большее количество сырья? ( при производстве цемента – доломит, известняк, глина).

При производстве какого связующего используются более высокие температуры? (при производстве силикатного клея – 1400*)

Какие новые слова вы увидели в этой таблице? ( клинкер, кварц).

Что такое клинкер? ( клинкер – это промежуточный продукт при производстве цемента).  Что такое кварц? (кварц – это сырье для получения жидкого стекла).

Таблица «Получение водных связующих»

Название

связующего

Сырье

Обжиг

Промежут.

продукт

Получение

связующего

Цемент

Доломит

Известняк

Глина

1200*

Клинкер

Помол  в

мельнице

Известь

Известняк

1200*

Комовая известь

Гашение с водой –

известковое тесто

Силикатный клей

Кварц или кварцевый песок

1400*

Жидкое стекло

Добавить раствор спирта

5. Первичное закрепление.

Учитель проводит фронтальный опрос по новой теме в форме игры «Сильное звено».

Класс делится на две команды.

1. Что такое краска?

2.Какие бывают краски?

3. Какие краски называют водными?

4. Что такое связующее вещество?

5. Что такое наполнители?

6. Что такое пигмент?

7. Для чего добавляют разбавители в краску?

8. Перечисли связующие  вещества для водных составов.

9. Перечислите сырье для получения цемента.

10. Назовите сырье для получения извести.

11. Назовите сырье для получения жидкого клея.

12. Как еще называют жидкий клей.

1. Краска – это окрасочный состав, который наносится на поверхность.

2. Краски бывают водными и неводными.

3. Краски, которые разводятся водой называют водными.

4. Связуюущее – это вещество, которое связывает частицы наполнителя, пигмента и прочно сцепляется  с поверхностью.

5. Наполнители – это порошки белого цвета.

6. Пигменты – это цветные порошки.

7. Чтобы она стала жиже.

 8. Связующие вещества для водных составов. – это известь, цемент, клеи, эмульсия

9. Сырье для получения цемента – это глина, известняк, доломит.

10. Сырье для получения извести – это известняк.

11. Сырье для получения жидкого клея – это кварц или кварцевый песок.

12.Жидкий клей называют еще силикатным клеем, конторским клеем.

Итоги игры. Оценки лучшим.

Учитель продолжает объяснять новый материал.

Сегодня на практической части урока будем учиться готовить водные краски , и делать выкраски, чтобы на следующем уроке определять их свойства.

Учитель знакомит учащихся с заданием для практической работы, планом практической работы

- В ходе практической работы нужно приготовить водные краски и сделать выкраски.

Работать будете звеньями  по 2 человека.

1 – ое звено готовит известковую краску.

2 – ое звено готовит цементную краску.

3 - ье звено готовит клеевую силикатную краску.

Вам будут предложены технологические карты приготовления водных составов

Технологические карты

«Приготовление известковой краски».

«Приготовление цементной краски».

«Приготовление клеевой краски.

Приготовление известковой краски.

Известковая краска состоит из извести, пигмента  и воды.  

Иногда для получения более прочной краски в нее добавляют олифу или соль.

Готовиться краска так:

  1. В известковое тесто наливают воду.
  2. В известковое тесто добавляют пигмент.
  3. Краску тщательно перемешивают.
  4. Краску процеживают через сито.

Приготовление клеевой краски.

Клеевая краска состоит из животного, растительного или синтетического  клея, наполнителя, пигмента и воды.

Клеевая краска готовится так:

  1. Разводят  клей (животный, растительный, синтетический) водой до нужной густоты.
  2. В таре тщательно перемешивают наполнитель и пигмент.
  3. Вливают раствор клея  в перемешанную массу.
  4. Тщательно перемешивают.
  5. Процеживают состав через сито.

Приготовление цементной краски.

Цементная краска состоит из белого портландцемента, щелочестойких пигментов и некоторых добавок, улучшающих ее свойства.

Готовят краску так:

  1. Перемешивают цемент с пигментом.
  2. Сначала вводят 1часть воды.
  3. Потом добавляют3части воды.
  4. Состав тщательно перемешивают.
  5. Процеживают состав через сито.

Перед работой повторяют правила техники безопасности. 

Правила техники безопасности.

1. Перед работой нужно надеть спецодежду.

2.  Работать исправным инструментом.

3. Рабочее место должно быть хорошо освещено.

4. Во время работы не мешать товарищам.

5. Не уходить с рабочего места без разрешения.

6. Работать аккуратно, беречь материалы и инструменты.

  1. Практическая работа..

Каждое звено выбирает  составляющие для приготовления  красок и по предложенному плану работы готовит краски.

Сегодня, для нашей практической работы краски нужно готовить небольшое количество, чтобы успеть использовать её только на выкраски.

Выберем составляющие для приготовления известковой краски.

Известь, пигмент, вода.

Цементной – цемент, пигмент, вода.

Клеевой - клей, мел, пигмент, вода.

В процессе  работы, учитель подходит к звеньям и просит ребят прокоментировать свои действия по изготовлению окрасочного состава.

Краски приготовили. Берем кисти и наносим краски на поверхность.

Краску наносим взаимно-перпендикулярными движениями.

Комментируем, как ложатся краски на поверхность.

Материалы стоят дорого и нужно относиться к ним бережно

Вопрос 1-ому звену. Какую краску вы готовили? (известковую краску)

Вопрос 2-ому звену. Из каких компонентов состоит ваша краска? Значит она какая? (краска состоит из цемента, пигмента и воды, значит краска цементная).

Вопрос 3-ему звену. Что является разбавителем для всех красок? (разбавителем для всех красок является вода, значит мы готовили водные краски).

Заполним таблицу.

 

Виды красок

краска

связующее

наполнитель

пигмент

разбав

Водные краски.

известковая

цементная

клеевая

Внимательно посмотрите на таблицу. 

Какого компонента нет в известковой и цементной краске?

- нет наполнителя.

Учитель помогает ученикам сделать выводы по результатов работы.

  1. Подведение итогов.

- Что нового, полезного мы сегодня узнали? Чему научились?

Узнали,  как получают связующие для окрасочных составов.

Учились готовить водные краски.

Отрабатывали навыки нанесения выкрасок.

Оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке посмотрим на нашей таблице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по трудовому обучению в неделю нравственности в 7; 9 классах школы VIII вида Изготовление пижамных брюк (тьюторство)

Конспект урока по трудовому обучениюв неделю нравственностив 7; 9 классах школы VIII вида Изготовление пижамных брюк (тьюторство) метапредметные связи   Тема недели: Учи...

Конспект урока по предмету "Ручной труд" по теме "Изготовление аппликации из природного материала", 3 класс

Конспект урока ручного труда для учеников 8вида 3 класса по теме"Изготовление аппликации изприродного материала"...

План конспект урока по физической культуре по легкой атлетике для учащихся 10а класса (мальчики). Тема урока: «Техника спринтерского бега - 100м »

Бег ведет к перестройке костей, что ведет к снижению травм у человека в обычной жизни. Бег заставляет работать все основные группы мышц тела и возмещает недостающие энергозатраты, что ведет похуданию ...

План-конспект урока по технологии для мальчиков на тему: Изготовление разделочной доски

Ознакомить с технологией изготовления изделий из древесины; закрепить умения и навыки по строганию, разметке и пилению древесины и правильного выбора пиломатериала....

Конспект урока по теме " Применение ручных швов при изготовлении игольницы"

Конспект урока служит приложением к технологической карте с таким же названием. Конспект более подробно раскрывает каким образом мотивируется учебная деятельность учащихся. Технологическую последовате...

План-конспект урока по технологии для мальчиков по теме: Изготовление изделий из древесины (разделочная доска). 6 класс.

Цель:   Образовательная: ознакомить с технологией изготовления изделий из древесины; Закрепить умения и навыки по строганию, разметке и пилению древесины и правильного выбора пиломатери...