Мастер-класс по теме: «Оружие победы». Внеурочное занятие художественно-эстетического направления
методическая разработка по технологии (7 класс)

Создание макетов щита и меча

Создание объемного декора из бумаги на щите и мече  в технике «папье-маше» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mastklass_oruzhie_pobedy.docx896.45 КБ
Файл master_klass_oruzhie.pptx1.44 МБ

Предварительный просмотр:

 Частное  общеобразовательное учреждение «Православная школа Косинская» г. Москва

Мастер-класс по теме:                                                    

 «Оружие победы»

Внеурочное занятие художественно-эстетического направления

(32-ые Международные Рождественские образовательные чтения 2024года)

Подготовила: учитель изобразительного искусства

1 квалификационной категории Кузьмина Е.В.

Цель: пробудить чувство сопричастности к историческому прошлому Русского народа с помощью стимулирования потребности ребенка в творческой самореализации; на основе создания макета одного из элементов вооружения Русского воина: щита или меча и украшения их объемным декором – барельефом 

 

Задачи:

Познакомиться с различными видами доспехов и оружия Русских воинов 13 века (12-17 веков)

Познакомиться с одной из техник по работе с бумагой: «ленивое папье-маше»

Создание макетов щита и меча

Создание объемного декора из бумаги на щите, мече или шлеме в технике «папье-маше» 

Формирование у детей творческих способностей

Участники:

- педагог;

- обучающиеся 6-8 классов

Планируемые результаты:

Личностные:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему своей Родины; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа.

  • формирование  готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать  для  себя  новые  задачи  в  учебе  и  познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  • Работать в технике «ленивое папье-маше»
  • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения в украшении оружия с опорой на народные традиции;
  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема в процессе создания в конкретном материале  плоскостных и объемных - барельефных декоративных композиций;
  • различать национальные особенности русского оружия и доспехов  12-17 веков

Беседа. Мотивация:

Здравствуйте, Меня зовут Екатерина Вячеславовна

В 2008 году по российскому телевидению проходил проект, который не оставил никого из граждан нашей страны равнодушным. Было предложено избрать из числа самых великих людей нашего Отечества: полководцев, писателей, ученых, святых и так далее – одного, кто стал бы олицетворением России.

Святейшему Патриарху Кириллу, который был тогда митрополитом, удалось убедительно доказать, что из всех кандидатов на звание имени, или символа, России наиболее достойным является именно святой Александр Невский. Владыка Кирилл доказывал, что без Александра Невского не было бы России, не было бы русских, не было бы нашей великой русской православной культуры – ничего не было бы!

Александр Невский – русский национальный герой, которым гордится вся страна. Этот новгородский князь был разумным политиком, великим воином, стратегом и тактиком, не проигравшим ни единого сражения. Он заслужил звание истинно Христианского правителя, хранителя православной веры, свободы народа.

Александр Невский признан святым, канонизирован Русской Православной Церковью.

 И мы, потомки славных сынов России, помним и любим его! И сегодня прикоснемся к историческому прошлому нашей Родины, Русского народа; Мы будем изучать, рассматривать, а потом  изготавливать элементы  вооружения русских воинов 13 века – времен святого Александра Невского.  С этим оружием русские воины шли на защиту Отечества, одерживали победы, прославляли землю Русскую, веру Православную!

Актуализация знаний:

Вашему вниманию предлагается презентация: «доспехи и оружие русских воинов 12-17 веков»

Сегодня у нас с вами очень интересная тема. Мы будем работать в технике папье-маше. В качестве материала для рукоделия мы будем использовать бумагу и именно из нее создадим объемный декор для украшения старинного русского оружия:  щита и меча. Надеемся, что у вас получится создать реалистичные макеты элементов вооружения русского воина.  А наши советы и рекомендации помогут вам получить удовольствие от работы.

Если заглянуть в энциклопедию, то можно узнать, что папье-маше переводится с французского как жеваная бумага. На самом деле это легко поддающаяся формовке бумажная масса, которая получается из смеси волокнистых материалов - бумаги и картона с различными клеящими веществами. Родиной папье-маше является Китай, ведь именно в Китае была изобретена бумага. Китайцы использовали папье-маше для шлемов и других вещей, которым придавали жесткость с помощью многослойного покрытия лаком. На сегодняшний день чего только из папье-маше не делают: и муляжи, и маски, и театральную бутафорию, и иногда даже делают мебель и светильники. И конечно, всеми нами любимые шкатулки из Палеха и Мстеры написаны на основе из папье-маше, то есть на традиционной основе для лаковой живописи.

Существуют три известных технологии изготовления изделий из папье-маше.

 Первая: это когда изделия изготавливаются путем послойного наклеивания маленьких кусочков бумаги на заранее приготовленную модель. В классической технике наносится от нескольких до ста слоев бумаги.

Если посмотреть на вторую технологию, то она принципиально отличается от первой. Здесь изделия формируются из жидкой бумажной массы: бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой, подвергается кипячению, отжимается и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхность и выдерживают до полного высыхания.

Третий метод довольно прост: здесь изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин плотного картона. Полученное изделие грунтуется и раскрашивается.

Но сегодня мы будем работать в еще одной технике: это ленивое папье-маше. Замечу, что ленивое не потому, что ничего делать не нужно, а потому, что используется очень мягкая бумага, которая моментально пропитывается клеем ПВА, то есть, у нас нет необходимости готовить специальный состав и прилагать какие-то дополнительные усилия. Мы просто берем и создаем объем!

Практическая работа:

Итак, сегодня мы создадим собственноручно вот такие макеты старинного Русского оружия в моей любимой технике: «Ленивое папье-маше».

C:\Users\Даша\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Capture_2021_01_22_00_25_04_874.png

Презентация: «Мастер-класс. Оружие победы»

В качестве основы для этих изделий декоративно-прикладного искусства: макетов щита и меча, мы возьмем листы пенокартона толщиной 3-4мм. Можно также украсить  барельефом плоскостное – из пенокартона изображение шлема.

1 этап.

Работу начинаем с того, что сначала подготавливаем рисунок и переводим его на пенокартон с помощью черной копировальной бумаги. Рисунок, понравившегося щита

или меча можно распечатать из интернета или перевести с экрана компьютера, приложив к экрану лист бумаги.

Также можно придумать и нарисовать рисунок круглого щита с помощью циркуля.

А рисунок шлема и меча срисовать с моих образцов. На просвет, через экран компьютера все прекрасно видно.C:\Users\Даша\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_5899.jpg

Для круглого щита нужно начертить окружности радиусами: 17см, 15, 5, 4, 3.1, 1.8см. Разделить  окружность радиусом 5 см на 8 частей, провести диаметры и наметить рисунок. В окружность радиусом 1.8 см нужно вписать квадрат. В окружности  радиусом 4 см поместится крест.

Рисунок переводится весь, а не только контур.

Далее, нам нужно вырезать щит, меч или шлем. Ножом для вырезания из бумаги, он называется: « макетный нож», на специальной подложке или на листе оргалита, или фанеры аккуратно  и не спеша вырезаем изделия. Старайтесь держать нож вертикально и осуществлять движение в ту сторону, куда удобнее и легче будет двигаться вашей руке.

2 этап.

Теперь приступаем  к технике объемного декорирования получившихся макетов оружия, собственно к технике: «Ленивое папье-маше».

Именно с того момента, когда макеты оружия с рисунком будут вырезаны, и начнется все самое интересное. То есть мы можем переходить к работе с бумагой. Любая мягкая бумага,  именно салфетки или полотенца нам подойдут для этой работы. Возьмем бумагу многослойную:  в два, три слоя. Помимо бумаги нам нужен еще клей ПВА во флаконе с тонким «носиком», именно с его помощью мы будем создавать объемные изображения. Например, вот такой барельеф в виде льва на щите. Берем кусок бумаги, разрезаем его на полоски шириной 2,5-3 см, для двухслойной бумаги.  (2-2,5см для трехслойной) Затем промазываем минимальным количеством клея ПВА, рисуем клеем тонкую линию посередине - вдоль полоски. Можно не промазывать клеем.  Полоску скручиваем между пальцев, получается бумажная соломка-жгутик. Если у вас не получается скрутить - бумага «не слушается», положите рядом с собой влажную (не мокрую!) тряпочку и периодически прикладывайте пальцы к влажной ткани, так, чтобы пальцы просто не были бы сухими.

Скручиваем. Этот процесс очень похож на то, как в старину пряли на прялке овечью шерсть. Поэтому, чтобы вам было не скучно крутить бумажные полоски, можно напевать: «золотая моя прялица, мы прядем, а нитка тянется». И так с песнями вы накрутите много бумажных жгутиков - соломок и можно будет перейти к основной работе. Мы берем клей ПВА и рисуем «носиком» тонкую полоску прямо по линии рисунка на щите, например по окружности. Полоска должна быть не очень длинная, немного больше длины жгутика. Прикладываем к ней жгутик и аккуратно придерживаем пальцами, чтобы соломка-жгутик прилипла по рисунку. Давить на жгутик не нужно, чтобы в итоге получился объемный, а не приплюснутый декор. Далее, опять рисуем клеем линию и прикладываем жгутик, стараясь аккуратно совместить места стыков.

Обязательно! После того, как мы приклеили несколько жгутиков, нужно нанести сверху на них клей полоской и мягкой кистью его размазываем по всем жгутикам и сверху и с боков. Это делается для того, чтобы объемный декор при высыхании приобрел плотность, некоторую твердость и годился под покраску.

Теперь нам нужно вручную скатать как бы панцирь улитки, это на щите будут заклепки-украшения. Берем одну соломку и сворачиваем ее, зажав пальцами в бумажный ролл, чтобы получить круглый элемент. Смазываем на щите место, где будет находиться этот элемент и приклеиваем его. Можно смазать сам элемент пальцами с тыльной стороны. Наносим клей сверху мягкой кистью, чтобы пропитать им бумагу. Кисть периодически вытираем о влажную тряпочку, чтобы она не засохла. Если вы помоете кисть, то ее надо сначала отжать тряпочкой, затем размазывать клей.

Заклепки - шарики на щите мы сделаем из прямоугольных кусочков мягкой салфетки. Каждый прямоугольник размером 3 на 4 см, смачиваем водой и формируем шарик. Прикрепляем на клей и промазываем сверху клеем.

Чем больше различных элементов, тем интереснее будут выглядеть макеты оружия.

Замечу, что работа эта займет много времени, но результат будет достойный восхищения. Ведь после покрытия красочными слоями, работа будет выглядеть как настоящее оружие, сделанное из металла!

3 этап.

Обязательно просушиваем изделие! И здесь, для ускорения процесса можно высушить  изделие с помощью фена или оставить для естественной сушки.

После того, как бумажный рельеф высохнет, мы переходим к  декорированию щита. Сначала нам нужно взять мягкую синтетическую кисть и круговыми движениями укрыть всю поверхность черным акриловым грунтом. Замечу, что с первого раза вам не удастся окрасить изделие плотно, поэтому после просушки феном, советую повторить операцию по нанесению черного грунта.

 Сушим  феном нашу уже черную тарелку и переходим к тонировке изделия под старую бронзу. Сначала нужно взять зеленоватую «мятную» акриловую краску и втереть ее в поверхность щита с помощью кусочка поролона, чтобы она заполнила собой углубления в объемном декоре. Но смотрите, не закрасьте весь щит этим цветом плотно, чтобы не пропало ощущение некой прозрачности и тонкости слоя окиси металла на изделии. Далее, нужно просушить этот красочный слой и можно смело переходить к нанесению бронзовой акриловой краски «старая бронза» на щит.

Здесь мы будем работать методом «туповки» так, чтобы краска ложилась на выступающие места объемного изображения. Опять же, старайтесь  не переборщить с бронзой, чтобы не пропал баланс между металлом и цветом окиси. Старайтесь не сильно прижимать поролоновую губку к поверхности чтобы создать эффект металла.

Для лучшего восприятия бронзы должно быть чуть больше чем зеленоватой краски, они должны быть почти  равноценными. Хотя только ваш вкус и фантазия подскажут вам тот момент на котором вам стоит остановиться. Ведь в любом случае ваша работа будет неповторима и не похожа на другие!

Не забудьте просушить работу.

Подведение итогов:

Сегодня мы с вами узнали о том, что такое папье-маше и каким образом можно создать массу интересных вещей, используя только бумагу и клей. У нас с вами в технике «ленивого папье-маше» получились элементы старинного вооружения русского воина: щит и меч. Надеемся, что вам понравилось работать в этой технике объемного декора.

Работа с бумагой, в том числе и папье-маше - это творчество, где с помощью простого материала, практически из ничего можно создать что-то серьезное и цельное. И значимость этого произведения будет определяться всецело только творческой индивидуальностью и талантом мастера. Желаю вам в этом преуспеть. Всего доброго.

Рефлексия:

 Вам понравилось занятие? Довольны ли вы результатом своего творческого труда?

Почерпнули вы для себя что-то новое в знаниях о видах оружия, доспехов?

Что было интереснее: создавать объемный декор – барельеф или наносить краску, создавая эффект металлического изделия?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс по теме: «Оружие победы» Выполнение объемного декора в технике папье-маше на макетах щита и меча. Подготовила: участник международных Рождественских Чтений учитель ИЗО 1 квалификационной категории Кузьмина Екатерина Вячеславовна. 32-ые Международные Рождественские образовательные чтения 2024 года ЧОУ Православная школа Косинская

Слайд 2

Цель: пробудить чувство сопричастности к историческому прошлому Русского народа с помощью стимулирования потребности ребенка в творческой самореализации; на основе создания макетов элементов вооружения Русского воина: щита и меча и украшения их объемным декором – барельефом Задачи: Познакомиться с различными видами доспехов и оружия Русских воинов 13 века (12-17 веков) Познакомиться с одной из техник по работе с бумагой: «ленивое папье-маше» Создание макетов старинного русского оружия Создание объемного декора из бумаги на щите, мече или шлеме в технике «папье-маше» Формирование у детей творческих способностей

Слайд 3

Мастер-класс: «Оружие победы»

Слайд 4

Пенокартон; двухслойные салфетки (бумага); карандаш; копировальная бумага; мягкая кисть; баночка для воды; ножницы; клей ПВА; макетный нож; подложка; фен; Акриловые краски: черный акриловый грунт, старая бронза, мятная; палитра; поролоновые губки; влажная тряпочка. Материалы и инструменты

Слайд 5

Распечатываем рисунок или сводим его с экрана компьютера на бумагу. Затем с помощью копирки переносим изображение на пенокартон. 1 этап: Выполнение рисунка

Слайд 6

Макетным ножом на подложке вырезаем по контуру щит и меч.

Слайд 7

Нарезаем салфетки полосками шириной 2,5-3см. 2 этап: формирование объемного декора

Слайд 8

Промазываем каждую полоску минимальным количеством клея и скручиваем в тоненький жгутик. Пальцы можно периодически прикладывать к влажной тряпочке, чтобы лучше скручивать полоску.

Слайд 9

По карандашной линии намазываем тонкой полоской клей и выкладываем на него бумажный жгутик.

Слайд 10

Не забываем промазывать клеем сверху все уже приклеенные к работе жгутики. Для этого наносим тонкой полоской клей на жгутик и размазываем его мягкой кистью. Это необходимо для того, чтобы при высыхании бумажный рельеф приобрел плотность и твердость и сохранил форму.

Слайд 11

Нарезаем салфетку на прямоугольники размером 3 на 4 см, смачиваем водой и формируем шарики. Прикрепляем на клей и промазываем сверху клеем мягкой кистью каждый шарик.

Слайд 13

3 этап: Придание фактуры с помощью красочного покрытия Перед покрытием обязательно хорошо просушиваем изделие! (Можно воспользоваться феном для ускорения процесса)

Слайд 14

Черным акриловым грунтом мягкой кистью круговыми движениями покрываем изделия в два слоя. Высушиваем изделия с помощью фена.

Слайд 15

Размазываем губкой мятную акриловую краску, придавая изделиям эффект окиси на металле.

Слайд 16

Методом « туповки » поролоновой губкой наносим краску: «старая бронза» на щит и меч, стараясь не сильно прижимать губку к поверхности.

Слайд 18

Сегодня мы с вами узнали о том, что такое папье-маше и каким образом можно создать массу интересных вещей, используя только бумагу и клей. У нас в технике ленивого папье-маше получились элементы старинного вооружения русского воина: щит и меч. Надеемся, что вам понравилось работать в этой технике объемного декора. Вывод: Работа с бумагой, в том числе и папье-маше -это творчество, где с помощью простого материала, практически из ничего можно создать что-то серьезное и цельное. И значимость этого произведения будет определяться всецело только творческой индивидуальностью и талантом мастера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности "Юный художник" 5 класс (ФГОС)

Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС)...

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Восхождение к истокам» (для учащихся возраста от 12 до 15 лет)

   Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям своего народа должно осуществляться на всех ст...

Использование метода творческих проектов на занятиях по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления

Описание опыта работы использования метода творческих проектов на занятиях по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления...

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Экология рукоделия" 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Экология рукоделия" 6 класс. Работа в кружке «Экология рукоделия» - прекрасное средство развития творчества, эко...

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно – эстетического направления "Волшебный карандаш" 2-3 классы

Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности. Знакомить детей с различными видами изобразите...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической общекультурной направленности по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному изобразительному искусству «Театральная мастерская»

Данная программа основной акцент делает на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании детей. Все упражнения, этюды, выбор тем для ...