Выступление на заседании МО - «Формирование познавательной активности на уроках профильного труда через игровую деятельность», 2025г.
материал
В данном материале содержатся основные приемы формирования познавательной активности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 49.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование познавательной активности на
уроках профильного труда, через игровую деятельность».
Работающий в специальной (коррекционной) школе учитель стремиться, чтобы его уроки были увлекательными, интересными и запоминающимися. Предмет «Профессионально-трудового обучения» - особенный. Он формирует у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) широту интересов, помогает сориентироваться в мире профессий, дает им возможность еще в школе приобщиться к труду, а в дальнейшем эффективно реализовываться в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Вся педагогическая деятельность направлена на достижение главной цели: подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и интеграции в общество.
Данную цель на своих уроках осуществляю через следующие задачи:
- формирование прочных навыков при выполнении простейших швейных работ;
-формирование умений, которые можно использовать в самостоятельной трудовой деятельности;
- развитие коммуникативных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья при трудовом взаимодействии;
- воспитание культуры труда, духовного и эмоционального мира школьника.
Пробуждая интерес к своему предмету, необходимо укреплять веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей.
Но для создания более глубокого интереса обучающихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества.
Как же сделать так, чтобы обучающиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений?
Выход я вижу в использовании на своих уроках методов развития познавательного интереса, через игровую деятельность.
Данная группа методов предполагает большое количество приемов:
- использование игр и игровых приемов на уроках;
- выстраивание вокруг учебного материала приключенческого сюжета;
- стимулирование занимательным сюжетом;
- создание ситуации выполнения соревновательного задания и др.
Активизируя, мыслительную деятельность на уроках «Профессионально – трудового обучения» с применением игровых технологий у обучающихся появляются дополнительные возможности для осмысленного восприятия материала, вероятность в увлекательной форме запомнить сложные для усвоения термины.
На уроках вовлекая, девочек в игровой процесс они экспериментируют, обучаются. Стараюсь, как можно чаще использовать игровые моменты, при условии, что это не просто развлечение, а обучающая, развивающая форма работы, которая непосредственно связана с темой урока.
Одной из главных задач считаю добиться, чтобы у детей не пропал интерес к предмету, чтобы предлагаемый материал был доступен по трудности.
Большую помощь в решении данных вопросов как раз и оказывает игра. Ее использование дает замечательные результаты, повышает интерес детей к уроку, позволяет сконцентрировать внимание на самом главном.
Одни подростки принимают активное участие в играх на уроках, чтобы реализовать свои возможности и способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности.
Другие - чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвёртые решают свои коммуникативные проблемы.
Возможность вовлечь на уроке каждого в активную работу, возрастает, так как игровая деятельность эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся.
Зная, что обучающиеся энергичны и подвижны, «тихо посидеть» в течение всего урока является большая сложность для несовершеннолетних, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), поэтому всю неисчерпаемую энергию направляем в нужное русло, совместив полезное с приятным.
Считаю, что уроки технологии с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игра на уроке «Профессионально - трудового обучения» является активной формой учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация.
Есть мнение учителей, что игра требует больших усилий и подготовки, что дети после игры долго не могут «придти в себя». Лично я так не считаю.
Вот несколько правил, которых я придерживаюсь при проведении игр:
-учитываю возрастные особенности;
-стараюсь вовлечь в игру всех детей без исключения;
-не провожу специальной подготовки, репетиций, не требую от детей заучивания текста.
Кроме уроков в игровой форме, я использую отдельные игровые элементы на занятиях. В каждом уроке должна быть своя «изюминка». Важно заинтересовать, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Я стараюсь поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся.
Кроме того, учебный материал нашего предмета позволяет использовать на занятиях легенды, мифы, притчи, приводить исторические факты.
В результате выше описанных подходов в изучении предмета удалось: повысить качество знаний у обучающихся, раскрыть всесторонние способности, научить их использовать полученные знания в жизненных ситуациях, способствовать быть более уверенными в себе, использовать знания, умения, навыки, полученные в процессе обучения, в практической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся во внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности на уроках химии
основные принципы работы исследовательской деятельности учащихся во внеурочной время....

Выступление на августовской конференции "Формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности по предмету"
Выступление на августовской конференции, секция учителей математики. "Формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности по предмету". В ходе данного выступления рассмо...

"Формирование положительной мотивации к учебно-воспитательному процессу через игровую деятельность на уроках истории"
Игры своего рода - это вспомогательный материал к уроку, и невозможно не заметить, что именно благодаря им можно не только мотивировать детей, но и удерживать их познавательный интерес долгое время. М...

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся ОВЗ как средство формирования познавательной активности на уроках естественно-географического цикла
Обобщение опыты работы по предложенной теме...

«Формирование универсальных учебных действий и познавательной активности на уроках биологии и во внеурочной деятельности».
laquo;Формирование универсальных учебных действий и познавательной активности на уроках биологии и во внеурочной деятельности»....

Из опыта работы: Формирование учебной активности на уроках сельскохозяйственного труда у учащихся ОВЗ (УО) с помощью дидактических игр.
Из опыта работы: Формирование учебной активности на уроках сельскохозяйственного труда у учащихся ОВЗ (УО) с помощью дидактических игр....


