Программа кружка "Золушка"
рабочая программа по технологии

Ермолаева Нафиса Исмагиловна

Программа кружка "Золушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_zolushka_2025.doc250.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

кружка «Золушка»

 

 

 

2025 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  «Золушка» разработана в соответствии с:

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов МБОУ «Юлдузская СОШ» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.

Данная программа кружка «Золушка» разработана для организации  деятельности обучающихся 2-10 классов.  Программа может  реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников.

Программа рассчитана на 1 год,  по  140 часов в год, по 2 часа два раза в неделю. Прохождение программы индивидуальное, по выбору самого ребенка, оптимальное количество детей на занятии 15 человек Набор в группы - свободный, он основан на желании детей заниматься изготовлением декоративных цветов, изготовлением различных сувениров – изделий, украшений и предметов для дома своими руками.
         
Направленность программы-художественная.
На занятиях объединения дети научатся изготовлению цветов из лент, ткани, капрона, кожи, бумаги, фетра, мешковины, джута, природных материалов  и фоамирана и т.д., изучат различные приёмы цветоделия в различной технике, изготовление шаблонов цветов, составление композиции.

    Одним из самых совершенных воплощений на земле являются цветы.
В мире великое множество цветов и у каждого из них своя история, свой внешний вид, окраска, форма и неповторимый аромат. Цветы поднимают настроение, несут нам радость, возвращают бодрость и энергию. Цветы оживляют, украшают нашу жизнь и окружающую нас обстановку, они неизменные спутники праздников, ярких событий. 
Чтобы сохранить праздничное настроение круглый год, люди начали изготавливать искусственные цветы из различных материалов: кожи, бисера, ткани, перьев. 
Природа позволяет нам любоваться красотой цветов лишь летом. 
А ведь как хочется созерцать эту красоту каждый день! С этой целью и была создана программа по изготовлению декоративных цветов.
Цветы, сделанные собственными руками – живые, ведь в них вложена частичка души и любви. 
Искусственными цветами можно украсить интерьер, одежду, прическу. Сколько выдумки и фантазии можно проявить, создавая неповторимые букеты, заколки, броши, бутоньерки.
Цветоделие – это увлекательное рукоделие. В России процветает сравнительно недавно – с 1930 года. В наши дни интерес к искусственным цветам возродился с новой силой, так как появились новые технологии, дизайнерские разработки и новые современные материалы.

          Большое место в нашей жизни занимают вещи и изделия, выполненные своими руками. Процесс рукоделия творческий, он приносит радость, дает возможность выразить себя, увидеть в привычном и повседневном красоту, гармонию. И очень важно научить этому детей, сформировать у них потребность в красоте, в самовыражении через творчество.

Кроме того, юные рукодельницы овладеют целым рядом трудовых навыков и умений: изготовление шаблонов (вырезание ножницами), умение пользоваться  фигурными дыроколами, клеевым пистолетом, выжигателем, бульками, молдами, используя различные приемы изготовления изделий из новых материалов по новым технологиям.
На занятиях широко применяются наглядные пособия, образцы, книги, шаблоны, рисунки. Программой определен индивидуальный подход к детям.
Новизной в программе является:
Новые технологии, новые материалы и инструменты используемые в процессе работы. Это работа с бульками, молдами, пресс-формами, фигурными дыроколами.. Новые материалы: фольга, фоамиран, фетр, капрон для цветов.
Программа  предполагает развитие у ребенка любознательности, интереса к изготовлению предметов интерьера, сувенирной продукции, украшений для волос и одежды своими руками. 
У ребенка развивается самостоятельность, трудолюбие на начальном этапе обучения через репродуктивное копирование готовых изделий – сувениров и как результат освоения программы - развитие творчества у детей через творческую и поисковую деятельность, умение пользоваться справочной и специализированной литературой, библиотекой и интернетом, а создание индивидуальных творческих проектов формирует у детей дизайнерское мышление.
Актуальность программы кружка «Золушка» заключается в том, что дети выполняют изделия, которыми могут пользоваться в быту, оформить интерьер своей комнаты, изготовить украшение для волос и платья своими руками. Самый маленький, выполненный своими руками сувенир, может доставить большое удовольствие как самому ребенку, который изготовил этот сувенир, так и обладателю сувенира принявшего его в дар. Сколько любви и нежности вкладывает ребенок в изготовление сувениров для своих близких, родственников и знакомых и друзей.
Дети в возрасте 14 – 16 лет нетерпеливы, неусидчивы и торопливы, ищущие себя как в учебе, так и в творчестве. Программа кружка «Золушка» разработана в связи с необходимостью учета индивидуальных, познавательных потребностей, возрастных и психологических особенностей ребенка 14 – 16 лет.
    Программа нацелена на результативность и творческое развитие учащихся. Несложность выполняемых заданий на начальном этапе обучения и смена видов деятельности и материалов создаст ситуацию успеха, у ребенка появится стимул к дальнейшей работе в объединении.
Педагогическая целесообразность программы
Кружок «Золушка» предполагает индивидуальную работу с детьми, учитывая возрастные и физиологические особенности детей и личностно-ориентированный подход педагога к подбору материала программы и различных видов деятельности в зависимости от развития и способностей ребенка 
Программа знакомит детей с новыми современными материалами и технологиями в изготовлении декоративных цветов.
Изготовление декоративных цветов является одним из видов декоративно-прикладного искусства, которое в свою очередь помогает формировать и развивать познавательный интерес, культуру личности, раскрывает творческие способности детей, усиливает художественную направленность.
Программа построена по дидактическому принципу «от простого к сложному», «от абстрактного к конкретному» в зоне ближайшего и актуального развития. Это поэтапное усложнение как техники изготовления, так и изделий. Репродуктивное копирование изделия, выполненного уже кем-то из детей, настраивает ребенка на положительный результат. Несложность выполняемых заданий по изготовлению декоративного цветка на начальном этапе обучения и плавный переход от одной техники к другой с использованием различных материалов создают ситуацию успеха, у ребенка проявляется стимул к дальнейшей работе. Несколько занятий, и ребенок уже не хочет копировать чье-то изделие, а создает свою авторскую работу, а в конце года –  творческий проект. Работая над творческим проектом, ребенок применяет все свои знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения. Проекты могут быть как индивидуальные, так и групповые.

Концепция педагога: каждый ребёнок талантлив по-своему, и важно раскрыть его талант и направить в нужное русло.
Цель программы: ознакомление детей с технологией изготовления изделий в декоративно-прикладном искусстве, желание самосовершенствоваться в творческой деятельности.
Задачи реализации программы:
Образовательные задачи:
• обучить детей изготавливать изделия декоративно-прикладного творчества;
• познакомить с основными понятиями и терминами;
• научить пользоваться инструментами   для изготовления и оформления различных видов работ;
Развивающие задачи:
• развить индивидуальные способности: самостоятельность трудолюбие, способность к восприятию новых знаний. 
Воспитательные задачи:
• воспитать способность видеть и воспринимать прекрасное, прилежание и тщательность в работе, аккуратность, опрятность;
• воспитать уважительное отношение к товарищам по творчеству и их труду.
Отличительная особенность программы кружка «Золушка» является вариативность - детям дается право выбора изделия, техники его выполнения, материалов и технологий, что очень важно для ребенка . Такой подход рассчитан на большую эффективность обучения, заинтересованность детей в приобретении широкого круга разнообразных знаний и навыков по цветоделию из различных материалов.
Возраст детей. Программа рассчитана на детей 8-16 лет. Она предполагает индивидуальную работу и работу с подгруппами детей; учитывает возрастные и физиологические особенности детей и личностно-ориентированный подход педагога к подбору материала программы и различных видов деятельности.

Учащиеся, занимающиеся больше года в объединении, проводят для начинающих детей и на различных мероприятиях мастер-классы, такие занятия в программе называются «Уроки мастерства».
Практический выход реализации программы:
• Участие в выставках, проводимых в объединении.
• Участие в исследовательской деятельности по программе.
• Выполнение коллективных работ для пополнения фонда творческого объединения
• Выполнение общественно - полезной работы (изготовление подарков ветеранам, изготовление работ для детей с ограниченными возможностями, работ ко дню пожилого человека).
       Состав группы постоянный.

        В процессе обучения используются следующие формы занятий:  вводное занятие, итоговое занятие, теоретическое занятие, практическое занятие, экскурсия, выставка. В основе методики обучения  лежит три принципа: восприятие, воспроизведение, творчество. Основные принципы организации занятий: наглядность, доступность, системность, последовательность,  преемственность, научность.

        Процесс обучения построен по принципу постепенного усложнения материала, что позволяет учащимся последовательно осваивать более сложные приемы обработки и сборки изделий, не испытывая  особых трудностей. Такой метод обучения вселяет в обучающихся уверенность в своих силах,  пробуждает интерес к занятиям.

         Большое внимание в процессе обучения уделяется экологическому воспитанию, изучаются морфологические и биологические особенности цветов, которые учитываются при изготовлении изделий, обращается внимание на группы редких и охраняемых растений, правила поведения в природе во время экскурсий. В экологическом воспитании акцент делается на то, что в природе на все красивое лучше любоваться, не уничтожая ничего, а затем своими руками постараться воссоздать то, что так поразило.

         Цветоделие требует использования специальных инструментов, поэтому большое внимание уделяется выполнению правил техники безопасности при работе с клеевым пистолетом,  с горячими, острыми и режущими инструментами.

         Содержание программы дает учащимся представления об искусстве цветоделия, об основах составления аранжировок и композиций, формирует умения и навыки по изготовлению искусственных цветов из различных материалов, а также воспитывает стремление творчески подходить к процессу создания работ.  Подбирая по цвету и фактуре ткань, создавая из нее сложные композиции, отличающиеся пропорциональностью частей, ритмичностью, тонкостью цветовых решений, отражающие индивидуальность художественного чувства и мышления, воспитанники тем самым вкладывают в них свои представления о прекрасном, о природе, о своих чувствах и настроениях, отражают свое видение мира в целом.

         Формирование полноценной личности было и остается важной задачей дополнительного образования и предполагает гармоничное сочетание умственного развития, стремления к поиску красоты в жизни и в искусстве.

         В план  обучения внесены часы, рассчитанные на разработку и изготовление индивидуальных работ, что стимулирует творческий потенциал обучающихся, развивает их самостоятельность.  

          Содержание тем занятий подобрано с учетом постоянно обновляющейся методической литературы по данному направлению. Поэтому  содержание программы  также корректируется и изменяется.

         Неотъемлемой частью программы являются выставки детских работ, которые проходят 1 раз в полугодие и позволяют проследить творческий рост каждого ребенка по следующим критериям:

-  качество исполнения;

-  соответствие работы возрасту ребенка;

-  оригинальность идеи.

Участие в городских и республиканских конкурсах и выставках позволяет активизировать творческий потенциал обучающихся.

Отчетной формой является проект ,групповой или индивидуальный, на любую тему и в различной технике исполнения. 

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать и уметь:

 - знать правила по технике безопасности;

 - термины специфичные для данного объединения;

 - названия используемых материалов и инструментов;

 - сведенья о свойствах используемых материалов;

 - познакомиться с различными видами бумаги, картона,кожи,ткани,ленты;

 - уметь аккуратно и правильно складывать и вырезать материалы;

 - уметь правильно работать с шаблонами и трафаретами;

 - экономно использовать материалы;

 - познакомиться с видами и приёмами  в аппликации;

 - познакомиться с техниками;

 - овладеть основными приёмами работы;

 - познакомиться с различными  материалами, и работой с ними;

 - познакомиться с некоторыми разновидностями народных оберегов, их значением и технологией изготовления;

 - уметь выполнять как индивидуальные, так и коллективные работы;

 - создавать и использовать эскизы;

 - оформлять готовые работы;

 - убирать за собой рабочее место.

 

 Тематический план  кружка «Золушка»

п\п

Тема занятия

Часы всего

Часы

теорет.

практ.

1.

Вводное  занятие. Инструменты. Технология изготовления.            

4

2

2

2.

Искусство делать цветы

4

2

2

3.

Цветы из бумаги(квиллинг)

32

4

28

4.

Сладкие букеты(свит-дизайн)

16

4

12

5.

Бисерные переплетения

16

2

14

6.

Цветы из лент(канзаши)

16

2

14

7.

Цветы из кожи

16

2

14

8.

Обереги для дома

16

2

14

9.

Композиции  и комбинирование готовых цветов

16

2

14

10.

Итоговое занятие.

4

1

3

                                            Итого:

140 ч.

23ч.

117ч.

Содержание программы

  1. Вводное занятие.(4 ч.).Теория (1 ч.): знакомство с содержанием программы объединения, ТБ, правила поведения, основам этикета.Введение в цветоделие. Знакомство с планом работы на год. Практика (3 ч.): Экскурсия «Цветы вокруг нас».
  2. Искусство делать цветы (4 ч.).Теория (1 ч.): Знакомство со специальными инструментами, вспомогательными и дополнительными материалами.Практика (3 ч.): Выявление и закрепление на занятиях основных знаний, умений и навыков работы с различными материалами по изготовлению цветов.
  3.  Цветы из бумаги(квиллинг)(32 ч.).Теория 42 ч.): Технология изготовления квиллинговых завитков,правила соединения.Практика (28 ч.): Экзотическая природа (Сандаловое дерево, призрачный эвкалипт),животный мир (черепаха, крокодил, цыплята,подводный мир (рыбки, водоросли, кораллы),цветочные эмблемы,цветочный сад.
  4. Сладкие букеты(свит-дизайн)(16ч.)Теория (2ч.):история появления рукоделия,технология изготовления,основные направления композиции.Практика (14ч.): Изготовление подарочных композиций свит-дизайна:букета тюльпанов,крокусы,подарки на все праздники.
  5.  Бисерные переплетения(16 ч.).Теория (2 ч.): Материалы и инструменты. Демонстрация изделий из бисера. Выставка книг по бисероплетению. Беседа «История возникновения бисера. Бисероплетение – один из старинных видов рукоделия»Сочетание бисера. пайеток и бусин в изготовлении цветов.Практика (14ч.): Плетение брелков из бисера,изготовление игрушек ,плетение миниатюр и сувениров,цветов.
  6.  Цветы из лент(канзаши)(16 ч).Теория (2 ч.): История украшения,изучение методической литературы по данной проблеме, изучение технологии  и отработка техники канзаши,разработка эскиза для панно  в японской технике.Практика (14 ч):Композиции из атласных лент, разнообразие канзаши, изготовление цветов и листьев из бросового материала
  7. Цветы из кожи(16 ч.).Теория (2 ч): Вторая жизнь кожи, цветовые решения. композиции. Практика (14 ч.)Изготовление отдельных цветов и цветочных композиций из кожи.Покраска.Способы крепления к рамке.Оформление картин и букетов.
  8.  Обереги для дома(16 ч).Теория (2 ч.):Знакомство с историей обережного рукоделия.Значение символов.Практика (14 ч.):Домовички, обереги вышитые. Ключницы.
  9.  Композиции  и комбинирование готовых цветов(16 ч.).Теория (2ч.):Сочетания  готовых цветов|Практика (14 ч.): Создание аппликаций , открыток, аппликаций, объёмных цветов, панно и игрушек,оформление букетов, панно, композиций. Декорирование сухоцветами, отделочной лентой.
  10. Итоговое занятие. «Еще не все!»(4 ч).Теория (1 ч.):Экскурсия в природу «Вот и лето пришло». Изменения в природе. Знакомство с цветущими растениями города. Практика (3 ч.):Итоговая выставка. Защита проектов  Анализ работ. Подведение итогов работы за год. Задание на лето.

Всего: 140 часов в учебном году.

Календарно-тематическое планирование кружка

№ занятий

Темы занятий

Кол-во часов

Дата по плану

По факту

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Вводное  занятие.

4

1

Инструменты. Технология изготовления.            

2

2.09

Перечень инструментов и материалов для изготовления цветов.

2

2

5.09

Искусство делать цветы

4

3

Введение в цветоделие. Знакомство с планом работы на год. Экскурсия «Цветы вокруг нас».

2

9.09

Знакомство с планом работы.

Сочинение «За что мы любим цветы?»

Поиск информации о цветоделии.

4

2

12.09

Цветы из бумаги(квиллинг)

16

5

Волшебный мир бумаги.

Технология изготовления квиллинговых завитков правила соединения.

Изготовление заготовок.

2

16.09

Ознакомление с техникой безопасности при работе с иглой.

Поиск информации об искусстве квиллинг.Знакомство с основными базовыми формами квиллинга. Доклады и проектные работы по квиллингу. Работа в парах.

Изготовление композиций  из бумажных завитков.

6

2

19.09

7

2

23.09

8

2

26.09

9

2

30.09

10

2

3.10

11

2

7.10

12

2

10.10

13

2

14.10

14

2

17.10

15

2

21.10

16

2

24.10

17

2

7.11

18

2

11.11

19

2

14.11

20

2

18.11

Сладкие букеты(свит-дизайн)

16

21

Что такое свит-дизайн.

Изготовление подарочных композиций свит-дизайна. Сладкие подарки.

2

21.11

Поиск и представление информации об истории возникновения свит-дизайна. Знакомство с правилами оформления сладких подарков.

Доклады про этикет дарения подарков.

22

2

25.11

23

2

28.11

24

2

2.12

25

2

5.12

26

2

9.12

27

2

12.12

28

2

16.12

Бисерные переплетения

16

29

Как работать с бисером.техники в бисерном искусстве.

Сочетание бисера. пайеток и бусин в изготовлении цветов

2

19.12

Знакомство с древним искусством бисероплетения.Представление образцов плетения лепестков,сбор коллекции.Оформление букетов и композиций.Умение правильно сочетать разные бусины,пайетки и бисер.

30

2

23.12

31

2

24.12

32

2

30.12

33

2

13.01

34

2

16.01

35

2

20.01

36

2

23.01

Цветы из лент(канзаши)

16

37

Путешествие в мир лент.

Сложение лепестков.

Композиции из атласных лент, разнообразие канзаши

2

27.01

Канзаши,ленточные композиции в цветоделии как элемен украшения одежды.Поиск информации о видах лепестков.Коллекция образцов канзаши.Повторение техники безопасности при работе с горячим пистолетом и свечой.

38

2

30.01

39

2

3.02

40

2

6.02

41

2

10.02

42

2

13.02

43

2

17.02

44

2

20.02

Цветы из кожи

16

45

Использование кожи при изготовлении цветов.

Вторая жизнь кожи, цветовые решения. композиции.

2

24.02

Поиск информации о кожаной мозаике,украшениях из кожи.Сочетание кожаных композиций в интерьере.

46

2

27.02

47

2

3.03

48

2

6.03

49

2

10.03

50

2

13.03

51

2

17.03

52

2

20.03

Обереги для дома

8

53

Путешествие в загадочный мир.

Домовички, обереги вышитые. Ключницы.

Значение символов в обережном рукоделии.

2

24.03

Рассказ о видах оберегов, их значение в культуре. Изготовление домового из мешковины на диске Ключницы и их использование. Запись символов в обережном рукоделии

54

2

27.03

55

2

7.04

56

2

10.04

57

2

14.04

58

2

17.04

59

2

21.04

60

2

24.04

Композиции  и комбинирование готовых цветов

16

61

Фантазия и творчество.

Оформление букетов, панно, композиций. Декорирование сухоцветами, отделочной лентой.

Этикет при вручении и получении подарков

2

28.04

Записать правила оформления и декорирования готовых элементов цветов.Использование икебаны в интерьере.

62

2

28.04

63

2

1.05

64

2

1.05

65

2

5.05

66

2

8.05

67

2

12.05

68

2

15.05

Итоговое занятие.

4

69

70

Экскурсия в природу «Вот и лето пришло». Изменения в природе. Знакомство с цветущими растениями города.  

Итоговая выставка. Анализ работ. Подведение итогов работы за год. Задание на лето.

4

19.05

22.05

Подготовка экспонатов для выставки работ учащихся. Подведение итогов за год.

Методы реализации программы.
Наглядный метод. Это показ образца цветка, демонстрация техники выполнения различных видов цветов, всевозможные схемы, иллюстрации с изображением цветов. Этот метод помогает привлечь внимание детей к изготовлению цветка, заинтересовать их перспективой дальнейшей работы над ним.

Словесный метод. Объяснение, разъяснение последовательности,
техники выполнения и применения к различным видам цветов. Беседы о декоративно - прикладном искусстве России. Различные инструктажи. Словесный метод помогает педагогу снять у ребёнка зажатость, страх перед предстоящей работой, нацелить на положительный результат

Метод исследовательской работы Это самостоятельное просматривание, прочтение и изучение на занятиях различной справочной литературы, сравнение, выводы – это исследовательская работа детей, работа над индивидуальными творческими проектами, постепенно формируя у детей дизайнерское мышление. Это могут быть книги по различным видам декоративно – прикладного искусства, журналы по искусствоведению, книги по истории. Метод исследовательской работы помогает педагогу воспитывать в детях вдумчивость, самостоятельность, способность применять полученные знания и умения на практике. 

Практический метод. Выполнение практических упражнений, выполнение образцов цветка и авторских работ по каждой теме программы и т.д. Практический метод помогает детям применить свои теоретические знания и умения в технике и технологии выполнения различных видов цветов, закрепляет знания и умения, вырабатывает у ребенка устойчивые навыки. 

Метод проектной деятельности. Обучаясь по программе «Декоративные цветы» каждый ребенок выполняет проекты по каждому большому разделу программы. Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возможностям ребенка. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей, инициативы, логического мышления, познавательных воспитательских функций, углублению и закреплению знаний, умений и навыков. Метод проектной деятельности детей позволяет педагогу проследить усвоение различных разделов программы, прочность знаний, умений и навыков, приобретённых на занятиях по изготовлению декоративных цве тов.

Метод контроля. Метод личной диагностики позволяет педагогу отслеживать стабильность посещения знаний, заинтересованности и удовлетворенности детей и родителей на основе анкетирования и собеседования. Первичный контроль помогает педагогу выявить знания, умения навыки учеников на начальном этапе обучения
Основной контроль позволяет поэтапно отслеживать усвоения детьми про-граммы и помогает педагогу скорректировать программу для каждого
ребёнка в отдельности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности. Итоговый контроль помогает педагогу отслеживать результативность учащихся по образовательной программе и участию в выставках.

Условия и средства реализации программы.
Специально оборудованный кабинет, удовлетворяющий санитарно – ги-гиенический требованиями и эргономическим подходом.
Помещение для занятий декоративными цветами должно иметь хорошее, качественное освещение (желательно лампы дневного света).
Удобная для рукоделия мебель: высота стула соответствует высоте стола.
Столы и стулья должны быть удобными, соответствовать возрастным особенностям детей.
Программа может быть реализована при наличии минимального набора инструментов и материалов: (бульки, паяльник, клей ПВА, ткань, желатин, фоамиран, капрон, фольга, ножницы, шило, проволока, резиновая подушечка, гофрированная бумага или тейп лента).

Формы реализации программы:

• Беседы по темам программы. • Убеждения. • Индивидуальные занятия. • Коллективные занятия.
• Игры. • Викторины. • Тесты. • Тесты - опросы. • Решение кроссвордов. • Решение ребусов (по темам программы)
• Исследовательские задания. • Выставки.
• Проблемные задания. • Заполнение различных карточек - заданий. • Конкурсы на закрепление полученных знаний. • Исследовательские работы. • Написания рефератов.
• Написание сообщений. • Выступление перед аудиторией. • Выполнение практических упражнений. • Выполнение образцов и авторских работ. • Оформление выставок.
• Оформление работ. • Экскурсии

Словарь терминов
Дизайн от английского - проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок, термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.
Декорирование – это украшение, какого либо изделия различными видами отделки. 
Прочность - это стойкость ткани к механическим воздействиям (при растяжении).
Проект – это творческая, самостоятельно выполненная работа.
Пропорция - определенное соотношение сторон, частей одного предмета или нескольких фигур между собой.
Тема – главная мысль, идея, содержание художественного произведения.
Ткани – текстильные изделия, образующиеся в процессе ткачества. Путем пе-реплетения взаимно перпендикулярных продольных и поперечных нитей. Продольные нити в тканях называются основными или основной, - поперечные – утком. 
Техника - это совокупность средств труда, орудий, с помощью которых создают что-либо.
«Краткий толковый словарь русского языка» под редакцией В.В.Розановой, Москва, 1989г.
Технология. Слово «технология» произошло от двух латинских слов: «техно» (искусство, мастерство, умение) и «логос» (учение, слово, наука).
Трафарет - картонная форма с вырезанными в ней отверстиями.
Узор – рисунок, представляющий собой сочетание линий, цветов, теней.
Фон – цвет основного материала, на котором выполняется аппликация.
Шаблон – образец (из картона), по которому размечают и вырезают много одинаковых фигур.
Эскиз – предварительный набросок рисунка для последующего выполнения аппликации или другого художественного произведения.
Название инструментов для изготовления цветов и их применение
Бульки — шарики (полусферы), насаженные на стержни. Число применяемых булек, как правило, не менее восьми от 3 мм до 30 мм в диаметре. Бульками обрабатываются лепестки, а также венчики, чашелистники и в отдельных случаях листья. Проводят мягкие, округлые линии, отворачивают кончики лепестков и оформляют середину цветка. 
Бульки малого диаметра помогут в создании незабудок, ландышей, кустовых розочек, левкоев и других маленьких цветов. Также ими можно обработать края пиона мака, ириса, и других крупных многолепестковых цветов
Крючок — металлический стержень в форме крючка с утонченным кончиком. Крючок необходим для обработки (завивания краев) листьев и продолговатых лепестков. Идеален для обработки лилий и роз. Также может быть использован при изготовлении хризантем, орхидей. 
Ножи – одинарный и двойной необходимы в обработке листьев. Режущие кромки ножей должны быть несколько притуплены во избежание прорезывания ткани. При движении режущей кромки по материалу с относительно легким нажимом ножи должны оставлять ясно видимый след, а при более сильном нажиме нож должен скручивать материал.
Одинарный круглый нож служит для нанесения прожилок на листьях и обра
ботки лепестков некоторых цветов.
Круглый двойной нож необходим для обработки середины листьев (прорисовки центральной жилки), а также может использоваться для обработки язычковых лепестков, чашелистиков.
Пяточки – узкая и широкая 
Узкая пяточка (ролик 1 мм) для обработки лепестков и листьев. Прорисует более мягкие прожилки на листьях, придаст красивый поворот лепесткам при обработке края. Используется при изготовлении хризантем, подсолнухов, лилий, клевера, фантазийных цветов, 
Широкая пяточка (ролик 4 мм) - используется при обработке листьев. Именно этот инструмент придает натуралистичность искусственному листу. Также может применяться для завивки лепестков и гофрировки краев лепестка на цветах мака, ириса, гладиолуса, пиона.
Фильера инструмент с отверстиями разного диаметра для создания трубчатых деталей, стеблей, травы (например, травки в полевом букете), декоративных трубочек
Ландышница состоит из двух деталей: бульки в форме небольшого колокольчика и металлического основания, повторяющего форму бульки. Используется соответственно для изготовления ландышей.
Копейка или клеверный нож. Обрабатываются мелкие детали цветка, используется как основной инструмент для обработки клевера. Копейка может стать альтернативой одинарного ножа при необходимости получить при обработке более мягкие линии. Это достигается благодаря чуть более широкой, чем у одинарного ножа рабочей поверхности. 

Кольцо применяется для придания краям лепестков мелкой гофрировки. Может быть использовано вместо крючка. Но если крючок отвечает за обработку роз и лилий, кольцом можно обрабатывать хризантемы.
Узкий хризантемный нож - инструмент, сочетающий в себе одинарный нож и узкую пяточку. Дает красивые естественные линии при обработке листьев, гофрировке лепестков, обработке хризантем. Позволяет обработать лепестки ромашки одним движением и применения других инструментов в изготовлении цветка не требует.
Широкий хризантемный нож - по параметрам и свойствам повторяет узкий хризантемный нож, но с более широкой рабочей поверхностью. Позволит обработать лепестки хризантем, астр, подсолнуха, гербер

Литература для педагога:

  1. Обучение мастерству рукоделия 5-8 кл.Конспекты занятий по темам:бисер,пэчворк,изготовление  игрушек.Волгоград,2008,184 с.
  2. Технология.Организация кружковой работы в школе,Волгоград,2008.184 с.
  3. Природный материал и фантазия 5-9 классы,Волгоград,2009,169 с.
  4. Занятия по прикладному искусству 5-7 классы,Волгоград,2010.127 с.
  5. Поделки из природного материала,Волгоград,2013,99 с.
  6. Декоративно-прикладное творчество,Волгоград,2009.140 с.

         Рекомендуемая литература для обучающихся  и их родителей:

1. Н.А.Гликина «Искусственные цветы», Москва, «ЭКСМО», 2004 г.

2. Н.А.Гликина «В подарок – цветы из ткани»,

3. О.П.Медведева, О.В.Горяинова «Школа юного дизайнера», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2005 г.

4.  Н.М.Верзилин «Последам Робинзона», Москва, «Просвещение», 1994 г.

5.  А.Е.Екимцев «500 загадок», РИО Красный крест, Ставрополь, 1993 г.

6.  Т.Я.Кедрина, П.И.Гелазония  «Большая книга игр и развлечений», Москва, «Педагогика», 1992 г.

7.  А.А.Плешаков «Зеленые страницы», Москва, «Просвещение», 1994 г.

8.  Рэй Гибсон «Папье-маше. Бумажные цветы», Москва, «РОСМЭН», 1997 г.

9.  О.А.Маракаев  «Первый букет»,  Ярославль,  Академия развития,  1999 г.

Интернет-ресурсы и сайты

  1. www.art-talant.org
  2. kydesnica.com
  3.  kyzyl.igid.ru
  4.  ru.wikipedia
  5. ya-uchitel.ru
  6. ped-konkurs.ru
  7. www.o-detstve.ru
  8. pochemu4ka.ru
  9.  nsportal.ru

Условия реализации программы.

Помещение и оборудование

Специальные инструменты и приспособления

Дополнительные материалы

1.Учебный кабинет на 12-15 человек.

2.Учебный стол  7 шт.

3.Рабочий стол -1

4.Рабочий стол педагога -1

5.Стулья – 17

6.Шкафы для хранения материалов –7

7.Библиотека с методической литературой

1.Специальные инструменты для цветоделия – бульки;

2.Шаблоны цветов и листьев;

3.Ножницы (для ткани и для проволоки и картона);

4.Шила;

5.Проволока разного диаметра;

6.Клеевой пистолет,

7.Нож-резачок;

8.Подушки из песка, резины разной толщины жесткости.

9.набор для тиснения бумаги;

10.Набор фигурных дыроколов11.Таблицы, плакаты, рисунки, наглядный материал.
* Выкройки-шаблоны цветов
* Образцы цветов.
* Образцы тканей.
* Образцы ниток. Нитки х/б №10, №20 (для тычинок).
* Ножницы для вырезания лепестков из ткани.
* Проволока для стеблей цветка
* Вата, нитки для тычинок и серединок цветов.
* Презентационный видеоальбом с фотографиями работ
* Схемы, карточки.
* Видео-мастер-классы изготовления цветов
* Справочная и специализированная литература

1.Гофрированная бумага разного цвета;

2.Картон;

3.Вата;

4.Нитки разного цвета и разной толщины, пряжа;

5.Клей ПВА, клей «Титан» или «Дракон»;

6.Краски гуашь, акварель, пищевые и др.;

7.Бисер,пайетки .бусины,;

8.Ленты, тесьма;

9.Дыроколы;

10.Спицы.крючки;

11.Ткань х\б, атлас, шелк разных цветов;

12.Пенопласт в виде шариков;

13.Плитка потолочная

ПРИЛОЖЕНИЕ

Критерии оценивания проектов.

 Критерий 1. Постановка цели проекта  (максимум 2 балла):

Цель не сформулирована

0

Цель сформулирована, но не обоснована

1

Цель четко сформулирована и убедительно обоснована

2

Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта

(максимум 2 балла):

План отсутствует

0

Представлен краткий план достижения цели проекта

1

Представлен развернутый план достижения цели проекта

2

Критерий 3.  Разнообразие источников информации, целесообразность их

использования        (максимум 2 балла):

Источники информации не указаны

0

Работа содержит незначительный объем подходящей информации

1

Работа содержит достаточно полную информацию

2

Критерий 4. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе  

(максимум 2 балла):

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора

0

Автор проявил незначительный интерес к работе над проектом  

1

Работа демонстрирует серьезную заинтересованность автора

2

Критерий 5.  Качество проведения презентации

(максимум 6 баллов):

Презентация не проведена

0

Внешний вид автора не соответствует требованиям проведения презентации

1

Автор имеет подобающий внешний вид, но его речь не соответствует требованиям проведения презентации

2

Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, но он вышел за рамки регламента

3

Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление не вышло за рамки регламента, но автор не владеет культурой общения с аудиторией

4

Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление не вышло за рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, но сама презентация не достаточно хорошо подготовлена

5

Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление не вышло за рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, презентация хорошо подготовлена, автору удалось заинтересовать аудиторию

6

Критерий 6.  Качество проектного продукта

(максимум 3 балла):

Проектный продукт отсутствует

0

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования,  соответствие заявленным целям)

1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества

2

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

3

Критерий 7. Соответствие требованиям оформления письменной части

        (максимум 3 балла):

Письменная часть проекта отсутствует

0

В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и  четкая структура, допущены ошибки в оформлении

1

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру

2

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

3

Отметка

Баллы

5

19-20

4

15-18

3

9-14

2

3-8

                   

Критерии оценки уровня знаний, умений и навыков   программы кружка «Золушка»

  1. Работа с тканью, выкройками.

- правильно и экономно располагает выкройки (лекала) на ткани;

- аккуратно и правильно вырезает детали из ткани;

- выполняет работу четко и быстро;

- умеет правильно обрабатывать ткань желатином (подготавливать к работе).

  1. Работа с инструментами.

- соблюдает технику безопасности при работе с острыми, режущими и горячими инструментами, электроприборами;

- правильно выбирает нужные для обработки инструменты, и пользуется ими четко и правильно;

- умеет пользоваться схемами при обработке деталей.

  1. Качество выполнения технологических операций.

- правильно подбирает толщину и длину проволоки для деталей;

- правильно и быстро обкручивает проволоку;

- правильно и качественно изготавливает различные виды тычинок;

- соблюдает последовательность технологических операций.

  1. Качество сборки и оформления изделий.

- соблюдает последовательность и аккуратность при  сборке изделия;

- соблюдает последовательность и аккуратность при  сборке букета, панно, композиции;

-  оценка качества выполненной работы в целом.

  1. Творчество, фантазия, креативность.

- проявляет нестандартный подход к изготовлению изделий, вносит изменения, улучающие их внешний вид;

- самостоятельно подбирает цветовую  гамму изделия, композиции;

- проявляет активность, инициативность, желание экспериментировать;

- проявляет выдумку и фантазию при изготовлении панно и композиций.

  1. Знание основных биологических особенностей цветов.  

- знает название изученных цветов;

- знает морфологические и биологические особенности изученных цветов, их экологию, значение для человека;

- знает правила и владеет навыками составления композиций и аранжировок из цветов.

  1. Знание последовательности технологического процесса.

- знает название специальных инструментов;

- знает название и последовательность технологических операций;

- умеет объяснять правила обработки и сборки изделия.

  1. Организация рабочего места.

- поддерживает порядок на рабочем месте во время занятий и  наводит порядок  по окончании работы.

                            Оценка критериев:

                    0 баллов – критерий не выполняется;

                    1 балл – критерий выполняется плохо;

                    2 балла -  критерий выполняется хорошо;

                    3 балла - критерий выполняется отлично.

   Низкий  уровень знаний, умений и навыков: 0 – 26 баллов.

   Средний  уровень знаний, умений и навыков: 27 – 51 балл.

   Высокий  уровень знаний, умений и навыков: 52 – 75 баллов.

Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К А Я    К А Р Т А

П О Д Г О Т О В К А    Т К А Н И    Д Л Я   Ц В Е Т О Д Е Л И Я

  1. Приготовьте  чистую  выглаженную ткань – ситец, сатин, батист, крепдешин, шелк, креп-сатин, креп-атлас, атлас и т.п. (размером не более 40х50 см).
  2. В эмалированную посуду насыпьте 10 грамм желатина ( 1 ст.ложку с горкой), залейте 1 стаканом холодной воды (200 мл).
  3. Через 40-60 минут перемешайте смесь и поставьте на электроплиту или на газ (слабый огонь). Постоянно помешивайте, пока желатин не растворится, ещё немного прогрейте раствор.

                    К И П Я Т И Т Ь   Р А С Т В О Р  Н Е Л Ь З Я !

  1. Расстелите ткань на столе, смочите кусочек губки  (поролона) в смеси и нанесите на ткань, постепенно пропитывая её.
  2. Сушите, перекинув ткань через две параллельно натянутые нити. Или на одной нити, закрепив ткань прищепками за самый край.
  3. Пропитайте раствором желатина всю подготовленную ткань (насколько хватит раствора).
  4. Если в процессе пропитки желатин станет загустевать, то его необходимо подогреть, иначе на ткани появятся белые разводы.
  5. Высушенную ткань хранят скрученной в рулончики.

                               Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К А Я    К А Р Т А

                П О Р Я Д О К    И З Г О Т О В Л Е Н И Я    И З Д ЕЛ И Я

  1. Приготовьте конверт  с выкройками, отберите нужные детали.
  2. Подберите ткань необходимого цвета.
  3. Переведите выкройки на ткань в нужном количестве, экономно и правильно располагая их на ткани.
  4. Вырежьте детали, оставляя линию контура на обрезках.
  5. Нарежьте необходимое количество проволочек  специально для этого предназначенными ножницами, подбирая проволоку по длине и толщине.
  6.  Обкрутите проволоку креповой бумагой, подбирая оттенки цвета.
  7. Проведите срединную жилку с изнанки  листиков однорезным ножом, вклейте проволоку.
  8. Изготовьте сердцевинку (тычинки).
  9. Обработайте  венчики цветков и листики  горячими инструментами.
  10. Соберите изделие, скрепляя детали в  нужных местах клеем.

                                   Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К А Я    К А Р Т А

             В Ы Р Е З А Н И Е     И     П О Д Г О Т О В К А    Д Е Т А Л  Е Й

  1. Отрежьте часть ткани с обведенными деталями, остаток ткани уберите на место.
  2. Разрежьте ткань с деталями на отдельные части.
  3. Вырежьте каждую деталь, следуя линии контура.  Линию контура оставляйте  на обрезках (обрезайте).
  4. Соблюдайте правило – заостренные части деталей вырезайте от уголка в обе стороны.
  5. Вырезанные детали сложите аккуратно перед собой.
  6. На венчиках шилом сделайте дырочки:  деталь прокалывайте на резине, а затем, держа деталь между пальцами, проколите шилом дырочку как  можно глубже, делая её больше.
  7. Если есть необходимость  -  надрежьте венчик между лепестками (по направлению к дырочке).
  8. Детали готовы.
  9. Если есть необходимость  в подкраске деталей венчика или листьев, сделайте это сразу после вырезания.

Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К А Я    К А Р Т А

И З Г О Т О В Л Е Н И Е    Л И С Т Ь Е В

  1. Вырежьте детали листьев и приготовьте проволочки для них.
  2. Проведите однорезным ножом срединную жилку на листе с изнанки (обычно это та сторона, где остаются следы от контуров или какие-либо загрязнения).
  3. Приложите проволоку в полученную бороздку (срединную жилку), отмеряя длину вклеивания.
  4. Намажьте отмеренный участок проволоки клеем с одной стороны и вложите намазанную проволоку  в бороздку. Прижмите проволоку пальцами и немного подержите.
  5. Отодвиньте деталь в сторону для подсыхания (10-15 минут).
  6. Пока листья подсыхают,  сделайте перерыв или займитесь другим видом работы (подготовка тычинок, подкраска  или обработка венчика).
  7. После подсыхания деталей проведите по срединной жилке листика с лицевой стороны двурезным ножом (как по «рельсам»).
  8. Коротким однорезным ножом проведите боковые жилки (соответственно схеме на выкройке), сначала с лицевой стороны, а затем между ними с изнаночной.
  9. Если есть зубчики: проведите с лицевой стороны однорезным ножом – между зубчиками, а с изнанки – по каждому зубчику. Иногда зубчики с изнанки обрабатывают кольцом (согласно схеме).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...