Реализация личностно-ориентированного подхода при проектировании урока технологии
статья по технологии
Аннотация. В статье рассмотрена проблема личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. На примере уроков технологии показано применение личностно-ориентированного обучения учащихся общеобразовательной школы.
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, содержание обучения технологии, проектная деятельность, дифференциация и индивидуализация обучения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 1174
Реализация личностно-ориентированного подхода
при проектировании урока технологии.
Анохина Марина Вячеславовна, учитель технологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8 имени К.К. Рокоссовского»,
г. Курск, kurskschool8@mail.ru
Аннотация. В статье рассмотрена проблема личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. На примере уроков технологии показано применение личностно-ориентированного обучения учащихся общеобразовательной школы.
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, содержание обучения технологии, проектная деятельность, дифференциация и индивидуализация обучения.
Одним из главных направлений деятельности сегодняшней школы является личностно-ориентированный подход, который провозглашает уважение достоинства личности ребенка, соблюдение его прав и свобод, содействие индивидуальному развитию ребёнка.
Личностно-ориентированное обучение, воспитание и развитие ориентировано на всех детей с учетом их индивидуальных физиологических, психологических, интеллектуальных и возрастных особенностей и образовательных потребностей; использования программного материала разного уровня сложности, доступного ученику; дифференцирования учащихся по знаниям, способностям, потребностям, реализация дифференциации и индивидуализации обучения.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) в качестве цели развивающего образования предполагают создание условий для обеспечения личностного роста субъектов образовательного процесса – учащихся и их родителей, учителей. В новых условиях необходимо сохранить и усовершенствовать личностно-ориентированный подход в обучении, т. к. образование является уникальной и единственной формой взаимодействия гражданского общества и формирующегося как личность человека [3].
Учитель, использующий личностно-ориентированный подход в обучении, уделяет внимание целостной личности ребёнка, заботясь о развитии его интеллекта, эмоционально-волевой сферы, чувства гражданской ответственности, духовной составляющей личности, эстетических и творческих способностей.
Личностно-ориентированное обучение, воспитание и развитие ориентировано на всех детей с учетом их индивидуальных физиологических, психологических, интеллектуальных и возрастных особенностей и образовательных потребностей; использования программного материала разного уровня сложности, доступного ученику; дифференцирования учащихся по знаниям, способностям, потребностям.
Среди основных требований к личностно-ориентированному уроку И. С. Якиманская выделяет его цель, формулируя ее как «создание условий для познавательной активности учеников». Создавая такие условия, учитель учитывает возрастные и индивидуально-психологические особенности своих учеников, уровень их интеллектуальной подготовки, собственный профессиональный опыт и креативные способности. Для достижения поставленной цели учитель самостоятельно продумывает и отбирает средства, методы и приёмы, необходимые для эффективной организации учебной деятельности школьников [4].
В словаре методических терминов и понятий авторов Э.Г. Азимова, А.Н. Щукина определение личностно-ориентированного подхода рассматривается как подход к обучению, который выражается в учете возрастных, психологических, профессиональных интересов, возможностей, потребностей учащихся, опоре на принципы дифференциации и индивидуализации обучения, в личностном развитии учащихся [1].
Таким образом, мы можем сказать, что личностно-ориентированный подход — это сосредоточение внимания преподавателя на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с чувственными, эстетическими, креативными задатками и способностями развития.
Реализация личностно-ориентированного подхода на уроках технологии осуществляется мной по следующим направлениям .
- Подбор методов изучения нового материала с учетом преобладания канала восприятия («аудиал», «визуал», «кинестетик») [2].
- Использование методов активизации внимания на уроке.
Необычная формулировка темы, использование интригующей лексики («Как вы думаете, что находится в чемодане», «Что нужно, чтобы начали идти «часы» урока?», «Как связана представленная картина известного художника с темой урока?»).
Начало изучения материала с яркого запоминающегося факта (видео кулинарного или швейного производства, показ мод, примеры оформления интерьера).
Использование вопросов или серии вопросов в начале урока (для активизации умственной деятельности).
Паралингвистическое оформление речи – грамотность, темп, интонация, паузы при подаче материала).
- Использование дифференцированных заданий при закреплении изученного материала, выполнении практической работы. Так, при выполнении моделирования юбки в 7 классе учащимся предлагаются разноуровневые задания. Первый тип: выполнение задания по образцу – инструкционная карта, на которой представлены все этапы моделирования – эскиз, нанесение фасонных линий, оформление выкройки. Второй тип: содержит только эскиз и нанесение фасонных линий. Третий тип: только эскиз.
- Применение различных форм организации учебной деятельности: индивидуальной, фронтальной, групповой. Особое внимание хотелось бы обратить на групповую форму работы. Это работа в парах (взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимопроверка), реализация групповых форм. В качестве примера можно привести нетрадиционную форму урока в 7 классе «Приготовление мясных блюд» - «Организация кафе», где распределяются обязанности: «Руководитель» «Шеф-повар», «Повар», «Официант». Учащиеся изучают виды деятельности в рамках своих функциональных обязанностей, реализуют их в процессе урока. Такая форма организации способствует реализации личностно-ориентированного подхода (учащиеся выбирают роль в соответствии со своими способностями и возможностями), педагогического сотрудничества и коллективного взаимодействия между учащимися, системно-деятельностного подхода, профессиональной ориентации школьников.
Разделению класса учеников на более мелкие группы или пары позволяет каждому ученику занять активную позицию, проявить личные знания, интеллектуальные и коммуникативные способности.
- Использование проектной деятельности, раскрывающей возможности для реализации личностно-ориентированного подхода. Так, самостоятельный выбор темы проекта позволяет определить уровень и характер творческой работы, подобрать методы исследования и способ реализации проекта, его социальную значимость. Например, творческий проект «Подарок ветерану» вызвал интерес всех категорий учащихся. Дети общались с конкретными ветеранами, выясняли их потребности и интересы, выполняли изделия с учетом возраста и пожеланий ветеранов (футляр для очков, наволочка для диванной подушки, грелка на чайник). Или проект «Блюда национальной кухни» позволяет учесть национальные традиции обучающихся.
- Использование современных педагогических технологий (кейс-технологии, игровые технологии, технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии).
- Особое внимание я уделяю процессу рефлексии, оценке учеником своего «Я», развитию объективной самооценки.
- Использование методов формирующего оценивания, когда оцениваются личные достижения учащегося.
Таким образом, использование личностно-ориентированного подхода означает, что каждый школьник может максимально реализовать свой личностный и интеллектуальный потенциал, выбрав из многих заданий то, что подходит ему лично. Этому способствуют задания различной степени сложности, контроль знаний учащихся в различных формах, самооценка выполненной работы. Применение личностно-ориентированного подхода при обучении технологии позволяет сформировать личность нового типа – творческую, социально-активную, самостоятельную и мотивированную к профессиональной и трудовой деятельности.
Именно учителю технологии, использующему личностно-ориентированный подход, предоставляется большая возможность по развитию внутреннего потенциала личности.
Список использованной литературы
- Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий(теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов. ― М.: Издательство ИКАР,2009. — 34 c.
- Любовь Володина. Nasledie.digital. [Электронный ресурс].
- Федеральные государственные образовательные стандарты. – URL: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=2588.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное развивающее обучение. [Электронный ресурс]. Информационный портал. Большая библиотека. Режим доступа: http://www.eng.ru/pedagogika/lichnostno-orientirovannoe.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий
В статье рассказывается об олыте работы по теме самообразования: "Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий"...
Игровая технология как средство реализации личностно-ориентированного подхода на уроках географии
Игровая технология как средство реализации личностно-ориентированного подхода на уроках географии...

Педагогический проект на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»
Педагогический проект на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению».В новых социально-экономическ...

Технология ИСУД на уроках русского языка и литературы как реализация личностно – ориентированного подхода в обучении
в статье рассматриваетя применение одной из современных педагогических технологий, позволяющих осуществлять личностно ориентированный подход в обучении – технологии ИСУД (технология уч...
Доклад на ШМО «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»
Доклад на ШМО...

Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совоку...

Творческий отчет на тему: «Реализация технологии личностно – ориентированного обучения учащихся на уроках истории»
Актуальность применения технологии личностно-ориентированного развивающего обучения, как одного из средств реализации концептуальных идей гуманной педагогики...
