Доклад «Развитие самоконтроля трудовых действий, обучающихся c ОВЗ на уроках столярного дела»
материал по технологии

Руслан Андреевич Каранов

Доклад

«Развитие самоконтроля трудовых действий, обучающихся на уроках столярного дела»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_noyabr_2025.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Богородская школа №8»

Доклад

«Развитие самоконтроля трудовых действий, обучающихся на уроках столярного дела»

Выполнил:

Учитель первой квалификационной категории

Каранов Руслан Андреевич

Развития навыков самоконтроля особенно актуально среди детей с особыми образовательными потребностями. Освоение трудовых навыков на уроках столярного дела помогает детям интегрироваться в общество, приобрести полезные умения и развить важные личностные качества.

Самоконтроль предполагает способность осознавать собственные действия, видеть возможные ошибки и вовремя их исправлять. Дети с особенностями интеллектуального развития часто испытывают трудности в восприятии инструкций, запоминании последовательности действий и оценке качества своей работы. Поэтому уроки столярного дела играют важную роль в коррекции и компенсации недостатков когнитивного развития.

Формирование навыков самоконтроля включает три основных этапа:

Первый этап: знакомство с трудом и правилами безопасной работы

Детям с ограниченными возможностями необходима специальная подготовка перед началом практических занятий. Следует подробно разъяснить правила поведения на рабочем месте, показать инструменты и рассказать о правилах обращения с ними. Особое внимание уделяется технике безопасности, поскольку дети могут проявлять недостаточную осторожность.

Второй этап: обучение осознанию и пониманию трудового процесса

На данном этапе дети учатся различать правильные и неправильные действия, усваивают алгоритмы работы с древесиной и инструментами. Важна поддержка преподавателя, который пошагово объясняет выполнение каждого действия и контролирует правильность выполнения заданий. Постепенно дети начинают самостоятельно осмысливать свои действия и пытаться предвидеть последствия неверных шагов.

Третий этап: закрепление навыков самоконтроля

Здесь педагог организует систему регулярных проверок и самопроверок. Ребенок учится самостоятельно оценивать качество своего труда, сравнивать свою работу с эталонными образцами и искать пути улучшения результатов. Это достигается путем многократного повторения одних и тех же действий, постепенного усложнения задач и постоянного стимулирования интереса ребенка к совершенствованию.

Эффективные методы развития самоконтроля:

При обучении детей с ОВЗ используются специальные приемы и методы, позволяющие добиться устойчивого результата:

Игровой метод. Использование игровых элементов упрощает восприятие материала и повышает интерес детей к процессу обучения. Игры помогают закрепить знания и навыки, полученные на уроках.

Наглядный материал. Демонстрация готовых образцов, наглядных пособий и иллюстраций облегчает понимание учебного материала. Наглядность способствует лучшему усвоению технологий обработки дерева и приемов работы с инструментом.

Индивидуальные инструкции. Каждый ребенок нуждается в персональном подходе. Учитель разрабатывает индивидуальные программы, учитывающие особенности конкретного ученика. Такие программы включают адаптированные инструкции, подходящие именно этому ребенку.

Групповая работа. Совместная деятельность способствует социализации детей, улучшает коммуникативные навыки и стимулирует желание учиться новому. Группы формируются исходя из возможностей и потребностей учеников.

Значение уроков столярного дела в коррекционном процессе

Занятия столярным делом оказывают положительное влияние на общее психическое состояние учащихся с нарушениями интеллекта. Они способствуют развитию мелкой моторики рук, координации движений, концентрации внимания и усидчивости. Работа с деревом положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, снижает тревожность и агрессию.

Однако успех зависит от правильного подхода преподавателей и тщательной организации учебного процесса. Педагоги обязаны обладать специальными знаниями и методами, необходимыми для эффективной работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Подводя итог, можно сказать, что развитие навыков самоконтроля на уроках столярного дела оказывает огромное влияние на подготовку детей с ОВЗ к самостоятельной жизни и труду. Эта работа требует терпения, профессионализма и индивидуального подхода к каждому ребенку. Только совместными усилиями педагогов и родителей возможно достижение высоких результатов в обучении и воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках столярного дела – один из путей повышения качества образования.

Многие педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Нап...

«Игра как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках столярного дела»

laquo;Игра как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках столярного дела»...

Развитие социально-трудовых компетенций на уроках столярного дела

Основным направлением работы школы является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Наши воспитанники не в состоянии сами выделить, освоить и усвоить те звенья социальных ст...

Формирование базовых учебных действий обучающихся на уроках столярного дела

Педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Например, ...

Формирование базовых учебных действий обучающихся на уроках столярного дела

Педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Например, ...

Доклад «Развитие творческой активности и навыков самостоятельности на уроках столярного дела»

Доклад«Развитие творческой активности и навыков самостоятельности на уроках столярного дела»...

Доклад по теме: «Исправления недостатков в трудовой деятельности учащихся на уроках столярного дела»

Доклад по теме: «Исправления недостатков в трудовой деятельности учащихся на уроках столярного дела»...